Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 "Финансы и кредит" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы»)






Скачать 141.41 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 "Финансы и кредит" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы»)
Дата публикации02.10.2013
Размер141.41 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
top-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска

для направления 080300.68 "Финансы и кредит" подготовки магистра

(Магистерская программа «Финансы»)




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономики

^ Программа дисциплины
Микроэкономические модели поведения

экономических агентов в условиях риска


для направления 080300.68 Финансы и кредит

подготовки магистра

для магистерской программы "Финансы"


Автор программы: М.В. Шеина, к. ф.-м. н., msheina@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры экономической теории « 14 » февраля 2013 г.
Зав. кафедрой _______________________ А.Ю. Редькина


Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________2013 г.
Председатель ________________________ Г.Е. Володина
Пермь, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
^

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080300.68 Финансы и кредит, обучающихся по магистерской программе "Финансы", изучающих дисциплину Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска.

Программа разработана в соответствии с

  • образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 080300.68 Финансы и кредит (уровень подготовки Магистр), протокол от 27.04.2012 г. № 36;

  • образовательной программой 080300.68 Финансы и кредит;

  • рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080300.68 Финансы и кредит, утвержденным в 2012 г.
^

2Цели освоения дисциплины


Цели освоения дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска:

2.1. В области обучения целью ВПО по направлению подготовки 080300.68 Финансы и кредит является

- подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических и математических знаний, получение высшего профессионально профилированного (на уровне магистра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

2.2. В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки 080300.68 Финансы и кредит является

- формирование социально-личностных качеств магистров: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и расширение кругозора.

^

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

    - закономерности функционирования компаний и финансовых институтов с учетом рисков на микроуровне;

    - основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам поведения индивидов в условиях риска,

    - современные методы микроэкономического анализа поведения экономических агентов в недетерминированной среде.

  • Уметь

    - применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;

    - формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на микроуровне.

  • Иметь навыки

- микроэкономического моделирования с применением современных инструментов;

- проведения научных исследований в профессиональной сфере;

- самостоятельной исследовательской работы

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен анализировать риски компаний и финансовых

институтов и разрабатывать программы и

инструменты управления рисками

ПК-12

Владеет навыками анализа поведения экономических агентов в недетерминированной среде

Решение количественных и качественных, стандартных и нестандартных задач на семинарских занятиях, анализ кейсов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии

способен разработать рекомендации по вопросам инвестирования личных финансовых средств

ПК-23

Демонстрирует навыки анализа поведения индивидов в условиях риска при разработке рекомендаций по вопросам инвестирования личных финансовых средств

Решение количественных и качественных, стандартных и нестандартных задач на семинарских занятиях, анализ кейсов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии

способен управлять портфелем ценных бумаг компании и финансового института (компаний и финансовых институтов)

ПК-28

Демонстрирует навыки использования информации о рисках при управлении портфелем ценных бумаг компании

Решение количественных и качественных, стандартных и нестандартных задач на семинарских занятиях, анализ кейсов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии



^

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к блоку М.2 цикл дисциплин программы, вариативной части дисциплин М.2.В.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Математический анализ

  • Теория вероятностей и математическая статистика

  • Микроэкономика

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • должен знать основы математического анализа, необходимые для решения экономических задач

  • должен знать основы методов оптимальных решений, необходимые для моделирования в экономических задачах

  • должен быть способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Управление реальными инвестициями

  • Риск-менеджмент

  • Научно-исследовательский семинар

  • Научно-исследовательская работа
^

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Анализ поведения отдельного индивида в условиях риска.

98

18

18




62

2

Общее равновесие в модели с обусловленными благами

64

12

12




40




Итого

162

30

30




102



^

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **







3

4

Текущий

(неделя)



















Эссе










*

3-4 тыс. слов





































Домашнее задание







*




3-4 тыс. слов

Итоговый

Зачет












*

Письменный зачет 90 мин.



^

6.1Критерии оценки знаний, навыков



Текущий контроль.

Студент должен:

  • знать и уметь применять основные понятия, категории и инструменты анализа экономической теории поведения потребителя в условиях риска

  • приобрести опыт использования информации о рисках при управлении портфелем ценных бумаг компании

Итоговый контроль.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать особенности поведения экономических агентов в недетерминированной среде

  • уметь анализировать поведение индивидов в условиях риска

  • строить на основе описания ситуаций теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

^

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: правильность решения задач на семинарах, активность студентов в дискуссиях, разборах кейсов. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
^ Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Оэссе + n2·Одз ,

при этом n1 = 0,5, n2 = 0,5.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
^ Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

  1. Если дисциплина преподается один модуль:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

^

7Содержание дисциплины


Раздел I. Анализ поведения отдельного индивида в условиях риска.

Тема 1. Выбор в условиях риска

Понятие лотереи, предпочтения, определенные на пространстве лотерей, свойства предпочтений, функция, обладающая формой ожидаемой полезности, существование функции ожидаемой полезности. Парадоксы выбора в условиях неопределенности и их возможные объяснения. Денежные лотереи и отношение к риску. Мера степени несклонности к риску. Примеры выбора в условиях неопределенности: спрос на страховку и спрос на рисковый актив. Выбор в условиях неопределенности в терминах обусловленных товаров и полезность, зависящая от состояния мира. Задача выбора оптимального инвестиционного портфеля. Теорема о диверсификации.

Количество часов аудиторной работы – 20, самостоятельной работы – 42 .
^ Тема 2. Инструменты анализа выбора потребителя в условиях риска

Отношение к риску. Меры неприятия риска. Теорема Пратта. Стохастическое доминирование. Методы сравнительной статики при анализе инвестиционного поведения. Сравнение степени несклонности к риску для разных потребителей и для разных уровней богатства.

Количество часов аудиторной работы – 16, самостоятельной работы – 20.
Основная литература

Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.С. Микроэкономика. – Спб., М.: Питер, 2012. (Гл. 5)

Фридман А.А. Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008 (гл. 10-13)

A.Mas-Colell, M.D.Whinston, J.R.Green ^ Microeconomic Theory, New York, Oxford University Press, 1995. (гл. 6)

Бусыгин В.П., Покатович Е.В., Фридман А.А. Сборник задач по курсу микроэкономики продвинутого уровня. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008 (гл. 3)

Дополнительная литература

Gravelle H. and Rees R. Microeconomics. 2nd edition, Longman, 1992. (гл. 19-20).

G.Jehle, Ph.Reny Advanced Microeconomic Theory, Addison-Wesley, 2-nd edition. 2000. (гл. 2.4)

Laffont, J. The Economics of Uncertainty and Information. The MIT Press, 1995. (гл. 1,2).

Varian H. Microeconomic Analysis, 3rd edition, W.W.Norton &Company, New York, London, 1992. (гл. 11).

Machina M. Choice under uncertainty: problems solved and unsolved. The Journal of Economic Perspectives, 1, 1987. Р. 121-154.

Сайты:

economicus.ru
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: решение задач, анализ экономических кейсов на семинарах, коллективные дискуссии.
Раздел II. Общее равновесие в модели с обусловленными благами

Тема 1. Концепция общего экономического равновесия. Существование и свойства равновесия. Приложения модели общего равновесия. Примеры моделей общего равновесия (экономика обмена и экономика Робинзона Крузо).

Количество часов аудиторной работы – 12, самостоятельной работы – 20.
^ Тема 2. Общее равновесие в условиях риска. Модель Эрроу-Дебре с обусловленными благами. Пример: экономика обмена с обусловленными товарами при наличии/отсутствии агрегированного риска.

Количество часов аудиторной работы – 12, самостоятельной работы – 20.
Основная литература

Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.С. Микроэкономика. – Спб., М.: Питер, 2012. (Гл. 11)

Фридман А.А. Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008 (гл. 21)

A.Mas-Colell, M.D.Whinston, J.R.Green ^ Microeconomic Theory, New York, Oxford University Press, 1995. (гл.19)

Бусыгин В.П., Покатович Е.В., Фридман А.А. Сборник задач по курсу микроэкономики продвинутого уровня. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008 (гл. 4)

Дополнительная литература

Gravelle H. and Rees R. Microeconomics. 2nd edition, Longman, 1992. (гл.17-18).

G.Jehle, Ph.Reny Advanced Microeconomic Theory, Addison-Wesley, 2-nd edition. 2000. (гл.5)

Laffont, J.(), The Economics of Uncertainty and Information. The MIT Press, 1995. (гл.5-6).

Varian H. Microeconomic Analysis, 3rd edition, W.W.Norton &Company, New York, London, 1992. (гл.17-18,20).

Сайты:

economicus.ru
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: решение задач, анализ экономических кейсов на семинарах, коллективные дискуссии.

^

8Образовательные технологии


Виды учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - лекции, разбор практических задач и кейсов,

8.1Методические рекомендации преподавателю


В освоении курса важную роль играет приобретение навыка решения задач, что является одной из основных целей практических занятий. Задачи должны быть разнообразны: необходимо, чтобы студенты не только овладели определенными инструментами микроэкономического анализа, но и научились строить экономические модели. Также важно обращать внимание студентов на то, какие предпосылки моделей являются существенными, а какие - лишь упрощающими. Серьезное внимание следует уделять интерпретации полученных результатов.
^

8.2Методические указания студентам


Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать лекции и семинарские занятия, но и активно готовиться к ним. В частности, целесообразно перед каждой лекцией просматривать основные определения и факты по теме, известные студентам из курса микроэкономика-2, (например, по учебнику Вэриан Х.Р., Микроэкономика, продвинутый уровень. Современный подход. Москва, Юнити, 1997 или более позднее издание).

Учитывая, что в предложенном курсе делается упор на аналитические методы решения экономических проблем, студентам следует значительное время посвящать решению задач, предлагаемых в качестве домашних заданий, рассматриваемых на семинарских занятиях и тех, что приведены в учебниках. Обучение посредством решения задач является более предпочтительной стратегией, чем многократное перечитывание учебников (хотя знание теоретических основ является необходимой предпосылкой успешного решения задач).
^

8.3Тематика заданий текущего контроля



Тема эссе и домашнего задания для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

8.4Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Понятие лотереи.

  2. Предпочтения, определенные на пространстве лотерей.

  3. Свойства предпочтений, определенных на пространстве лотерей.

  4. Функция, обладающая формой ожидаемой полезности.

  5. Существование функции ожидаемой полезности.

  6. Парадоксы выбора в условиях риска и их возможные объяснения.

  7. Денежные лотереи

  8. Отношение к риску.

  9. Мера степени несклонности к риску.

  10. Спрос на страховку.

  11. Спрос на рисковый актив.

  12. Понятие контингентных (обусловленных) благ.

  13. Полезность, зависящая от состояния мира.

  14. Задача выбора оптимального инвестиционного портфеля. Теорема о диверсификации.

  15. Отношение к риску. Меры неприятия риска.

  16. Теорема Пратта.

  17. Стохастическое доминирование первой и второй степени.

  18. Методы сравнительной статики при анализе инвестиционного поведения.

  19. Сравнение степени несклонности к риску для разных потребителей.

  20. Сравнение степени несклонности к риску для разных уровней богатства.

  21. Концепция общего равновесия.

  22. Существование и свойства общего равновесия.

  23. Приложения модели общего равновесия: экономика обмена.

  24. Приложения модели общего равновесия: экономика Робинзона Крузо.

  25. Общее равновесие в условиях риска: модель Эрроу-Дебре с обусловленными благами.

  26. Экономика обмена с обусловленными товарами при наличии/отсутствии агрегированного риска.



^

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.С. Микроэкономика. – Спб., М.: Питер, 2012. – 608 с.
^

9.2Основная литература


Фридман А.А. Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008 A.Mas-Colell, M.D.Whinston, J.R.Green Microeconomic Theory, New York, Oxford University Press, 1995. Бусыгин В.П., Покатович Е.В., Фридман А.А. Сборник задач по курсу микроэкономики продвинутого уровня. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008 (гл. 4)
^

9.3Дополнительная литература


Gravelle H. and Rees R. Microeconomics. 2nd edition, Longman, 1992.

G.Jehle, Ph.Reny Advanced Microeconomic Theory, Addison-Wesley, 2-nd edition. 2000.

Laffont, J. The Economics of Uncertainty and Information. The MIT Press, 1995.

Machina M. Choice under uncertainty: problems solved and unsolved. The Journal of Economic Perspectives, 1, 1987. Р. 121-154.

Varian H. Microeconomic Analysis, 3rd edition, W.W.Norton &Company, New York, London, 1992.

9.4Справочники, словари, энциклопедии

Любая доступная справочная и энциклопедическая экономическая литература или электронные издания.

9.5Программные средства


Используется стандартный пакет Microsoft Office.

9.6Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка дисциплины предусмотрена в системе LMS.

10Материально-техническое обеспечение дисциплины


Возможно использование медиаоборудования для проведения лекций, семинаров.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 \"Финансы и кредит\" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы») iconПрограмма дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080300. 68 Финансы...

Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 \"Финансы и кредит\" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы») iconПрограмма дисциплины «Денежно-кредитная политика и её роль в макроэкономической стабилизации»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080300. 68 «Финансы...

Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 \"Финансы и кредит\" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы») iconПрограмма дисциплины «Аудит эффективности в рыночной экономике»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов по направлению 080300 «Финансы...

Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 \"Финансы и кредит\" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы») iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов по направлению 080300....

Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 \"Финансы и кредит\" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы») iconПрограмма дисциплины «Финансовая инженерия» для направления 080300. 68 «Финансы и кредит»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 \"Финансы и кредит\" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы») iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080300. 68 «Финансы...

Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 \"Финансы и кредит\" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы») icon«финансы» направление подготовки 080300 – финансы и кредит председатель совета программы
Международный и отечественный опыт в сфере подготовки магистров финансов и особенности магистерской программы в свете этого опыта...

Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 \"Финансы и кредит\" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы») iconПрограмма дисциплины Экономическая теория: вводный уровень
...

Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 \"Финансы и кредит\" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы») iconПрограмма дисциплины «Первичное публичное предложение корпоративных ценных бумаг»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих занятия по учебной дисциплине, учебных ассистентов и студентов направления подготовки...

Программа дисциплины Микроэкономические модели поведения экономических агентов в условиях риска для направления 080300. 68 \"Финансы и кредит\" подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы») iconРабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение и кредит»
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение и кредит» (Финансы хозяйствующих субъектов)....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск