Скачать 33.18 Kb.
|
УРОК Тема 1.3. «Обмен веществ и энергии» Цели: • Образовательные -познакомить обучающихся с общими понятиями об обмене веществ и суточном расходе . •Развивающие: - развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы - развивать самостоятельность, наблюдательность. •Воспитательные: - прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к изученному материалу, как прямой связи с выбранной профессией; - прививать интерес к выбранной специальности. ^ -знать: понятия обмен энергии, диссимиляция, ассимиляция, КФА (коэффициент физический активности -уметь: применять полученные знания на практике Комплексно-методическое обеспечение: - на столах студентов: рабочие тетради, учебники Методы обучения: - словесные, наглядные Межпредметные связи: - культура речи, химия, биология. Форма урока: урок-беседа с элементами лекции ^ Организационный момент План урока:
Контроль знаний по изученной теме Домашнее задание Самооценка знаний Конспект лекции: Обмен веществ и энергии, или метаболизм,— совокупность химических и физических превращений веществ и энергии, происходящих в живом организме и обеспечивающих его жизнедеятельность. Обмен веществ и энергии составляет единое целое и подчиняется закону сохранения материи и энергии. Обмен веществ складывается из процессов ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция (анаболизм) — процесс усвоения организмом веществ, при котором расходуется энергия. Диссимиляция (катаболизм) — процесс распада сложных органических соединений, протекающий с высвобождением энергии. Единственным источником энергии для организма человека является окисление органических веществ, поступающих с пищей. При расщеплении пищевых продуктов до конечных элементов — углекислого газа и воды,— выделяется энергия, часть которой переходит в механическую работу, выполняемую мышцами, другая часть используется для синтеза более сложных соединений или накапливается в специальных макроэргических соединениях. Макроэргическими соединениями называют вещества, расщепление которых сопровождается выделением большого количества энергии. В организме человека роль макроэргических соединений выполняют аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) и креатинфосфат (КФ). Основной обмен и его значение Основной обмен — минимальное количество энергии, необходимое для поддержания нормальной жизнедеятельности организма в состоянии полного покоя при исключении всех внутренних и внешних влияний, которые могли бы повысить уровень обменных процессов. Основной обмен веществ определяют утром натощак (через 12—14 ч после последнего приема пищи), в положении лежа на спине, при полном расслаблении мышц, в условиях температурного комфорта (18—20° С). Выражается основной обмен количеством энергии, выделенной организмом (кДж/сут). В состоянии полного физического и психического покоя организм расходует энергию на: 1) постоянно совершающиеся химические процессы; 2) механическую работу, выполняемую отдельными органами (сердце, дыхательные мышцы, кровеносные сосуды, кишечник и др.); 3) постоянную деятельность железисто-секреторного аппарата. Основной обмен веществ зависит от возраста, роста, массы тела, пола. Самый интенсивный основной обмен веществ в расчете на 1 кг массы тела отмечается у детей. С увеличением массы тела усиливается основной обмен веществ. Средняя величина основного обмена веществ у здорового человека равна приблизительно 4,2 кДж (1 ккал) в 1 ч на 1 кг массы тела. По расходу энергии в состоянии покоя ткани организма неоднородны. Более активно расходуют энергию внутренние органы, менее активно — мышечная ткань. Интенсивность основного обмена веществ в жировой ткани в 3 раза ниже, чем в остальной клеточной массе организма. Худые люди производят больше тепла на 1 кг массы тела, чем полные. У женщин основной обмен веществ ниже, чем у мужчин. Это связано с тем, что у женщин меньше масса и поверхность тела. Согласно правилу Рубнера основной обмен веществ приблизительно пропорционален поверхности тела. Отмечены сезонные колебания величины основного обмена веществ – повышение его весной и снижение зимой. Мышечная деятельность вызывает повышение обмена веществ пропорционально тяжести выполняемой работы. К значительным изменениям основного обмена приводят нарушения функций органов и систем организма. При повышенной функции щитовидной железы, малярии, брюшном тифе, туберкулезе, сопровождающихся лихорадкой, основной обмен веществ усиливается. |
![]() | Тема урока. «Сказка – ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок». (Обобщающий урок) | ![]() | Сегодня нас ждет необычный урок. На этом уроке у нас будет и урок чтения, и урок русского языка и даже урок рисования |
![]() | Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте «Успешное чтение», поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова... | ![]() | Тема: «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот») |
![]() | Тема урока: «Ю. Коваль «Метели…», И. Суриков «Зима». Обобщающий урок по ленте букв» | ![]() | Ребята, тема, предложенная вам сегодня не случайна. Наш урок, урок Памяти, мы проводим накануне праздника Великой Победы советского... |
![]() | Урок №10 Тема: «Образ художественной культуры Средней Азии. Работа над образом города» | ![]() | Цели: Познакомить с предложными конструкциями с «именами прилагательными + существительными в творительном падеже» |
![]() | Урок обучения грамоте у нас сегодня необычный. Мы непросто будем повторять изученные буквы, а отправимся в театр | ![]() | Урок у нас сегодня не обычный. Мы отправляемся в путешествие в страну «Орфография» |