Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»






Скачать 117.67 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Дата публикации20.12.2013
Размер117.67 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
top-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Элементарная математика»
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


^ Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Бизнес-информатики

Программа дисциплины

Элементарная математика

для направления 080500.62 «Бизнес-информатика»
подготовки бакалавра


Автор программы: Кривцун Игорь Леонидович
Одобрена на заседании кафедры высшей математики на факультете экономики 25.02.2013 г.

Зав. кафедрой Алескеров Ф.Т.
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г.

Председатель
Утверждена Ученым Советом факультета экономики «___»_____________ 20 г.

Ученый секретарь
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями
университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

^

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет»;

  • Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика», подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.



^

2.Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Элементарная математика» - поддержка дисциплин математического и естественнонаучного цикла; дисциплина предназначена для студентов, желающих улучшить и пополнить свои знания по школьному курсу элементарной математики, используемые в дисциплинах математического и естественнонаучного цикла.

^

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Усвоить основы элементарной математики, необходимые для дальнейшего изучения дисциплин математического и естественнонаучного цикла, предусмотренных Базовым и Рабочим учебными планами;

  • Уметь применять знания элементарной математики для решения задач, возникающих в дисциплинах других циклов и требующих соответствующих знаний.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС / НИУ

^ Дескрипторы
– основные признаки освоения
(показатели достижения результата)


Формы и методы обучения, способствующие
формированию и развитию компетенции


Универсальные
общенаучные

ОНК-3

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Стандартные (лекционно-семинарские)

Инструментальные

ИК-4

Готовность работать с информацией из различных источников

Стандартные (лекционно-семинарские)

Социально-личностные и общекультурные

СЛК-1

Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Стандартные (лекционно-семинарские)

Социально-личностные и общекультурные

СЛК-4

Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Стандартные (лекционно-семинарские)

Социально-личностные и общекультурные

СЛК-5

Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Стандартные (лекционно-семинарские)


^

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина является факультативом согласно Рабочему учебному плану по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, утвержденному в 2012 г.
Изучение данной дисциплины не базируется на каких-либо дисциплинах, предусмотренных Рабочим учебным планом университета подготовки бакалавра по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика», утвержденным в 2012 г.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Основами школьных знаний по элементарной математике;

  • Навыками решения простейших типовых задач этих дисциплин, полученных в средних классах средней школы.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Математический анализ;

  • Геометрия и алгебра;

  • Дискретная математика;

  • Теория вероятностей и математическая статистика;

  • Теория игр и исследование операций.


^

5.Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия



Числовые функции и их свойства

20

4

4




12



Числовые уравнения, их совокупности и системы

18

4

4




10



Числовые неравенства, их совокупности и системы

16

4

4




8




Итого:

54

12

12




30


^

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1-й год

Параметры

I модуль

Текущий

Контрольная работа

На 4-й
неделе

Письменная работа на 80 минут

Итоговый

Зачет




Письменный зачет на 120 минут



^

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Для прохождения контроля студент должен продемонстрировать знания основных понятий и их свойств, разобранных на лекциях; умение решать типовые задачи, разобранные на семинарских занятиях.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


^

7.Содержание дисциплины


Раздел I. Числовые функции и их свойства

Тема 1. Определение функции, числовые функции и их простейшие свойства

Интуитивное представление о функции как соответствии между элементами двух множеств. Декартово произведение двух множеств; декартов квадрат множества. Бинарное отношение. Функция как бинарное отношение. Область определения; множество значений функции. Числовая функция числового аргумента. Способы ее задания. Простейшие свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность. Арифметические операции над числовыми функциями. Композиция функций. Обратная функция.
Тема 2. Элементарные функции

Основные элементарные функции; их свойства и графики. Понятие элементарной функции. Модуль действительного числа и его свойства. Геометрические свойства модуля числа. Простейшие преобразования функций. Построение графика функции в случае ее элементарного преобразования.
Литература:

основная: [1], гл. VI, с.271-319; [2], гл. 3, с.109-162.
Раздел II. Числовые уравнения, их совокупности и системы

Тема 3. Стратегия и простейшие методы решения уравнений в общем случае

Числовое уравнение с одной неизвестной; определение его решения. Совокупности числовых уравнений с одной неизвестной. Графический метод решения числовых уравнений. Равносильные уравнения. Простейшие методы перехода от данного уравнения к равносильному. Замена переменной в уравнении. Уравнение, равносильное совокупности уравнений. Уравнение как следствие другого уравнения или совокупности уравнений.

Тема 4. Решение различных типов уравнений

Линейные и квадратные уравнения. Алгебраические уравнения высоких степеней с целочисленными коэффициентами; их свойства. Подбор рационального корня алгебраического уравнения с последующим переходом к решению алгебраического уравнения меньшей степени. Применение общих методов к решению алгебраических уравнений. Простейшие свойства степеней с любыми показателями. Иррациональные уравнения. Показательные уравнения. Логарифм как решение простейшего показательного уравнения. Основные свойства логарифма. Логарифмические уравнения.
Тема 5. Системы числовых уравнений

Числовые уравнения с несколькими неизвестными; определение его решения. Система числовых уравнений; определение ее решения. Равносильные системы. Простейшие методы перехода от данной системы к равносильной. Графическое решение систем с двумя неизвестными в простейших случаях.
Литература:

основная: [1], гл. III, с.109-124, 134-169; гл. IV, с.170-197, 134-169; VII, с.320-376; [2], гл. 2, с.76-108; гл. 4, с.163-193; гл. 10, с.341-365;

дополнительная: [3], раздел 1, §§ 1.1-1.8 с.9-50, раздел 5, §§ 5.1-5.2 с.167-175; [4], ч.I, темы 1-4, 6-7, 9, 11; [5], ч.I, §§ 2, 5.
Раздел III. Числовые неравенства, их совокупности и системы

Тема 6. Стратегия и простейшие общие методы решения числовых неравенств

Числовое неравенство с одной неизвестной; определение его решения. Совокупности и системы числовых неравенств с одной неизвестной. Графический метод решения числовых неравенств. Равносильные неравенства. Простейшие методы перехода от данного неравенства к равносильному. Неравенство, равносильное совокупности неравенств и систем неравенств. Метод интервалов; его интуитивное обоснование.
Тема 7. Решение различных типов числовых неравенств

Решение линейных, квадратных и дробно-линейных неравенств. Решение показательных и логарифмических неравенств. Решение иррациональных неравенств.
Литература:

основная: [1], гл. III, с.124-134; гл. VIII, с.377-441; [2], гл. 6, с.216-238; гл. 10, с.365-370;

дополнительная: [3], раздел 2, §§ 2.1-2.3, с.51-61, раздел 5, §§ 5.3, с.175-178; [4], ч.I, темы 5, 9, 11; [5], ч.I, § 6.

^

8.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Примерная тематика заданий текущего контроля



 Постройте график функции (обязательно указав на чертеже координаты точек пересечения графика с осями, все его характерные и идентифицирующие точки):

  1. ,

  2. ,

  3. .

 Построив график функции, найдите множество (область) её значений:

  1. ,

  2. .

 Постройте график функции, обратной к данной функции (располагая область определения обратной функции на горизонтальной оси):

  1. ,

  2. ,

  3. .

 Решите графически уравнение:

  1. ,

  2. ,

  3. ,

  4. ,

  5. .

 Вычислите:

  1. ,

  2. .

 Решите уравнения:

  1. ,

  2. ,

  3. ,

  4. .

 Решите системы уравнений:

  1. ,

  2. .

 Решите неравенства:

  1. ,

  2. ,

  3. .

 Решите графически неравенства:

  1. ,

  2. ,

  3. .



^

8.2Примеры заданий итогового контроля




Вариант № 4

 Решите графически уравнения

а) ,

б) .
 Решите графически неравенства

а) ,

б) .
 Решите уравнения

а) ,

б) ,

в) .
 Решите систему уравнений

.
 Решите неравенства

а) ,

б) .


^

9.Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу в модуле определяется перед итоговым контролем.
Накопленная оценка учитывает результаты студента по текущему контролю в модуле следующим образом:

Онакопл. = 0,25·Оауд. + 0,75·Окр,

где Оауд. – оценка за активность на семинарских занятиях (эта оценка складывается как среднее арифметическое за ответы по 10-балльной шкале на всех семинарских занятиях) и Окр - оценка за контрольную работу.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля производится по правилам арифметики округления.
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле

Оитоговый = 0,5·Озачет + 0,5·Онакопл.,

где Озачет – оценка за письменный зачет.

Способ округления накопленной оценки итогового контроля производится по правилам арифметики округления.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.


^

10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


[1] Потапов М.К., Александров В.В., Пасиченко П.И. Алгебра и анализ элементарных функций. – М.: НТЦ «Университетский», 1997.
^

10.2Основная литература


[1] Потапов М.К., Александров В.В., Пасиченко П.И. Алгебра и анализ элементарных функций. – М.: НТЦ «Университетский», 1997.

[2] Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. – М.: Высшая школа, 1979.

10.3Дополнительная литература


[3] Шарыгин И. Ф. Математика для поступающих в вузы: учебное пособие / И. Ф. Шарыгин. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2006.

[4] Математика: Сборник задач с решениями для поступающих в вузы. / Под ред. В.М. Говорова, Н.В. Мирошина - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002.

[5] 3000 конкурсных задач по математике. 2 изд., испр. и доп. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Экономико-математическое моделирование» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...

Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины Маркетинг в области информационных технологий...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 Бизнес-информатика,...

Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Экономико-математическое моделирование» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....

Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Интеллектуальный анализ данных» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...

Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины Анализ поведения потребителя в коммерческих...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Математика» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....

Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины Макроэкономика для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика»
Макроэкономика является составной частью курса гсэ. Ф. 05 – Экономика для II уровня направления 080700. 62 «Бизнес-информатика»

Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 Бизнес-информатика...

Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория  для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для обучающихся по направлению 080700. 62 Бизнес-информатика профиль специальных дисциплин «Программная инженерия»...

Программа дисциплины «Элементарная математика» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск