Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе






Скачать 62.75 Kb.
НазваниеРешение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Дата публикации14.10.2014
Размер62.75 Kb.
ТипРешение
top-bal.ru > Биология > Решение
Рисуем - значит думаем.

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Все учителя, работающие с младшими школьниками, знают, как трудно добиться от детей интересных композиций на заданную тему, особенно если предложенная тема не была осмыслена ребёнком. Зачастую дети стараются побыстрее выполнить задание, выбирая при этом простейшее решение, не углубляясь в детали. В свою очередь, перед учителем стоит задача активизировать творческую деятельность школьников. Учащиеся должны не просто получать знания и приобретать умения, а иметь возможность пользоваться ими при выполнении любой работы.

Имея большой опыт работы в школе с углублённым изучением изобразительного искусства, я считаю, что помимо методики, о которой мне хотелось бы рассказать, очень важно создавать ситуацию успешности в обучении. А успех возможен в том случае, если ребёнок готов к предложенной деятельности. Наша программа построена таким образом, что в течение каждой четверти ученик может попробовать себя в разных изобразительных техниках, почувствовать, какой материал ему ближе и в результате серии уроков подготовиться к выполнению композиции. Вся методика преподавания изобразительного искусства направлена на индивидуальное обучение и развитие в каждом ребёнке мыследеятельностных способностей: воображения, мышления, понимания, коммуникации, самодеятельности и самоорганизации, что даёт ребёнку возможность осваивать разные предметные области, самостоятельно ставить цели.

Без воображения не может быть речи о творчестве, ни в какой области человеческой деятельности. Для того чтобы ребёнок вырос с воображением, важно, в какой среде он находится, чем увлекается, как и о чём с ним разговаривают взрослые. Немаловажным является и развитие способности организации действия, то есть осознания действия. Ребёнок должен понять, что он делает и почему. А способность понимания является ключевой в развитии познавательной деятельности учащихся. Именно поэтому, на наших уроках проводятся мини-просмотры и обсуждения работ, ставятся задачи.


Познакомившись с художественными материалами и разными изобразительными техниками в 1 классе, мы начинаем готовить детей к осмысленному подходу в композиции, независимо от того, в каком жанре и с помощью каких художественных средств она будет выполнена.

Многие педагоги могут возразить: Что за осмысленный подход к рисованию в начальной школе? Ведь многие дети рисуют интуитивно, а обучение может «засушить» работы. Это не совсем так, поскольку именно в начальной школе мы должны обучить детей технологиям работы в различных изобразительных техниках, иными словами заложить базу для самостоятельного творчества, выбора различных путей решения творческих задач, возможности мыслить и работать самостоятельно. Главное выбрать доступные для детского восприятия задания и темы композиционного поиска. В начальной школе это, прежде всего сказки, мир зверей, птиц и растений.

На практике я замечала, что тематические рисунки, выполненные без предварительной подготовки, значительно уступают по своим живописным и графическим качествам тем работам, которые выполнялись с использованием этюдов, эскизов и зарисовок. Однако, некоторые быстрые этюды и зарисовки эффектнее последующих композиций, это связано с тем, что младшим школьникам проще выполнить работу «на одном дыхании». Тематическая композиция предполагает осмысление, рассуждение и некоторую подробность выполнения, будь-то сказка, тематический натюрморт или сюжетная линия в пейзаже. Именно поэтому, такие задания мы предлагаем детям не часто (3-4 раза в год), однако именно на таких уроках малыши учатся думать.

В чём же заключается исследовательская деятельность, и какова степень самостоятельного, творческого решения композиции в разные годы обучения? Остановимся подробнее на примере некоторых заданий.
В 1 классе все уроки в основном направлены на отработку навыков работы художественными материалами, поэтому предлагаемые темы очень простые и сводятся в основном к созданию образа одного героя (птица, животное, сказочный персонаж). Лишь некоторые уроки один за другим подводят детей к сюжетной композиции. Маленький ребёнок обладает объёмным видением, ему легче сначала слепить героя, а затем нарисовать. Так, прежде чем сделать композицию масляной пастелью или гуашью на тему «Сказочные птицы», идёт изучение основных особенностей строения птиц. За уроками по скульптуре следует серия уроков по графике и только после этого начинается работа над живописной композицией, в которой главными героями должны стать птицы. Основная задача: сочинить сказочный образ птиц, разместить в общую сюжетную композицию, самостоятельно выбрать колористическое решение. Это задание позволяет не только активизировать творческую деятельность учащихся, но и систематизирует процесс обучения.



Во 2 классе наши ученики знакомятся с натюрмортом, этому посвящена целая четверть. Ряд заданий по аппликации позволяет детям легко освоить основные особенности расположения предметов в пространстве. А вот «Осеннему натюрморту» предшествует подготовительная работа с выполнением рисунков с натуры. Для рисования мы выбираем ветки с листьями и осенние цветы. Основные материалы, используемые в такой работе это: тушь, сангина, уголь, мел и мягкие карандаши. После упражнений с натуры, ребята сочиняют натюрморт, используя в композиции свои зарисовки. Самым удобным материалом для такой работы является масляная пастель.





Ещё одно интересное задание этой четверти живописное решение «Натюрморта с цветами», где в качестве подготовительной работы выполняется полноценная композиция в технике мозаики с обрывом, без использования ножниц. Кусочки цветной бумаги выкладываются по форме предметов, подчёркивая их объём и освещение. Очень важно выбрать правильное тональное отношение предметов в натюрморте к фону, а затем передать эти же отношения в последующей работе гуашью



В 3 классе идёт изучение особенностей композиций в пейзаже. Освоение этого жанра мы начинаем с рисования деревьев мягкими материалами. Затем дети пишут быстрые этюды-настроения без предварительного рисунка карандашом с использованием наиболее выразительных образов деревьев. Самый интересный в живописном отношение этюд берётся за основу при составлении «Сюжетной композиции в пейзаже».




При рисовании «Сельского пейзажа» акварелью и тушью могут быть использованы наброски сельских животных, выполненные дома и зарисовки мягкими материалами. Таким зарисовкам мы посвящаем целое занятие. Важно передать особенности строения и поведения животных, поэтому не обойтись без самостоятельного изучения книг, иллюстраций и фотографий, понадобится так же и зрительная память.


Непосредственно исследовательская деятельность начинается при изучении темы «Архитектура». Дети знакомятся с архитектурными стилями, делают наброски и зарисовки. Следующая аппликация с элементами графики позволяет отработать приобретённые знания. Так итоговая работа «Замок из сказки» в технике гуашевой живописи выглядит особенно выразительно: прописываются мелкие архитектурные детали, создаётся образ замка в соответствие со стилем сказки и отображённой в ней эпохи.


Особый интерес у ребят вызывает работа над проектом в 3 классе. Темы для исследовательской деятельности каждый год меняются.

Так, например, целая серия уроков по «Средневековью» посвящена изучению костюмов, архитектуры, быта. Работы выполняются не только с помощью графических или живописных средств, но и в технике бумажной пластики. Кульминацией проекта может быть выставка или спектакль.


Начиная с 4 класса, в нашей школе вводится академическое изучение рисунка и живописи. Ведётся планомерная работа над линией и формой в рисунке, осваивается технология акварельной живописи. Некоторые ребята встречаются с рядом трудностей. Это связано, прежде всего, с усложнением задач, а также с приближением подросткового кризиса, началом пубертатного периода. На занятиях изобразительным искусством это выражается в так называемом «кризисе художественного творчества». Яркое проявление в рисунках младших школьников художественной выразительности, постепенно, а иногда и очень быстро, исчезает. Появляется новое – недетское – отношение учащихся к занятиям искусством. Именно в это время, изобразительные способности как «специализированные» проявляются в стремлении изображать все «как в жизни».

На этом этапе обучения большое внимание отводится упражнениям. Однако эти упражнения на заливки или штрих могут быть использованы в композиции. Например, в аппликации на тему «Осенние зарисовки».



А упражнения на силуэт – могут стать эскизами будущей композиции «В мире животных ».




Творческие решения необходимы в любой области человеческой деятельности именно поэтому, начиная с 1 класса на уроках изобразительного искусства, мы не только вооружаем учащихся технологиями работы, а прежде всего, учим думать и рассуждать.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе iconПрограмма «Изобразительного искусства» в начальной школе соответствует...
«Искусство» образовательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного...

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе iconУроках математики в начальной школе
Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных...

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе iconАдаптация пятиклассников на уроках изобразительного искусства с помощью...
Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих...

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе iconРешение уравнений, решение задач с помощью уравнения. Цель: Создание...
Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация «Василиса Прекрасная»

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе iconРешение текстовых задач в школьном курсе математики
Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи...

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе iconРазвитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного...
Изни, но основное – фундамент мировоззрения, моральные принципы, душевные качества, – закладываются в детстве. Задача учителя изобразительного...

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе iconПрезентация Игра «Алфавит»
Формирование базовых языковых компетенций с помощью игровой технологии (на уроках английского языка в начальной школе)

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе iconКак преподавать курс «я и мой мир». Этика и право в начальной школе книга для учителя
Преподавание в начальной школе курса «Я и мой мир» прочно вошло в жизнь школ и стало для них существенным вкладом в решение задач...

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе iconУпражнения по формированию коммуникативной деятельности младших школьников...
Упражнения по формированию коммуникативной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе

Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений, зарисовок и исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе iconТрудности при формировании типа правильной читательской деятельности...
Различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Цель уроков чтения в начальной школе – не только научить...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск