Скачать 0.68 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Байлянгар» Кукморского муниципального района республики Татарстан Согласовано: Утверждено: На заседании УМО учителей биологии На заседании экспортной комиссии Протокол № __________________ Протокол № __________________ Руководитель УМО Председатель экспортной группы _________________ А.М. Шангараева _________________ А.Р. Садикова Элективный курс Решение генетических задач (Учебный курс профильного обучения для учащихся 11 класса, 35 часов) Гарифуллина Фарида Шараповна учитель биологии I квалификационной категории Кукмор 2010 ^ Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 11 классов, планирующих поступать в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся генетикой. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. Во время прохождения курса есть возможность получить знания, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья. Предлагаются схемы решения типовых задач, которые знакомят с основными приемами генетических рассуждений, а многообразие вариантов обеспечивает наилучшее закрепление знаний по различным разделам генетики. Наряду с типовыми задачами ребятам могут быть предложены и нестандартные, которые полнее и содержательнее раскрывают и демонстрируют приемы самостоятельного поиска. Практические задания курса требуют новых методов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как проявляются общие законы наследования в зависимости от конкретных различных условий. Тема «Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Предлагаемому курсу присуща развивающая функция, так как содержание его соответствует познавательным возможностям старшеклассников, но предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Цель курса
Задачи курса образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание программы. Общее количество часов – 35. 1. Введение. 2 часа. Теоретический курс. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий. ^ Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели. ^ . Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание. ^ Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя. Практический курс – 4 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. ^ Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание. ^ Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание. ^ Теоретический курс – 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности. ^ Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами. ^ . Теоретический курс – 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов. ^ Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой. ^ Теоретический курс – 1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. Практический курс – 3 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов. ^ Теоретический курс – 1 час. Закон Харди – Вайнберга. Практический курс – 2 часа. Решение задач по генетике популяций. ^ Самостоятельное решение генетических задач всех видов. Учебно – тематический план
|
![]() | Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности.... | ![]() | Рост численности популяций характерен для бобра, куницы, лисицы, соболя и бурого медведя. Снижение численности популяций – кабан,... |
![]() | Печатается по изданию: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий... | ![]() | Особенно у детей. Проблема реабилитации детей при этом актуальна не только в связи с большой встречаемостью данной патологии, частыми... |
![]() | Цель: Привлечь внимание школьников к экологическим проблемам, ориентиро- вать учащихся на творческое решение вопросов охраны окружающей... | ![]() | Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся,... |
![]() | Разумеется, гармоничное развитие предполагает не только интеллектуальное развитие, связанное с содержанием образования, но и развитие... | ![]() | Современная генетика человека изучает явление наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живой материи. Проблема... |
![]() | Информация, которую получают школьники нашего кружка, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим... | ![]() | «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением... |