Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша»






Скачать 84.88 Kb.
НазваниеСергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша»
Дата публикации21.03.2014
Размер84.88 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Астрономия > Документы
Сергей Александрович Есенин.

Анализ стихотворения «Пороша».

(слайд №1).
Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:


  1. Познакомить учащихся с пейзажной лирикой С.Есенина.

  2. Формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения; акцентировать внимание на работе с изобразительно-выразительными средствами языка (обнаружение их в тексте и определение их роли в конкретном художественном произведении).

  3. Повторить понятия: троп, эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, аллитерация.

Развивающие:

  1. Развивать логическое и образное мышление.

Воспитательные:

  1. Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к Родине через любовь к природе.

Оборудование:

- портрет С.А.Есенина (слайд №2).

- музыкальный центр, аудиозапись романсов на стихи С.Есенина, презентация.

- раздаточный материал (карточки).
^ Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учащихся.

Звучит романс «Отговорила роща золотая…» (слайд №3-4).

III. Объяснение темы и постановка цели урока.

Ребята, давайте посмотрим на загадки, над которыми в детстве думал поэт. Отгадаем их.

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С.Есенина «Пороша». Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.
Многих замечательных поэтов и прозаиков впечатления от зимней дороги вдохновляли на создание настоящих мировых шедевров. У каждого свой взгляд, свое открытие, ведь зима не бывает одинаковой для всех, а дорога — тем более.
Придет неслышными шагами

Незримой стужею дохнет

И все, вокруг покрыв снегами,

Вдруг всем нам уши надерет.

Зачем, мол, вы в такой мороз

Из дома высунули нос?


^ Ребята, о каком времени года говорится в тексте загадки?

Ну, конечно, о зиме.

Попробуйте ответить на вопрос: «Какая у нас зима?»

Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная».

Третий скажет: «Зима у нас красивая, пушистая и белоснежная». А вот как сказал о зиме А.А.Фет:
Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких

И блестящий снег

И саней далеких

Одинокий бег.

Наша зима, действительно, очень разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег да мороз. А на самом деле, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная и с солнцем. И день зимой разный.

Утро раннее – тихое.

А вечер – длинный, задумчивый и немного загадочный.

Наша зима у поэтов, музыкантов, художников – красавица: порой озорная, порой тихая. Она прекрасная и величественная.
Суриков так пишет о зиме:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.
А К.Бальмонт радостно восклицает:

Светло – пушистая,

Снежинка белая

Какая чистая,

Какая смелая!

Насколько же преображается природа, когда в путь отправляется Есенин! Он попадает в чудесную страну.
На слайде (слайд №6) даны слова: буран, снегопад, вьюга, позёмка, метель, пороша. Расположите данные слова, которые обозначают движение снега в порядке убывания. А теперь давайте проверим, правильно ли вы расположили эти слова (слайд №7 с проверкой).

^ Ребята, как вы понимаете эти явления природы?

(Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега).

А что такое «пороша»?

- Пороша – снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая её ровным ковром.

Проведём небольшую разминку (слайд №5).
^ IV.Беседа с элементами анализа.

Чтение стихотворения «Пороша» учителем.

ПОРОША

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

-Какие чувства вы испытываете, слушая стихотворение? Какие чувства испытывает лирический герой? Какая картина рисуется вашему воображению? ( В начале стихотворения Есенин говорит, что вокруг "тихо". Однако, прислушиваясь, замечает, что везде кипит жизнь: "серые вороны расшумелись", "долбит дятел", "слышны звоны копыт". Таким образом, зима постоянно преподносит путнику сюрпризы, приоткрывает свои тайны, загадывает загадки.
(Слайд №8) Зимний сказочный пейзаж. Лирический герой любуется увиденным, фантазирует. Его настроение грустное, задумчивое, мечтательное, невесёлое. Но постепенно оно меняется: еду, тихо, заколдован, дремлет, скачет, убегает…).

-Посмотрите на первую строфу стихотворения. Какие синтаксические конструкции применены поэтом? Какого эффекта достигает поэт?

(односоставные предложения позволяют создать емкую картину изображаемой действительности).

Прочитаем первую строфу.

- Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина?

- Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик?

(Тишину леса, ритм скачки коня, звонкость цокота копыт и крикливость

ворон).

- Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста?

(С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н], [м], [з], [с] в словах звоны, на снегу).

- А шум, поднятый воронами?

(С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись).

- Ребята, а вы знаете, как этот прием называется?

( Звуковые повторы однородных согласных звуков называются

аллитерацией).

- Какие эмоции вызывают у вас картины во второй строфе стихотворения?

- Что вы должны передать голосом?

(Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный

сияющий лес. Удивиться сосне – она подвязалась белой косынкой и похожа на человека).

- Какие образы возникают в третьей строфе стихотворения?

- Какая картина предстает перед вами?

- Что мы должны передать голосом?

(Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному).

- Какую картину вы видите в последней строфе стихотворения?

- Что вы должны передать голосом, читая эти строчки?

(Показать быстрый ритм скачки, раздолье, простор дороги, ширь полей).

-Из скольких строф состоит стихотворение? Сколько в нём предложений? Каким размером оно написано? (стихотворение состоит их четырёх строф, семи предложений: написано хореем, так как ударными являются нечётные слоги: 1-3-5-7) (слайд №9)

-Что является объектом сравнения в стихотворении?

(Сосна: «словно белою косынкой подвязалася сосна», «понагнулась, как старушка»)

-Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (слайд №10)

(олицетворения: дремлет лес, подвязалася сосна; метафора: стелет шаль; сравнение: как старушка; убегает лентой; словно белою косынкой).

-Какие интонации будут преобладающими при чтении стихотворения?

(Спокойные, приглушенные, чтобы не разрушить очарование зимней сказки).

-Какие слова помогают передать движение?(слайд №11).

(1 строфа - еду..

2 – 3 строфы – дремлет, понагнулась, оперлася, долбит…

4 строфа – скачет, валит, стелет, убегает…).

-К какому же выводу мы пришли? Чувствует ли лирический герой природу? Что он умеет делать? Что создаёт сказочную картину? Что же происходит с лирическим героем в конце стихотворения?

( Слайд №12Лирический герой чувствует природу, умеет фантазировать, мечтать, видит волшебное в жизни, любуется загадочностью и таинственностью снега. Слайд №13 Медленное падение снега создаёт сказочную картину, волшебство усиливается падающим снегом. Шум ворон и стук дятла сумели развеять «сонное» настроение лирического героя. Проехав волшебный лес, он полон жизни).
- А сейчас посмотрите, какую картину зимнего пейзажа увидела

русская художница И. Бродская в репродукции «Русская зима».

- Что изображено на картине? (Слайд №14-15).

(Снегом, словно ковром, покрыта земля. Ели накинули шаль. Солнечный, красивый день).

- Как вы думаете, художнице нравится зима? Докажите.

Что общего между картиной И. Бродской и стихотворением С. Есенина?

(Настроение, заснеженный лес).

- А теперь послушайте, как известный композитор П. Чайковский передает красоту зимы в пьесе «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года».

- Какую картину вы представили, прослушав музыку? Похожа ли она на картину С. Есенина? Чем? (прослушивание музыки).

(Да, любование природой, в музыке больше передана скачка коня по зимнему лесу, а не дремлющий лес).

(Слайд №16) План анализа лирического произведения.

1.Тема стихотворения (о чём говорится?)

2.Идея стихотворения (основная мысль)

3.Образы (что можно представить, читая это стихотворение?)

4.Художественные средства (олицетворения, эпитеты, метафоры, сравнения…)

^ V. Творческая мастерская.

-Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удалось так точно передать свои чувства.
(Ученики получают текст стихотворения Есенина «Звезды» с пропущенными тропами. Задание: самостоятельно – «вместо поэта»- подобрать наиболее соответствующие слова из предложенных, найти синоним. Затем сравнить с оригиналом).
Звезды

Звездочки……(1), звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу…..(2)?
Частые звездочки, звездочки….(3)!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания….(4)?
И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце….(5)

Звезды небесные, звезды….(6).
Задание:

1.Подберите синоним к слову «светлые».

2.Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.

3.Подберите синоним к слову «частые».

4.Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.

5.Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.

6.Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.
VI.Обобщение-вывод.

Есенин пришел в поэзию, чтобы воспеть родную природу, которая для него — источник всего прекрасного. Эту чистую любовь он пронес через всю жизнь, через всю поэзию. Своё стихотворение С.Есенин назвал «Пороша». А в стихотворении оно ни разу не прозвучало. Почему? Потому что мы вместе с автором любуемся красотой, которая и создана в стихотворении снегом, порошей.

Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что-то свое. И здесь многое зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца. Здорово, что Есенин так живописно поделился с нами своими впечатлениями. И хотелось бы, укутавшись в пушистую теплую шубу, прокатиться на тройке со звенящими бубенцами вдоль лесов, полей, замерзших рек, послушать песни ямщика и звон копыт на укатанной санями дороге.

^ Звучит романс на стихи С.Есенина «Клен ты мой опавший…»

VII.Домашнее задание: (слайд 17) сочинение-миниатюра «О чём меня заставило задуматься стихотворение С.Есенина»? или попробуйте написать сочинение-анализ этого стихотворения. (Слайд №18) План сочинения-анализа:

1.Тема стихотворения (автор, название)…

2.Читая стихотворение, я представляю…

3.Чтобы ярко, красочно нарисовать картину природы, автор использует…

4.Основная мысль стихотворения (автор, название)…

5.Лирический герой чувствует… .
VIII. Выставление и комментирование оценок.

IX. Итог урока (рефлексия) Слайд №19.

Продолжить фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я научился…

- Сегодня на уроке я повторил….
Слайд №20




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» iconТема: Сергей Александрович Есенин
С. А. Есенина, к Родине, чувство гордости за поэта, безгранично любившего Россию

Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» iconКонспект урока по чтению тема: «С. Есенин «с добрым утром!»
Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Воспитывался у деда

Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» iconПроверка домашнего задания. Анализ стихотворения. Анализ стихотворения. Анализ стихотворения
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством А. А. Фета; проанализировать стихотворением «Бабочка»; формировать навык выразительного...

Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» iconСтропъ
Константиново известно и дорого каждому человеку. Здесь 3 октября 1895 г родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин....

Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» iconЗвучит песня «Клён ты мой опавший» (ученицы 7 класса)
И сразу становятся близкими и родными. Автор этих строк, и других стихотворений о родной природе, о «братьях наших меньших», о близких...

Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» icon«В сердце светит Русь…» (115 лет со дня рождения С. А. Есенина)
Есенин, С. О русь, взмахни крылами: Стихотворения, поэмы / С. Есенин. М. Альпари, 1995. 653с

Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» iconСергей Александрович Есенин Дата рождения: 21 сентября (3 октября) 1895 Место рождения: село
Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново Рязанской губернии — 28 декабря 1925, Ленинград)...

Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» iconЛитература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»
Такая форма позволяет преподавателю разработать систему вопросов и заданий, позволяющих не только осуществить усвоение знаний обучаемыми...

Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» iconСергей Есенин Для разучивания. Береза

Сергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» iconРеферат «Русь деревенская в лирике С. Есенина»
Введение. Сергей Есенин один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. 3



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск