Скачать 0.84 Mb.
|
Глава 2. Экономическая политика Эстонии2.1. Основные макроэкономические проблемы Как следует из предыдущего анализа (см. главу 1), экономика Эстонии в своем развитии в 90-х годах минувшего века прошла 3 этапа. На первом были заложены основы рыночного хозяйства (приватизация и становление частного предпринимательства, введение кроны, формирование новой финансовой системы и т.д.). На втором этапе экономика республики сумела интегрироваться с западным финансовым рынком и на основе привлечения внешних заемных средств, а также прямых иностранных инвестиций начался ее рост. Однако процессы второго этапа были внутренне противоречивы, в результате чего созрели причины, вызвавшие на третьем этапе кризис финансового сектора и, как следствие, - спад деловой активности практически во всех секторах экономики республики. Такова была внутренняя логика развития. Вместе с тем реальный ход событий в экономике Эстонии складывался под воздействием совокупности и внешних факторов (кризис мировой валютной системы, спад в экономике России, интеграционные процессы в Западной Европе ). В целом же, в течение минувшего десятилетия был завершен драматический переход Эстонии от социалистической к капиталистической рыночной экономике. Его ценой было существенное сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, потеря значительной части производственного и научно-технического потенциала. Эстония выпала из разряда высокоразвитых, индустриальных стран и оказалась в группе среднеразвитых государств мира. Экономика республики с начала нового столетия функционирует на принципиально новой основе, являясь уже вполне сформировавшейся капиталистической рыночной экономикой, открытой для мировых рынков, вырвавшейся из системы кооперационных связей с республиками бывшего Советского Союза (за исключением энергетики) и в значительной мере интегрированной с единым рынком ЕС. В настоящее время главной макроэкономической проблемой Эстонии является достижение в перспективе устойчивых, высоких темпов роста с тем, чтобы выйти на среднеевропейский уровень развития. Вопрос стоит так: или прозябать на задворках Европы , или же, догнав высокоразвитые страны континента, обеспечить высокий уровень жизни своим гражданам. Однако, чтобы занять достойное место в содружестве европейских народов, необходимо идти вперед опережающими темпами, в 2 -3 раза превышающими темпы роста экономики стран ЕС. Премьер-министр Эстонии Март Лаар в своей статье в газете Eesti Päevaleht (11.03.1999) приводит следующий расчет: для достижения среднеевропейского уровня республике понадобится 30 лет при ежегодном темпе прироста ВВП 10%, исходя из условия, что среднегодовой темп прироста ВВП в ЕС составит 3%. Проблема темпов роста в системе макроэкономических проблем Эстонии является сердцевинной. Вокруг нее, как электроны вокруг атома, вращаются все остальные проблемы, будучи с ней взаимосвязанными. Чтобы обеспечить высокие, опережающие темпы роста ВВП, необходимо задействовать как экстенсивные, так и, главным образом, интенсивные факторы развития экономики. А это, в свою очередь, предполагает реализацию обширной программы инвестиций. Проблему же технической реконструкции и модернизациии основного капитала в республике, как непременного условия интенсификации производства товров и услуг, решить невозможно, опираясь только на отечественный капитал и на наличный производственно-технологический потенциал страны. Нужно привлекать иностранные инвестиции, ввозить из-за рубежа оборудование, машины, приборы, приобретать современную технологию. В свою очередь, импорт должен быть профинанасирован за счет экспорта товаров и услуг. Наращивание же экспортного потенциала может быть достигнуто только за счет инвестиций. Следовательно, проблема инвестиций в экономику страны является ключевой. Еще одна большая группа макроэкономических проблем связана со структурными преобразованиями в экономике. К их числу относятся: развитие высокотехнологичных отраслей для производства экспортных товаров, конкурентоспособных на мировом рынке; обновление и наращивание потенциала отраслей производственной инфраструктуры; преодоление кризиса в аграрном секторе; выравнивание уровней развития регионов республики. И, наконец, следует назвать еще одну важную макроэкономическую проблему - это развитие социальной сферы в соответствиии с современными стандартами качества жизни людей. Решение всех вышеперечисленных проблем, стоящих перед эстонским государством и ее народом, возможно только при одном условии, а именно, - при проведении сильной и верной экономической политики. Здесь же государственным деятелям необходимо сделать выбор между двумя вариантами управления экономикой страны: или полностью положиться на механизмы саморегулирования рынка, или же проводить активную политику воздействия государства на экономические процессы. Проанализируем обозначенные выше макроэкономические проблемы более подробно. Для оценки проблемы темпов роста экономики рассмотрим следующую таблицу: Таблица 17
|
![]() | Цель изучения курса «Современная экономическая политика» состоит в формировании системного знания необходимости, методологических... | ![]() | ... |
![]() | Общие требования к курсовой работе по учебной дисциплине «Экономическая и социальная политика в сфере труда и занятости» | ![]() | Экономическая теория и экономическая политика: взаимодействие и относительная обособленность |
![]() | Никифоров А. А., Антипина О. Н., Миклашевская Н. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика / Под общей... | ![]() | Экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации; экономические ограничения;... |
![]() | Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике 6 | ![]() | Социально-экономическая политика государства. Система социальной защиты и её элементы |
![]() | Нормативное и позитивное в экономической науке. Экономическая политика и экономическая теория. Общенаучные методы познания. Формально-логический... | ![]() | Экономическая политика и образование. Информационно-аналитический бюллетень № М.: Анх, 2008. 96 с |