РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике
11 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы Экономика. «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова М., 2007
Учебник: Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Программа рассчитана на 1 час в неделю, (34часов часов в год), 34 рабочих недели.
Особенности преподавания:
Приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение математических знаний в экономической сфере;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по экономическим вопросам
Используемые формы и методы:
Цель
| Формы и методы
| Формирование понятийного аппарата учащихся
| Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты.
| Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.
| Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий.
| Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.)
| Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника)
| Развитие умений работать с печатной информацией.
| Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д.
| Используемая система оценивания:
| Виды письменных работ учащихся.
| Виды устных работ учащихся
| 1
| Тесты разного уровня (А, B, C)
| Работа над понятиями
| 2
| Письменные источники (документы)
| Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций.
| 3
| Составление плана ответа
| Ответы на вопросы по содержанию параграфа.
| 4
| Эссе
| Устные сообщения по дополнительному материалу.
| 5
| Решения практических задач.
| Публичная защита проекта.
| 6
| Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения)
| Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач.
| 7
| Составление кластера – схемы.
| Участие в ролевых играх.
| 8
| Составление таблицы
| Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
| 9
| Подготовка письменных сообщений, рефератов.
| Оценка различных суждений о социальных объектах.
| Ожидаемые результаты:
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать/Понимать
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
- приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
- описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
- сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
- вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
- применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
.
Календарно-тематический план
№ урока
| Тип урока.Тема урока.
| Дата провед.
|
| Основное содержание по примерной программе
| ИКТ - ресурсы
| Контрольные материалы
|
| Домашнее задание
|
|
|
| Введение. Экономика: наука и хозяйство. (8 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Урок изучения нового материала. Введение в экономику
| 06.09
|
| Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика.
|
|
|
| п.1.
задание в тетради
|
|
| 2
| Комбинированный урок.
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора
| 13.09
|
| Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические (свободные) блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки).
Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности
| Графическое изображение
|
|
| П.3.Стр.16-21
|
|
| 3
| Урок обобщения и закрепления знаний.
Типы экономических систем
| 19.09
|
|
|
| Практическая работа
«Альтернативная стоимость»
|
| П.4.Стр.26-29
|
|
| 4
| Урок изучения нового материала.
Спрос и закон спроса
| 26.09
|
|
| презентация
|
|
| Решить задачи
|
|
| 5
| Предложение и закон предложения
Тест по разделу : Основные законы рынка
| 03.10
|
|
|
|
|
| П.5,6
|
|
| 6
| Урок- практикум.
Рыночное равновесие
| 10.10
|
| Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос.
| презентация
| Решение задач.
|
| П.7.Инд. задание
|
|
| 7
| Урок применения знаний и умений. Деньги и функции денег
| 17.10
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
| Урок-практикум.Деньги как средство обмена
| 24.10
|
|
|
| Решение задач
|
| П.8
|
|
|
| Раздел2. Потребление и производство в экономике. (8 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
| Комбинированный урок.
Безработица и ее виды.
| 14.11
|
| Нормальные и инфериорные блага. Характеристика и сравнительный анализ видов безработицы на примере региона, страны, глобализации
|
| Составить таблицу: «Виды безработицы»
|
|
|
| П.9
| 10
| Урок- семинар: Фирмы , их виды, затраты и доходы фирм.
| 21.11
|
| Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки.
| проекты
| Составить словарь темы, схему: «Виды фирм», решение задач
|
|
|
| П.10
| 11
| Виды прибыли.
| 28.11
|
| Фирма как производственная функция. Производительность ресурсов (факторов производства). Производительность труда. Измерение и факторы производительности труда.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи.
Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие, средние, средние переменные и предельные издержки.
Проследить основные источники формирования семейного бюджета, основные статьи расходов семьи. Закон Энгеля.
| проекты
|
|
|
|
| П.11
| 12
| Урок-исследование: Переменные и постоянные затраты фирм
| 05.12
|
|
|
| Решение задач
|
|
|
| Решить задачи.
П.12
| 13-
14
| Комбинированный урок: Семейный доход
Семейный расход ( Семейный бюджет)
| 12.12
19.12
|
|
| проекты
| Фронтальный опрос
Задание по группам
|
|
|
| П.13.
В.1,3
П.14.
| 15
| Урок изучения материала:
Инфляция и семейная экономика
| 26.12
|
|
|
| Составить таблицу: «Виды инфляции», словарь темы
|
|
|
| П.15.Стр.71-75.
Подг. к кр
| 16
| Контрольная работа по разделу : Фирма и конкуренция
| 28.12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 4. Государство в экономике. 3 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14
| Государство и экономика
| 19.12
|
| Кредитные деньги или как банки «делают деньги». Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности. Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России.
Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.
|
|
|
|
|
| П.16. стр.149-153
| 15
16
| Урок-семинар: Налоги, их виды и функции.
Методы налогообложения
| 26.12
12.01
|
|
| презентация
| Понятийный диктант, решение задач
|
|
|
| Подготовка к понятийному диктанту
|
| Раздел 5. Рынок труда. (4часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17
| Урок –практикум: Продавцы и покупатели на рынке труда.
| 19.01
|
| Знать особенности рынка труда, как товара;
-характеризовать деятельность продавцов и покупателей на рынке труда;
-объяснять суть положения «спрос на рынке труда»
.-Знать факторы формирующие предложение и спрос на рынке труда;
-закон предложения на рынке труда;
Объяснять положение об эффекте дохода и его влияния на предложение труда.
|
| Моделирование ситуаций и их анализ.
Решение задач.
Привести примеры об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда
|
|
| П.18.
Вопросы:
2,5
П.19.
П.20
Контрольные вопросы стр.168.
|
| 18
| Спрос на рынке труда
| 26.01
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19
| Аналитический урок: Предложение на рынке труда.
| 02.02
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20
| Комбинированный урок: Формирование заработной платы на рынке труда.
| 09.02
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 6. Социальные проблемы рынка труда.(4 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 21
| Урок-практикум: Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда.
| 16.02
|
| Знать, что такое прожиточный минимум; минимальная и средняя заработная плата;
Знать, что такое трудовой контракт, причины его заключения. Что такое трудовые договора.
Знать основные способы стимулирования трудовой активности работников;
-виды заработной платы.
| Решение задач.
| Решение задач. Составить словарик темы.
|
|
| П.22.
|
| 22
| Лабораторная работа: Понятие о трудовом контракте
| 23.02
|
|
|
| Составление контракта при приеме на работу.
|
|
| П.23 понятия. Подг. к тесту
|
| 23
| Виды заработной платы.
Итоговый тест:Рынок труда
| 01.03
|
|
|
| Задания по группам. Составить схему : «Виды заработной платы», таблицу: «Способы стимулирования труда работников». Работа в группах
|
|
|
|
|
| Раздел 7.Дифференциация доходов и порождаемые ею проблемы ( 2 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 24
| Комбинированный урок: Неравенство доходов и неравенство богатств.
| 08.03
|
| Неравенство доходов и неравенство богатств. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования;
| презентация
| Анализировать материал СМИ., работать с нормативными документами.
| П.24
П.25
|
|
|
| 25
| Урок-дискуссия: Бедность как экономическая проблема
| 15.03
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 8. Закономерности формирования спроса и предложения (7 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 26
| Различия в формировании спроса в зависимости от типа товара
| 22.03
|
| Основные виды эластичности спроса и предложения. Как определять графический характер эластичности спроса. Закономерности изменения совокупного спроса.
Зависимость спроса от изменения доходов покупателей. Влияние цен других товаров на спрос.
Индивидуальный и рыночный спрос, взаимосвязь между ними. Совокупный спрос и закономерности поведения покупателей.
Факторы формирования и изменения рыночного спроса.
Расчет эластичности спроса. Классификация товаров.
| Графическое изображение кривых спроса
| Схема «Виды эластичности спроса и предложения»
| П.26
|
|
|
| 27
| Практический урок: Закон Энгеля. Парадокс Гиффена
| 05.04
|
|
|
| Работа с графиками. Составить схему формирования спроса.
| П.27. Построение графиков
|
|
|
| 28
| Зависимость спроса от изменения доходов покупателя
| 12.04
|
|
|
| Составить таблицу «Факторы формирования спроса»
| П.28
Решение задач
|
|
|
| 29
| Урок-беседа:Индивидуальный и рыночный совокупный спрос
| 19.04
|
|
|
| Решение задач
| П.29
Решение задач
|
|
|
| 30
| Урок- деловая игра:Факторы формирования и изменения рыночного спроса
| 26.04
|
|
|
| Составить схему: «Факторы формирования рыночного спроса.»
| П.30
|
|
|
| 31
| Расчет эластичности спроса
| 03.05
|
|
|
| Решение задач. Составить таблицу «Классификации товаров»
| Решение задач
|
|
|
| 32
| Итоговое обобщение по
разделу :
«Закономерности формирования спроса и предложения»
|
| 10.05
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 9. Структура и закономерности формирования рынка капитала( 2часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 33
| Урок- семинар: Виды капитала, их роль в деятельности фирм. Структура рынка капитала
|
| 17.05
| Виды капитала, их роль в обеспечении, деятельности фирм. Понятие о рынке капитала и действующие на нем продавцы и покупатели. экономическая логика формирования сбережений и превращение их в инвестиции.
Структура рынка капитала. Понятия о заемном и собственном капитале. Кредитный рынок России. Понятие ценных бумаг и их основные виды.
|
| Составить словарик темы. Решение задач.
Составить структуру рынка капитала.
| П.31
П.33
Подг. к обобщению
|
|
|
| 34
| Итоговый тест : «Закономерности спроса и предложения. Рынок капитала»
|
| 24.05
|
|
|
|
|
|
|
| |