«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект






Скачать 132.7 Kb.
Название«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект
Дата публикации03.03.2014
Размер132.7 Kb.
ТипИсследование
top-bal.ru > Биология > Исследование
Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия №18 города Магнитогорска

Научное общество учащихся

«Мы - будущее России»

Научно-исследовательский проект

Наука и человек.

Образы ученых в романах писателя – фантаста А. Беляева.


Соченко Анастасия Витальевна,

7В класс

Магнитогорск

2012

Содержание.

Введение. Целеполагание. ………………………………………………..3 стр.

Необычный дар………………………………………………………….4-5 стр.

Образы ученых в романах А.Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек- амфибия»……………………………………………………6-8 стр.

Опыты ради науки………………………………………………………...9 стр.

Результаты опроса……………………………………………………… 10 стр.

Заключение………………………………………………………………..11 стр.

Список использованных источников………………..………………….. 12 стр.

Введение.

Почему я выбрала эту тему?

Человек служит науке или наука должна служить человеку? На что может пойти человек ради научных открытий? И всегда ли научные открытия оправдывают те средства, которые будут использованы ради их свершений? Эти вопросы интересовали многие поколения людей. По-своему они представлены в романах писателя-фантаста 20 века Александра Романовича Беляева. В истории мировой литературы не раз наблюдались уникальные явления - писатели, которые в своих произведениях могли предвосхищать будущее, писатели - пророки. Порой они открывали то, что происходило через десятки-сотни лет после их пророчеств. Чаще всего такими необычными людьми были авторы-фантасты. Их особый дар был неповторим, фантазия рисовала им мир будущего. Одним из таких пророков был Александр Романович Беляев. В его произведениях отражаются будущие открытия, научные технологии. Самое интересное то, что почти все его «предсказания» сбылись! А некоторые из этих предсказаний были предостережением для потомков…

Цель работы.

Найти ответы на проблемные вопросы (Человек служит науке или наука должна служить человеку? На что может пойти человек ради научных открытий? ) у писателя-пророка А.Беляева

Исследование образов ученых в романах А.Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия».

Для достижения данной цели поставлен ряд задач:

1. изучить биографические факты, давшие толчок писателю для создания научно-фантастических романов;

2. определить «творческие открытия» писателя-фантаста;

3. сопоставить образы ученых в двух самых знаменитых романах А.Беляева;

4. выявить взгляд писателя на проблему «человек и наука»;

5. провести опрос по проблеме «человек и наука» и исследовать ответы моих современников.


Необычный дар.

Александр Романович Беляев родился 4 марта 1884 года. Его отец был священником. Он желал, чтобы сын был продолжателем его дела, и в 1895 году отдал Александра в духовную семинарию. Окончив ее, наперекор отцу, сын поступил в Демидовский юридический лицей. А после стал юристом и вскоре приобрёл известность.

С самого детства Беляев был фантазёром (что потом отразилось на его романах). Однажды он пытался взлететь с крыши, привязав к рукам веники, прыгал даже с зонтом (в итоге ни к чему хорошему это не привело, только к травме позвоночника, которая впоследствии отразилась на жизни). Наконец, поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Еще он любил фотографировать. Его известной фотографией стал снимок «человеческая голова на блюдце в синих тонах», говорят, что возможно она стала причиной романа «Голова профессора Доуэля».

Александр Романович долгие годы болел туберкулёзным плевритом, от этой болезни развился туберкулёз позвоночника. Тяжелая болезнь приковала его к постели на шесть лет, три из которых он пролежал в «гипсовой броне». Не слишком отчаиваясь, он начал писать стихи, изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю и много читал. Одним из его любимых авторов был Жюль Верн. Самого Беляева читатели позднее называли «советский Жюль Верн». Во время болезни Александр Романович почти не мог шевелиться, позже он признался, что роман «Голова профессора Доуэля» автобиографический, так как во время болезни он чувствовал себя «головой без тела». «Человек-амфибия» тоже некое подобие автобиографии, ведь образ Ихтиандра «был тоской человека, навечно скованного корсетом, тоской по безграничной физической и духовной свободой». Но как удивительно писатель изменял свой трагизм. У Беляева был светлый дар извлекать оптимистическую мечту даже из горьких переживаний!

В 1925-м году в журнале "Всемирный Следопыт" увидел свет его рассказ "Голова профессора Доуэля", позже переработанный в одноименный роман. В дореволюционной русской литературе такого жанра, как научная фантастика, не было. Поэтому Александр Беляев по праву считается родоначальником русской фантастики. Фантастика стала главным делом его жизни. И этому делу он не изменял никогда. Лучшие романы Беляева — “Остров погибших кораблей” (1926), “Последний человек из Атлантиды” (1927), “Человек-амфибия” (1928), “Властелин мира” (1929) и др.

А в 1941 г. – перед самой войной – в издательстве “Современный писатель” вышла последняя при жизни писателя книга – роман “Ариэль”. Между первым и последним произведениями уместилось 16 лет.
16 лет – и около ста рассказов, множество очерков, статей, рецензий, пьес, сценариев, повестей, наконец, 17 романов.

Умер писатель-фантаст от голода в городе Пушкине в 1942 году во время Великой Отечественной войны. Место его захоронения достоверно неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь предположительно.

В своих же романах Беляев часто описывал мир будущего. Много разных и непонятных тому времени предметов создавалось в его воображении. Однажды было подсчитано, что Беляев «по сбываемости» предсказаний уступает лишь Жюлю Верну и Роберту Уэллсу. Но француз с англичанином «напридумывали» больше, чем Беляев. У Жюль Верна, сбылись 98 из 108 предсказаний, а у Роберта Уэлса 77 из 86 прогнозов. Беляев же придумал 50 явлений и предметов будущего. Из всех 50 предсказаний, только 3 стали промахами.

Вот некоторые из сбывшихся предсказаний автора-фантаста.

Роман «Человек-амфибия» - разработаны технологии, позволяющие долговременное пребывание человека под водой, созданы подводные обитаемые станции.

Романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек, нашедший свое лицо» - грандиозные успехи в медицине, множество пересадок жизненно важных органов.

Роман «Звезда КЭЦ» - создание орбитальных космических станций, искусственных спутников земли, выход в открытый космос.

Роман «Продавец воздуха» - экологические проблемы.

Роман «Властелин мира» - психотропное оружие.

Роман «Подводные земледельцы» - подводные фермы по выращиванию моллюсков, использование подводных лодок небоевого назначения.

Роман «Остров погибших кораблей» - успехи в области подводной археологии.

Роман "Вечный хлеб" - достижения современной биохимии и генетики.

Невозможно не восхититься! А ведь Александр Беляев придумал это почти за полвека до случившегося. И ещё один интересный случай. Когда Беляев был юристом, к нему приходила ясновидящая, и он задал ей вопрос: «Расскажете о моем будущем?» Ответ был интересен: «Вы сами можете заглядывать в будущее!»

У Александра Беляева был по-настоящему уникальный и неповторимый дар автора-фантаста! Большой это дар – видеть “то, что временем скрыто”. Беляев в совершенстве владел этим даром. И он не растерял его, не растратил на полпути: сберечь этот редкий дар позволила ему безграничная читательская любовь к его книгам.


Образы ученых в романах А.Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек- амфибия».

1. Сальватор.

Однажды Александр Романович прочитал в одной из газет заметку о судебном процессе, проходившем в Буэнос-Айресе. Судили чудо-хирурга профессора Сальватора, который с согласия родителей проводил экспериментальные операции на детях индейцев – делал, например, более подвижными суставы рук и ног. Сальватора осудили на 10 лет, обвинив его в том, что он искажает образ божий. Именно эта заметка, по воспоминаниям дочери писателя, натолкнула его на создание романа “Человек-амфибия” (1928). Роман стал провидческим. “Первая рыба среди людей и первый человек среди рыб, Ихтиандр не мог не чувствовать одиночества, - говорил беляевский Сальватор на суде. – Но если бы следом за ним и другие люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. Тогда люди легко победили бы могучую стихию воды… Эта пустыня с её неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек…”
Является ли эта глубоко человеческая цель экспериментов профессора Сальватора главной в книге Беляева?

Сальватор, бесспорно, талантливейший ученый-хирург. Он - доктор, спасающий жизнь многим людям. Он не отказывает в помощи бедным индейцам, у которых нет средств для того, чтобы заплатить за его врачебные услуги. Мы не можем сказать, что он желал кому-то зла. Умирающему маленькому мальчику он вживил жабры акулы потому, что иначе ребенок бы умер. Он дал ему шанс на спасение. Да и потом он заботился долгие годы об Ихтиандре, относился к нему, как к сыну. Проводил с ним много времени, учил и воспитывал. Он очень переживал за Ихтиандра и сделал все для его спасения от жадных, корыстных людей. И все же профессор Сальватор, в первую очередь, – человек, отдавший свою жизнь науке. Вспомним его необычное жилье. За высокой оградой, под присмотром охраны редкого посетителя встретит удивительный «зоопарк». Не каждый человек спокойно может отнестись к опытам над животными. А профессор поглощен своими экспериментами. Невольно задаешься вопросом, а, может быть, и спасенный Ихтиандр был для Сальватора всего лишь удачным подопытным? Ведь Сальватор не спрашивал у родителей умирающего индейского мальчика разрешения на проведение операции по замене легких на жабры, да и потом профессор оставил настоящего отца Ихтиандра на долгие годы в неведении о том, что ребенок выжил. Посмотрим внимательнее на Сальватора. Что скажет нам портрет?

«… и в комнату вошел доктор Сальватор, в белом халате, высокий, широкоплечий, смуглый. Кроме черных бровей и ресниц, на голове Сальватора не было ни одного волоска. По-видимому, он брил голову постоянно, так как кожа на голове загорела так же сильно, как и на лице. Довольно большой нос с горбинкой, несколько выдающийся, острый подбородок и плотно сжатые губы придавали лицу жестокое, и даже хищное выражение. Карие глаза смотрели холодно. Под этим взглядом индейцу стало не по себе…»

Перед нами очень суровый человек. Возможно, он проводил эксперименты на животных ради того, чтобы помочь людям. Но он сам не доверяет людям. В его внешности и характере что-то очень таинственное и неизвестное обычным людям. Это загадка человека, живущего ради будущих научных открытий.

2. Профессор Керн и профессор Доуэль.

Александр Беляев болел туберкулёзом позвоночника. Во время этой болезни он не мог шевелиться и три года из шести лет пролежал в «гипсовой броне». После он рассказывал, что чувствовал себя головой без тела. Так ему в голову пришла мысль: написать автобиографический роман о голове без тела. Вскоре вышло в свет произведение «Голова профессора Доуэля».

В центре этого романа два ученых. Гениальный профессор Доуэль и его ассистент, ради славы готовый пойти на любые жертвы, – профессор Керн. Керн, безусловно, тоже талантлив, но он эгоистичен, его не устраивает вторая роль, поэтому он убивает Доуэля, а затем оживляет только его голову для того, чтобы с помощью мыслей и идей Доуэля проводить и дальше опыты, которые прославят только его одного. Внешность выдаёт характер профессора: «…сам профессор целиком соответствовал стилю кабинета. Будто вырубленная из дуба, тяжеловесная, суровая фигура Керна казалась частью меблировки. Большие очки в черепаховой оправе напоминали два циферблата часов. Как маятники, двигались его глаза серо-пепельного цвета, переходя со строки на строку письма. Прямоугольный нос, прямой разрез глаз, рта и квадратный, выдающийся вперед подбородок придавали лицу вид стилизованной декоративной маски, вылепленной скульптором-кубистом…» Портрет дан через призму предметов комнаты. Это человек, в котором нет ничего человечного. Страшное сравнение относится к глазам Керна. Они как «маятники». Лицо же его – «маска», в которой много геометрического – квадрат, прямоугольник. Читая это описание, представляешь абсолютно бесчувственного робота. Однако, у профессора Керна есть одно всеподавляющее чувство – чувство самолюбия, мечта о всемирной славе. Ради этого он идет даже на преступления. Керн - образ ученого-преступника, ученого-маньяка, преступившего все нравственные законы.

Профессор Доуэль – это человек науки. Таких людей называют великими. Его научные работы пользовались большой популярностью в мире. И ради науки он был готов пожертвовать собой. Именно ему принадлежала идея оживления головы, он мечтал о том, что мысли человека смогут жить после смерти тела. Однако, он не предполагал, что сам станет подопытным у корыстного ассистента. Рядом с таким как Керн, он оказывается жертвой. Без своего тела он вынужден подчиняться Керну. И о чем же мечтает Доуэль во время своего «необычного» состояния? Оказывается, он очень хотел умереть. Сам его вид был печален и радовался он крайне редко: «…Лоран не раз была на его блестящих публичных лекциях, и ей хорошо запомнился этот высокий лоб, характерный профиль, волнистые, посеребренные сединой густые русые волосы, голубые глаза… да, это была голова профессора Доуэля. Только губы и нос его стали тоньше, виски и щеки втянулись, глаза глубже запали в орбиты, и белая кожа приобрела желто-темный оттенок мумии. Но в глазах была жизнь, была мысль…» Итак, великий профессор, несмотря на то, что его опыт по оживлению головы был удачен, все же мечтает умереть. Он не может жить «без тела». Мысли, вот всё, что осталось от профессора Доуэля. Одна голова на подставке без тела - он теперь был марионеткой, и предпочитал смерть такой жизни. Он знает, как оказался таким, и понимает: «Я сам обрёк себя на эти мучения, ведь это мои эксперименты!». Он может мыслить и это всё, чем он владеет. Часто его посещают мысли о смерти, особенно после того, как ему приснился сон: он совершенно здоровый, и у него есть тело. Это очень тяжёлое испытание для человека.

Опыты ради науки.

Создателя романов интересовали вопросы анатомии человека - функционирования мозга, его связь с телом, может ли мозг мыслить вне тела, возможна ли пересадка мозга, какие последствия может повлечь за собой анабиоз, его широкое применение. Все эти и другие проблемы Беляев «открыл» в романах «Голова профессора Доуэля» и «Человек- амфибия».

В двух выше представленных романах главными героями являются ученые. Это – профессор Керн, Сальватор и профессор Доуэль. У всех разная жизнь, разные взгляды на мир. Но у них есть общее сходство. Это ученые, люди науки. Ради науки они готовы на многое. Они совершают опыты над животными и людьми. Во имя чего они делают это? Во имя будущих открытий. Имеют ли они право на свои эксперименты? Где грань, за которую не должен переходить ученый даже ради открытия будущего? Ученые должны думать не только о будущем, но и о настоящем. О тех людях, которых они подвергают испытаниям. Сальватор подарил жизнь Ихтиандру, но сделал ли он его счастливым? Ихтиандр обречен на одиночество. Доуэль сделал великое открытие, но сам, оказавшись жертвой своих же экспериментов, мечтает о смерти. Керн абсолютно не задумывается о чувствах своих подопытных. Его не интересуют страдания Брике и Тома. Он переступил все грани дозволенного, это ученый-преступник. Все эти герои-ученые показаны без семейных отношений. Только у Доуэля есть сын. Захотели бы ученые подвергнуть экспериментам своих родных?

Александр Беляев умер в 1942 году, он не узнал о том, что его жена и дочь были угнаны в фашистскую Германию в один из концентрационных лагерей. Писатель не узнал и о ужасах, которые творили в этих лагерях «доктора смерти», так называемые ученые, проводившие смертельные бесчеловечные опыты над сотнями тысяч заключенных – ни в чем не повинных женщин и детей. Беляев в своих романах выступил с пророческим предостережением. Ученый не должен ради науки забывать о человечности. Он оказался прав. Никакие открытия в области медицины и генетики не смогут оправдать зверства фашистских ученых.


Опрос.

Меня сильно заинтересовала проблема «человек и наука» в романах Беляева, и я решила узнать, как сейчас относятся мои современники (ученики гимназии с 4 по 10 класс) к опытам на людях. В моем исследовании было 3 вопроса:

  1. Можно ли пожертвовать одним человеком ради спасения всего человечества?

  2. Если бы этим человеком были вы, вы бы согласились пойти на жертву, стать подопытным?

  3. А если этим человеком был ваш самый близкий человек, вы бы дали согласии на проведение опытов над ним?

Всего на мой вопрос ответили 164 ученика.

Результаты были таковы:

  1. На первый вопрос 72% ответили «да», 28% дали отрицательный ответ.

  2. На второй 66% ответили «да», а 34 «нет».

  3. Исследуя результаты ответов на третий вопрос, я пришла к выводу, что многие не готовы пожертвовать любимым человеком. В 6 и 9 классе все категорически отказались. А общий результат был таков: 5% опрашиваемых ответили «да», а все остальные нет.

Мы видим, когда дело касается абстрактного человека, то многие не задумываются, «жертвуют единицей» ради всего человечества. 72% опрашиваемых считают это возможным. Однако, более половины опрашиваемых – 66% готовы пойти на героический подвиг, при этом подвергнув себя смерти. И подавляющее большинство опрашиваемых не готовы дать согласие на то, чтобы опасные опыты проводились над близким человеком, даже несмотря на то, что была бы вероятность в результате экспериментов над одним человеком спасти всех людей, например, от какой-нибудь страшной болезни.

Заключение.

Подводя итог, хочу отметить, что произведения А.Беляева заставляют задуматься над очень сложными проблемами. Эти проблемы актуальны и в наше время для всего человечества. Поразительно, как мог не только предсказывать будущее русский писатель-фантаст, но и предостерегать от многих ошибок своих потомков. Меня заинтересовала такая область литературы как научная фантастика. Захотелось познакомиться и с произведениями других писателей-фантастов. Кроме того, я узнала и о таком направлении в науке как вивисекция. Вивисекция – это вмешательство в живой организм, использование насильственных технологий на живых животных и людях. Вивисекция проводит к большим жертвам. Отношение к ней в современном мире неоднозначно. Некоторые люди считают, что вивисекционизм – это развитие науки. Но всё-таки большинство населения планеты пытается предотвратить жестокие эксперименты над животными и тем более не допускать таких экспериментов над людьми. Я против жестокого обращения с живыми существами, даже если всё это проводится ради науки.

Список использованных источников.

  1. Александр Беляев. Избранные произведения.:

Москва. Издательство «Правда». 1989


  1. Александр Беляев. «Человек-амфибия» НФ «Пушкинская библиотека» АСТ Астрель. Москва 2004.




  1. http://www.cozy-corner.com/biblioteka/vasci_liubimie_belayev.htm




  1. ru.wikipedia.org/wiki/Беляев,_Александр_Романович




  1. http://www.annatkachenko.ru/prorokk/78.html




  1. ru.wikipedia.org/wiki/Вивисекция



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект iconУчебно-исследовательский проект Природные зоны России в произведениях литературы
Введение. 3

«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект iconПрограмма научно-практической конференции молодых ученых победителей...
Выступление творческого коллектива Карельской государственной педагогической академии Ансамбль "Джинс-Кантеле"

«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект iconПрограмма фундаментальных исследований Президиума ран перспективы...
Проект «Научно-технологическая политика России и Украины в контексте формирования общеевропейского научно-технологического пространства»...

«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект iconИнституционализация социального патроната семей в условиях современной россии
Работа выполнена в фгу «Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания»

«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект iconРоссийской федерации федеральное государственное учреждение «всероссийский...
Перечень разработан специалистами Отдела нормативного обеспечения охраны труда Федерального государственного учреждения «Всероссийский...

«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект iconФгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных...
Фгну «Государственный научно-исследовательский институт информационных образовательных технологий»

«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект iconИтоги школьной научно-практической конференции «Старт в науку»
Русь, куда же несешься ты? (Прошлое, настоящее и будущее России в творчестве А. С. Пушкина, А. А. Блока)

«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее»
Областная научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее – 2014»

«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект iconПрограмма v-й научно-практической конференции конкурса для учителей...
Конференция проводится по адресу: г. Ростов-на-Дону, Гагарина, 1, Донской государственный технический университет (дгту), главный,...

«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар: «Национальный...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск