Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших






Скачать 252.91 Kb.
НазваниеРазвитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших
Дата публикации23.10.2013
Размер252.91 Kb.
ТипРеферат
top-bal.ru > Биология > Реферат




РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ И РЕЧЕТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКАМИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Содержание:

  1. Введение. Актуальность проблемы развития словесно-логического мышления через отгадывание и придумывание загадок.




  1. Использование загадок как метода и дидактического средства развития словесно-логического мышления, речевой и речетворческой деятельности у старших дошкольников с ОНР.

    1. Трудности формирования словесно-логического мышления у старших дошкольников с ОНР

    2. Концептуальные принципы работы

    3. Цель и задачи коррекционного обучения в процессе работы над загадками

    4. Методы и приемы

    5. Формы организации детей.




  1. Работа по формированию словесно-логического мышления в процессе работы над загадками

    1. Мониторинг мыслительных и речевых возможностей детей при отгадывании загадок

    2. Планирование работы. Система целей и задач.

    3. Примерная подборка материала загадок для групп с ОНР старшего и подготовительного возраста в соответствии с лексическими темами.

  2. Выводы.




  1. Список литературы.



1.Введение.

Объективная действительность познается с помощью ощущений и восприятия ,но наивысшего уровня познание достигает в мышлении.

Мышление-это высшая форма человеческого познания, представляющего собой процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, выполняющего регулирующую функцию по отношению к поведению, социально обусловленного по происхождению приемов и операций, а также в силу использования знаний, добытых в ходе человеческой истории.

Мышление характеризуется единством осознанного неосознанного. Его анализируют в таких терминах, как активность и пассивность, быстрота и замедленность, широта или узость, глубина или поверхность, богатство или скудность, гибкость или шаблонность, критичность или некритичность.

Функции мышления достаточно многообразны. Для характеристики их участия логопедическом процессе можно ограничится выделением четырех основных: понимание, решение проблем и задач, целеобразование и рефлексия.

Необходимым условием развертывания мышления и факторами, влияющими на его продуктивность, являются мотивы, а также тесно с ними связанные эмоции, обеспечивающие направленность и управление поиском решения задач. Л.С.Выготский писал: “Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей стороны нашего сознания”.

Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К.Д.Ушинский считал, что главная цель в развитии речи - научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Речь является средством мышления, что очень важно для полноценного и целостного развития детей в период дошкольного детства. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышления объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усваивать элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами.

В области теории обучения выделяются две крупные группы методов обучения:

1) репродуктивные – методы, с помощью которых ребенок усваивает готовые знания и воспроизводит известные ему способы деятельности;

2) продуктивные – методу, посредством которых ребенок самостоятельно открывает новые знания в результате собственно исследовательской, творческой деятельности и решает такие сложные задачи, как:

- выработка умения видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- строить собственные доказательства.

Современные дети должны запоминать и воспринимать довольно много информации. Возьмем системный подход: умение видеть объект как совокупность элементов и как часть чего-то большего. Здесь приходится давать задания: назвать части предмета, назвать, куда входит предмет, а это не слишком творческие задачи. Все подобные задания требуют тренировки, а детям репродуктивные задания, как правило, неинтересны. И познавательные мотивы – залог успешного обучения – формируются при этом слабо. Возникает противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы дать детям необходимую тренировку, и их не должно быть, чтобы не гасить интерес к занятиям. Загадка – один из способов разрешения этого противоречия. Задание «опиши яблочко» ничем не отличается от предложения составить загадку про яблоко с помощью самой первой наше опоры – простой описательной загадки. Но выполняя это задание, малыш думает о тех, кто будет отгадывать загадку. Дети не занимаются скучным обобщением цвета, формы яблока, они создают нечто новое. Хорошая загадка не оставит равнодушным ни одного ребенка. Что такое загадка? «Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу, в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса» (Ю.Г.Илларионова). На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Тем более у старших дошкольников продолжается процесс развития мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. Как это ни парадоксально, без словотворчества ребенок не может овладеть необходимым словарем. Богатый словарный запас – необходимое условие последующего развития речи ребенка, в ходе которого он учится овладевать структурными элементами грамматики. Формирование грамматического строя речи тесно взаимосвязано с развитие звуковой культурой речи. Развитый фонематический слух – основа освоения звукового состава грамматических элементов языка. Соответственно и процесс обучения детей отгадыванию и придумыванию загадок будет строиться во взаимосвязи грамматической работы с лексической, фонетической, с формированием связной речи (диалогической и монологической), а также во взаимосвязи с познавательным развитием и развитием словесно-логического мышления.

2. Использование загадок как метод и дидактическое средство развития словесно-логического мышления, речевой и речетворческой деятельности у старших дошкольников с ОНР.
2.1 Трудности формирования словесно- логического мышления у дошкольников с ОНР.

Патология мышления проявляется в нарушении его темпа, структуры и содержания. У взрослого, страдающих речевыми расстройствами, нарушения мышления, как правило, не наблюдаются или они обусловлены в большей степени специфическими особенностями личности, нежели структурой дефекта. Одним из самых трудных является вопрос о первичности речи и мышления, об оценке структуры мышления у лиц с речевыми расстройствами. Особенно это касается системных речевых расстройств, прежде всего алалии и афазии.

Для исследования мышления в психологии используют различные методы: наблюдение, беседу, эксперимент, решение различных задач, изучение продуктов деятельности.

Вопрос о состоянии мышления у лиц с речевыми нарушениями имеет теоретическую и практическую стороны. У теоретической стороны давняя история, это проблема соотношения речи мышления. Обычно приводят в качестве примеров её решения позиции Ж.Пиаже, считавшего, что мышление не зависит от речи, и Л.С.Выготского, отводившего речи существенную роль в обеспечении высших форм мышления человека. В свою очередь, теоретические воззрения сказываются на постановке экспериментальных исследований этого вопроса и практической деятельности логопеда. В практике логопеда они определяют понимание роли речи и мышления в структуре дефекта, а также служат основой для дифференциальной диагностики.

Практика и экспериментальные исследования показывают, что мышление страдает в наибольшей степени при системных нарушениях речи- 

алалии, препятствующей его развитию, и афазии, затрудняющей его проявление. При других расстройствах мыслительные функции затрагиваются в меньшей степени и преимущественно со стороны формальных характеристик. Важное практическое значение имеют  ­

достаточно часто встречающихся, особенно в последнее время, сочетания расстройств речи и мышления.

Большинство исследователей, имея в виду прежде всего общее недоразвитие речи, склоняются к тому, что в целом дети с этим дефектом интеллектуально сохранны,а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи( Трауготт Н.Н.,1940,1965; Левина Р.Е.,1951;Хватцев М.Е.,1959;Белогруд Л.А., Бурова В.С.,Жукова В.С., Мастюкова Е.М.,1971; Гуровец Г.В.,1974;Усанова О.Н., Синякова Т.Н.,1982;Завгородняя А.С., Никулина Е.А.,1985;Царгуш Л.Э.,1987;Фотекова Т.А.,1994). Отмечается сохранность у таких детей познавательного интереса, достаточная развитость предметно-практической трудовой деятельности и вместе с тем своеобразие отдельных сторон мышления(несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и др.)(Голубева Л.П., 1952; Зееман М., 1963;Ковшиков В.А., Элькин Ю.А., 1979;Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1985, 1993). Отмечается необходимость учета сопутствующих расстройств (Соботович Е.Ф., 1982, 1984)вплоть до олигофрении.

О.Н. Усанова и Т.Н.Синякова (1982) установили, что у 63% детей с общим недоразвитием речи уровень невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы или даже несколько ниже нормы, у 27% он соответствует норме и у 9% незначительные нарушения интеллекта совершенно не зависят от состояния речи.
Р.И.Мартынова также обращает внимание на то, что при дизартриях имеет место определенное соответствие характера и степени нарушения мышления, и степени выраженности речевого дефекта. У детей с легкими формами дизартрии наблюдается лишь некоторое ослабление мыслительной деятельности, проходящее по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, разумеется, если нет сочетания с ОНР.

2.2 Концептуальные принципы работы.

В нашей работе мы придерживаемся принципов, сформулированных Е.В.Шульгиной и Н.Н.Третьяк:

1. Принцип целостного образа мира – осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

2. Принцип понимания языковых значений, развитие лексических и грамматических навыков – обеспечивает тренировку мысли ребенка и способствует выработке у него мыслительных навыков.

3. Принцип оценки выразительности речи воспитывает способность чувствовать эмоциональные оттенки речи, навыки восприятия поэтической речи, усвоение функциональных стилей речи.

4. Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи – последовательное изменение дидактического материала (повторение усвоенного ранее и добавление нового) – способствует тому, что речевая деятельность детей становится все более самостоятельной.

Последний принцип особенно важен для нас с учетом того, что мы работаем с детьми, имеющими системное нарушение языка.

2.3 Цель и задачи коррекционного обучения в процессе работы над загадками.
Цель: учить пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слова, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок.

Задачи:

  • Общеразвивающие задачи:

    1. развивать образное и логическое мышление посредством отгадывания и загадывания загадок;

    2. формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения;

    3. развивать творческие способности.

  • Коррекционные задачи:

    1. Развитие словаря

- учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие предметы, явления, действия; их свойства, качества, материал;

- формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения;

- учить подбирать антонимы, синонимы, омонимы;

- учить использовать в речи средства выразительности;

- учить понимать переносное значение слов.

2. Развитие грамматического строя речи:

- учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей;

- развивать умение использовать в речи все части и закреплять навык их согласования.

3. Фонематические процессы:

- формировать навыки звукового анализа и фонетического восприятия слова;

- развивать слуховое внимание.

4. Развитие связной речи:

- учить задавать вопросы и отвечать на них;

- учить аргументировано доказывать свою точку зрения (речь-доказательство);

- развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных и однородных членов, введение в речь сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами и без через загадки с использованием признаков времени, внешнего вида, действия, места;

- учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра.

  • Воспитательные задачи:

  1. воспитывать художественный вкус;

  2. прививать любовь к окружающему миру через загадки;

  3. приобщать к художественной литературе и устному народному творчеству;

  4. воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.



Направления реализации задач:

- ознакомление с загадкой как литературным жанром;

- обучение разгадыванию загадок;

- обучение придумыванию загадок.

Мы предлагаем использовать в работе 3 вида загадок: описательные, загадки-отрицания, метафорические загадки.

Загадка-описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями.

Обучение придумыванию загадок-описаний органично вытекает из работы над составлением описательных рассказов с использованием тех же самых схем. Наиболее трудны для детей с ОНР метафорические загадки, в которых слова используются в переносном значении. Метафорическая загадка станет доступной детям, если педагог будет направлять работу их мысли.

Загадку надо нt просто отгадать, а доказать отгадку. Именно доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь, то есть требует от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической задачи. Существует два способа доказательства отгадок:

1. Доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки), после чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками) – это дедуктивный способ.

Например: Этот овощ круглый, красный, растет на грядке, его срывают.

Ответ: Это помидор, потому что он круглый, красный, растет на кустике на грядке и его срывают.

2. Доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, то есть является рассуждением, а отгадка (вывод) – логическим итогом этого рассуждения, - это индуктивный способ. То есть в ходе отгадывания осуществляется поисковая деятельность.

Например: Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы, кабачки)

Пути поиска: Что надо узнать? Что это за поросятки выросли на грядке.

Значит то, что мы ищем, растет в огороде.

Как они растут? К солнышку бочком, хвостики крючком.

Что же они делают с нами? Играют в прятки.

Что это значит? Прикрываются листьями.

Какие овощи, похожие на поросяток, растут на грядке, и их надо искать? Кабачки, огурцы.
Облегчает отгадывание загадок способ использования загадок, характер их преподнесения. Тематический подбор загадок в рамках лексической темы обеспечит направленность детского внимания, большую его сосредоточенность и увеличит дидактическую эффективность работы.

Таким образом при отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать:

  • соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту детей;

  • полноту и конкретность характеристики;

  • доступность языка и степень сложности художественного образа;

  • тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании;

  • речетворческие возможности детей при придумывании загадок.


2.4 Методы и приемы.
Для обучения детей отгадыванию и придумыванию загадок используются следующие методы и приемы:

Наглядные методы:

-наблюдение

- показ картин и игрушек

- рассматривание картин и игрушек.

Словесные методы:

- беседы в рамках изучаемой лексической темы

- высказывания детей из личного опыта

- чтение журналов, статей, художественной литературы

– проблемные ситуации

Практические методы:

- дидактическая игра

- словесная игра

- игра-драматизация

- инсценировка

- подвижная игра

- моделирование

- проблемно-поисковая деятельность.

Безусловно в реализации поставленных задач важна тесная взаимосвязь логопеда и воспитателей, так как большинство приемов осуществляются ими в ходе предварительной работы по заданию логопеда.

2.5 Формы организации детей.

У воспитателя это:

- любые режимные моменты, в ходе которых может осуществляться наблюдение

- совместная деятельность (игры, вечера вопросов и ответов, развлечения с привлечением родителей и т.д.)

У логопеда - это преимущественно занятия или часть занятия.

Мы можем предлагать детям загадки в начале занятий. В данном случае загадка вызовет интерес и даст повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении, внесет определенную «живинку» в занятие, заставит по-новому взглянуть на предметы. В завершении занятия. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различия между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. И, наконец, обучение отгадыванию или составлению загадки может быть основной целью занятия.

Подбор загадок должен быть тематическим в рамках той или иной лексической темы.
3.Работа по формированию словесно-логического мышления в процессе работы над загадками.
3.1 Мониторинг мыслительных и речевых возможностей детей при отгадывании загадок.
Старшая группа.
^ Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Цель: определить умение понимать отношения между объектами на основе отгадывания загадок описательных, с отрицанием, простых метафорических загадок; умение объяснить, почему именно такой ответ.

Вопросы:

  • Почему ты так думаешь?

  • Как ты догадался?

Уровни развития:

Высокий: внимательно слушают загадку, правильно находят ответ, могут объяснить его на основе признаков предмета, озвученных в загадке, или путем постепенного исключения отрицательных сравнений.

^ Средний: внимательно слушают загадку, отгадывают ее, но затрудняются объяснить свой ответ.

Низкий: слушают загадку, не могут дать правильный ответ, потому что не объединяют признаки предмета в единое целое.
Примеры загадок:
Описательные

Сентябрь: Комочек пуха, На полянке возле елок

Длинное ухо, Дом построен из иголок.

Прыгает ловко, За травой не виден он,

Любит морковку. А жильцов в нем – миллион.

(заяц, кролик) (муравейник)
Май: Он в берлоге спит зимой Землю пробуравил,

Под большущею сосной, Корешок оставил.

А когда придет весна Сам на свет явился

Просыпается от сна. Шапочкой прикрылся.

(медведь) (гриб)
^ С отрицанием

Сентябрь: Круглая, да не мяч, Что же это за девица,

Желтая, да не масло, Не швея, не мастерица,

Сладкая, да не сахар, Ничего сама не шьет,

С хвостиком, да не мышь. А в иголках круглый год,

(репа) (ель, сосна)

Май: С бородою, а не старик, Не птица, а с крыльями;

С рогами, а не бык, Не пчела, а над цветами летает.

Не конь, а брыкается, (бабочка)

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, лаптей не плетет.

(коза)
Метафоры

Сентябрь: Падают с ветки золотые монетки. В темном небе светляки,

(Листья) Не дотянешь к ним руки.

Загнулся как червяк.

(звезды и месяц)

Май: Сидит дед, во сто шуб одет, Восемь ног, как восемь рук

Кто его раздевает, Вышивают шелком круг.

Тот слезы проливает. Мастер в шелке знает толк.

(лук) Покупайте, мухи, шелк!

(паук)

^ Дидактическая игра «Загадай загадку»

Цель: определить умение придумать загадку на основе описательного рассказа.

Вопрос:

  • Почему на твою загадку получилось много отгадок?

Уровни развития:

Высокий: придумывают описательную загадку, перечисляя существенные признаки предмета, свободно используют в речи простые распространенные однородными членами предложения, согласовывают слова в предложении в роде, числе и падеже, (могут допускать редкие грамматические ошибки).

Средний: придумывают описательную загадку, перечисляя существенные и несущественные признаки предмета, используют в речи простые распространенные предложения, допускают в речи ошибки в согласовании слов в предложении в роде, числе и падеже.

Низкий: 1)придумывают описательную загадку, перечисляя несущест-венные признаки предмета, затрудняются в использовании простых распространенных предложений, не согласовывают слова в предложении в роде, числе и падеже.

2)затрудняются с придумыванием загадки даже с использованием схемы описательного рассказа.


Подготовительная группа.
^ Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Цель: определить умение понимать отношения между объектами на основе отгадывания загадок описательных, с отрицанием, простых метафорических загадок; умение объяснить, почему именно такой ответ.

Вопросы:

  • Почему ты так думаешь?

  • Как ты догадался?

Уровни развития:

Высокий: внимательно слушают загадку, правильно находят ответ, могут объяснить его на основе признаков предмета, озвученных в загадке, или путем постепенного исключения отрицательных сравнений.

^ Средний: внимательно слушают загадку, отгадывают ее, но затрудняются объяснить свой ответ.

Низкий: слушают загадку, не могут дать правильный ответ, потому что не объединяют признаки предмета в единое целое.
Примеры загадок:
Описательные

Сентябрь: Кинешь в речку - не тонет, Он в мундире красном,

Бъешь о стену – не стонет, Шпоры для красы.

Будешь оземь кидать – Днем он – забияка,

Станет кверху летать. Поутру – часы.

(мяч) (петух)
Май: Частый, зубастый Шляпка есть, нет головы.

Вцепился в чуб вихрастый. (гриб)

(гребешок)
Он сети, как рыбак, готовит,

А рыбы никогда не ловит.

(паук)
^ С отрицанием

Сентябрь: Не ездок, а со шпорами, Ног нет, а хожу,

Не сторож, а всех, а всех будит. Рта нет, а скажу,

(петух) Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(часы)

Май: Не дерево, а с листочками, Черен, да не ворон,

Не рубашка, а сшита, Рогат, да не бык,

Не человек, а рассказывает. Шесть ног без копыт.

(книга) Летит – воет,

Сядет – землю роет.

(жук)
Метафоры

Сентябрь: Красные двери в пещере моей, Наши поросятки выросли

Белые звери сидят у дверей. на грядке.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою К солнышку бочком,

Я с радостью этим зверям отдаю. хвостики крючком.

(зубы) Эти поросятки играют

с нами в прятки.

(огурцы, кабачки)
Май: Два соседа – непоседы, Голубой аэропланчик

День на работе, ночь – на отдыхе. Сел на желтый одуванчик.

(глаза) (стрекоза)


^ Дидактическая игра «Загадай загадку».

Цель: определить умение придумать загадку на основе описательного рассказа.

Вопрос:

  • Почему на твою загадку получилось много отгадок?

Уровни развития:

Высокий: придумывают описательную загадку, перечисляя существенные признаки предмета, свободно используют в речи простые распространенные однородными членами предложения, согласовывают слова в предложении в роде, числе и падеже.

Средний: придумывают описательную загадку, перечисляя существенные и несущественные признаки предмета, используют в речи простые распространенные предложения, согласовывают слова в предложении в роде, числе и падеже ( могут допускать в речи грамматические ошибки).

Низкий: 1)придумывают описательную загадку, перечисляя несущест-венные признаки предмета, затрудняются в использовании простых распространенных предложений, не согласовывают слова в предложении в роде, числе и падеже.

2)затрудняются с придумыванием загадки даже с использованием схемы описательного рассказа.
3.2 Планирование работы.
Общие цели и задачи:

Описательные загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать описательные загадки.

Задачи: 1) формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения

2) учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей

3) развивать умение использовать в речи все части речи и закреплять навык их согласования

4) развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных и однородных членов

5) учить составлять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра

6) развивать образное и логическое мышление
Загадки с отрицанием.

Цель: учить отгадывать и придумывать загадки с отрицанием.

Задачи: 1) учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей

2) развивать умение использовать в речи все части

3) учить формировать фразы, подбирать синонимы, антонимы

4) формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения

5) учить определять на основе сравнения разное и одинаковое в предметах, их свойствах, качествах

6) учить использовать в речи сложносочиненные предложения с союзом и без

7) воспитывать речевую активность
Метафорические загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать метафорические загадки.

Задачи: 1) учить использовать в речи средства выразительности

2) учит составлять короткий рассказ, воспроизводя схематический рисунок загадки и используя при этом языковые средства выразительности

3) учить использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

4) учить использовать в речи крылатые выражения и фразеологизмы

5) развивать образное и словесно-логическое мышление

6) прививать любовь к родному языку


Старшая группа.

1 этап (сентябрь-декабрь). Лексические темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки». «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Зимующие птицы», «Хвойные деревья» и т.д.

Описательные загадки. Отгадывание.

Цель: Дать понятие описательной загадки, учить отгадывать загадки, содержащие 4-5 признаков предмета в рамках изучаемых лексических тем.

Задачи: 1) учить внимательно вслушиваться в текст загадки, запоминать ее содержание

2) учить доказывать отгадку (речь-доказательство)

3) учить находить отгадку путем поиска (речь-рассуждение)
Описательные загадки. Придумывание. Темы те же.

Цель: Учить придумывать описательные загадки с использованием наибольшего количества признаков.

Задачи: 1) учить составлять загадку на основе описательного рассказа и схемы

2) учить заменять название предмета обобщающим словом

3) учить выделять существенные признаки предмета

2 этап ( январь- май). Лексические темы: «Зимние забавы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Профессии», «Транспорт», «Весна», и т.д.
Описательные загадки. Отгадывание.

Цель: учить отгадывать описательные загадки, содержащие 3-4 признака предмета

Задачи: 1) далее развивать слуховое внимание и память

2) далее развивать речь-доказательство и речь-рассуждение

3) развивать словесно-логическое мышление
Описательные загадки. Придумывание.

Цель: Учить придумывать описательные загадки, используя не более 3-4-х существенных признаков предмета

Задачи: 1) учить составлять загадку на основе описательной схемы

2) закреплять навыки выделения существенных признаков предмета
Загадки с отрицанием. Отгадывание загадок.

Цель: Познакомить с загадками с отрицанием, Учить отгадывать загадки с отрицанием на основе наглядности.

Задачи: 1) продолжать учить пользоваться словами, обозначающими свойства, качества предметов

2) развивать умение замечать похожие черты у разных объектов, развивать ассоциативное мышление

3) учить различать предметы, сходные по назначению, но различные по строению

3) развивать внимательность, сообразительность, наблюдательность

4) познакомить со схемой загадки

5) воспитывать терпение

Метафорические загадки. Отгадывание

Цель: познакомить с метафорической загадкой

Задачи: 1) продолжать учить сравнивать, сопоставлять предметы

2) учить понимать слова в переносном смысле

3) воспитывать наблюдательность

Подготовительная группа.
1 этап (сентябрь-декабрь). Лексические темы: «Осень», «Сад-огород», «Откуда хлеб пришел?», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Звери наших лесов», «Библиотека», «Зимующие птицы» и т.д.
Описательные загадки. Отгадывание.

Цель: Закрепить умения и навыки отгадывать описательные загадки, содержащие 3-4 признака.

Задачи: 1) продолжать учить отгадывать описательные загадки по 3-4 признакам предмета или явления

2) продолжать учить анализировать, синтезировать, обобщать услышанное и делать вывод

3) упражнять в умении замечать грамматические ошибки в речи других детей

4) развивать воображение
Описательные загадки. Придумывание.

Цель: Учить придумывать загадки о животных, предметах и явлениях, используя их характерные и отличительные признаки.

Задачи: 1) продолжать учить составлять рассказ-загадку по схеме

2) закреплять умение выделять существенные признаки предмете, устанавливая иерархию признаков

3) развивать логическое мышление

4) воспитывать желание придумывать новые загадки

Загадки с отрицанием. Отгадывание.
Цель: закреплять знания о загадках с отрицанием

Задачи: 1) закреплять умение замечать похожие и отличительные черты у разных объектов

2) учить использовать при отгадывании загадки речь-доказательство

3) развивать логическое мышление (ассоциации, семантические поля)

4) учить осваивать объяснительную форму речи-рассуждения
Загадки с отрицанием. Придумывание.
Цель: учить придумывать загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений

Задачи: 1) продолжать учить пользоваться в речи сложносочиненными предложениями с союзами «а», «но»

2) развивать речетворчество

3) закреплять умение находить существенные признаки

4) учить использовать в речи языковые средства выразительности - сравнения

5) воспитывать умение доброжелательно помогать сверстникам в случае затруднения
Метафорические загадки. Отгадывание.

Цель: продолжать знакомить детей с метафорической загадкой

Задачи: 1) учить наблюдать за объектами в живой и неживой природе

2) учить сравнивать, сопоставлять, отождествлять разные предметы и объекты

3) развивать умение запоминать авторские средства выразительности: метафору, сравнение

4) развивать объяснительную речь

5) воспитывать желание общаться на познавательные темы
2 этап (январь-май). Лексические темы: «Зимние забавы», «Транспорт», «День защитника Отечества. Военные профессии», «Зима (обобщение)», «Женские профессии», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «День космонавтики», «Школа. Школьные принадлежности» и т.д.
Описательные загадки. Отгадывание.

Цель: учить отгадывать описательные загадки по 2-3, 1-2 признакам: восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

Задачи: 1) продолжать учить анализировать, синтезировать, обобщать услышанное и делать вывод

2) продолжать учить выделять существенные признаки предмета

3)развивать логическое мышление

4) упражнять в умении замечать грамматические ошибки в речи других детей

5) воспитывать умение внимательно выслушивать товарища
Описательные загадки. Придумывание.

Цель: учить придумывать описательные загадки по схеме, используя 2-3 существенных отличительных признака

Задачи: 1) продолжать учить употреблять в речи различные типы предложений

2) закреплять умение проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности

3) развивать мыслительно-синтетические функции путем использования схематических моделей

4) воспитывать любовь к родному языку
Загадки с отрицанием. Отгадывание.

Цель: учить отгадывать загадки с отрицанием (не более3-х отрицаний)

Задачи: 1) продолжать учить правильно понимать слова в переносном смысле

2) закреплять знания о существенных признаках предмета

3) продолжать учить осваивать объяснительную форму речи-рассуждения

4) развивать мышление и память

Загадки с отрицанием. Придумывание.

Цель: учить придумывать загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений

Задачи: 1) продолжать учить пользоваться в речи сложносочиненными предложениями с союзами «а», «но»

2) продолжать учить использовать в речи языковые средства выразительности (сравнение, олицетворение)

3) воспитывать вежливое речевое общение

Метафорические загадки. Отгадывание.

Цель: учить отгадывать метафорические загадки

Задачи: 1) продолжать учить сравнивать, сопоставлять, отождествлять разные предметы

2) продолжать учить понимать и запоминать авторские средства выразительности

3) продолжать учить осваивать объяснительную форму речи-рассуждения

4) воспитывать интерес к родной речи
Метафорические загадки. Придумывание.

Цель: учить придумывать метафорические загадки

Задачи: 1) развивать умение строить фразы, основанные на сравнении и сопоставлении предметов и вычленении сходных признаков (метафора)

2) учить создавать свои образные сравнения, эпитеты

3) учить использовать авторские языковые средства выразительности

4) развивать воображение, память, мышление

5) развивать наблюдательность

6) воспитывать стремление к познанию

4. Примерная подборка материала загадок по лексическим темам.
Подготовительная группа.
«Сад-огород». Капуста.
Описательные загадки:

3-4 признака 1-2 признака

Уродилась я на славу, Семьдесят одежек,

Голова бела, кудрява. И все без застежек.

Кто любит щи –

Меня в них ищи. Как надела сто рубах

Захрустела на зубах

Круглая, зеленая,

Ее срезают.
Отрицание:

Не книжка, Круглая, да не тыква

А с листьями. Зеленая, да не кабачок

Срезают, да не лежит.


Метафора:

Расселась барыня на грядке, Стоит Матрешка

Оделась в шумные шелка. На одной ножке,

Мы для нее готовим кадки Закутана, запутана.

И крупной соли полмешка.

Огурец.

Описание:

На грядке длинный и зеленый,

А в Калке желтый и соленый.
Отрицание:

Зеленый, да не трава.

Бугорчатый, да не шишка.

Хрустящий, да не капуста.
Метафора:

Без окон, без дверей, Полон хлевец белых овец.

Полна горница людей.
«Посуда»

Описание:

Чайник.

В брюхе - баня, Как начнет говорить-разговаривать,

В носу – решето, Надо чай поскорее заваривать.

На голове – пупок,

Всего одна рука,

И та - на спине.
Отрицание:

С крышкой, а не кастрюля,

С ручкой, а не кружка,

С водой, а не кувшин.
Метафора:

Из горячего колодца

Через нос водица льется.
Ложка.

Описание:

Длинная, железная, есть ручка, Сама не ем, а людей кормлю.

дно, края, дружит с тарелкой.

Отрицание.

Железная, да не гвоздь,

Длинная, да не сабля,

Черпает, да не поварежка.
Метафора:

Железная попрыгунья от стола ко рту скачет.
«Мебель»

Стол.

Описание:

Деревянный, четыре ножки да крышка.
Под крышей - четыре ножки,

На крыше – суп да ложки.

Отрицание:

С крышкой, да не шкатулка,

С ножками, да не человек,

Кормит, да не повар.
Метафора:

Неказистая деревяшка, а без нее и дом не дом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших iconИсследование словесно логического мышления (4 класс). Тест «Найди несколько различий?»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение

Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших iconИз опыта работы
Устное народное творчество, как средство формирования речевой активности детей дошкольного возраста

Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших iconЗадачи как средство формирования творческой самостоятельности старшеклассников...
В процессе изучения геометрии происходит развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, чувства точности и экономичности...

Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших iconРазвитие словесно-логического мышления
Инструкция: Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны определить свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по...

Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших iconИгра «В гостях у Инфы, Клавы и Компа» (2 4 кл)
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, логического мышления

Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших iconОпыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года...
Как учителя русского языка и литературы его на протяжении всей педагогической деятельности интересовала проблема формирования речевой...

Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших iconИгра в шахматы очень полезна для детей
Одна из годовых задач нашего детского сада: «Развитие логического мышления дошкольников посредством формирования элементарных математических...

Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших iconИгра-путешествие «В поисках клада»
Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, воображения у детей

Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших iconТема: Закрепление умения складывать, вычитать и сравнивать числа первого десятка
Развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке

Развитие речевой и речетворческой активности детей в процессе работы над загадками как одно из направлений формирования словесно-логического мышления у старших iconМуниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр...
Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5—7 лет ребенок уже может овладеть на...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск