Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д






НазваниеПрограмма разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д
страница1/13
Дата публикации07.10.2013
Размер1.29 Mb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
всероссийский заочный

финансово-экономический институт

История

экономических учений

Практикум

для самостоятельной работы студентов I курса

бакалавриата (все направления)

и студентов II курса

специальностей 080105 «Финансы и кредит»,

080104 «Экономика труда»,

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

080507 «Менеджмент организаций»

^ Москва – 2010

Составители практикума:

д.э.н., профессор Я.С. Ядгаров,

к.э.н., доцент Л.С. Андриянова,

доцент ВЗФЭИ Е.А.Козлова


Практикум одобрен на заседании

Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов
^ История экономических учений. Практикум для самостоятельной работы студентов I курса бакалавриата (все направления) и студентов II курсаспециальностей 080105 «Финансы и кредит»,080104 «Экономика труда»,080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,080507 «Менеджмент организаций»
Данный практикум является вспомогательным учебно-методическим материалом по дисциплине «История экономических учений». В нем содержатся методические указания к ее изучению, контрольные вопросы и тестовые задания по изучаемому материалу, кроссворды, тематика контрольных работ и выпускных работ бакалавра.

© Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2010

1. Предисловие



^ Цель преподавания дисциплины – дать студентам представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию, выявить значимость для практики хозяйственной жизни и изучения прикладных экономических дисциплин творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли на всем протяжении истории ее развития.

Изучение истории экономических учений необходимо для того, чтобы обеспечить плодотворное освоение всего цикла экономических дисциплин, содействовать формированию высокой профессиональной культуры экономиста широкого профиля и достичь тем самым требуемый уровень подготовки бакалавров и получения ими целостного представления об истоках и этапах становления современной теоретической экономики.

Знания, которые позволяет приобрести данная дисциплина, помогут избежать «легковесных» суждений о месте и роли творческого наследия представителей основных теоретических школ, течений и направлений на всем протяжении истории экономических учений.

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания данной учебной дисциплины и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания при подготовке бакалавра по специальности «Экономика».

^ Основными задачами дисциплины «История экономических учений» являются:

  • ввести понятия: «хрематистика», «политическая экономия», «экономикс», «меркантилизм», «кольбертизм», «физиократия», «невидимая рука», «lаissez fаire», «закон Сэя»; «маржинализм», «законы Госсена», «метод робинзонады», «институционализм», «эффект Веблена», «монетаризм», «неолиберализм», «неоклассический синтез» и др.;

  • познакомить с методами классово-формационного, субъективистского, маржиналистского, социально-исторического и социально-институциональ-ного анализа экономической ситуации;

  • выработать углубленные знания вопросов возникновения и генезиса основополагающих категорий и теорий экономической науки;

  • сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.

В результате изучения данной дисциплины бакалавры должны:

а) знать:

    • историко-экономические предпосылки зарождения и основные этапы эволюции ключевых категорий и теорий экономической науки в их альтернативных версиях интерпретации учеными-экономистами различных школ и направлений экономической мысли;

    • содержательные аспекты приоритетных теоретико-методологических положений в творчестве представителей различных школ и направлений экономической мысли;

б) уметь:

  • сформулировать альтернативные версии осмысления теоретической сущности основных категорий и понятий экономической науки;

- сопоставлять различные теоретико-методологические (протекционистские, либеральные и социально-ориентированные) подходы, выдвигаемые видными представителями меркантилизма, «классиков», «неоклассиков» и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма к решению хозяйственных задач;

- самостоятельно и нетенденциозно проводить анализ особенностей развития мировой и отечественной экономической мысли и альтернативных вариантов хозяйственной политики;

- применять навыки составления (с учетом различий в теоретико-методологических позициях ученых-экономистов) соответствующих вариантов классификации экономических теорий и периодизации их развития;

в) владеть:

- экономической терминологией и лексикой;

- новыми знаниями в области истории экономических укчений.
^ Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса


Дисциплина

Вопросы (темы), знание которых необходимо для изучения данной дисциплины

1. Экономическая теория

«Макроэкономика» и «микроэкономика» как разделы экономической науки; основные категории и методы экономического анализа.

2. Экономическая история (история экономики)

Особенности основных типов экономических систем и их влияние на возникновение, развитие и совершенствование экономической науки.


^ Разделы, темы и их краткое содержание

Курс сформирован в количестве трех разделов и девяти тем.

Раздел I – Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

Раздел II – Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.

Раздел III – Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики.

Темы 1 – 2 охватывают вопросы предмета и метода истории экономических учений, особенностей зарождения и развития экономических учений дорыночной эпохи (периоды древнего мира, средневековья, меркантилизма).

В темах 3 – 4 речь идет об эволюции классической политической экономии, а в теме 5 – о творческом наследии противников этого направления экономической мысли (экономистов-романтиков, социалистов-утопистов, родоначальников немецкой исторической школы).

Сущность маржинализма и особенности формирования субъективно-психологического и неоклассического направлений экономической мысли рассматриваются в темах 6 – 7 темах.

Темы 8 – 9 включают в себя новейшую историю экономической мысли, своеобразие которой заключается в обосновании концепций социального контроля общества над экономикой (институционализм), теорий рынка с несовершенной конкуренцией, а также доктрин государственного регулирования экономики (неортодоксальный неоклассицизм) и неоклассического синтеза как современной парадигмы экономической науки.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д iconПо Мероприятию 1 Приложение 1 Анализ отечественного и зарубежного...
Анализ отечественного и зарубежного опыта по формированию у детей исследовательских компетенций в естественных науках

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д iconГлобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие
Это издание программы курса «Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика» подготовлено с учетом опыта преподавания одного...

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., №373; учетом модернизации образования,...

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д iconИз опыта преподавания русского языка по умк быстровой Е. А. для школ...
Из опыта преподавания русского языка по умк быстровой Е. А. для школ с родным (нерусским) языком обучения

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д icon"Цели аудита". 14
С целью возрождения традиций публикации статей по методике преподавания учебных дисциплин кафедры, нами разработан специальный проект,...

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д iconПрограмма по дисциплине Предпринимательство в книжном деле
России, специфики отечественного книжного рынка, сущности законодательных актов, обеспечивающих свободу бизнеса, а также содержание...

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д iconРабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных...

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д iconРабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных...

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д iconПрограмма является модифицированной, разработана на основе программы...
Ственной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях...

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания д iconПрограмма предназначена для выпускников вузов (бакалавров и специалистов),...
Современные технологии моделирования, планирования, прогнозирования и анализа организационно-экономической и финансовой деятельности...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск