Скачать 183.49 Kb.
|
Авторы: Беляева Ирина Вячеславовна, Хоцкина Наталья Михайловна Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 г. Томска, 634021, г. Томск, ул. Лебедева 94,тел./факс (382-2) 451912 Аннотация: внеклассное мероприятие в форме интеллектуальной игры «Ботанический звездный час», проводилось среди учащихся 7 классов после изучения темы «Царство Растения» (Н.И. Сонин), но с учетом углубления знаний. В игре приняли участие 2 команды, болельщики. Игра была представлена в виде «цепочки» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, требующих открытых (полных) ответов. Каждое задание оценивалось определенным количеством баллов. ^ неделя естественных наук в школе Предмет: биология Возрастная группа: 7 класс Название сценария: интеллектуальная игра «Ботанический звездный час» ^ применение полученных знаний в новой нестандартной ситуации. Задачи: 1. Образовательные: закрепить, систематизировать и расширить знания о высших растениях, и научить применять их в жизни. 2. Развивающие: формировать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки логического мышления, речевую деятельность, развивать у учащихся интерес к предмету. 3. Воспитательные: воспитывать культуру общения, сознательную дисциплину, формировать навыки коммуникативной работы, умение работать в команде ^ с ребятами была организована работа по расширению знаний по теме «Растения» за пределами школьных страниц (работа с интернет ресурсами, словарями по биологии, дополнительной литературой). Были сформированы команды, каждая команда выбрала капитана, придумали название и приветствие соперникам, приготовили эмблемы. Приготовили сигнальные карточки и ведомости активности учащихся (для помощника капитана). ^ оформление доски: название мероприятия интеллектуальная игра «Ботанический звездный час», "При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается". Саллюстий. На столах таблички с названием команд. Табло для подведения итогов каждого этапа. ^ учитель биологии проводит мероприятие, жюри – учителя биологии, химии, информатики, физики. Время реализации: 90 минут Авторский медиапродукт: 1. MS Power Point 2. Презентация ^ презентация, проектор, компьютер, раздаточный материал для команд, табло для счета, сигнальные карточки, ведомость активности, песочные часы. ^ Учитель: здравствуйте уважаемые игроки, дорогие гости, болельщики! Приветствую Вас на интеллектуальной игре «Ботанический звездный час». Обратите, пожалуйста, внимание на экран, вам представлены слова греческого историка Саллюстия «При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается». Пусть эти слова помогут командам в сегодняшней игре, желаю успехов. ![]() Учитель: уважаемые игроки, мы начинаем нашу игру с приветствия команд. Слово предоставляется первой команде Спасибо. Слово предоставляется второй команде Спасибо командам за приветствие. Учитель: уважаемые участники команд внимательно посмотрите на картину и определите, представители каких царств на ней изображены? (слайд №3) ![]() ^ : царства животные, растения, грибы, бактерии. Учитель: спасибо, ответ правильный. Сегодня у нас пойдет речь о царстве растений, но для того, чтобы уточнить, о каких именно растениях пойдет речь, вы должны правильно заполнить схему. Та команда, которая первая справится с заданием, поднимает сигнальную карточку и отвечает, команда соперников внимательно слушает и исправляет возможные ошибки. Внимание, на экран! (слайд №4) «Закончи схему». ![]() Учитель: уважаемые игроки, давайте посмотрим, как команды справились с заданием. Ответы предоставляет первая команда, затем – вторая. Проверка задания (слайд №5) ![]() Спасибо командам. Именно о подцарстве высшие растения пойдет сегодня речь. Первый конкурс называется «Сообрази». ^ - скобки раскрой. Предлагается текст – рассказ, в котором упоминаются различные растения. После названия растения в скобках указано задание – вопрос, на который необходимо ответить. Команды отвечают письменно на листках. За каждый правильный ответ получают 1 балл. За задание команда может получить максимум 9 баллов. Время работы – 5 минут. (слайд №6) «Наступил август - последний летний месяц. Кое - где уже заметно дыхание осени. Отцветают ромашки (1.Семейство?) и колокольчики (2.Способ опыления?), у многих растений созревают семена. На пустырях жухнет пижма (3.Вид соцветия?). Рядом достаивают великолепные нивяники, называемые в быту - большими ромашками. Насыпи все еще покрыты разноцветным вьюнком (4.Форма побега?). На березах (5.Способ распространения семян) и дубах (6.Жилкование листьев) замелькали уже желтые листья, на лугах голубыми бантиками украсился цикорий (7.Из какой части растения приготавливают кофе). Поспевают поздние ягоды – толокнянка (8.Тип корневой системы), брусника (9.Жизненная форма)». Учитель: уважаемые игроки, время вышло. Ответы сдайте, пожалуйста, жюри. Внимание, на экран. Правильные ответы (слайд №7): 1. Сложноцветные 2. Перекрестное опыление (насекомые) 3. Корзинки 4. Вьющийся 5. Ветер 6. Сетчатое 7. Корень 8. Стержневая 9. Кустарнички Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто принимал участие в обсуждении, давая правильные ответы. Помощник не забывает фиксировать результаты. Спасибо. Продолжаем игру. Следующий конкурс называется «Эрудиты» ^ Учитель: командам задается вопрос, на обсуждение 2 минуты, каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов. Команда имеет право на досрочный ответ, но если она ответила неправильно, то отвечает другая команда. Если ответа у команд нет, то мы обращаемся за помощью к болельщикам. 1. Уважаемые игроки! Перед вами схема электромагнитного сепаратора, с помощью которого происходит отделение семян культурных растений от семян сорняков (слайд №8). Внимание, вопрос! Объясните, каким образом происходит отделение одних семян от других (культурных от сорняков)? ![]() Ответ: семена перемешивают со специальным порошком из железных опилок и мела. К шероховатым семенам сорняков такой порошок хорошо прилипает. А к гладким семенам культурных растений (льна и клевера) нет. Шероховатые семена, покрытые железным порошком, намагничиваются, и в результате действия с магнитным полем электромагнита их движение искривляется, и они поступают в специальный приемник. 2. Уважаемые игроки, перед вами четыре упаковки с продуктами (на стол командам раздаются упаковки с крупами). ^ Как называются продукты, находящиеся в этих четырех мешочках? Из каких растений их получают? К какому семейству относятся эти растения? Ответ: крупы 1) манная крупа - ее получают из пшеницы; 2) перловая - из ячменя; 3) геркулес - из овса; 4) пшено - из проса. Все растения относятся к семейству злаков (слайд №9) 3. Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у всех этих растений? Перечислить не менее пяти общих признаков (слайд №10). Ответ: растения многолетние; имеют белые цветки; соцветие кисть; сильный запах; опыляются насекомыми (слайд №11) ![]() 4. Уважаемые игроки, внимание, на экран! (слайд №12) Вам представлены две картины известных художников 19 века. Внимательно посмотрите и найдите два общих признака на этих картина. Объясните их. ![]() Ответ: на картинах изображены растения семейства злаков - рожь, пшеница и растения отдела голосеменные - кипарис, лиственница. 5. Назовите растения, семена которых находятся в этих трех упаковках (на стол командам выдаются упаковки семян растений). Как называются плоды этих растений? Почему все эти растения имеют огромную хозяйственную ценность? Ответ: в упаковках находятся семена гороха, фасоли, бобов. Плоды этих растений называются бобами. Все растения относятся к семейству бобовых. Растения этого семейства обогащают почву азотом (слайд №13) 6. Уважаемые игроки! Прослушайте данную информацию: В листьях растений третьей планеты, под действием лучей этой звезды, дающий непрерывный спектр, протекает процесс фотосинтеза, и листья становятся зелеными. Это замечают и птицы семейства воробьиных, в частности ласточки, которые летят к нам в постройки, и мы судим о смене времен года (слайд №14). ^ Какое стихотворение закодировано в этом эпизоде? Это стихотворение знакомо вам с детства. Ответ: (слайд №15) ![]() 7. Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живёт Хозяйка Земли. А вот что поётся в русской песне об этом дереве: Первое дело - мир освещать, Второе дело - скрип утешать, Третье дело - больных исцелять, Четвёртое дело - чистоту соблюдать. ^ Что это за дерево? Объясните, о чём говорится в песне (слайд №16). Ответ: Берёза. Люди освещали дома берёзовыми лучинками; дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс, чтобы не скрипели; от болезней почек, печени и лёгких помогает отвар берёзовых почек; полы мыли да парились берёзовыми вениками (слайд №17) ![]() Спасибо. Обе команды хорошо поработали. Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто правильно рассуждал. Спасибо. Следующий конкурс называется «Ботаническая мозаика» ^ Учитель: уважаемые игроки, у вас на столах карточки с изображением органов растений. Вам необходимо собрать целый организм, назвать его и дать его характеристику (письменно). Время выполнения задания 2 минуты. Максимум заработанных баллов – 2. Учитель: время вышло. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Пожалуйста, ответы команд (показывают листы). Ответ: отдел моховидные, мох кукушкин лен обыкновенный Корней нет, есть ризоиды, это листостебельное растение. Из спор вырастают короткоживущие побеги, состоящие из ножки и коробочки (спорангия). Гаметофит — многолетний зелёный побег с листоподобными выростами и корнеподобными выростами (ризоидами) (слайд №18) ![]() Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто принимал участие в обсуждении, давая правильные ответы. Спасибо командам. Уважаемые игроки! Зрители с помощью Натальи Михайловны приготовили для вас вопросы для следующего конкурса, который называется «Заморочки из бочки». Команда вытягивает вопрос из бочки, читает его вслух, 1 минута на обсуждение дается обеим командам, но отвечает команда, которая вытянула этот вопрос. Если команда дает неверный ответ, право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. ^ 1. Лесник, поранив руку, обмотал ее сухим торфяным мхом. Не навредил ли он себе? Ответ: лесник правильно использовал мох, так как он обладает прекрасным бактерицидным свойством и способностью впитывать влагу, благодаря чему может применяться в качестве перевязочного материала. 2. Почему в торфяных болотах находили корни деревьев, почти не разложившиеся тела погибших животных и людей? ^ 3. Родители Никиты, увидев на огороде растущий полевой хвощ забеспокоились. "Нужно почву известковать», - решил отец. Почему он так решил? ^ 4. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? Именно это дерево, из хвойных, нельзя транспортировать по воде самосплавом, почему? Ответ: лиственница. Лиственницу. Ее древесина тяжелая и в воде быстро тонет. 5. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще? Ответ: морозобоины появляются от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи. Чаще страдают деревья с твердой древесиной: дуб, клен, ясень, сосна. 6. В Чехословакии в одном лесу росла огромная ель, которую приходили смотреть тысячи людей. Спустя несколько лет ель погибла, почему? Ответ: тысячи людей за несколько лет утоптали землю, дыхание корней нарушилось, и ель погибла. Учитель: молодцы обе команды. Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто принимал участие в обсуждении, давая правильные ответы. Спасибо. Хорошо поработали и, наверное, немного устали, пока жюри подводит итоги прошедших конкурсов, я объявляю музыкальную паузу. ^ Поет ученица 7 «Б» класса песню «Места родные» (слайд №19) Спасибо. Мы продолжаем. Следующий конкурс «Барон Мюнхгаузен» V. «Барон Мюнхгаузен» Учитель: дома каждая из команд составила рассказ – небылицу, в котором допущены фактические ошибки. Команда соперников должна найти ошибки в предложениях и исправить их (исправлять прямо в тексте). Максимум команда может заработать 5 баллов. Время выполнения задания – 5 минут. Текст для первой команды с ошибками (слайд №20) Однажды мне приснился сон, как будто я с одноклассниками совершил путешествие на огромный материк Гондвана. Мы решили прогуляться по берегу Палеозойского моря. Море было теплое - теплое, вокруг царила тишина, только время от времени мимо нас пробегали двухметровые многоножки, скорпионы и пауки. Повсеместно мы встречали примитивные низкорослые растения – псилофиты и мелкие кустарники. Рядом с ними произрастали гигантские папоротники с крупными красными цветами. Хвощевидные были представлены каламитами, плауны – лепидодендронами, рододендронами и сигилляриями. В высоту они достигали примерно 30 метров, и имели глубокие стержневые корневые системы. Мы себе и представить не могли, что эти гиганты когда – то вымрут и послужат материалом для образования многочисленных пластов бурого угля (каменный уголь). Текст для второй команды с ошибками (слайд №21) Однажды, после изучения темы «Развитие жизни на Земле», я решил пофантазировать и совершить путешествие в мезозойскую эру. Когда я о своем путешествии рассказал учителю биологии, она сказала: «В твоих фантазиях есть ошибки». Ребята, помогите мне их найти и исправить. Я начал свое путешествие по суше, и был удивлен богатством и разнообразием растительного мира мезозойской эры. Среди многочисленных голосеменных были цикадовые, бенетитовые. Мое воображение поразили: кипарисы, секвойи, а особенно тис ягодный: все дерево было усыпано яркими желтыми цветами и красными плодами. Около воды произрастали гигантские семенные папоротники, прогимноспермы, кордаиты и голосеменные: цикадовые, гинковые, магнолиевые и хвойные, потому что их жизненный цикл зависел от воды. В воде плавали ихтиозавры, по суше бегали гигантские динозавры, в небе летали архозавры и птеродактили. К концу мелового периода все папоротники и голосеменные вымерли и появились цветковые, такие как эвкалипты, олеандры, коричневые лавры, платаны. Это было важнейшей вехой в эволюции растений. ^ Однажды мне приснился сон, как будто я с одноклассниками совершил путешествие на огромный материк Гондвана. Мы решили прогуляться по берегу Палеозойского моря. Море было теплое - теплое, вокруг царила тишина, только время от времени мимо нас пробегали двухметровые многоножки, скорпионы и пауки. Повсеместно мы встречали примитивные низкорослые растения – псилофиты и мелкие кустарники. Рядом с ними произрастали гигантские папоротники с крупными красными цветами. Хвощевидные были представлены каламитами, плауны – лепидодендронами, рододендронами и сигилляриями. В высоту они достигали примерно 30 метров, и имели глубокие стержневые корневые системы. Мы себе и представить не могли, что эти гиганты когда – то вымрут и послужат материалом для образования многочисленных пластов бурого угля (каменный уголь). Однажды, после изучения темы «Развитие жизни на Земле», я решил пофантазировать и совершить путешествие в мезозойскую эру. Когда я о своем путешествии рассказал учителю биологии, она сказала: «В твоих фантазиях есть ошибки». Ребята, помогите мне их найти и исправить. Я начал свое путешествие по суше, и был удивлен богатством и разнообразием растительного мира мезозойской эры. Среди многочисленных голосеменных были цикадовые, бенетитовые. Мое воображение поразили: кипарисы, секвойи, а особенно тис ягодный: все дерево было усыпано яркими желтыми цветами и красными плодами. Около воды произрастали гигантские семенные папоротники, прогимноспермы, кордаиты и голосеменные: цикадовые, гинковые, магнолиевые и хвойные, потому что их жизненный цикл зависел от воды. В воде плавали ихтиозавры, по суше бегали гигантские динозавры, в небе летали архозавры и птеродактили. К концу мелового периода все папоротники и голосеменные вымерли и появились цветковые, такие как эвкалипты, олеандры, коричневые лавры, платаны. Это было важнейшей вехой в эволюции растений. Учитель: уважаемые игроки, время вышло. Сдайте, пожалуйста, исправленный рассказ – небылицу жюри, а мы посмотрим на экран, где указаны правильные ответы. Спасибо. Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто принимал участие в обсуждении, давая правильные ответы. Спасибо командам. Следующий конкурс «Круглый стол» ^ Учитель: команды за одну минуту должны вспомнить, обсудить и рассказать о роли споровых и семенных растений в природе и жизни человека в рамках шести предложений. Каждый участник команды должен высказаться одним предложением. Команда может получить максимум 6 баллов. Время, уважаемые игроки. Первая команда … Вторая команда … Спасибо. Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто принимал участие в обсуждении, давая правильные ответы. Спасибо командам. ^ Плод, находящийся в черном ящике трижды влиял на судьбу человека. Вопрос: назовите плод и объясните его влияние на судьбу человека. Максимальное количество баллов – 4. Две минуты на обсуждение. ^ ![]() Молодцы. Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто принимал участие в обсуждении, давая правильные ответы. Спасибо. Пока жюри подводит итоги, команды приготовили для соперников небольшой подарок, но чтобы его получить, команда должна определить, что это, задавая наводящие вопросы. Ключевое слово – фрукт. Пожалуйста, первая команда … Спасибо. Вторая команда … ^ ![]() Учитель: наша игра подошла к концу, команды молодцы, спасибо болельщикам, спасибо всем участникам игры. Слово предоставляется капитанам команд … Слово предоставляется жюри … Вручение грамот командам. ^ ![]() ![]() ![]() Список использованной литературы и Интернет-ресурсов: 1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знание», 2006. 2. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Из-во «Учитель», Волгоград, 2008. 3. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 – 9 классы/авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2010. 4. Покрытосеменные/Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003. 5. Споровые растения. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники/Т.А. Козлова, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2005. Интернет – ресурсы: 1. http://21205s03.edusite.ru/p187aa1.html 2. http://personbio.com/view 3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text Анализ мероприятия педагогами На заседании методического объединения проводился анализ мероприятия. Была дана оценка: данное мероприятие проведено с учетом новых требований ФГОС, особое внимание уделялось развитию УУД, в большей степени коммуникативных. Формирование коммуникативных УУД в процессе игры
Приложения (конкурс «Ботаническая мозаика») ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^
^
|
![]() | Автор сценария : учитель русского языка и литературы мбоу «Октябрьская сош №2» Низамова Мрина Валерьевна | ![]() | Прежде всего необходимо обосновать выбор автора. В этом могут помочь рекомендательные библиографические указатели и методические... |
![]() | ![]() | Фонограмма песни «Здравствуй, мама!» (слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова) | |
![]() | Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта) | ![]() | Воспитатель: Ребята, вы узнали? Это же клоун! Мы очень рады видеть тебя на нашем празднике |
![]() | Определить события во имя чего будет ставиться мероприятие (определение темы и идеи) | ![]() | Авторы сценария: Крюкова Т. В., Закотина О. В. и творческая группа учащихся 3-4 классов |
![]() | Автор сценария: Пикунова Наталья Николаевна – музыкальный руководитель высшей категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №30»... | ![]() | Видеоряд по ходу сценария воспроизводится программой для презентаций Microsoft PowerPoint |