Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований»






Скачать 400.13 Kb.
НазваниеПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований»
страница1/6
Дата публикации03.10.2013
Размер400.13 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4   5   6


Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет экономики

Программа научно-исследовательского семинара
Методология экономических исследований



для направления 080100.62 Экономика

подготовки бакалавра

Авторы программы: Т.В.Букина, к. г. н., доцент, bukinatv@hse.perm.ru, bukinatv@mail.ru

Р.Н. Божья-Воля, к.э.н., romanb-v@mail.ru

(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)


Одобрена на заседании кафедры экономической теории «___»____________ 201 г


И.о. зав. кафедрой _______________________ А.Ю. Редькина

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.
Председатель ________________________ Г.Е. Володина

Пермь, 2012
^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


^

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – НИС) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих НИС, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательной программой по направлению 080100.62 Экономика (ООП бакалавриата).

  • Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ – по направлению 080100.62 Экономика, утвержденным в 2011 г.
^

2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения НИС «Методология экономических исследований» являются формирование у студентов компетенций, необходимых для проведения прикладных исследований.

^

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в НИС.


В результате освоения НИС «Методология 0экономических исследований» студент должен:

  • Знать и уметь:

  • применять основные понятия, категории и инструменты экономической науки.

  • Приобрести опыт:

  • формирования у студентов магистратуры способности обзора и анализа научной литературы, выбора направления и темы научного исследования, формулирования научных проблем;

  • выработки у студентов магистратуры умений и навыков проведения научных исследований: сбора эмпирического материала и его теоретического обобщения, выдвижения научных гипотез, их развития в теоретические системы и обоснования;

  • выработки у студентов магистратуры навыков научной дискуссии и презентации результатов научных исследований, подготовки и написания научных работ.



В результате освоения НИС студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дискрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

готов использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в экономике


ОНК-1


Применяет инструментарий теоретического и экспериментального исследования в экономике, владеет навыками теоретического анализа и экспериментального исследования

Решение качественных, стандартных и нестандартных задач на семинарских занятиях, анализ кейсов

готов к организационно-управленческой работе с малыми коллективами

ИК-3

Берет на себя ответственность за организацию работы в группе из 2-4 человек

Работа в группах на семинарских занятиях; выполнение различных форм текущего контроля в малом коллективе

готов работать с информацией из различных источников

ИК- 4

Владеет навыками поиска и анализа качественной и количественной информации, анализа материалов печатных и электронных СМИ, экспериментальных данных с целью решения задач в экономической сфере

Поиск и обработка информации для выполнения различных форм текущего контроля

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

СЛК-4

Демонстрирует знание основных методов и инструментов теоретического анализа и экспериментального исследования, применяет знания на семинарских занятиях и при выполнении различного рода устных и письменных работ

Лекционные и семинарские занятия, дискуссионные технологии.

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

СЛК-6

Воспроизводит логику анализа экономических проблем при письменном и устном изложении найденного решения; демонстрирует способность внятно объяснить экономический смысл изучаемой проблемы

Доклады на семинарских занятиях, написание эссе, рефератов

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

СЛК-7

Берет на себя ответственность за решение отдельных вопросов в общей задаче, решаемой группой из 2-4 человек; проявляет активность в обсуждении общих вопросов

Работа в группах на семинарских занятиях; выполнение различных форм текущего контроля в малом коллективе

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для выполнения работы

ПК-1

Дает определение основных экономических понятий, распознает необходимую информацию

Решение качественных, стандартных и нестандартных задач на семинарских занятиях, анализ кейсов

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы

рассчитать экономические и социально-экономические показатели

ПК-2

интерпретирует значение показателей экономической деятельности, применяет показатели экономической деятельности к анализу ситуации

Решение количественных и качественных, стандартных и нестандартных задач на семинарских занятиях, анализ кейсов

способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации,

научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных

экономических задач

ПК-4

Владеет навыками поиска и анализа статистической информации, анализа материалов печатных и электронных СМИ, экспериментальных данных с целью решения задач в экономической сфере

Подготовка эссе, рефератов, работа с кейсами в качестве домашнего задания

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

ПК-5

Демонстрирует навыки использования пакетов прикладных программ при выполнении расчетных и аналитических экономических задач

Решение качественных и количественных задач; выполнение домашних расчетных работ; анализ кейсов

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной

статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции

изменения социально-экономических показателей

ПК-8

Владеет навыками анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне и на макроуровне

Лекционные и семинарские занятия.


способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

ПК-9

Демонстрирует умение анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

Лекционные и семинарские занятия. Выполнение расчетных и качественных задач


способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии

ПК-12




Демонстрирует навыки работы с персональным компьютером и использования пакетов прикладных программ, владеет навыками использования сети Интернет для поиска и передачи информации с целью решения экономических проблем и задач



^

4.Тематический план НИС




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары




^ Раздел 1. Методология экономических исследований

1

Теоретический уровень исследования

34

8

6

20

2

Практический уровень исследования

44

8

6

30

3

Работа с электронными ресурсами

30

4

6

20

Раздел 2. Междисциплинарный подход к экономическим исследования

4

Теоретический уровень междисциплинарных исследований

20

6

4

15

5

Макроэкономика: теоретический анализ и прикладные аспекты

34

6

5

20

6

Поведенческая экономика и введение в финансы

30

3

4

15

7

Асимметрия информации и агентские издержки

24

5


5


20







216

40

36

140



^

5.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа







7







8







письменная реферативно-исследовательская работа объемом 3-4 тыс. слов (1,2 год обучения)

Итоговый

Зачет







10










10




зачет в устной форме

(1,2 год обучения)
^

6.Содержание НИС


Раздел 1. Методология экономических исследований

Тема 1. Теоретический уровень исследования

Постановка проблемы научного исследования. Постановка гипотезы научного исследования. Основные структурные элементы теоретического уровня: теория, понятия, категории, научные термины, принципы, аксиомы, законы, закономерности, положения, идеи, концепции.

Определение актуальность работы, определение степени исследованности проблемы, постановка цели, задач, определение предмет и объект, формулировка научной новизны, практической значимости исследования.

Количество часов аудиторной работы: 8 лекций, 6 семинаров.
^ Тема 2. Практический уровень исследования

Методика научного исследования. Всеобщие методы исследования: метафизический метод, диалектический метод. Общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индукции и дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, логический метод, метод классификации. Методы конкретных наук. Метод научного исследования. Формирование компетенций в постановке основных методологических понятий.

Количество часов аудиторной работы: 8 лекций, 6 семинаров.

^ Тема 3. Работа с электронными ресурсами

Формирование компетенций при осуществлении поиска необходимых источников в системе электронных ресурсов «Интегрум».

Формирование компетенций при осуществлении работы в электронном ресурсе «Научная Электронная Библиотека (НЭБ)».

Формирование компетенций при осуществлении работы в базах электронных ресурсов Пермского филиала ГУ-ВШЭ.

Количество часов аудиторной работы: 8 лекций, 6 семинаров.
Литература по разделу:

  1. Блауг М. Методология экономической науки или как экономисты объясняют Пер. с англ. В.С. Автономова. М., 2004.

  2. Гаевский А. Основы работы в Интернет. BHV-СПб, 2003.

  3. Дерябин А.И. Информационная культура специалиста. Пермь: УРАГС, 2001.

  4. Коэн и др. Введение в логику и научный метод. / М. Коэн, Э. Нагель; пер с англ. П.С. Куслия. Челябинск, 2010.

  5. Основная литература

  6. Кириленко А. В. Основы информационной культуры. Библиография. Вып. 1: учеб. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008.

  7. Лебедев В.В. Информатика. Часть 1. Информация и технологии обработки информации. Пермь: ПФ ГУВШЭ, 2004.

  8. Лебедев В.В. Информатика. Часть 2.2. Обработка текстовой и графической информации. Пермь: ПФ ГУВШЭ, 2004.

  9. Основы информационно-библиотечной культуры.: учеб-метод. пособие. М: МГПУ, 2005.

  10. Талантов М. Профессиональный поиск в Интернете: планирование поисковой процедуры. http://www.citforum.ru/pp

  11. Талантов М. Поиск людей и организаций в Интернет: лидирующие поисковые системы и принципы их тестирования. http://www.citforum.ru/pp

  12. Любая доступная справочная и энциклопедическая экономическая литература или электронные издания.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Для успешного освоения НИС, студент использует программные средства Microsoft Office; Дистанционная поддержка дисциплины предусмотрена в системе LMS; для проведения лекций, семинаров, сопровождения докладов необходимо использование медиа-оборудования.
^ Раздел 2. Междисциплинарный подход к экономическим исследованиям

Тема 4. Теоретический уровень междисциплинарных исследований

Постановка проблемы научного исследования. Постановка гипотезы научного исследования. Принцип междисциплинарности и переноса инструментария.

Кейс «Парк Горького как малая закрытая экономика»

Количество часов аудиторной работы: 10
Литература по разделу:

  1. Конспект лекций по курсу «Макроэкономика».

  2. Robert E. Lucas Jr., 2011. "What economists do," Journal of Applied Economics, Universidad del CEMA, vol. 0, pages 1-4, May, 2010.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

  • Индивидуальная работа над статьей, обсуждение в группах

  • Групповая подготовка кейсового задания



Тема 5. Макроэкономика: теоретический анализ и прикладные аспекты

Прикладные аспекты модели IS-LM, AS-AD: анализ реалистичности предпосылок, работы последних лет. Исключение кривой LM, Модель IS-INF

Расчетная работа «Моделирование экономики страны»
Количество часов аудиторной работы: 11
Литература по разделу:

  1. Конспект лекций по курсу «Макроэкономика».

  2. David Romer Keynesian Macroeconomics without the LM Curve, Journal of Economic Perspectives—Volume 14, Number 2—Spring 2000 —Pages 149 –169


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

  • Индивидуальная работа над статьей, обсуждение в группах

  • Индивидуальная расчетная работа


Тема 6. Поведенческая экономика и введение в финансы

Финансовая система, взаимосвязь элементов.

Решения домохозяйств: потребление/ сбережения, отношение к риску.

Панические эффекты.

Деловая игра «Банковская паника»
Количество часов аудиторной работы: 7
Литература по разделу:

  1. Конспект лекций по курсу «Макроэкономика».

  2. Конспект лекций по курсу «Микроэкономика»

  3. Конспект лекций по курсу «Теория вероятностей»

  4. Diamond, Douglas W & Dybvig, Philip H, 1983. "Bank Runs, Deposit Insurance, and Liquidity," Journal of Political Economy, University of Chicago Press, vol. 91(3), pages 401-19, June.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

  • Индивидуальная работа над статьей, обсуждение в группах

  • Деловая игра


Тема 7. Асимметрия информации и агентские издержки

Скрытые действия и скрытая информация, потери эффективности в результате агентского конфликта. Сопоставимость стимулов агента и принципала.

Количество часов аудиторной работы: 10
Литература по разделу:

  1. Конспект лекций по курсу «Микроэкономика»

  2. Конспект лекций по курсу «Теория вероятностей»


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

  • Индивидуальная расчетная работа



^

7.Образовательные технологии


Разбор теоретических работ, практических кейсов с позиций основных концептуальных положений методологии экономических исследований.
      ^

      Методические рекомендации преподавателю


Для успешного освоения курса НИС «Методология экономических исследований» необходимо использовать методические рекомендации, разработанные в НИУ ВШЭ – Пермь Букиной Т.В. для выполнения рефератов (Приложение 1).
      ^

      Методические указания студентам


Для успешного освоения курса НИС «Методология экономических исследований» необходимо использовать методические рекомендации, разработанные в НИУ ВШЭ – Пермь Букиной Т.В. для выполнения рефератов (Приложение 1).
^

8.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» iconПрограмма дисциплины для направления подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления, посещающих Научно-исследовательский...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» iconПрограмма дисциплины Теория вероятности и математическая статистика...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика» подготовки...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар: «Национальный...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» iconПрограмма дисциплины «Общая социология» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск