Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу "микроэкономика" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу "Микроэкономика"






НазваниеМетодические указания по выполнению контрольных работ по курсу "микроэкономика" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу "Микроэкономика"
страница1/10
Дата публикации07.10.2013
Размер1.08 Mb.
ТипМетодические указания
top-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО КУРСУ "МИКРОЭКОНОМИКА"

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО ВЫСШЕГО

И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнение контрольных работ по курсу "Микроэкономика":

Методические указания. / Отв. ред. Ю.В. Матвеев, О. В. Трубецкая. Самара: Самарск. гос. экон. унив., 2011. 99 с .
Настоящее издание включает в себя тематику контрольных работ по курсу "Микроэкономика": примерный план, краткие методические указания, задания и литературу к каждой те­ме.

Предназначено студентам второго высшего и дополнительного образования.

Печатается по решению редакционно-издательского

совета университета

Составители: профессор Матвеев Ю. В. (темы 1,25,26); доценты М.Е. Коновалова (темы 9,27,28,30, 32); Г.Т. Сабирова (темы 3, 33,34,36) В. И. Горшкова (те­мы 2,5,18,19,20,21), Безгласная Е.А. (темы 6, 7, 8, 11,12,13,14,15); В.И. Ахмеева (темы 22,23,24), Трубецкая О.В. (темы 4,10,35); старший преподаватель И.А.Лунин (темы 16,17,29,31).

Ответственный редактор проф. Ю. В. Матвеев, доц. О. В. Трубецкая.
Редактор

Технический, редактор

Корректор

© Самарский государственный

экономический университет 2011

Содержание

I.Введение………………………………………..………………………………5

II.Методические указания к выполнению конкретных тем контрольных работ по экономической теории…………………………………………………….…6

1. Предмет и функции экономической теории…………………………………7

2. Методы экономической теории……………………………………………10

3. Экономические блага и экономические ресурсы…………………………12

4. Экономическая система: понятие, элементы и классификация…………15

5. Трудовая теория стоимости: основные положения……………………….17

6. Эволюционная теория денег К. Маркса…………………………………..20

7. Сущность и функции денег в классической количественной теории денег. Уравнение И.Фишера ………………………………………………………….24

8. Современные теории денег. Структура современной денежной массы…26

9.Рынок: сущность и функции. Субъекты и объекты рынка. Многообразие рыночных структур…………………………………………………….………..29

10.Конкурентный рыночный механизм и его функции…………………...…32

11. Спрос. Кривая (закон) спроса. Индивидуальный и рыночный спрос........33

12. Предложение. Кривая (закон) предложения……………………………….36

13. Рыночное равновесие. Экономический смысл рыночного равновесия.....38

14. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и доходу…………41

15. Эластичность предложения и фактор времени…………………..………..44

16. Основные постулаты теории поведения потребителя.

Функции полезности…………………………………………………………….46

17. Бюджетные ограничения. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля…………………………………………………………………………….49

18. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм…...…51

19. Издержки и доход фирмы. Классификация издержек………………...…53

20. Теории прибыли. Экономическая и бухгалтерская прибыль……………..56

21. Понятие совершенной конкуренции ее характерные черты………...……58

22. Совершенная конкуренция. Определение цены и объема. Два подхода к их определению………………………………………………………………….60

23.Совершенная конкуренция. Случай максимизации прибыли и минимизации убытков в краткосрочном периоде. Случай закрытия………...64

24. Фирма и отрасль: цена равновесия. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде…………………………………………………...……...67

25. Несовершенная конкуренция и ее виды……………………………………71

26. Чистая монополия и ее характерные черты.

Определение цены и объема…………………………………………………….74

27. Понятие и характерные черты монополистической конкуренции.

Определение цены и объема…………………………………………………….76

28. Понятие и распространение олигополии…………………………..………78

29. Специфика ценообразования на рынке ресурсов………………………….80

30. Сущность спроса на ресурсы.

Производный характер его возникновения……………………………..……..83

31. Кривые спроса на продукты. Оптимальное соотношение ресурсов.

Правило наименьших издержек и максимизации прибыли…………………..85

32. особенности предложения на рынке ресурсов. Рынок труда.

Определение заработной платы и производительности труда……………….87

33. Рынки капиталов. Капитал и процентный доход……………… ...……….89

34. Воздействие ставки ссудного процента на инвестиционные решения… 92

35. Рынки земли. Рента и земельный налог. Цена земли……………...………94

36. Предпринимательский доход и экономическая прибыль……………..…..97

Микроэкономика – это раздел экономической теории, который занимается исследованием целей и средств отдельных экономических субъектов, условий совместимости их хозяйственных планов, механизмом взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. Микроэкономический подход основан на методологии индивидуализма, в соответствии с которой характер функционирования экономической системы выводится из поведения экономических субъектов.

Целью изучения микроэкономики является формирование теоретических знаний о содержании и формах проявления экономических отношений, выявление закономерностей функционирования рыночной экономики и тенденций трансформации рыночного механизма в различных рыночных структурах, а также в владении способами и средствами решения задач хозяйственной практики, соответствующих конкретному состоянию экономической системы.

Специфика микроэкономического анализа состоит в том, что изучение общественного хозяйства начинается с исследования его первичных звеньев – отдельных производителей (фирм) и потребителей (домашних хозяйств), удовлетворяющих свои потребности путем потребления экономических благ.

Потребление общества наталкивается на ограничение, так как потребности отдельного индивида и всего общества в целом неограниченны, в то время как ресурсы имеют ограниченный характер. Ограниченность ресурсов носит относительный характер и заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех общественных потребностей. Следовательно, основная проблема, которая встает перед обществом – это проблема выбора. Данная проблема порождает конкуренцию за использование ограниченных ресурсов или конкуренцию между альтернативными целями, возможными направлениями использования ресурсов.

Успешное освоение курса определяется пониманием методологических предпосылок этой теории и ее исходных понятий. Под методологией понимается совокупность способов познания, применяемых данной наукой. В роли общенаучных способов микроэкономика, как и любая другая отрасль научных знаний, использует диалектико-материалистический принцип. Основными методами диалектической логики являются восхождение от абстрактному к конкретному и единство исторического и логического. В качестве локальных методов используются традиционные методы, применяемые в экономической теории: анализ, синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, сравнение, экономико-математическое моделирование и т.д.

Выбор темы контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжке. Так если зачетная книжка студента заканчивается на 10, то студент выполняет 10 тему и т.п.

Тема 1. Предмет и функции экономической теории
План

1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории, основные экономические школы.

2. Предмет экономической теории.

3. Функции экономической теории.
Цель контрольной работы - раскрыть содержание экономической теории как науки об экономических отношениях людей.

В ответе на первый вопрос необходимо рассмотреть предпосылки появления экономической теории, начиная с ее зарождения, перечислить основные экономические школы, их представителей, направления развития экономической мысли, не забыв при этом об отдельных элементах экономических знаний в древнем мире, об экономических школах меркантилизма, физиократов, классической буржуазной политэкономии, марксизма, маржинализма.

Отвечая на во второй вопрос, следует раскрыть содержание предмета экономической теории как науки об экономических отношениях (поведении) людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ с целью удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. В едином предмете экономической теории слились воедино два подхода: политэкономии и экономикса. Политэкономия делает упор на изучении социально-экономических отношений. Организационно-экономические отношения анализируются лишь в связи социально-экономическими отношениями. Экономикс же акцентирует свое внимание на организационно-экономических отношениях, изучая поведение человека экономического в условиях использования ограниченных экономических ресурсов. Далее нужно назвать два основных раздела экономической теории, микроэкономику и макроэкономику, и при раскрытии их содержания отметить, кому направлены их выводы.

В ответе на третий вопрос нужно перечислить функции экономической теории (познавательную, методологическую (теоретическую) и практическую) и дать их анализ. Экономическая теория объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины и последствия тех или иных экономических явлений (например, как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как уровень цен влияет на предложение). Следует обратить внимание на то, что на основе познавательной функции формируется система экономических категорий. Методологическая функция играет роль теоретического фундамента конкретных экономических наук, общей теории хозяйствования. Выполняя практическую функцию, экономическая теория разрабатывает практические рекомендации на основе раскрытия сущности экономических процессов и явлений. Следует помнить, что все функции едины и неразрывны.

Завершить работу можно выводом об особом значении экономической теории в настоящее время, в эпоху динамичного развития НТП и становления информационного общества.
Литература


  1. 1. Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. Камаева В.Д.,- М., 2008.

  2. Экономическая теория: Учебник. [Текст] – / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. -М.: Инфра , 2011.

  3. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. -М., 2004.

  4. Экономическая теория [Текст]/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: учебник для вузов. - СПб., 2004.

  5. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010

  6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика учебник в 3-х томах.[Текст]. -СПб., 2007.

  7. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011.

  8. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. [Текст]- СПб. 1999.

  9. Нуреев Р.М. курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., изм. [Текст] М., 2006.

  10. Тарасевич Л. С., П. И. Гребенников, А. И. Леусский Микроэкономика [Текст]: учебник.-.-М. изд-во Юрайт., 2009


Задания
1. Выберите и поясните правильный ответ:

Предметом современной экономической теории считается:

а) исследование проблем общественного производства

б) изучение общественных отношений людей, складывающихся в процессе производства жизненных благ

в) исследование законов, управляющих производством на различных ступенях развития общества

г) изучение экономического поведения людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов

д) исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов.
2. Выберите и поясните правильный ответ:

С проблемой какого выбора сталкивается любая экономическая система:
а) как сбалансировать государственный бюджет;
б) как сбалансировать экспорт и импорт;
в) как наиболее рационально распорядиться ограниченными ресурсами;
г) как сэкономить средства, чтобы сократить государственный долг.
Тема 2. Методы экономической теории

План

1. Роль фактов для научного исследования.

2. Методологические подходы в экономической теории.

3. Методы экономического анализа.
Основной целью контрольной работы является раскрытие приемов познания производственных отношений, т.е. способов их изучения.

При ответе на первый вопрос необходимо отметить, что экономическая теория имеет дело с фактами реальной жизни. Характеризуя их роль, следует помнить, что факты служат основой для научного исследования. С другой стороны, они подтверждают или опровергают правильность результатов.

Далее следует подчеркнуть, что основой или критерием научного знания служат лишь факты, изученные по определенным правилам. При рассмотрении второго вопроса следует опираться на то, что МЕТОДОЛОГИЯ – это учение о способах, приемах, методах, которые применяет та или иная наука для изучения своего ПРЕДМЕТА. Нужно назвать и раскрыть четыре основных подхода к экономическому анализу: субъективистский, неопозитивно-эмпирический, рационалистический, диалектико-материалистический подходы. Каждый из этих подходов основан на сборе фактов, но анализирует их по-разному.

Отвечая на третий вопрос, прежде всего, необходимо сказать, что методы более конкретно раскрывают подходы к исследованию. Нужно рассмотреть понятие методов как инструментов, приемов экономического исследования. Следует раскрыть методы: статистическое наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, научная абстракция, качественный и количественный анализ, исторический и логический анализ, индукция и дедукция, моделирование и постановка экспериментов. Следует обратить внимание на ряд методологических приемов в анализе, используемых в микро- и макроэкономике. Это широко применяемый метод сравнительной статики, который заключается в сопоставлении результатов статического анализа при исследовании динамических моделей в различные моменты времени. В основе его лежит разделение временного интервала на краткосрочный и долгосрочный периоды при анализе конкретных экономических ситуаций.
Литература


  1. Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. Камаева В.Д.,- М., 2008.

  2. Экономическая теория: Учебник. [Текст] – / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. -М.: Инфра , 2011.

  3. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. -М., 2004.

  4. Экономическая теория [Текст]/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: учебник для вузов. - СПб., 2004.

  5. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010

  6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика учебник в 3-х томах.[Текст]. -СПб., 2007.

  7. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011.

  8. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. [Текст]- СПб. 1999.

  9. Нуреев Р.М. курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., изм. [Текст] М., 2006.

  10. Тарасевич Л. С., П. И. Гребенников, А. И. Леусский Микроэкономика [Текст]: учебник.-.-М. изд-во Юрайт., 2009



Задания

1. Выберите и поясните правильный ответ:

Общенаучным методом исследования экономической науки является:

а) экономический эксперимент

б) научная абстракция

в) математические модели

г) статистические данные

д) нормативный анализ
2. Выберите и поясните правильный ответ:

Использование допущений в экономическом анализе:
а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;
б) облегчает решение проблемы;
в) делает модель более реалистичной;
г) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.
Тема 3. Экономические блага и экономические ресурсы
План

1. Экономические блага и их классификация.

2. Экономические ресурсы и их виды.

3. Экономические ограничения: граница производственных возможностей.
Данная тема включает в себя ряд базовых экономических понятий. Поэтому при ответе на первый вопрос вначале следует определить понятие «потребности». Показать их виды: первичные и вторичные, материальные и нематериальные, производственные и непроизводственные, действительные и абсолютные, личные и общества в целом.

Сформулировать закон возвышения потребностей. Затем нужно перейти к понятию «блага», а также определить их классификацию, в том числе показать их деление на полные и частичные. Следует обратить внимание на раскрытие содержания понятий «полезность» и «общественные блага». Важным моментом является характеристика благ со стороны их взаимодополняемости и взаимозаменяемости.

Во втором вопросе студент должен охарактеризовать понятие «экономические ресурсы», рассмотреть виды экономических ресурсов. При этом нужно разграничить категории «экономические ресурсы» и «экономические факторы».

При ответе на третий вопрос предполагается, что студент рассмотрит фундаментальный принцип экономики «ограниченность», характерное для всех агентов экономики. Поэтому требуется раскрыть, что означает ограниченность благ и ограниченность ресурсов в экономике. Затем необходимо показать, что в обществе всегда есть экономический выбор и раскрыть содержание важнейшей категории экономической теории «альтернативные издержки» (издержки отвергнутых возможностей). Завершить рассмотрение этого вопроса следует анализом кривой производственных возможностей.
Литература

  1. Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель[Текст]/ Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. СПб., 1992. Гл. 4

  2. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010

  3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика учебник в 3-х томах.[Текст]. -СПб., 2007

  4. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011

  5. Микроэкономика. Теория и российская практика[Текст]// под ред. А. Г.Грязновой, А. Ю. Юданова М.,2009.


Задания
1. Выберите и поясните правильный ответ:

Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов:

а) бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам;

б) с ограниченностью сталкиваются бедные государства, богатые же смогли преодолеть эту проблему;

в) производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности;

г) в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.

2. В таблице представлены производственные альтернативы для двух товаров.


Наименование товара
^

Количество производимого товара,ед.


X

0

1

2

3

4

5

Y

11

10

8,5

6,5

4

0


Чему равны альтернативные издержки производства третьей единицы продукта X (в единицах Y)?

3. ^ Выберите и поясните правильный ответ:

Единица труда в Германии производит 6 тонн угля или 2 центнера пшеницы. Во Франции единица труда производит 4 тонны угля или 1 центнер пшеницы. Предположим, что в Германии работает 200 работников, а во Франции 100. Представьте графически границу их производственных возможностей. Если две экономики соединятся, как будет выглядеть их совокупная граница производственных возможностей?
^ Тема 4. Экономическая система: понятие, элементы, классификация


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу \"микроэкономика\" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу \"Микроэкономика\" iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов,...
Учебные планы студентов заочной формы обучения указанного направления и профилей предусматривают выполнение одной контрольной работы...

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу \"микроэкономика\" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу \"Микроэкономика\" iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Данные методические указания по выполнению контрольных работ по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому) предназначены...

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу \"микроэкономика\" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу \"Микроэкономика\" iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания предназначены для студентов-заочников специальностей: 2806, 2808, 1707, 2506. Дисциплина «вычислительная техника...

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу \"микроэкономика\" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу \"Микроэкономика\" iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для экономических...
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–...

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу \"микроэкономика\" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу \"Микроэкономика\" iconМетодические указания и задания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Экология»
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Экология» для студентов заочной формы обучения специальности...

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу \"микроэкономика\" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу \"Микроэкономика\" iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Гармония»
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Гармония» утверждены на заседании кафедры музыкального образования...

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу \"микроэкономика\" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу \"Микроэкономика\" iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Прикладная механика (тмм и дм и ок)» для студентов направления...

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу \"микроэкономика\" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу \"Микроэкономика\" iconМетодические указания и задания к контрольным работам составлены...
Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения по специальности

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу \"микроэкономика\" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу \"Микроэкономика\" iconМетодические указания к выполнению контрольных работ и задания по...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу \"микроэкономика\" для студентов второго высшего и дополнительного образования выполнение контрольных работ по курсу \"Микроэкономика\" iconМетодические указания по выполнению контрольных работ дисциплины «экологическое право»
Задания для выполнения контрольных работ составлены на основании учебной программы по дисциплине «Экологическое право»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск