Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья»






Скачать 337.09 Kb.
НазваниеРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья»
страница1/5
Дата публикации09.07.2014
Размер337.09 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Вологодской области

«Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»


ПРИНЯТО
Протокол заседания

Педагогического совета

от 31.08.2011 №1

УТВЕРЖДАЮ

Директор

БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»

___________________Е.А. Юрина

___________________

Рабочая программа

дополнительного образования детей

социально-педагогической направленности

«Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья»
развитие речи

(название модуля обучения)
Возраст обучающихся – 5-7 лет

Категория детей – дети с ограниченными возможностями здоровья

^ Срок реализации программы – 1 год

Авторы-составители:

Маркевичус Ирина Викторовна,

Любезнова Виктория анатольевна

учителя-дефектологи
Череповец
2011 г.

^ Пояснительная записка.
В последние годы все больше детей дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда. В связи с тем, что в бытовом общении родители недостаточно остро воспринимают те или иные дефекты речи у ребенка, не могут их четко дифференцировать или не предъявляют должных требований к речи ребенка.

Именно в дошкольном возрасте у детей проходит сенситивный период в речевом развитии. Происходит бурное формирование и становление основных компонентов речи. Дети, с задержками психического развития в этом возрасте чаще страдают речевой патологией и имеют лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи. У них речь практически не развита, словесные средства нарушены, некоторые общаются с помощью речевых средств, набор которых крайне ограничен. Их речь настолько изобилует аграмматизмами, что малопонятна окружающим. Все эти дети нуждаются в квалифицированной помощи учителя-логопеда.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст 4-5-ти лет является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности.. на,азывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. го слуха - фонематического

Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Они определяют неподготовленность детей с ОВЗ к обучению в школе. Поэтому в процессе дошкольного обучения воспитания таких детей работа учителя- логопеда очень важна.

Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. Тем более тяжело детям, имеющим ограниченные возможности здоровья. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования. Кроме того, что дети должны овладеть азами грамоты, они должны ещё и уметь понять и пересказать прочитанное, связно и развёрнуто. Под связностью понимается изложение определённого содержания, которое осуществляется логично последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателя не возникает само собой. Развитие у детей связной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи. Всё последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичёва, и др.), а также большой практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно – развивающим программам позволяет сформировать устно – речевую базу для овладения элементами письма и чтения ещё в дошкольном возрасте. Раннее воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития.. на,азывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. го слуха - фонематического

Данная программа основана на рекомендациях профессора кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии Волковой Галины Анатольевны. Представленное в программе примерное планирование коррекционно-развивающей работы в группе соответствует рекомендациям Л. Н. Павловой («Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»), С.А.Мироновой («Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях») и опирается на программу воспитания и обучения в детском саду Л. Н. Смирновой.

В предлагаемой программе основной целью является формирование речевых процессов у детей дошкольного возраста.

Данная цель реализуется через задачи:

для детей 4-5 лет:

  • развивать понимание речи;

  • активизировать речевую деятельность, развивать лексико – грамматические средства языка;

  • развивать фонематический слух и произносительную сторону речи;

  • развивать самостоятельную фразовую речь детей;

для детей 5-6 лет

  • развивать понимание речи и лексико – грамматические средства языка;

  • развивать произносительную сторону речи;

  • подготовить дошкольников к овладению элементарными навыками письма и чтения;

для детей 6-7 лет

  • обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.

  • работать по трём единицам речи: звук, слово, предложение;

  • формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения;

  • развивать фонематический слух; психические процессы: память, внимание, мышление;


^ Категория и возраст обучающихся

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, испытывающих различные трудности в развитии и обучении, обусловленные снижением интеллектуального развития, речевыми нарушениями.

^ Организационные условия проведения занятий

Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 68 учебных часов для детей 4-5 и 5-6 лет и в количестве 34 учебных часов для детей 6-7 лет.

Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, во второй половине дня. Занятия для детей 4-5 и 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю, для детей 6-7 лет 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – для детей 4-5 лет 20 минут, 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 25 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза. Занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда. Кабинет укомплектован всеми необходимыми методическими материалами.
^ Направления реализации рабочей программы

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:

для детей 4-5 лет

  • развитие импрессивной речи (развитие импрессивного словаря; формирование и совершенствование грамматического строя речи; развитие фонематической системы речи; развитие понимания речи);

  • развитие экспрессивной речи (развитие экспрессивного словаря; формирование и совершенствование грамматического строя речи; развитие фонематической системы речи; развитие диалогической речи, речевого общения).

  • познавательное развитие (сенсорное развитие; развитие психических функций; ознакомление с окружающей действительностью; ознакомление с художественной литературой).

  • развитие общей и мелкой моторики (конструктивного праксиса).

для детей 5-6 лет

  • развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи;

  • развитие фонетико – фонематической стороны речи;

  • знакомство с буквами;

для детей 6-7 лет

  • совершенствование лексико – грамматических средств языка

  • совершенствование фонетико – фонематических средств языка;

  • обучение грамоте;

Основные приемы обучения

  • Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием индивидуальных зеркал и без них;

  • Работа по соотношению цвета и качества звука;

  • Описание событий и предметов с опорой на предметные и сюжетные картинки;

  • Использование кассы букв и слогов, слоговых таблиц, стихов, рассказов, скороговорок, чистоговорок;

  • Упражнения в тетради с использованием ручек, цветных и простых карандашей;

  • наборы цветного пластилина

  • включение в структуру занятий компьютерных коррекционно – развивающих игр

  • Упражнения, способствующие формированию и закреплению фундаментальных навыков пространственной ориентировки с использованием методики «Прозрачный мольберт».

  • Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;


^ Структура занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в себя 3 части: организационный момент, основную часть, итог занятия. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, закрепление речевых понятий. В целях повышения умственных способностей детей на занятиях используются разнообразные игры-задания для формирования разных видов мышления.
для детей 4-5 лет
Для детей 4-5лет проводятся два вида фронтальных занятий: занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи; занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи.

Структура занятий по формированию лексико – грамматической стороны речи включает в себя:

  1. Организационный момент (выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики)

  2. Введение в тему (отгадывание загадок, введение героя – помощника и др.)

  3. Физминутка или подвижная игра по теме

  4. Работа по теме (проведение лексико – грамматических игр по теме)

  5. Работа в альбоме (тетради)

  6. Итог: что нового узнали на занятии?

Структура занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи состоит:

  1. Организационный момент (выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики)

  2. Знакомство со звуком, произнесение звука

  3. Физминутка или подвижная игра по теме

  4. Работа по теме (игры и упражнения, направленные на развитие фонетико – фонематической стороны речи)

  5. Работа в альбоме (тетради)

  6. Итог: что нового узнали на занятии?


для детей 5-6 лет
Структура фронтальных занятий по обучению пересказу:

  1. Оргмомент (с включением вводных, подготовительных упражнений);

  2. Сообщение темы занятия

  3. Чтение произведения

  4. Физминутка

  5. Разбор текста («языковой», «содержательный», лексико - грамматические упражнения)

  6. Повторное чтение текста с установкой на пересказ (рекомендуется приём завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений)

  7. Пересказ текста (цепочкой, по - частям, целиком)

  8. Анализ детских рассказов

  9. Итог

Структура занятий по составлению рассказа включает следующие элементы:

  1. Оргмомент (с включением вводных подготовительных упражнений, загадок)

  2. Сообщение темы, предварительная беседа (подготовка ребёнка к восприятию предмета, картины или серии картин, события, по которому будет составляться рассказ)

  3. Физминутка

  4. Разбор содержания (картины или серии картин, элементов и признаков предмета, события)

  5. Обучение детей составлению рассказа

  6. Составление рассказа детьми

  7. Анализ детских рассказов

  8. Итог


для детей 6-7 лет
Структура групповых занятий по обучению грамоте включает обязательные элементы:

1. Оргмомент

2. Повторение пройденного на прошлом занятии

3. Сообщение темы занятия;

  1. Выделение и характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

5. Физминутка

6. Произношение звука в словах, слогах, предложениях

  1. Обучение элементам грамоты

  2. Итог занятия

Примечание:

  • Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала;

  • Подводя итоги, спрашиваем: «Что мы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребёнка в отдельности только с положительной стороны, Можно сказать, чем будем заниматься на следующем занятии.

  • Оборудование прописывается в каждом конспекте занятия.



^ Форма участия других лиц в реализации программы

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, осуществлять контроль за качественным выполнением домашних заданий.
^ Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы

Занятия по реализации данной программы проводятся в кабинете учителя-логопеда. Кабинет оснащен большой библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона кабинета укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой доской. В коррекционно-развивающей работе с детьми используется компьютер, современные здоровьесберегающие технологии.
^ Ожидаемые результаты реализации рабочей программы
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать усвоению конкретных знаний, умений, навыков, подготовке к обучению в школе.

Предполагается, что к концу обучения дети 4-5 лет должны:

  • Владеть обобщающими понятиями по изученным темам;

  • Использовать в своей речи словарь существительных и глаголов по изученной теме;

  • Уметь образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;

  • Уметь составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с
    одним действующим лицом. (Дети спят. Мама варит суп.);

  • Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

  • Выделять начальный ударный гласный [а], [у], [о], [и] из слова;

  • Различать на слух согласные [т], [п], [к], [м], [н].

:

дети 5- 6 лет должны:

  • Употреблять в речи существительные, глаголы, прилагательные по всем изученным лексическим темам.

  • Понимать слова-названия предметов ближайшего окружения, части, названия природных явлений, названия действий, признаков предметов.

  • Понимать обобщающие значения слов и уметь формировать обобщающие понятия.

  • Образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Распространять простые предложения однородными подлежащими, определениями, сказуемыми.

  • Составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия дополнять предложения недостающими словами.

  • Владеть понятием слово.

  • Различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном винительном, родительном и дательном падежах без предлога.

  • Согласовывать прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже.

  • Передавать ритмичности речи, модуляцию голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

  • Произносить гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и игре.

  • Различать на слух длинные и короткие слова.

  • Передавать ритмический рисунок слова.

  • Владеть понятием слог как часть слова.

  • Правильно произносить и делить на слоги с двусложных и трехсложные слова, состоящие из открытых, закрытых слогов, двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце.

  • Уметь оперировать понятиями звук, гласный звук согласный звук.

  • Выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов.

  • Уметь проводить анализ и синтез обратных и прямых слогов с пройденными звуками.

  • Уметь подбирать слова с заданным звуком.


дети 6- 7 лет должны:

  • Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»

  • Различать гласные и согласные звуки;

  • Правильно ставить ударение в знакомых словах;

  • Свободно и сознательно читать трёхбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

  • Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;

  • Делать анализ слов различной слоговой структуры и составлять схемы слов;

  • Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» iconРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической...
Категория детей – дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, в поведении Срок реализации программы – 1 год

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической...
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем перед образовательными учреждениями, одной из которых...

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» iconКнига посвящена актуальной проблеме коррекционной педагогики интеграции...
«Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова, Москва, Гуманитар...

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» iconОбразовательная программа начального общего образования коррекционно-развивающей...
Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4),М., «Просвещение», 2002г

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» iconРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической...
В связи с этим особую важность приобретает развитие лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются...

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» iconЗакон об образовании гарантирует реализацию права на образование...
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» iconРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической...
У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура,...

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования для...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мкдоу №119

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» iconДоклад Активизация речевого общения детей с ограниченными возможностями в процессе урока чтения
Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Омутинского района для обучающихся, воспитанников...

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» icon1. Цель и актуальность образовательной программы
Цппрк индивидуальной комплексной психолого-медико-педагогической диагностики по определению образовательного маршрута. Помощь в социальной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск