Конспект урока технологии по теме: "Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани". 5 класс






НазваниеКонспект урока технологии по теме: "Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани". 5 класс
Дата публикации05.10.2014
Размер69.9 Kb.
ТипКонспект
top-bal.ru > Биология > Конспект
Конспект урока технологии по теме: "Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани". 5 класс.

Цели урока: ознакомить обучающихся с сырьем, свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом их изготовления.

Задачи:

научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани;

сформировать положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим

отрицательных влияний на организм человека.

Дидактическое обеспечение: карточки-задания для выполнения практических

работ.

^ Тип урока: комбинированный

Методы и формы: закрепление пройденного материала, объяснение теоретических

сведений, практическая работа.

Оборудование урока: коллекции волокон и тканей, образцы тканей, лупы, схемы (виды волокон, первичная обработка хлопка и льна), лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей, ножницы, мультимедийный кабинет.

^ ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Учитель: На прошедшем уроке мы проходили строение ткани. Назовите признаки определения нити основы (долевой) и нити утка (поперечной).

Ученики: Называют признаки определения (по кромке, степени растяжения, по звуку, по толщине и гладкости).

Учитель: Для чего нам необходимо это знать?

Ученики: Для правильного раскроя деталей изделия, иначе оно будет деформироваться.

^ 3. Объявление темы урока.

Учитель: Раздел “Материаловедение” изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки и фурнитуру. (Слайд № 3) Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, способы его изготовления, правила эксплуатации и ухода.

Тканью человек пользовался с древнейших времен. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

^ 4. Виды волокон и их краткая характеристика.

Учитель: Из чего состоит ткань?

Ученики: Составляют последовательность - ТКАНЬ – НИТКИ – ПРЯЖА – ВОЛОКНА.

Учитель: В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. (Слайд № 4) Если натуральные волокна создала сама природа, то процесс формирования химических волокон осуществляется в специальных машинах при помощи множества химических веществ. (Рассказ с опорой на таблицу).

Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде. Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из искусственных и синтетических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге (когда мы потеем), электризуется, и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции у особенно чувствительных людей, то вывод напрашивается один. Какую одежду предпочтительно выбирать?

Ученики: мини-дискуссия по проблеме.

Учитель: Одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей предохраняет наш организм от многих невзгод: в непогоду согревает (хлопок), в жару охлаждает (лен), а еще служит диэлектриком, то есть гасит накопившуюся электризуемость одежды.

^ 5. Натуральные ткани растительного происхождения.

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что наиболее оптимальна одежда из натуральных тканей растительного происхождения. (Слайд № 5)

Как они называются?

Ученики: – хлопчатобумажные и льняные. (Слайд № 6)

Учитель: Я предлагаю вам прослушать сказку «О царевне Машеньке, Марье-Искуснице хлопке и льне» и доказать, что лён является одним из самых древних и распространённых волокон (Слайд № 7)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и была у него прекрасная дочь - царевна Машенька. Всем Машенька взяла: и красотой, и умом, и обходительностью да ласкою. А рукодельница была - ни в сказке сказать, ни пером описать. И что самое удивительное - была Машенька любознательная без меры.

- Ох, Машенька, кто же пойдет к тебе в наставницы, коли ты во всех ремеслах девичьих первая? - с улыбкой сказал царь-батюшка.

-Не говори так, батюшка, не могу я быть самой искусной, коли еще хочу учиться, ответила Машенька.

- Может, Марья-Искусница нам поможет, - с надеждой проговорил царь.

Задумался царь. Марья-Искусница - женщина с характером. Рукодельница такая, что никто с ней сравниться не сможет, но если уж чего не захочет сделать - никогда не сделает. Много ли, мало ли времени прошло, и вот однажды прибыла Марья- Искусница в царский дворец. Машенька была рада - радешенька: "Сама Марья-искусница будет наставницей!" Посмотрела наставница на рукоделие Машеньки и сказала:

- Учить-то тебя, Машенька, уже нечему. Но знаешь ли ты, сколько лет льну и хлопку?

- Нет, Марья-Искусница, я как-то об этом не думала. Расскажи мне об этом, - взмолилась царевна Машенька.

- Лен люди стали использовать около 9 тысяч лет назад: из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем и в Египет. Древние египтяне стали пеленать мумии узкими полосками не шерстяной, а льняной ткани за 3 тысячи лет до нашей эры. (Слайд № 8)

-А какой тканью люди больше всего дорожат?

- Самой бесценной реликвией для всего христианского мира является плащаница - льняная ткань, в которую было завернуто тело Христа, снятого с креста после распятия. (Слайд № 9)

- Как интересно! А какую роль играл лен в нашей стране.

- В Древней Руси лен считался важнейшим растением, его сеяли первым по гари от выжженного леса. Эта культура всегда возделывалась в России в больших количествах

- А какое государство - родина льна?

- Считается, что это Южная Азия, Персия, Индия и побережье Средиземного моря, где и теперь встречаются дикорастущие виды льна. Но самые тонкие нити получали в Древнем Египте. Из 1 кг льна там умудрялись извлечь 240 км нитей. (У лучших современных сортов - лишь до 40 км).

- Расскажи мне Марья-Искусница и о хлопке, где он родился, как растет. (Слайд № 10)

-Давным-давно, а точнее 6-8 тысяч лет назад человек впервые обратил внимание на удивительное растение, дающее шерсть. Произошло это в древней Индии. В те времена дикий хлопчатник представлял собой деревце высотой 6-10 м, на котором к осени вызревали тощие коробочки с семенами. На Руси хлопок появился ко времени царствования Ивана III (1440-1505 годы), когда русские купцы привозили из Кафы (Феодосии) «ширинку кисейную и бумагу хлопчатую». (Слайд №11)

- А из чего состоит хлопчатник?

- Хлопок более чем на 90% состоит из целлюлозы. Именно целлюлоза – виновница всех «за» и «против» этого волокна. Он мягкий и приятный на ощупь, прекрасно охлаждает, пропускает воздух, идеально впитывает влагу, удобен в уходе, не вызывает аллергии. При обработке хлопка раствором щелочи его волокна приобретают новые положительные свойства: шелковистый блеск, большую прочность, способность окрашиваться в яркие цвета.

- А есть у хлопка отрицательные качества?

- Да, он неэластичен, сильно мнется, быстро пачкается, плохо держит форму, долго сохнет, боится  бактерий и микроорганизмов. По нынешним меркам недостатков довольно много, но все равно не стоит отказываться от хлопка!

- Какое волокно крепче: хлопковое или льняное?

- Льняное волокно в два раза крепче хлопкового. Неочищенное волокно - это пакля, ее используют, например, для того, чтобы конопатить щели.

- Какими особенностями обладают льняные ткани?

-Льняные ткани обладают гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Большим недостатком льняных тканей является то, что они легко мнутся, но это исправляют, добавляя к льну искусственные нити.

- Что еще можно сделать из льняной и хлопковой пряжи, кроме ткани?

- Из пряжи изготавливают нитки, тесьму, ленты, кружево и другие отделочные материалы. (Слайд № 12)

- А что еще получают из хлопка и льна, Марья-Искусница?

- Душистое льняное масло, которого в семени до 48%. Из него изготавливают лучшие сорта олифы, лаки, а из хлопка медицинскую вату.

- Спасибо, Марья-искусница. Я узнала очень много интересного. А вы, ребята?

Ученики: Доказывают о том, что лён является одним из самых древних и распространённых волокон.

^ 6. Практическая работа.(Слайд № 13)

Определение хлопчатобумажной и льняной ткани.

Учитель: Объясняет алгоритм работы по технологической карте, раздает образцы

тканей:

1.Рассмотрите образцы тканей;

2. Сравните их между собой по внешнему виду и на ощупь;

3. Начертите в рабочей тетради таблицу;

^ Вид ткани

Отличительные признаки:

По внешнему виду

На ощупь

^ Толщина нитей

Льняная

 

 

 

Хлопчатобумажная

 

 

 

4. Запишите в таблицу отличительные признаки тканей (гладкая, шероховатая; жесткая , мягкая; толстые, тонкие).

Ученики: Выполняют практическую работу.

7. Оформление в тетради коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей.

Ученики: Вклеивают образцы тканей в тетрадь и подписывают название ткани. Проверяют себя путем самокантроля «Составь слово». (Слайд № 14)

8. Подведение итогов урока.

Учитель: подводит итоги урока. Нормы оценивания: соответствие выполнения практической работы заданному стандарту, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы.

9. Домашнее задание.

Пополнить коллекцию тканей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока технологии по теме: \"Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани\". 5 класс iconПлан-конспект урока окружающего мира 2 класс умк «Перспектива»
Оборудование: лоскутки различных тканей, льняные нити, семена льна, масло льна, предметы домашнего обихода из льна, старинная рубашка...

Конспект урока технологии по теме: \"Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани\". 5 класс iconКонспект урока №4 по теме №6
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...

Конспект урока технологии по теме: \"Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани\". 5 класс iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звуки ⦋в⦌,⦋в...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Звуки ⦋в⦌,⦋в᾿⦌ и буквы В, в

Конспект урока технологии по теме: \"Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани\". 5 класс iconУрока : Урок- игра
...

Конспект урока технологии по теме: \"Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани\". 5 класс iconКонспект урока Окружающий мир в 3 классе по теме: «Берегите воду!»
Урок «Берегите воду» является заключительным уроком в общей теме «Вода», 1 четверть, 3 класс

Конспект урока технологии по теме: \"Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани\". 5 класс iconМетодическое пособие по музыке 1 класс (конспект урока). Урок по теме: «Опера- сказка»
Методы урока: объяснительно-иллюстрированный с элементами репродуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный...

Конспект урока технологии по теме: \"Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани\". 5 класс iconКонспект урока по теме: «Числа от 1 до 10»
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации учащимися знаний по теме «Числа от 1 до 10»

Конспект урока технологии по теме: \"Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани\". 5 класс iconКонспект урока по теме: «Экономика»
Обществознание. Учебник для учащихся 10. общеобразовательных учреждений 10 класс/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др. М: Просвещение...

Конспект урока технологии по теме: \"Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани\". 5 класс iconКонспект урока «сказочное путешествие в страну звуков и букв»
Используемые технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие, игрового моделирования, обучения в сотрудничестве, компьютерные...

Конспект урока технологии по теме: \"Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани\". 5 класс iconТема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» Тип урока
Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения, технология теста



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск