Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика»






НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика»
страница1/4
Дата публикации05.10.2013
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4

Министерство образования и науки РФ


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет: Финансово-экономический

Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления»

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., профессор, академик РАЕН

А.П. Шихвердиев ______________

(подпись)

Протокол № 6 от 18 марта 2011г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Дисциплина – Макроэкономика

Для бакалавров по направлению «Экономика» 080100

Факультет – финансово-экономический

Форма обучения: дневная

Сыктывкар 2011
^

Министерство образования и науки РФ


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

^ «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет: Финансово-экономический

Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления»

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

учебно- методической комиссии __________________факультета

«___» ________20__г.

Протокол № ___
Председатель УМК

_________________

_________________

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МАКРОЭКОНОМИКА»


Блок дисциплин: ПД базовая

Направление: «Экономика»

Квалификация: бакалавр

Факультет: Финансово- экономический

Форма обучения: очная

Семестр: третий

Общая трудоёмкость дисциплины: 6 зачётных единиц, 216 часов

В том числе:

Аудиторных 72 час, из них:

Лекций - 36 часов;

Практических – 36 часов;

Самостоятельная работа – 90 часов.

Форма итогового контроля: экзамен (45 часов)





Сыктывкар 2011

Содержание


  1. Цели освоения дисциплины «Макроэкономика» ……………………………………

  2. Место дисциплины « Макроэкономика» в структуре ООП бакалавриата…………

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины…

  4. Структура и содержание дисциплины «Макроэкономика»………………………….

  5. Образовательные технологии……………………..…………….……………………...

  6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……………………………………………………….

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………….

  8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………




^ 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ « МАКРОЭКОНОМИКА»
Формирование макроэкономического мышления – неотъемлемая часть экономического образования. Именно поэтому курс «Макроэкономика» изучается на всех экономических специальностях и направлениях. Он позволяет понять всеобщие взаимозависимости в границах национальной и мировой экономики, ключевые закономерности функционирования и развития рыночной экономики, теории и практические проблемы реализации стабилизационной политики, включая антиинфляционную, политику в области занятости и стимулирования экономического роста, в развитых странах и в России.

^ Учебной целью данного курса является изучение закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном и наднациональном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования.

^ Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов на уровне экономики страны, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики и в процессах принятия самостоятельных экономических решений, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности на основе построения экономико-математических моделей макропроцессов.

^ Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, объемного, критического мышления без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для бакалавра направления «Экономика» знание макроэкономичеких закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы не только математические способности, но и прогностические и аналитические навыки, умение выделить, оценить и сопоставить будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений.

Исходя из ФГОС бакалавр по направлению «Экономика» должен решать, наряду с прочими, следующие профессиональные задачи:
- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро-уровне как в России, так и за рубежом.

^ Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих субъектов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Изучение данных объектов (процессов, моделей, показателей) на основе теоретического метода агрегирования и на уровне национальной экономики, является главной целью дисциплины «Макроэкономика».

^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА» В СТРУКТУРЕ

ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Макроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла

обучения бакалавров направления «Экономика», для ее успешного освоения необходимы знания основ «Экономической теории», «Микроэкономики», «Высшей математики», «Истории экономики», «Статистики», «Бухгалтерского учета». Он развивает теоретические знания о закономерностях рационального экономического поведения потребителей и производителей, изучая особенности равнодействующей их группового поведения в рамках макросекторов в процессе кругооборота продукта и дохода, углубляет знания о роли государства и финансовой инфраструктуры в современной рыночной экономике, дает понимание причин и последствий всеобщей взаимозависимости субъектов на макроуровне, роли инвестиций для развития экономики.

Курс «Макроэкономика» тесно связан и с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов как «Мировая экономика», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Ценообразование», «Маркетинг», «Денежное обращение», «Финансы», «Банковское дело», «Налогообложение».
^ Задачи и структура курса:
- определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и источников макроэкономической информации;

- определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода;

- изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи, виды, способы расчета и значение важнейших макропоказателей;

- изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии закрытой и открытой рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макронестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», « IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест);

- на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики.
^ Место и роль курса «Макроэкономика» заключается в создании терминологической и методологической базы для изучения конкретных экономических дисциплин, в формировании основ рационального экономического мышления, научно обоснованных подходов к пониманию основных закономерностей и проблем функционирования национальной экономики, направлений и инструментов экономической политики.

Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет написания контрольных работ и курсовой работы, список тем курсовых представлен ниже. Формой итогового контроля является устный экзамен.
^ 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА».
Изучение дисциплины «Макроэкономика» частично формирует следующие общекультурные компетенции: ОК-1 (выпускник владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения) и ОК-4 (выпускник способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем).

Кроме того, успешное освоение данной дисциплины влияет на формирование профессиональных компетенций: ПК-6 (выпускник должен быть способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты) и ПК-9 (должен быть способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет).
После изучения данного курса студент должен знать:

- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;

- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

- принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.
На основе изучения данного курса студент должен уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, курсовой работы.

Студент должен владеть:

- методологией экономического исследования, специальной терминологией и навыками профессиональной аргументации;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы на макроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Тематический план курса « Макроэкономика»





темы


Содержание

темы

Количество часов

Лек-ции

Семи-нары

Самостоятельная работа

1.

^ Предмет, методы и субъекты макроэкономики.

Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации.

4

4

4

2.

^ Основные макроэкономические связи и показатели в системе национальных счетов.

Система национальных счетов: сущность, структура, значение. Виды и аналитическое значение основных макропоказателей. Модель простого и сложного кругооборота продукта и дохода. ВНП (ВВП) - сущность, ограниченность, значение. Теневая экономика. Расчет ВНП по расходам и доходам. Инвестиции: определение, виды, значение. Производные от ВНП макропоказатели. Потребление как макроэкономический показатель, модели потребления. Сбережения как показатель потока и запаса, формы, причины и модели сбережений. Номинальные и реальные макропоказатели. Основные индексы цен. Инфлирование и дефлирование. Динамика ВВП и уровня жизни в Российской Федерации.


6

6

10

3.

^ Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики.

Предпосылки возникновения, сущность, причины и виды экономических циклов. Технологические уклады и «длинные волны». Текущие, опережающие и запаздывающие индикаторы деловой активности. Фазы среднего (классического) цикла. Принцип акселерации, значение инвестиций для стабильного развития.

Безработица – определение, измерение, типы, формы, причины и последствия. Естественный уровень безработицы: особенности вычисления и значение. Закон Оукена. Проблема безработицы в России.

Инфляция – определение, монетарные и немонетарные причины, типы и формы. Основное уравнение обмена. Экономические и социальные последствия инфляции, сеньораж. Сущность и направления антиинфляционной политики. Особенности инфляции в РФ.



2

2

8

4.

^ Моделирование макроравновесия и макронестабильности.

Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде. Модель «Совокупный спрос-совокупное предложение ( AD-AS)»:кривая совокупного спроса, его неценовые детерминанты, кривая совокупного предложения, ее отрезки, неценовые детерминанты. Моделирование спада, экономического роста, инфляции спроса и издержек с помощью модели «AD-AS».

Классическая и кейнсианская теория занятости. График потребления и сбережения в кейнсианской равновесной модели, факторы, сдвигающие эти графики. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. График спроса на инвестиции и график инвестиционных расходов, факторы, влияющие на величину чистых частных инвестиций. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и объема производства и методом «утечки- инъекции». Эффект мультипликатора автономных расходов: логическое и математическое обоснование. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы в расходах, методы их преодоления. Открытая и закрытая экономика, влияние внешней торговли на равновесный объем производства и занятость. Условия равновесия для открытой рыночной экономики.


6

6

14

5.

^ Основы фискальной политики.

Сущность, цели и инструменты фискальной политики (дискреционной и недискреционной). Понятие государственного бюджета, его доходы и расходы. Сущность, виды, цели государственных закупок. Влияние государственных закупок на равновесный объем производства, занятость и инфляцию.

Понятие налоговой системы. Сущность, виды, функции налогов. Виды налоговых ставок. Чистые налоговые поступления. Моделирование влияния чистых налогов на равновесный объем производства. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная фискальная политика в ходе экономического цикла. Автоматические (встроенные) стабилизаторы. Дефицит (профицит) государственного бюджета: определение, виды, последствия, методы финансирования и сокращения.


3

4

8

6.

^ Теория денег и денежного рынка.

Теории происхождения, сущность, виды и функции денег. Ликвидность активов. Особенности измерения денежного предложения: денежные агрегаты, «квазиденьги». Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов. Процесс установления равновесия на денежном рынке. Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка в модели «IS-LM». Инвестиционная и ликвидная «ловушка».

5

4

10

7.

^ Сущность, структура и значение банковской системы.

Понятие банковской системы и банковской инфраструктуры, сущность и виды банков. Этапы становления, финансовая структура и функции коммерческого банка. Создание кредитных денег системой коммерческих банков. Денежный мультипликатор. Роль обязательных резервов в структуре коммерческого банка. Структура, функции и задачи Центрального банка. Особенности и проблемы становления банковской системы в РФ.


6

6

12

8.

^ Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики.

Понятие, цели и инструменты кредитно-денежной политики (прямые и косвенные). Механизмы влияния изменения резервной нормы, ставки рефинансирования и операций на «открытом» рынке на денежное предложение и ставку ссудного процента. Антициклическая кредитно-денежная политика.

Сущность, особенности составления и значение платежного баланса страны. Торговый, текущий и базисный баланс. Валютный рынок и факторы, определяющие обменный валютный курс. Виды валютных курсов (фиксированный, свободно и регулируемо-плавающий валютный курс). Паритет покупательной способности. Валютные интервенции, таргетирование и другие инструменты валютной политики.

4

4

12

9.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и...
В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника бакалавриата финансово-экономического...

Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» iconАннотация рабочей программы дисциплины «Макроэкономика»
Дисциплина «Макроэкономика» является базовой частью профессионального цикла фгос впо подготовки студентов по направлению подготовки...

Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « В. 3»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Профессиональные компьютерные программы» разработан в соответствии с требованиями...

Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «органическая химия»
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки инженеров и бакалавров направления «Строительство»

Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...

Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине в. Од. 7 «Экономическая оценка инвестиций»
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...

Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине в. Дв 1 «История экономических учений»
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...

Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «м в. Од. 2»
Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...

Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление...
Ебно-методический комплекс «Экономика отрасли (Культуры и искусства)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «м в8»
Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск