Скачать 349.33 Kb.
|
![]() ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « КАРАХУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа учебного предмета (курса) «биологии» для учащихся __9__ класса на 2013-2014 учебный год Образовательная область: «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» Разработала: Распутина Е.Ю. Учитель биологии, химии, ОБЖ II квалификационной категории. 2013 г. ^ Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, рабочей программы по биологии. 8-9 классы/авт.-сост. И.П.Чередниченко, М.В.Оданович, 2011. Нормативно-правовой основой рабочих программ являются:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 9 классе складывается следующим образом: 68 часов из федерального компонента. В рабочую программу были внесены следующие изменения: Резервные часы распределены следующим образом6 2 часа добавлено на тему «Эволюция живого мира на Земле», 2 часа добавлено на тему «Структурная организация живых организмов», 1 час добавлен на тему «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Вместо 70 часов, запланированных по программе, используется 68, т.к. по учебному плану обучение в 9 классе – 34 недели. Образовательная область «Естествознание», предмет биология, курс «Общая биология». ^ «Общая биология» информационно-методическая функция, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета; организационно-планирующуя функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. ^ В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы. Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. ^ Учебный курс включает теоретический и практический разделы. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. В соответствии с БУНом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира (начальная школа), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии и данный курс является пропедевтическими, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и сущности человека служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. Данная программа составлена на основании базисного учебного плана и рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов за год. Срок реализации программы 1 год. |
![]() | Нормативно-правовая основа разработки программы составлена на основе следующих документов | ![]() | Нормативно-правовая основа разработки программы составлена на основе следующих документов |
![]() | В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой, (данная программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева), допущенной Министерством... | ![]() | В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой, (данная программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева), допущенной Министерством... |
![]() | «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение... | ![]() | Н. И. Сонина», 2010. программа имеет гриф «Допущено министерством образования и науки Российской Федерации», с дополнениями, не превышающими... |
![]() | Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования... | ![]() | Биология. 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования... |
![]() | Мкоу «Карахунская сош» программа определяет приоритеты в содержании образования по немецкому языку и способствует интеграции и координации... | ![]() | Мкоу «Карахунская сош» программа определяет приоритеты в содержании образования по немецкому языку и способствует интеграции и координации... |