Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования






НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/9
Дата публикации05.12.2013
Размер1.19 Mb.
ТипРеферат
top-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра энергетических и сырьевых рынков


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


На тему_«Экологический фактор в современном экономическом развитии Казахстана»


Студент группы № ^ РЭСР 2

Сурпкелова Ассель Хабденовна (Ф.И.О.)
Научный руководитель

д.э.н., профессор Крайнова Элеонора Алексеевна

(должность, звание, Ф.И.О.)

Москва, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

^ ГЛАВА I СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ООС В РК




1.1 Государственная политика по ООС……………………………………………………………..

5

1.2 Оценка институциональной основы……………………………………………………………..

6

1.3 Нормативно-правовые рамки……………………………………………………………………

13

1.4 Координация по управлению ООС………………………………………………………………..

15

1.5 Общая экологическая информационная база……………………………………………………

16

^ ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (SDMS) В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН




2.1 Учет природных и социально-экономический факторов для принятия решений……….

21

2.2 Оценка системы экологического планирования в Казахстане………………………………

23

2.3 Диагностика потенциала для экологического планирования устойчивого развития…

24

2.4 Существующие концепции управления устойчивого развития……………………………

43

2.5 Особенности планирования и управления устойчивого развития в экосистемных зонах Республики Казахстан……………………………………………………………………………….

48

^ ГЛАВА III РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЭКОСИСТЕМНЫХ ЗОНАХ РК НА ОСНОВЕ СТАНДАРТА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ




3.1 Экспертная оценка регионального экологического состояния территории с учетом и введением экологической емкости как лимитирующего фактора…………………………………

53

3.2 Анализ ситуации, определение заинтересованных сторон, формирование видения…..

71

3.3 Планирование устойчивого развития в экосистемных зонах………………………………

80

3.4 Внедрение и функционирование механизма планирования и управления устойчивого развития в экосистемных зона…………………………………………………………………...

83

3.5 Проверка корректирующие действия и анализ со стороны руководства………………

84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

89

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

93

ПРИЛОЖЕНИЕ






ВВЕДЕНИЕ

Переход на рыночные отношения в экономике Казахстана и ориентация многих предприятий на внешние рынки определяет актуальность применения общепринятых в мировой практике инструментов управления охраной окружающей среды — экологического менеджмента, экологического аудита и экологической сертификации, которые могут представлять интерес и для отечественной практики государственного регулирования природопользованием.

Для обеспечения гарантированного уровня природоохранной деятельности, соответствующего международным требованиям и требованиям национального законодательства, необходимы построенные по определенным принципам структурированные системы управления охраной окружающей среды, которые должны быть интегрированы в общую деятельность по административному управлению, обеспечивающую конкурентоспособность продукции, финансовую стабильность и достижение других целей экономического благополучия предприятий в условиях открытой рыночной экономики.

Причем такие системы должны быть достаточны для обеспечения уверенности в том, что деятельность предприятий не, только в настоящее время в полной мере соответствует, но и в перспективе будет соответствовать требованиям экологической безопасности, т.е. они должны гарантировать устойчивое развитие предприятий с точки зрения воздействия на окружающую среду.[9]

Исходя из приоритетов «Стратегии 2050» Казахстана, с целью гармонизации и экологизации проблем взаимоотношения общества и окружающей среды законодательством РК утверждены соответствующие меры сбалансированного использования природных ресурсов.

Международные экологические Конвенции Организация Объединенных Наций (ООН), ориентированы на модели состояния окружающей природной среды в связи с социально-экономическими факторами природопользования и устойчивого развития.

По справедливому заключению Мартина Вильямса устойчивое развитие любого социума, республики, государства, должно опираться на теорию относительности Эйнштейна, где обоснована математическая формулировка взаимоперехода массы и энергии. М. Вильямс также напоминает природопользователям, что масса и энергия – единая сущность законов классической физики – законов термодинамики, являющихся первоосновой возможностей и пределов устойчивого, сбалансированного использования природных ресурсов.

Настоящий период экологизации природопользования и социально-экономической среды в условиях почти повсеместной нарушенности природной среды можно считать одним из этапов накопления необходимых данных для системы оценки, управления и принятия решений на государственном и административно-региональном уровне. Следующий шаг требует совершенствования обобщения и позитивных и негативных характеристик состояния природы по областям и районам, системы наблюдений и контроля, а при необходимости сокращения изъятия природных ресурсов и поиска экономических выгод через альтернативные источники устойчивого развития. EXPO-2017

    Управление сложными системами требует интегрированного подхода, когда ресурсы используются с максимальной социальной, экономической и экологической пользой.

Целью данной работы является разработка и предложение комплексной модели экологического управления для устойчивого развития РК.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

а) подробный анализ существующей системы управления ООС;

б) диагностика потенциала для планирования устойчивого развития, с учетом социально-экономических факторов;

в) анализ экспертных данных с учетом экологической емкости регионов;

г) совершенствование системы управления качеством окружающей среды, в том числе:

совершенствование законодательной базы и внедрение механизмов стимулирования предприятий отрасли, снижающих эмиссию в окружающую среду; развитие единой системы производственного мониторинга окружающей среды

Работы данного научного направления следует рассматривать как первый шаг по контролю состояния окружающей среды на пути устойчивого развития регионов Казахстана. Все результаты научного исследования могут быть использованы в работе МООС РК по следующим направлениям:

  • организация и совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды,

  • согласование государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ и планов социально-экономического развития;

  • эффективному природопользованию и сохранению природных ресурсов на основе единого подхода к управлению территориями, относящимися к целостным экологическим системам;

  • координация работы по просвещению, пропаганде и распространению информации в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития.

При выполнении работы автор стремился к анализу существующих литературных источников по данной проблеме, доступных в Национальной библиотеке Республики Казахстан (г.Астана), ознакомился с новейшими разработками научно-исследовательских институтов Республики Казахстан, с благодарностью использовал идеи, высказанные учеными, читающими лекции в Высшей школе экономики по исследуемой тематике.
^ ГЛАВА 1. СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ООС В РК

    1. Государственная политика по ООС

Государственная экологическая политика представляет собой генеральную линию действий, систему мер в области управления природопользованием и охраной окружающей среды, придание определенной направленности эколого-экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны [25]. Включает нормативно-правовую, структурную, финансово-кредитную, инвестиционную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую и инновационную, образовательную, налоговую, бюджетную, информационную составляющие экологической политики. Для экологической политики республики Казахстан, как политики переходного периода, характерным является «...трансформация плановой экономики в рыночную, конкурентоспособную» [26].

Экономический рост в РК в течение последних лет создает предпосылки для улучшения ситуации в этой сфере. Природный потенциал страны является частью национального богатства страны и планеты. В Казахстане осуществляются процессы перехода к рыночным методам вовлечения природных ресурсов. В соответствии со статьей 31 Конституции РК важнейшим направлением государственной политики является охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья граждан. Основными целями государственной политики в области рационального природопользования и охраны окружающей среды в Стратегии 2050 являются стабилизация и улучшение качества окружающей среды, обеспечение благоприятной среды обитания человека, сохранение природных ресурсов для будущих поколений [27]. EXPO -2017

Понимание того, что успех социально-экономических преобразований во многом зависит от проводимой в стране экологической политики, нашло отражение в правительственных решениях и в утвержденной Президентом Республики Казахстан Долгосрочной стратегии развития страны до 2050 года и ее составной части – Стратегии "Экология и природные ресурсы – 2050", принятой в 1996 г, и усовершенствованной в 2012 г.

Главная цель Долгосрочной экологической стратегии – это гармонизация взаимодействия окружающей среды и общества, а также создание экологически благоприятной среды обитания. Для достижения намеченной цели выбраны четыре приоритетных направления: создание экологически безопасной окружающей среды, сохранение разнообразия животного и растительного мира, сбалансированное использование природных ресурсов, и соответственно, экологическое просвещение.
1.2 Оценка институциональной основы

Реализация политики по охране окружающей среды возлагается на существующую систему государственных органов, подразделяющихся на органы представительной (Парламент, Маслихаты), исполнительной (Правительство Республики Казахстан, министерства, Акиматы) и судебной власти.

Функцию создания правовых основ природопользования и управления качеством природной среды в стране выполняет ^ Парламент РК. Управление состоянием окружающей среды осуществляется Правительством РК через его центральные исполнительные органы, в частности, Министерство охраны окружающей среды, а также – в не меньшей степени: Министерство экономики и бюджетного планирования, Министерство энергетики и минеральных ресурсов, Министерство нефти и газа, Министерство сельского хозяйства и Агентство по управлению земельными ресурсами. Правительство и местные органы власти устанавливают порядок охраны и использования компонентов природной среды, утверждают ставки платежей за использование ресурсов, регулируют деятельность природопользователей в соответствии с законодательством, осуществляют мероприятия по воспроизводству биологических ресурсов. [26]

МООС имеет четыре республиканских государственных учреждения (РГП):

^ Республиканское государственное предприятие «Информационно-аналитический центр» (разработка государственных экологических кадастров, реализация природоохранных проектов, информационная и аналитическая работа, издательская деятельность и др.).

АО «Казаэросервис» (своевременное и точное обеспечение метеорологической информацией судов гражданской авиации и наземных служб, работы по улучшению качества предоставляемой информации и профессиональных навыков сотрудников для обеспечения максимальной безопасности полетов на территории Республики).

^ Республиканское государственное предприятие «Казгидромет» (гидрометеорологический и экологический мониторинг, в том числе за опасными и стихийными гидрометеорологическими явлениями. Занимается подготовкой и выпуском метеорологических, гидрологических, морских и агрометеорологических прогнозов, прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, способствующих загрязнению воздушного бассейна, предоставляет данные о состоянии погоды и климата с целью обеспечения безопасности, благосостояния и защиты собственности всех граждан, а также устойчивого экономического развития Республики).

^ Республиканское государственное предприятие «КазНИИ экологии и климата» (научная деятельность в области гидрологии, метеорологии, агрометеорологии и климатологии, загрязнения окружающей среды (воздуха, почвы, воды), изменения климата и озонового слоя, активно развивает исследования в области экологии, результаты исследований и разработки института используются государственными и негосударственными организациями для разработки перспективных планов развития различных сфер экономики и хозяйственного освоения территорий).

В регионах Казахстана – в каждой области и городах Алматы и Астана - при Акиматах функционируют управления природных ресурсов и регулирования природопользования, не относящиеся к структуре МООС РК. Они являются государственными органами, уполномоченными на выполнение функций государственного управления и контроля в области регулирования природопользования и охраны окружающей среды на вверенных им территориях. Они финансируются из местного бюджета, являются некоммерческими организациями, обладающими статусом юридического лица, созданы с целью администрирования местных экологических программ, реализации политики государства в области охраны окружающей среды.

Необходимо отметить, что в настоящее время на территории Казахстана существует опыт создания консультационно-совещательного органа, работающего на уровне бассейна – Бассейновый совет.

Бассейновые советы созданы в восьми речных бассейнах в соответствии с Водным Кодексом РК и при поддержке проекта ПРООН «Национальный план Интегрированного Управления Водными Ресурсами (ИУВР)». Одним из компонентов проекта является -Создание Бассейновых Советов в восьми речных бассейнах.

Важнейшим компонентом ИУВР является обеспечение широкого вовлечения и участия заинтересованных сторон, что обеспечивается созданием Бассейновых советов (БС):

• Отработка подходов к управлению на основе участия— «сверху-вниз», «снизу-вверх»

• Разработка и согласование учредительных документов

• Целевая работа с НПО и другими общественными группами с целью обеспечения реального участия НПО/общественных групп в составе и работе БС

• Организация процесса обучения членов БС, в частности по подготовке и проведению заседаний БС

• Регулярные заседания БС

• Активная работа со средствами массовой информации с целью повышения эффективности работы БС

Бассейновые советы прописаны в водном кодексе, их состав выглядит следующим образом (рис. 1):



Рис.1 Состав бассейнового совета в процентном соотношении

Источник: составлено автором.
Первое заседание Урало-Каспийского бассейнового совета состоялось осенью 2007 года. Извлеченными уроками по созданию БС можно считать:

• Необходимость предварительной информационно-разъяснительной работы с представителями заинтересованных сторон

• Необходимость учета специфики каждого речного бассейна

• НПО не всегда заинтересованы участвовать в работе БС

• Низкий организационный потенциал БВУ

• Отсутствие у БВУ материальных средств для проведения мероприятий

Как показывает практика, Бассейновые советы не могут быть инструментом для достижения целей устойчивого развития на уровне бассейна. В центре внимания БС находится вода, водные ресурсы, что не позволяет БС обратить внимание на другие секторы. «Хозяином» БС является Комитет Водных Ресурсов Министерства Сельского Хозяйства РК, что приводит к лоббированию интересов, прежде всего, водного сектора.

Таким образом, институциональная структура по ООС в Казахстане сложилась за последние несколько лет и уже существенно не меняется. Исключением является то, что МООС взят курс на управление по бассейновому принципу, что отвечает целям Концепции РК по переходу к устойчивому развитию до 2024 года. Для этого территориальные подразделения МООС сформированы в каждом из восьми речных бассейнов, предполагается, что и управление ООС будет строится не по административным границам областей, а по естественным границам речных бассейнов. Основным институтом в области ООС остается МООС и его территориальные подразделения. В то же время имеется частичная неясность разделения полномочий между последними и управлениями природных ресурсов и регулирования природопользования при Акиматах, действия которых территориально строятся в обычных административных границах.

1.3 Нормативно-правовые рамки

Деятельность по охране ООС регулируется следующими Законами РК:

  • Конституция Республики Казахстан

  • Об охране здоровья граждан

  • Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира

  • О ветеринарии

  • О лицензировании

  • О недрах и недропользовании

  • О нефти

  • О радиационной безопасности населения

  • О ратификации договора экологического центра Центральной Азии

  • О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

  • О стандартизации

  • О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

  • Об административных нарушениях

  • Об использовании атомной энергии

  • Об обязательном экологическом страховании

  • Об особо охраняемых природных территориях

  • Об энергосбережении

Кодексами РК:

  • Экологический кодекс

  • Водный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Лесной кодекс

  • Уголовный кодекс

  • Налоговый кодекс

  • Таможенный кодекс

  • Гражданский кодекс

Экологическое нормирование будет использовать целевые показатели качества ОС, а также значительно сокращается список нормируемых веществ, в который сейчас входит около 1500 различных ПДК, а предусматривается около 30, их перечень будет устанавливаться Правительством РК; для учета природопользователей и выданных разрешений вводится государственный реестр природопользователей, взаимодействующий с реестром налогоплательщиков; введены нормы по праву собственности на отходы, его переходу от одного собственника другому и к государству, а система классификации и нормирования отходов приведена в соответствие с Базельской Конвенцией и директивами Евросоюза. Экокодексом в систему расчета ущерба вводится понятие прямых методов, а для более целенаправленного расходования бюджетных средств вводится механизм конкурса природоохранных проектов. В Экокодексе предусматриваются понятия «экологической марки», «знака экологически чистой продукции», а также задачи и объекты экологической маркировки.

Все нововведения еще не вступили в силу, но, очевидно, что их введение прогрессивно скажется на управлении качеством окружающей среды, особенно, в свете перехода на бассейновый принцип управления. Хотя все это потребует разработки и создания механизмов внедрения многих новых подходов к управлению охраной окружающей среды в стране, а это, как показывает опыт многих стран, длительный процесс.
1.4 Координация по управлению ООС (межведомственная и межсекторальная)

В РК работает межведомственная комиссия по вопросам стабилизации качества окружающей среды. В поле ее деятельности - рассмотрение наиболее актуальных экологических проблем, таких как проблемы чистоты Каспия, проблемы гибели тюленей, состояния хвостохранилищ, шламоотвалов, загрязнение р. Илек и др.

Надведомственный государственный контроль в области ООС осуществляется согласно статей принятого в стране Экокодекса. МООС РК принята практика подписания меморандумов о взаимопонимании и взаимодействии с крупными природопользователями республики и Акиматами областей, где предприятия-участники берут на себя обязательство по соблюдению экологических требований, действующих стандартов, условий и нормативов качества ОС.

МООС РК проявляет инициативу и по внедрению международных стандартов качества продукции - ИСО-9000 и систем управления окружающей средой ИСО-14000, путем включения этих мероприятий в совместные меморандумы, также в рекомендации проводимых проверок.

В целом подписано и находится на постоянном контроле более 10 меморандумов с крупными предприятиями черной и цветной металлургии, нефтегазодобывающей промышленности, теплоэнергетики. Анализ их выполнения показал, что меморандумы - это новый диалог с природопользователями, который ставит вопросы ООС приоритетными при осуществлении хозяйственной деятельности.

В рамках заключенного в 2003 г. Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области ООС между МООС и Акиматом г. Алматы, а также крупными предприятиями ЗАО «КазТрансГаз», ОАО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсез», ОАО «Испат-Кармет», ОАО «Корпорация «Казахмыс» и др., продолжен контроль выполнения принятых обязательств по улучшению состояния ОС.

Важной составляющей межотраслевой и межсекторальной координации следует считать создание и начало функционирования Совета по устойчивому развитию при Премьер-Министре РК, в котором МООС играет роль рабочего органа. Было проведено несколько заседаний этого органа, важнейшим из которых явилось обсуждение Концепции перехода РК к УР, которую впоследствии подписал Президент РК. Хочется надеяться, что в деятельности СУР в будущем будет настойчивее проявляться межсекторальный и межотраслевой характер принятия решений по ООС и УР.

Анализ практики вовлечения общественности в процесс принятия решений по ООС показывает, что она пока еще слабо эффективна и недостаточна. При МООС существует общественный Совет, однако его деятельность все еще недостаточно прозрачна, в частности, о его деятельности отсутствует какая-либо информация на Веб-сайте МООС, неизвестен список его членов, отсутствует и программа его работы. Складывается мнение о том, что данный Совет при МООС скорее номинальный, чем реально работающий. Хотя в стране при структурах территориальных органов ООС кое-где созданы действенные общественные советы, например, при Территориальном управлении г. Астаны. Здесь общественный Совет имеет свой Устав, регламент и план работы.

В целом, подытоживая деятельность по межотраслевой и межсекторальной координации в деле ООС, следует отметить, что в дальнейшем следует сфокусировать такую координацию на проблемах построения эффективного потенциала для решения проблем, которые требуют вмешательства на межсекторальном и межотраслевом уровнях. Проблемы межсекторального и межотраслевого взаимодействия особенно актуальны при разработке новых Программ и Планов по ООС и УР. Следовало бы сосредоточить усилия на повышении эффективности такого планирования при взаимодействии различных отраслей и секторов. [30]
1.5 Общая экологическая информационная база

В соответствии с поставленными задачами и масштабами региональных эколого-географических исследований необходимо иметь блок эколого-географической информации, в котором систематизируются различные сведения о природных явлениях и процессах в виде качественных и количественных характеристик, пригодных для эколого-географических интерпретаций.

Экологически значимая информация для целей создания базы данных любого региона охватывает обширный объем статистических, географических, природно-хозяйственных, практических и научно-методических, социально-экономических и управленческих ведомственных сведений, а также открытых публикаций по экологическим вопросам природопользования.

Основная цель информационной базы – упорядочение системы управления экологического состояния природной среды, что требует совершенствования и унификации информационных материалов, в том числе фоновой, оперативной и электронной (векторной) основы и формы представления информации.

Значимость экологической информации рассматривается, прежде всего, как совокупность объективных оценочных характеристик природных объектов. Например, на уровне экосистем – это полнота сведений по компонентам природной среды и биоты, их итоговому (общему) функционированию, устойчивости к внешним воздействиям, ущербности при антропогенных нарушениях и ЧС, репрезентативности и значимости на глобальном, национальном и местном уровне и т.п.

Велика роль экологического картографирования (обзорное, тематическое, целевое проектное, прогнозное), предполагающего синтез знаний по экологии, природопользованию и функционированию природных, природно-антропогенных и социальных систем.

Организация базы и сбора данных основывается на исполнении Единой системы мониторинга и предполагает:

  • Открытость, то есть периодическую дополняемость (а не исправление) прежних показателей. Их уточнение возможно при дискуссионности полученных показателей, но с сохранением разноречивых сведений.

  • Взаимосвязь блоков (систем), но исключающая их простое суммирование.

  • Доступность, в том числе обеспечение единых электронных программ передачи данных.

  • Актуальность, ретроспектива, прогноз – при необходимости оценки текущих изменений по годам, по цикличности развития и их тенденциях.

  • Интернет-связь.

Создание реального ведомственного управленческого аппарата, оборудования, финансирования, информационного центра для обеспечения годовых бюллетеней по текущим показателям, привлечение независимых экспертов для оценки объективности поступающих данных обеспечит постоянную реальную плановую работу по управлению и информационной ценности экологической базы данных.

Общая структура информационной базы, значимой и необходимой для оценки экологических ситуаций приводится на рисунке 2 (рис.2) Выделяются три блока: 1 – природная среда, ее состояние и ресурсы; 2 – землепользование и статистика; 3 – управление и контроль.

Р
ис. 2   Общая структура информационной базы.

^ Источник: Информационно – аналитический центр МООС 2009.

Подсистема «Природная среда» наиболее обеспечена картографическим материалом и в настоящее время полностью обновлена путем составления серии карт в трехтомном Национальном атласе Республики Казахстан. Актуальную новизну в новом атласе представляет обширная информация по антропогенной трансформации, деградации, нарушенности, экологическом состоянии, опустынивании окружающей среды. До настоящего времени, несмотря на пятидесятилетний период интереса к исследованию негативных процессов антропогенной деятельности, нет единой системы в оценке этих процессов. И интерпретация данных, по-видимому, пока будет не вполне удовлетворительной. В период перестройки экономическая выгода нивелирует и скрывает ущерб природной среде.

Взаимосвязь подсистем, возможно, диктует организацию системы математического моделирования. Математическое моделирование информационных систем пока не получило широкого распространения, хотя разрабатывалось в АН КазССР (ИКИ).

Системы и подсистемы ведущих блоков для природной среды включают информацию по административным областям, а в дальнейшем по административным районам. В системе «Природная среда» наибольшее внимание уделяется вопросам зонального положения областей, их географии с соответствующими картами, ландшафтам, районированию, т.е. положению области в природных округах республики. При этом блок «экосистемы» в областном разрезе наиболее обширен, так как включает характеристики почв, растительности, биоразнообразия, а при необходимости и экологических характеристик состояния.

Системы «Использование ресурсов» и «Экологическое состояние» могут перекрываться, но с детализацией количественных показателей.

Особое место займет блок агробиоресурсов, информация о которых достаточно обширна в статистических годовых отчетах областного и республиканского значения. Системы открыты для включения дополнительной информации, важной для регионального, национального и глобального уровня.

Открытость блок-системы «Экономика» подчеркивает недостаточность информации по административным областям в сфере взаимосвязи с нормами и нормативами природопользования, финансированием землепользования, охраны, изучения состояния природной среды, ее изменений и мониторинга. Блок требует доработки и сбора информации по годам с учетом «балансовых подвижек», кризисных экономических ситуаций и финансовых возможностей обеспечения стабилизации устойчивого природопользования, особенно в условиях фермерства и частных крестьянских хозяйств.

В подсистеме «Управление и контроль» системы «Законодательная база» и «Мониторинг» являются решающими в вопросах сохранения природной среды и экологической безопасности (рис. 3).


Рис. 3 Система управления природной средой.

^ Источник: Информационно – аналитический центр МООС 2009.

Следует обратить особое внимание на приоритеты возможного и осуществляемого экологического мониторинга (ЭМ), особенно в зонах антропогенного воздействия. Сбор ежегодных материалов для многих пунктов и земельных ресурсов крайне ограничен и не осуществляется на местном уровне. Приведем основные задачи ЭМ (рис. 4) как пример экологически значимой информации.



Рис. 4 – Задачи экологического мониторинга.

^ Источник: Информационно – аналитический центр МООС 2009.

В настоящее время несовершенство программ мониторинга состояния природной среды остается достаточно серьезной проблемой.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск