Скачать 72.44 Kb.
|
Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах ГЧП» (на примере Нижнего Прингарья – проект БЭМО) Есикова Т.Н. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Новосибирск Yesikova@ieie.nsc.ru Чиркунов К.С., Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, г. Новосибирск cyril.chirkunov@computer.org Ключевые слова: государственно-частное партнерство, агентное моделирование, трансформация экономического пространства, Нижнее Приангарье, реализуемость проектов Введение О необходимости поступательного развития экономики, о создании зон опережающего развития, о формировании новых ниш, благодаря которым можно обеспечить переход на инновационные пути развития говорится в стране достаточно давно и много. Создан даже специальный Инвестиционный фонд Российской Федерации, который позволит задействовать для этих целей не только государственные (бюджетные) ресурсы, но и средства частного капитала. Однако, как показывает практика, степень реализуемости стратегически важных для страны проектов (в том числе и в Азиатской России), отобранных для финансирования через этот фонд, не высока. При этомСтоит заметить, что государство выполняет практически все взятые на себя обязательства, в отличие от частных инвесторов. При этом на стадии обосновании инвестиционного проекта, частные инвесторы проявляют высокую активность в лоббировании своих интересов. Изменение же их заинтересованности и внимания к данному проекту в процессе его реализации безусловно сопряжено с изменением их предпочтений, приоритетов в складывающихся условиях. Возникает закономерныйе вопрос: можно ли заранее предугадать, спрогнозировать те ситуации, которые возникают при реализуемости программ территориальных систем, в частности, используя для этих целей уникальные возможности агентного моделирования?. 1. Агентная модель как инструмент прогнозирования хода реализации инвестиционного проекта Накопленный опыт государственно-частного партнерства при реализации комплексных проектов развитияи территорий, создания инфраструктурных объектов (с 2004 – 2005 гг по 2010 г) показывает, что включение этих проектов в число стратегических, финансируемых за счет средств Инвестфонда РФ, явно недостаточно. Основные проблемы возникают как раз на этапе реализации программ, в результате возникновения если не конфликта интересов участников, то изменения приоритетности этого проекта, его отдельных частей для конкретных акторов. Сама идея государственно-частного партнерства опирается на признание экономических и интересов компаний и стратегических интересов государства. Так, при создании нового индустриального центра в Нижнем Приангарье, изначально компании РАО «ЕЭС России» и РУСАЛа готовы были взять на себя финансирование достройки Богучанской ГЭС и строительства алюминиевого завода (общей стоимостью 3,6 млрд долларов), но при «прочих равных условиях». Обеспечение этих «равных условий» компаниям при создании энергометаллургическоего объединенияе в регионе нового освоения (Нижнем Приангарье), с неразвитой инфраструктурой (Нижнее Приангарье) и взяло на себя государство (финансирование строительства магистральных электрических сетей, строительство участков автодорог и др.). Достигался баланс интересов: государство, регионы получали дополнительные рабочие места, рост качества и уровня жизни населения в Мотыгинском, Кежемском, Богучанском и др. районах Нижнего Приангарья; создание современных предприятий в отдаленных уголках региона. Компании резко наращивали свой экономический, в том числе, и экспортный потенциал. Однако реализация инвестиционного проекта, как и многих других, получивших финансирование Инвестфонда РФ, сопровождалось многочисленными осложнениями, проблемами, отклонениями от намеченного хода событий. Выделим некоторые из проблем такого типа. Во-первых, недофинансирование инвестиционных проектов со стороны частных инвесторов. Например, по состоянию на 01 января 2011 г. проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» был обеспечен государственными инвестиционными ресурсами в полном объеме (по данным сайта Минрегионразвития РФ) даже в годы финансово-экономического кризиса, в то время как инвесторы/ концессионеры, которые были и не при форс-мажорных обстоятельствах, вложили на треть меньше, чем намечалось (2006 г. – 59%, 2007 г. – 50%, 2008 г. – 66%, 2009 г. – 65%, 2010 – 21% от планируемых инвестиций). Аналогичная ситуация сложилась и при реализации других ключевых для странны проектов Инвестиционного фонда: проект по Читинской области – частных инвестиций былои в 5 раз меньше, чем намечалось; по проекту в Р.Тыва – в три раза меньше и т.п. Объяснить такую динамику реализации проектов только финансово-экономическим кризисом не возможно. Очевидно, что в основе лежит конфликт интересов как между основными агентами этого проекта, так и внутри самих агентов, являющихся сложными системами и активными участниками глобальных и региональных рынков. Во-вторых, изменение тактики поведения отдельных инвесторов. В процессе реализации программы Нижнего Приангарья начались перебои с финансированием строительства ГЭС, которые возникли в связи с конфликтом компаний РусГидро и РУСАЛ. В отдельные годы РУСАЛ практически прекратил выплаты Это грозило не только сдвигом сроков ввода первых трех гидроагрегатов, но и моглоа свести на нет саму идею создания крупного энергометаллургического предприятия в этом регионе («БЭМО»). В-третьих, изменение уровня риска, которыйе были готовы взять на себя частные инвесторы в процессе реализации проекта, в новых конъюнктурных условиях, весьма отличающихся от базовых докризисных конъюнктурных условий. Надежда на успешную реализациюи долгоиграющего проекта «БЭМО», появилась только тогда, когда ВЭБ открыл две кредитные линии — 28,1 млрд руб. сроком на 16 лет для достройки Богучанской ГЭС и 21,9 млрд руб. сроком на 14 лет для строительства алюминиевого завода. Современный математический инструментарий, в частности агентное моделирование, позволяет не только «предугадать», прогнозировать возможные сбои в ходе реализации проекта («замораживание финансирования», перенос сроков ввода и др.), но и оценить последствия в меняющейся тактике поведения всех участников инвестиционных проектов. В настоящее время разрабатывается прототип такой агентной модели на примере инвестиционной программы развития Нижнего Приангарья. Для того чтобы воплотить идею создания агентной модели требуется решить ряд сопряженных задач:
Истинные причины изменения поведения, внутреннюю подоплеку принимаемых решений в этих проектах, инвесторы не выносят на широкое обсуждение (они часто лежат в плоскости коммерческой тайны). Не редко их «маскируют», смещая акценты в причинах происходящих «срывов», изменении сроков и перекладывают ответственность на других участников и т.п. Так, срыв сроков запуска первой очереди БоГЭС в некоторых статьях в федеральных СМИ пытались возложить на региональные органы власти (Красноярского края и Иркутской области), которые не подготовили в срок ложе водохранилища. В определенной степени такая линия поведения РУСАЛа (принятие решенияе о переносе времени запуска Богучанского алюминиевого завода на год-два) предопределялась значимо ухуодшиевшейся конъюнктурой на рынке алюминия, когда оказались избыточными уже существующие мощности. В качестве формата для описания правил был выбран язык XML, ввиду его расширяемости и удобства представления информации. Ядро машины вывода новых правил из существующих составил алгоритм Rete (автор: Чарльз Форги [8]). Модуль, содержащий базу знаний агентов вместе с правилами, использует технологию Drools.Net на основе JBoss-Rules 3.0.
Учесть это практически невозможно без корректной оценки изменения конъюнктуры на глобальных региональных рынках, ситуации на внутренних рынках, оценки предпосылок для усиления или ослабления конкурентных позиций компании и др. Многие из этих «явлений», «событий», управленческих решений нарушают намеченный ход реализации проекта, но они весьма характерны, даже типичны именно для стадии реализации. Отработка велась на анализе функционирования и решения компании Русал РУСАЛ в рамках проекта., Вв частности акцент делался на выявление мотивов, которые побуждают эту компанию инвестировать (или не инвестировать) значительные средства в проект БЭМО. Было решено при разработке прототипа модели отработать модуль генерации уровня спроса на алюминий (на основе фактических и прогнозных данных) с использованием марковских процессов и нейронных многослойных рекуррентных нейронных сетей
Литература
|
![]() | Универсальные образовательные программы, посвященные проблемам создания и развития территориальных инновационных кластеров, управления... | ![]() | Модельное представление о генезисе и функционировании социально-политических общностей как социально-территориальных систем 74 |
![]() | Проблемы социально-экономического развития региона на примере смоленской области | ![]() | О конкурсе по разработке веб-приложений, программ и программных систем для школьников, студентов и дипломированных специалистов |
![]() | Некоммерческая организация «Фонд развития социальных инициатив «Новые Перспективы» | ![]() | Разработка стратегии повышения эффективности реализации социально-экономического потенциала регионов должна опираться на прогностические... |
![]() | Работа выполнена на кафедре экономики природопользования Экономического факультета Московского государственного университета имени... | ![]() | Некоммерческая организация «Фонд развития социальных инициатив «Новые Перспективы» (Фонд «Новые Перспективы») |
![]() | Экономическая теория изучает законы функционирования и развития хозяйства на любом уровне | ![]() | ... |