Скачать 215.25 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Денежно-кредитная политика государства. Денежно-кредитная политика – это политика регулирования денежной массы, кредита и процентных ставок. Дж. М. Кейнс скептически относился к стабилизационным возможностям денежно-кредитной политики, прежде всего из-за нестабильного характера функции спроса на деньги. Однако его последователи пришли к выводу, что в послевоенный период функция спроса на деньги стала более стабильной, и посчитали возможным включить инструменты денежно-кредитной политики в арсенал стабилизационной политики. Свое понимание целей денежно-кредитной политики есть и у последователей классиков, в частности, у монетаристов. Оно обусловлено их методологией макроэкономического анализа, из которой следует признание денежно-кредитной политики как долгосрочной политики, политики поддержания экономического роста. Задача лекции состоит в том, чтобы
1. Предложение денег центральным банком. Денежная база и денежный мультипликатор. В прошлой лекции мы выяснили, что наличие нормы обязательных резервов rr0 ограничивает процесс увеличения предложения денег, представляя собой изъятие обязательных резервов на каждый ступени процесса кредитования (выдачи ссуд). Но наличие rr0 - не единственный ограничитель этого процесса. Остановимся подробнее на других ограничителях. 1. Откажемся от предпосылки об отсутствии в экономике обращения наличных денег. Тогда, если заемщик получает хотя бы часть ссуды наличными (а не открывает новый депозит), и они остаются в обращении, то процесс расширения кредита (а, следовательно, «создания» новых денег) останавливается. Коэффициент депонирования cr = ![]() Чем выше cr, тем
Это означает, что денежное предложение увеличивается меньше, чем позволяет банковский мультипликатор. ^ Коммерческий банк может хранить R > R0 ![]() Это означает, что кредитование осуществляется в объемах меньше ссудного потенциала, соответственно, предложение денег увеличивается в меньшей степени, чем позволяет банковский мультипликатор. Чтобы учесть все факторы, влияющие на предложение денег, построим модель предложения денег, которая включает три экзогенные переменные (при частичном банковском резервировании). ^ .
MB = C + R (наличность на руках у населения + наличность в банковских резервах).
Модель с тремя экзогенными переменными показывает зависимость предложения денег (М) от:
Итак: 1) М = С + D, так как ![]() M = D×cr + D = D(cr + 1), следовательно, D = ![]() 2) MB = C + R, так как rr = ![]() ![]() MB = D×cr + D×rr = D(cr + rr), следовательно D = ![]() Из 1) и 2) следует: ![]() ![]() M = MB ![]() или M = MB×m Денежная масса (предложение денег) M как функция 3-х переменных пропорциональна денежной базе MB при коэффициенте пропорциональности m = ![]()
m – денежный мультипликатор.
m = ![]() Рассмотрим зависимость предложения денег от экзогенных переменных.
предложение денег пропорционально денежной базе.
величина денежного мультипликатора m изменяется в направлении, обратном изменению нормы резервирования rr ![]() при данном значении MB предложение денег изменяется в направлении, обратном изменению фактической нормы резервирования.
cr↑ ![]() ![]() величина денежного мультипликатора m изменяется в направлении, обратном изменению коэффициента депонирования cr ![]() При данном значении MB предложение денег изменяется в направлении, обратном изменению коэффициента депонирования. Анализ этой модели предложения денег подводит нас вплотную к пониманию ^ 2. Инструменты денежно-кредитной политики. Речь пойдет об инструментах косвенного воздействия государства (ЦБ) на денежную массу, кредит и процентные ставки, которые вытекают из модели предложения денег с тремя экзогенными переменными, поскольку ^ Предложение денег (а значит, и объем денежной массы ^ ) зависит: 1. От политики центрального банка, который
MB = C+R;
2. От величины денежного мультипликатора (m), который показывает зависимость объема денежной массы (M) от величины денежной базы (MB): M = m×MB Нам известно, что величина денежного мультипликатора зависит от коэффициента депонирования (cr) и от фактической нормы резервирования (rr): m = ![]() Следовательно,
Таким образом, центральный банк может изменять денежную массу (M), воздействуя
Эти возможности воплощаются в трех конкретных инструментах денежно-кредитной политики. 1. Изменение нормы обязательных резервов (rr0) воздействует на ^ m, способствуя изменению фактической нормы резервирования rr (считается самым грубым инструментом):
2. Изменение учётной ставки процента (ставки рефинансирования) – процентной ставки, под которую ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам – воздействует на ^ MB (довольно грубый инструмент):
3. Операции на открытом рынке - покупка или продажа ЦБ государственных ценных бумаг – наиболее часто используемый инструмент (воздействует на ДЕНЕЖНУЮ БАЗУ MB):
Так как использование перечисленных инструментов воздействует на предложение денег, оно воздействует и на процентные ставки:
^ Как составная часть кейнсианской (разработана последователями Кейнса) стабилизационной политики дискреционная денежно-кредитная политика направлена на сглаживание (по крайней мере) экономического цикла, то есть это краткосрочная политика по своим целям. ^ -кредитная политика, направлена на стабилизацию экономики, поэтому она имеет две основные цели:
Сначала посмотрим, как денежно-кредитная политика может решить проблему безработицы (= вывести экономику из спада – рис. 16.1). Рис. 16.1 M ^ M Y i AE i 1 i 2 MD M 1 MS1 MS2 Y' e Y * A Y=AE AE 2 AE 1 I Рассмотрим кейнсианский передаточный механизм, т.е. эффект влияния изменений на денежном рынке, на ситуацию в реальном секторе (на рынке товаров). Когда ЦБ использует инструменты денежно-кредитной политики для увеличения предложения денег (денежно-кредитная экспансия), он способствует падению ставки процента, что способствует росту реальных инвестиций, а значит росту реального совокупного спроса (планируемых совокупных расходов), реального дохода (ВВП) и занятости. В результате уровень безработицы может сократиться: M↑ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Поскольку политика «дешевых» денег проводится на фазе спада, чтобы с помощью снижения процентной ставки стимулировать рост инвестиций, следовательно, рост совокупного спроса и уровня выпуска (доход), она также называется стимулирующей денежно-кредитной политикой. Сам Кейнс скептически относился к возможностям денежно-кредитной политики в борьбе с безработицей:
MD MS2 MS1 Рис. 16.2А А Б i M i M i MS1 MS2 MD M1 1 M 2 i 1 i 2
Если предельная эффективность капитала низка и не имеет тенденции к росту (пессимизм силен, экономика идет на спад), экономика попадает в инвестиционную ловушку. Экстремальный вариант кейнсианской функции инвестиций (рис. 16.3) – совершенно неэластичная по процентной ставке кривая инвестиций, и тогда нет такой процентной ставки, которая могла бы стимулировать рост инвестиций (соответственно, не увеличится совокупный спрос и не сократится безработица). Рис. 16.3 ![]() Сложность проведения экспансионистской денежно-кредитной политики заключается также в том, что если экономика близка к состоянию полной занятости, то может возникнуть инфляция (спроса). Рассмотрим теперь, как денежно-кредитная политика может решить проблему инфляции. Борьба с инфляцией связана с политикой «дорогих» денег, то есть, направлена на сокращение предложения денег (сдерживающая политика). В результате роста ставки процента может остановиться рост избыточных инвестиций и избыточного совокупного спроса в целом. Это может способствовать снижению инфляции. Однако в результате могут сократиться планируемые совокупные расходы AE, и тогда упадет реальный доход Y и вырастет уровень безработицы u. ^ Акцент на долгосрочные цели денежно-кредитной политики характерен для монетаристов. Долгосрочные цели, по мнению М. Фридмана, это «политическая свобода, экономическая эффективность и значительная степень равенства экономической власти. В этом перспектива роста экономической системы». Всех этих целей (т.е. экономического роста) экономика достигает сама без государственного вмешательства, однако задача государства:
Рис.16.4 ![]() ![]()
недопустимы никакие дискреционные действия в отношении денежной массы, чтобы не спровоцировать ни инфляцию, ни дефляцию ( ![]()
Реальный ВВП (в трактовке монетаристов Y = Y*) сам по себе растет на 3% в год, следовательно, денежная масса M должна увеличиваться с целью соответствующего увеличения совокупного спроса, по крайней мере, на те же 3% в год. Это позволит не допустить отставания совокупного спроса AD, чтобы избежать дефляции, которая может спровоцировать рецессию. Фридмен предложил конкретный вариант монетарного правила: Необходимо рассчитать гипотетический уровень дохода и в соответствии с ним увеличивать денежную массу «для достижения уровня приемлемой полной занятости» и плюс к этому добавить один процент роста денежной массы для компенсации векового сокращения скорости обращения V. В отличие от Кейнса, считавшего дискреционную денежно-кредитную политику неэффективной, М. Фридмен утверждал, что денежно-кредитная политика очень эффективна, но краткосрочный эффект дискреционной политики плохо предсказуем. Именно поэтому Фридман – последовательный противник дискреционной, т.е. краткосрочной денежно-кредитной политики. ^ основан на монетаристском уравнении обмена (уравнение количественной теории денег): M↑ ![]() ![]() ![]() Таков, по мнению Фридмана, наиболее вероятный долгосрочный результат дискреционной денежно-кредитной экспансии: ускорение инфляции. Поэтому речь должна идти только о долгосрочных целях денежно-кредитной политики, в качестве которых может быть только поддержание стабильного темпа экономического роста без ускорения инфляции. ^ . В качестве инструментов денежно-кредитной политики Фридман признает только операции на открытом рынке (для воздействия на M). 2. При этом норма обязательных резервов rr0 должна составлять 100% (чтобы не создавались «частные» деньги). Если же остается система частичного резервирования депозитов, то rr0 должна быть неизменной. 3. Учетная ставка (Фридман называет ее ставкой редисконтирования) должна быть неизменной, или хотя бы стабильной. Вообще идеалом денежной системы для Фридмана является стопроцентный «золотой стандарт», поэтому все его предложения можно рассматривать как попытки сымитировать систему «золотого стандарта». ^ Проблемы денежно-кредитной политики. Различное понимание целей денежно-кредитной политики обусловливает различия в понимании промежуточных ориентиров:
По мнению монетаристов: MV = PY ^ ![]() ![]()
По Кейнсу: M = kPY + f(i) k нестабильна ![]() По мнению кейнсианцев, денежно-кредитная политика непредсказуема, если она ориентируется на денежную массу (причина – нестабильность функции спроса на деньги). (Кейнс считал, что сокращение денежной массы ^ может сопровождается увеличением скорости обращения V ![]() Зато если ориентиром служит стабильная процентная ставка i, то денежно-кредитная политика способна предотвратить колебания инвестиционного спроса I. Используя этот подход, можно не допустить как инфляцию, так и рецессию: iстаб. ![]() ![]() ![]() ![]() (Под стабильными значениями переменных здесь понимаются значения, соответствующие полной занятости). ^
экономисты не знают точно, как при изменении одних переменных поведут себя другие переменные. Предположим, что государство, т.е. ЦБ, в целях снижения процентной ставки стремится увеличить денежную массу, покупая государственные ценные бумаги, т.е. воздействует на MB – денежную базу. Вследствие изменения, например, увеличения MB, может измениться, например, увеличиться cr и rr. Тогда:
Итоговый результат трудно предсказуем: государство, борясь за увеличение денежной массы, может получить уменьшение денежной массы. Поэтому Фридман против применения денежно-кредитной политики в стабилизационных, т.е. краткосрочных, целях. Он считает, что денежно-кредитная политика применима только в долгосрочных целях. ^ уделяет проблеме временных лагов (промежутков времени), которые возникают при проведении краткосрочной (стабилизационной) денежно-кредитной (а также бюджетно-налоговой) политики. Фридмен указывает на существование трех видов лагов, которые существуют как при дискреционной (активной), так и при автоматической (по правилу) – политике. Поскольку при дискреционной политике эти лаги больше, Фридмен вообще против любой дискреционной политики. Первый лаг – это промежуток времени между возникновением необходимости действовать и осознанием этой необходимости (существует только для дискреционной политики). Второй лаг - между осознанием необходимости действовать и осуществлением действий. Этот лаг особенно велик для дискреционной бюджетно-налоговой политики (необходимость принятия решений законодателями), очень невелик для дискреционной денежно-кредитной политики и совсем мал для автоматической политики. Третий лаг - между действиями и их последствиями. Одинаково значителен как для автоматической реакции, так и для дискреционных действий. Фридмен считал, что реформы «другого рода» - реформы, увеличивающие гибкость цен (т.е. либеральные реформы) – могут оказать воздействие на этот лаг. По его мнению: общий лаг определенно длиннее в случае дискреционных денежных или бюджетно-налоговых изменений по сравнению с автоматической реакцией. Общий вывод, к которому приходит Фридман, заключается в следующем: денежно-кредитная политика, основанная на правиле (монетарном), должна сочетаться с бюджетно-налоговой политикой сбалансированного бюджета. В этой ситуации, по его мнению, действуют только автоматические стабилизаторы: через взаимосвязь денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики обеспечивается автоматическое финансирование бюджетного дефицита, наоборот, бюджетный профицит автоматически влияет на приспособление денежно-кредитной политики. 3. Даже сторонники дискреционной денежно-кредитной политики признают объективные трудности проведения дискреционной денежно-кредитной политики:
Мы вернемся к проблемам денежно-кредитной политики в лекции 18, которая посвящена анализу сравнительной эффективности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики на основе модели IS-LM. |
![]() | Всё, что плохо лежит,-их добыча. Хорошо, если ущерб причиняется только вещам, а не здоровью ребенка. Задача родителей и педагогов... | ![]() | Из опыта работы учителя математики моу «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Энгельса... |
![]() | Всем Вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые... | ![]() | Задача состоит в том, чтобы на основе наблюдений в экспериментальные значения z вынести наилучшие решения. Такие решения называются... |
![]() | Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.... | ![]() | «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное... |
![]() | Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса,... | ![]() | В средневековой культуре наряду с доминирующем религиозным идеалом начиная с X века складывается рыцарское движение. Главная задача,... |
![]() | Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.... | ![]() | На основе многочисленных исследований, ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол... |