РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2012 г.
Рабочая прог амма учебной дисциплины «Основы экономической теории» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 Земельно-имущественные отношения Организация – разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова»
Разработчик: Непоспехова Е. Э. – преподаватель ГБОУ СПО «КТК»
© ГБОУ СПО « КТК»
СОДЕРЖАНИЕ
|
| - ^
| 4
| СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7
| - ^
|
11
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
12
|
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Основы экономической теории»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 Земельно-имущественные отношения ^ профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин. Дисциплина способствует формированию следующих общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| ОК 2
| Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ОК 3
| Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
| ОК 4
| Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
| ПК 1.1
| Составлять земельный баланс района
| ПК 1.2
| Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий
| ПК 1.3
| Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества
| ПК 1.4
| Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории
| ПК 1.5
| Осуществлять мониторинг земель территории
| ПК 2.1
| Выполнять комплекс кадастровых процедур
| ПК 2.2
| Определять кадастровую стоимость земель
| ПК 2.3
| Выполнять кадастровую съемку
| ПК 2.4
| Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости
| ПК 2.5
| Формировать кадастровое дело
| ПК 3.1
| Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы
| ПК 3.2
| Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ
| ПК 3.3
| Использовать в практической деятельности геоинформационные системы
| ПК 3.4
| Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади
| ПК 3.5
| Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
| ПК 4.1
| Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах
| ПК 4.2
| Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки
| ПК 4.3
| Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки
| ПК 4.4
| Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками
| ПК 4.5
| Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией
| ПК 4.6
| Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области
|
^
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;.
анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
разбираться в основных принципах ценообразования;
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные  макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик
^
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа. ^
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 72
| ^
| 48
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
|
| практические занятия
| 18
| контрольные работы
|
| курсовая работа (проект)
|
| ^
| 24
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
|
| Письменные домашние работы
Подготовка к семинару
Подготовка к деловой игре
Подготовка сообщения
|
24
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
| ^ ^
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| ^
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1
Введение в экономическую теорию
|
|
10
|
| Тема 1.1 Экономическая теория как наука, ее предмет, метод и функции
| ^
|
2
2 2 2
|
| 1
| Предмет и методы экономической теории. Функции и инструменты экономической науки
| 1
| 2
| История развития экономической теории
| 1
| ^
Основные школы и направления экономической науки
|
2
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашнего задания по теме, работа с литературой
|
| Тема 1.2
Производство – основа развития общества
| ^
|
2
2
2
|
| 1
| Формы собственности. Типы экономических систем. Факторы производства
| 1
| ^ по 1 разделу «Ведение в экономическую теорию»
| 2
| Самостоятельная работа студента: подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой
|
| ^
|
| 16
|
| Тема 2.1
Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена
| ^
|
2 2
|
| 1
| Рынок, его сущность, функции и структура. Товар и его свойства. Основные теории стоимости. Сущность и значение ценообразования
| 1
| ^
Выполнение домашнего задания по теме, работа с литературой
|
| Тема 2.2
Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие
| ^
|
2 2
2 2
|
| 1
| Спрос и закон спроса. Кривая спроса. Ценовые и неценовые факторы изменения спроса
| 1
| 2
| Предложение и закон предложения. Кривая предложения. Ценовые и неценовые факторы изменения предложения. Рыночное равновесие. Теория поведения потребителя
|
1
| ^
|
| 1
| Определение товарного спроса и предложения
| 2
| ^
подготовка к практическому занятию, работа с литературой
|
| Тема 2.3
Рыночные структуры
| ^
|
2 4
|
| 1
| Конкуренция, ее сущность и виды. Методы конкурентной борьбы. Типы рыночных структур
| 1
| ^
подготовка сообщений, работа с литературой
|
| Тема 2.4
Рынки факторов производства
| ^
|
2
2 2 2
|
| 1
| Особенности формирования спроса и предложения на рынке ресурсов
| 1
| 2
| Предпринимательство как фактор производства
| 1
| ^
|
2
| 1
| Формирование спроса и предложения на рынке ресурсов
| ^
подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой
|
| ^
|
|
|
| Тема 3.1 Макроэкономика как составная часть экономической науки
| ^
|
2 2
|
| 1
| Основные макроэкономические проблемы, показатели. Макроэкономическое равновесие и его структурные элементы. Модель AD - AS
| 1
| ^
|
| Расчет основных макроэкономических показателей
| 2
| ^
Решение задач по расчету макроэкономических показателей
| 2
|
| Тема 3.2
Финансовая система и финансовая политика государства
| ^
| 4
2
2
|
| 1
| Финансовый рынок как регулятор экономики. Финансовая система Российской Федерации
|
| 2
| Бюджетная система страны. Основы формирования государственного бюджета
| 1
| 3
| Сущность, виды и функции налогов. Кривая Лаффера
|
| 4
| Фискальная политика государства и ее типы
|
| 5
| Государственный долг и способы его погашения
|
| ^
|
| Устройство бюджетной системы страны
| 2
| ^
Тестовый контроль знаний основных понятий темы
|
| Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой
| 2
|
| Тема 3.3
Денежно-кредитная и монетарная политика государства
| ^
|
2 2
2 2
|
| 1
| Деньги и денежная система. Денежный рынок. Банковская система и ее структура
| 1
| 2
| Денежно-кредитная политика как экономическое явление. Типы и инструменты денежно-кредитной политики
| 1
| ^
|
| Денежное обращение
| 2
| ^
подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой
|
| Тема 3.4
Роль государства в рыночной экономике
| ^
|
2 2 2
|
1
| 1
| Рынок и государство. Проблемы социальной политики государства. Государственная политика занятости и регулирования безработицы. Распределение доходов и измерение степени их неравенства. Кривая Лоренца
| ^
|
| 1
| Социальная политика государства
| 2
| ^
подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой
|
| Тема 3.5
Мировой рынок и международная торговля
| ^
|
2 2 2
|
| 1
| Международная торговля. Внешнеторговая политика. Международная валютно-кредитная система
| 1
| ^
|
| Валютный рынок
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к дифференцированному зачету, работа с литературой
|
| ^
| 2
|
| Всего:
| 48
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) ^ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономической теории» (совмещенного с другими дисциплинами); компьютерной лаборатории для тестового контроля знаний (совмещенного с другими дисциплинами).
Материалы учебного кабинета:
Материалы учебного кабинета:
- методические рекомендации к проведению практических и семинарских занятий с вопросами для самоконтроля;
- раздаточный материал с ситуациями для анализа;
- методические рекомендации по поиску в Интернет материалов для подготовки к практическим и семинарским занятиям.
Оборудование и технические средства обучения:
- проекционное мультимедиаоборудование;
- компьютеры с выходом в Интернет.
^ Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бардовский, В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА – М, 2008.
Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.- СПб, 2009.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2008.
Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
Куликов Л.М. Основы экономических знаний. - М.: «Финансы и статистика», 2007.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2010.
Дополнительные источники:
Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. - М. Экономика, 2007.
Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2007.
Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М.: Инфра-М, 2007.
Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2008.
Internet-ресурсы:
www.cbr.ru (сайт Банка России)
www.government.ru (сайт Правительства России)
www.economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России)
www.miniin.ru (сайт Минфина РФ)
www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
www.imf.org.ru (сайт МВФ)
www.wto.org.ru (сайт ВТО)
www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)
www.beafmg.org.ru (сайт Бюро экономического анализа)
^ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
^
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| освоенные умения:
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;.
анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
разбираться в основных принципах ценообразования;
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях
усвоенные знания:
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные  макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик
| - рейтинг теоретических знаний, составленный на основе тестового контроля знаний по темам дисциплины;
- рубежный контроль знаний по отдельным темам на практических и семинарских занятиях;
- практическая проверка знаний и умений в процессе решения ситуационных задач на практических занятиях;
- изучение курса завершается дифференцированным зачетом, который включает проверку теоретических знаний студентов и приобретенных практических навыков.
|
|