Скачать 257.05 Kb.
|
![]() ![]() ![]() Федеральное агентство по образованию Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА^ Специальность: 020201.65 «Биология» Факультет: естественнонаучный Форма обучения: очная ^ Рецензент: старший преподаватель БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ Сергеева С.И. Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» /сост. Кузяева Н.А. – Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2009. – с.21 Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обще гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной формы обучения специальности 020201.65 - Биология в 5 семестре. Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке дипломированных специалистов 020201.65 «Биология», утвержденного 10.03.2000г. Министерством образования Российской Федерации. Составитель ____________________ Н.А. Кузяева(подпись)
Содержание
по дисциплине»………………………………………………………………………….5
деятельности студентов…………………………………………………………………6
дисциплины……………………………………………………………………………..18
основных видов учебных занятий……………………………………..……………...18 Лист согласования рабочей программы…………………………………………..20 Дополнения и изменения в рабочей программе………………………………….21
^ В процессе изучения учебной дисциплины необходимо использовать знания, полученные студентами в общеобразовательной школе. Вместе с тем курс «Русский язык и культура речи» является основополагающим для овладения навыками и знаниями в этой области и понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, понимания роли культуры речи в общей культуре человека. Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины, могут быть использованы в процессе освоения студентами других гуманитарных дисциплин как история, философия, культурология, политология, социология и т.д. ^ Таблица 1. – Очная форма обучения, полный срок обучения
4.1 Выписка из ГОСВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине» Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. ^ Таблица 2 – Разделы дисциплины, изучаемые в 5 семестре студентами полного срока обучения
^ Раздел 1. Введение, основные понятия. Общие сведения о языке. Понятие о культуре речи. Литературный язык – основа культуры речи. Свойства литературного языка. Русский язык как знаковая система передачи информации, требующая дальнейшего совершенствования на первом этапе развития цивилизации. Место русского языка в современном мире. Русский язык как способ существования национального мышления и русской культуры. ^ Устная и письменная речь. Языковое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности русского литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. ^ Особенности устной публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Выразительность публичной речи. ^ Понятие функционального стиля.Основания классификаций функциональных стилей. Характеристика функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Официально-деловой стиль, сферы его функционирования, жанровые разнообразия, правила оформления документов. Речевой этикет в документах. Языковые формулы официальных документов. Стиль художественной литературы. Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Разговорный стиль, условия функционирования разговорной речи. Культура речи. Взаимодействие функциональных стилей. ^ Определение нормы. Вариантность норм. Типы норм. Нормы произношения и ударения. Нормы словоупотребления. Употребление слов – паронимов, синонимов, антонимов. Тавтология и плеоназмы. Фразеологические обороты, нормы. Употребление неологизмов и устаревшей лексики. Употребление иноязычной лексики.Морфологические нормы.Колебания в грамматическом роде имен существительных. Вариантность падежных окончаний имен существительных. Род сложносокращенных слов. Употребление имен числительных, прилагательных, глаголов. Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Варианты согласования подлежащего со сказуемым, варианты форм, связанные с управлением, согласованием. Простое и сложное предложение. Употребление причастных и деепричастных оборотов. ^ Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке. Язык СМИ. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. Вопрос об очистке современного русского литературного языка и его защите.
^
Самостоятельная работа студентов по курсу «Русский язык и культура речи» подразумевает не только выполнение практической части: подготовка рефератов, оформление основных видов деловых и коммерческих документов, подготовка речи. Самостоятельная работа студентов включает проработку и повторение материала учебников и учебных пособий, самостоятельное изучение разделов, подготовку к семинарским занятиям и рубежному контролю. Студентам рекомендуется использовать дополнительную литературу. При написании рефератов студенты самостоятельно подбирают литературу по избранной теме. Для лучшей организации самостоятельной работы студентов преподаватель проводит консультации.
6.1.1 Основная литература 1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 509 с. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи: Учеб.пособ. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2008. 3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: Изд-во Проспект, 2008.-440с. 4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 192 с. 5. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 256 с. 6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2008. - 413 с. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений). ^ 1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1998. 3. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. - М.,1996. 4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА. М., 2004. - 560 с. 5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. - 384 с. 6. Кузяева Н.А. УПП «Русский язык и культура речи». – БГТИ, 2007. Словари и справочные издания 1. Берков В.П. и др. Большой словарь крылатых слов русского языка. – М: Астрель, 2000 2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. – СПб: Норинт, 2001 3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание. – М.: АСТ, 2005 4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 7-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2000 5. Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). - 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2000. 6. Орфографический словарь русского языка. - М., 2003. 7. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. - М., 2004. 8. Иванова Т. Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. 2-е изд., испр.- М.: Рус. яз., 2002. 9. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. - М.: Рус. яз., 2004. 10. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. - М., 2003. 11. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
Журналы: «Вопросы стилистики» «Русская речь» «Русский язык в школе» Газеты: «Русский язык» (Приложение к газете «Первое сентября»)
Раздел 1. Введение, основные понятия дисциплины «Русский язык и культура речи».
7 Каково место и роль русского языка в современном мире? Раздел 2. Разновидности речи.
Раздел 3. Ораторская речь
Раздел 4. Функциональные стили речи1 Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи. 2Назовите основные функциональные стили русского языка.
Раздел 5. Нормы литературного языка. 1 Что такое норма? 2 Что вы узнали о колебаниях в ударении? 3 Расскажите о нормах произношения. 4 В чем заключается трудность в употреблении новых слов?
6 Как определить род аббревиатур? 7 Как определить род сложносоставных слов? 8 Рассказать о вариативности падежных окончаний имен существительных. 9 Каковы причины вариативности в падежных формах слова? 10 Что вы знаете об употреблении собирательных числительных? 11 Что вы знаете о согласовании сказуемого с подлежащим? 12 Рассказать об употреблении деепричастных и причастных оборотов. Раздел 6. Проблемы экологии языка
^ Вариант 1. 1 В каком слове ударение падает на второй слог? а) договор; б) звонит; в) избалованный; г) каталог.
а) автосервис, гипотеза, авиамоделизм; б) брюнет, тембр, патетический; в) академия, акварель, морфема; г) бухгалтерия, резьба, фотоателье
а) больше пятиста рублей; б) пара носков; в) самый красивый цветок; г) килограмм помидоров.
а) Родители оппонировали против моего решения поступать в этот вуз; б) Человеческий организм способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; в) Премьера спектакля вызвала настоящий ажиотаж; г) Срок подготовки к экзаменам будет пролонгирован.
а) золотое дно; б) золотые серьги; в) золотая свадьба; г) золотые горы.
а) инженер, шофер; б) торт, доктор; в) бухгалтер, паспорт; г) договор, корпус (здание).
а) какао, кофе, депо; б) пианино, эскимо, жюри; в) жалюзи, авеню, бра; г) такси, Сочи, кашне.
а) платье – халат постиран и убран в шкафу; б) театр – студия открыл новый сезон; в) урок-лекция проведен в актовом зале; г) плакат-реклама понравился жюри.
а) Импортные автомобили более надежнее, чем отечественные; б) В свои лекции он включал сложнейшие вопросы современной науки; в) Двое студентов сдали сессию досрочно; г) На обоих берегах реки расположены санатории.
а) Переходя улицу, можно только на зеленый свет; б) Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки; в) Преподаватель сплотил вокруг себя группу ребят, увлекающихся физикой; г) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. Вариант 2 1 В каком слове ударение падает на второй слог? а) ходатайствовать; б) позвонит; в) свекла; г) иконопись. 2 В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки? а) агрессор, атеист, дефис; б) кодекс, бассейн, дефект; в) музей, Одесса, дефицит; г) реквием, тезис, бизнес. 3 Укажите неправильно образованную форму слова: а) самый сложнейший; б) пара чулок; в) у обоих студентов; г) одеть пальто. 4 Укажите ошибки в употреблении паронимов: а) Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент; б) Мать приготовила сытный завтрак; в) Студенты быстро освоили новую тему; г) Речь профессора одинаково эффективно воздействовала на самые разные аудитории.
а) Идентичное решение было принято студентами второго курса; б) Никакие резоны не действовали на спорщиков; в) Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы; г) Все сильнее ностальгия по прекрасному.
а) белый танец; б) белый стих; в) белые ночи; г) белая рубашка.
а) кофе, шимпанзе, конферансье; б) колибри, тире, табло; в) мадам, эскимо, такси; г) Онтарио, Сухуми, пальто.
а) томаты, туфли, солдаты; б) апельсины, узбеки, цапли; в) сапоги, чулки, места; г) дела, полотенца, майоры. 9 Укажите предложение с нарушением грамматической нормы: а) Сборник рассказов И. Бабеля «Конармия» произвел бурю в литературном мире; б) Никто из пришедших не поздоровался с ней; в) Мы читали с интересом роман «Война и мир»; г) Много молодежи пришли на вечер. 10 Укажите предложение без грамматических ошибок: а) Выбирая стиль одежды, большую роль играет цвет; б) Нам остается позавидовать о том, что у вас такой спортзал; в) Я стал чувствовать себя лучше, бросив курить и когда стал заниматься спортом; г) Из-за дождя мы перенесли экскурсию на следующий день. Вариант 31. Поставьте ударение в словах. Оптовый, каталог, договор, некролог, случай, красивее, атлас, характерный, звонит, феномен. 2. Отметьте предложения с речевыми ошибками: а) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. б) На будущий день началось обсуждение текущих дел. в) Фирма предлагает товары по самым дешевым ценам. г) Трое волков приближались к деревне. д) Думая о ней, мне становилось грустно. е) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. ж) За путевки следует внести по ста сорока пяти тысяч рублей. з) Бытовые условия в городе более лучше, чем в поселке. и) Нам пришлось решать самые наисложнейшие задачи. 3. Согласуйте сказуемое с подлежащим. а) Установлен... три новых рекорда по тяжелой атлетике. б)Подавляющее большинство электората в этот день отправил...сь на избирательные участки. в) Никто из пришедших не поздоровал.. .с... с ней. г)Несколько мужчин и женщин стоял... у ворот больницы. 4. Укажите стилевую принадлежность фразеологических оборотов: Входящие и исходящие бумаги, вылететь в трубу, очная ставка, дамоклов меч, прямой угол, довести до сведения, отдать Богу душу, согласно распоряжению, хранить как зеницу ока, рукой подать, чаша терпения, играть главную скрипку. 5. Устраните речевую избыточность и тавтологию. а) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. б) Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. в) В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. г) Мы слушали песни коренных аборигенов. д) В повести писатель описывает события Отечественной войны. ^ Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачёт. Зачет проводится по билетам, которые включают теоретический вопрос и практическое задание. Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы. ^ Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. ^ На практических занятиях студент должен познакомиться с методикой подготовки к семинарским занятиям, с требованиями к устному высказыванию, к докладу и реферату. При подготовке к семинарским занятиям студенту рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу, различные лингвистические словари и справочники. На практических занятиях студент должен стройно, логично излагать материал, правильно применять теоретический материал при выполнении практических упражнений, принимать активное участие в обсуждении теоретических вопросов, выступать с докладами и рефератами, готовить фрагменты ораторской речи. ^ Методика проведения практических занятий. Целью практических занятий является:
В начале очередного занятия необходимо сформулировать цель, поставить задачу, указать возможные варианты ответов, предостеречь от возможных ошибок. Преподаватель контролирует подготовку студентов, проверяет уровень и качество усвоения материала. ЛИСТ ^ Специальность: 020201.65 «Биология» Дисциплина: Русский язык и культура речиФорма обучения: очная Учебный год: 2009-2010 Рекомендована заседанием кафедры гуманитарных и социальных дисциплин протокол от «___» __________ 2009г. Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой ____ГСД ______________________________ Сергеева С.И. _____ наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата Исполнители: преподаватель ___________ __________________ Кузяева Н.А._______________ должность подпись расшифровка подписи дата ____________________________ ___________ ___________________ ___________ должность подпись расшифровка подписи дата СОГЛАСОВАНО:Заведующий кафедрой ___________________________________________________наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи датаЗаведующий кафедрой ___________________________________________________наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата^___________________________________________________________________________________ шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата ^ _______________________________________Лопатина Т. А._____________________ личная подпись расшифровка подписи дата Методист НМО _________________________________________________________личная подпись расшифровка подписи дата Дополнения и изменения в рабочей программе на 20__/20__ уч.г.
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________________________________________________________ (дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой). СОГЛАСОВАНО:Методист НМО ______________________________________________________________________личная подпись расшифровка подписи дата |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | ![]() | Курс «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным... |
![]() | «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | ![]() | Дисциплина «Русский язык и культура речи» на современном этапе направлена на совершенствование грамотности и формирование речевой... |
![]() | Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | ![]() | Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки... |
![]() | Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части (Б 3) гуманитарного, социального и экономического цикла... | ![]() | Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... |
![]() | Содержательная экспертиза: Тхорева В. И., учитель русского языка и литературы Средней общеобразовательной школы с. Раздольного | ![]() |