Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ






Скачать 14.91 Mb.
НазваниеНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ
страница1/94
Дата публикации08.10.2013
Размер14.91 Mb.
ТипОтчет
top-bal.ru > Экономика > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   94
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

УДК 658.011.46

госрегистрации

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор НИУ ВШЭ

д.э. н., профессор

______________ Л.М. Гохберг

«___» ___________ 2013г.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ОЭСР
(заключительный)
Этап 2
Том 1
Государственный контракт от «01» декабря 2012 г. №1202-11-12

Руководитель темы:

директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, к.полит.н.





Т.А. Мешкова


Москва 2013

^ СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ


Руководитель работ:

директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, помощник ректора к.полит.н.

_________________
подпись, дата


Мешкова Т.А.


Директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ

НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Абдрахманова Г.И.


Директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Акиндинова Н.В.

Научный сотрудник Института торговой политики НИУ ВШЭ, старший преподаватель кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Бирюкова О.В.

Первый проректор НИУ ВШЭ, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор

_________________
подпись, дата


Гохберг Л.М.

Внештатный эксперт Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Данилов А.С.

Директор Института торговой политики НИУ ВШЭ, профессор кафедры торговой политики НИУ ВШЭ, д.э.н.

_________________
подпись, дата


Данильцев А.В.

Заведующий отделом региональных проблем социальной политики Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, к.э.н.


_________________
подпись, дата


Жданчиков П.А.

Научный сотрудник Центра международных проектов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Зайцев Ю.К.

Заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования: Институт образования НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор

_________________
подпись, дата


Зуев В.Н.


Заместитель директора Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Исаев Н.И.











Директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, к.э.н., доцент


_________________
подпись, дата


Клименко А.В.

Старший научный сотрудник Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата

Ковалева Г.Г.

Директор Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, к.э.н

_________________
подпись, дата


Козельцев М.Л.

Начальник отдела управления государственной службой Центра развития государственной службы НИУ ВШЭ, преподаватель кафедры государственной и муниципальной службы НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Конов А.В.

Директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Кузнецова Т.Е.

Заместитель заведующего кафедрой экономической теории НИУ ВШЭ, д.э.н., доцент

_________________
подпись, дата


Кулакова Т.В.

Директор Центра корпоративного управления НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Маткова И.Н.


Стажер-исследователь Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Моисеичев Е.Я.

Директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Московская А.А.

Доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата

Островская Е.Я.

Директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ, зав. кафедрой национальных счетов и макроэкономической статистики НИУ ВШЭ, к.э.н., профессор


_________________
подпись, дата


Пономаренко А.Н.

Директор Национального контактного центра по международной мобильности ученых НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории исследований науки и технологий НИУ ВШЭ, к.пол.н.


_________________
подпись, дата


Проскурякова Л.Н.

В.н.с. Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, д.геогр.н.

_________________
подпись, дата


Ретеюм А.Ю.

Заместитель директора Информационно-кординационного центра по взаимодействию с ОЭСР НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Сабельникова Е.В.

Зав.отделом исследований интеллектуальной собственности и трансфера технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Сагиева Г.С.

Директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, д.э.н., академик РАЕН

_________________
подпись, дата


Смирнов С.Н.

Аналитик проектно-учебной лаборатории анализа финансовых рынков факультета экономики НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Соколова Т.В.

Старший научный сотрудник Центра государственного регулирования финансовых рынков Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ, зав. проектно-учебной лабораторией анализа финансовых рынков НИУ ВШЭ, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ, д.э.н.

_________________
подпись, дата


Теплова Т.В.


Главный научный сотрудник Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Терентьев А.А.


Ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Чернявский А.В.



РЕФЕРАТ

Промежуточный отчет: 1064 стр., 8 разд., 18 рис., 44 табл., 427 источников, 3 приложения.

Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР), ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ОЭСР, ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОЭСР, НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОЭСР, МЕМОРАНДУМ СООТВЕТСТВИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ ОЭСР, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ, БОРЬБА С ПОДКУПОМ ИНОСТРАННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, ЭКОЛОГИЯ, КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ, СТРАХОВАНИЕ, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, КОНКУРЕНЦИЯ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ИННОВАЦИИ, ЗАНЯТОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, БИОТЕХНОЛОГИИ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ), ПОТРЕБЛЕНИЕ, СТАТИСТИКА, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, ЭКСПОРТНЫЕ КРЕДИТЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ, СУДОСТРОЕНИЕ, ТРАНСПОРТ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, РЫБОЛОВСТВО, СТАЛЕЛИТЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУТЫ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель НИР - проведение анализа законодательных, финансово-экономических, социальных последствий присоединения России к ОЭСР, а также выработка рекомендаций по дальнейшей гармонизации законодательной базы и правоприменительной практики России в соответствии с нормами и требованиями ОЭСР в целях минимизации рисков и максимизации преимуществ от будущего членства России в ОЭСР.

На втором этапе проекта выполнены следующие работы:

1. Проведен дополнительный анализ по идентификации чувствительных секторов и областей на основе обоснованных подходов и критериев к их выбору с учетом структуры и характера возможных обязательств, экономического и социального значения сектора, методических возможностей изучения и обеспеченности статистическими и иными данными, роли данных секторов в развитии регионов России. В дополнительный анализ включены следующие направления: Занятость и социальные отношения, Налогообложение, Корпоративное управление, Транспорт. Также представлены уточненные результаты анализа по секторам Борьба с коррупцией и Потребительская политика (предварительные результаты анализа по данным секторам были представлены в промежуточном отчете по НИР).

В общей сложности в рамках работ по второму этапу проекта проанализировано 20 секторов. Помимо перечисленных выше направлений в анализ были включены следующие сектора: Содействие международному развитию, Сельское хозяйство и рыболовство, Конкурентная политика и право, Образование, Экология и оборот химических веществ, Финансовые рынки, ИКТ, Страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, Международные инвестиции, многонациональные предприятия и движение капиталов, Энергетика, Государственное управление, Научно-техническая и промышленная политика, Туризм, Торговля, Статистика (по направлению Транспорт работы в рамках работ по 2-му этапу не проводились).

2. Проведена оценка финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, включая разработку рекомендаций по организационному и бюджетному планированию сотрудничества с ОЭСР.

Оценка финансово-экономических последствий проведена применительно ко всем секторам на основе сценарной модели, разработанной в рамках НИР.

В рамках данной модели были выработаны следующие сценарии сотрудничества с ОЭСР, в зависимости от характера обязательств (требующихся усилий по гармонизации) и планируемых бюджетных последствий: сценарий инерционного сотрудничества, сценарий прогрессирующего сотрудничества, сценарий форсированного сотрудничества.

Обобщенные результаты проведенного анализа на основе сценарной модели представлены в табличном виде в Приложении А к отчету.

Также для оценки финансово-экономических последствий использована макроэкономическая балансово-эконометрическая модель института «Центр развития» НИУ ВШЭ. Данная модель была апробирована применительно к следующим обязательствам ОЭСР: соблюдение принципов демократии, верховенства закона и транспарентности при осуществлении государственного управления; системное противодействие коррупции; увеличение притока прямых и портфельных иностранных инвестиций как следствие принятия мер по либерализации финансовых рынков.

3. Проведен расчет возможных финансовых затрат, связанных с членством России в ОЭСР в краткосрочной перспективе (с горизонтом планирования 2-3 года) на основе выбранной методики оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, а также выработка рекомендаций по организационному и бюджетному планированию сотрудничества России с ОЭСР.

4. Проведена оценка возможных последствий для чувствительных секторов с учетом региональных аспектов (в зависимости от возможностей анализа и избранных методик оценка может носить количественный и/ или качественный характер).

5. Проведен анализ воздействия возможных выявленных секторальных эффектов на общеэкономические параметры экономики России и социальную сферу.

6. Проанализированы региональные аспекты возможных секторальных эффектов с точки зрения их социально-экономических последствий на региональном уровне и возможного изменения роли соответствующих регионов в российской внешней торговле и международном движении капитала.

7. Поведена систематизация и обобщение выявленных преимуществ (выгоды) и рисков от присоединения России к ОЭСР и разработка рекомендаций по максимизации преимуществ (выгоды) и минимизации рисков от будущего членства России в ОЭСР.

8. Подготовлены соответствующие выводы и рекомендации по итогам анализа.
СОДЕРЖАНИЕ




ТОМ 1







Обозначения и сокращения

12




Введение

19

1

Идентификация дополнительных чувствительных секторов и областей на основе обоснованных подходов и критериев к их выбору с учетом структуры и характера возможных обязательств, экономического и социального значения сектора, методических возможностей изучения и обеспеченности статистическими и иными данными, роли данных секторов в развитии регионов России, а также хода переговоров (дополнение к работам, проведенным на 1-ом этапе НИР)

    1. Занятость и социальные отношения

    2. Налогообложение

    3. Корпоративное управление

    4. Потребительская политика

    5. Транспорт

    6. Борьба с коррупцией

24

24

57

83

124

155

175

2

Оценка финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, включая разработку рекомендаций по организационному и бюджетному планированию сотрудничества с ОЭСР

202

2.1

Оценка финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР на основе сценарной модели

202

2.1.1

Методология оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР на основе сценарной модели

202

2.1.2

Результаты оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР на основе сценарной модели (по секторам)

210

2.2

Оценка финансово-экономических последствий выполнения обязательств ОЭСР на основе макроэкономической балансово-эконометрической модели института «Центр развития» НИУ ВШЭ

404

2.2.1

Методология, возможности и пределы использования макроэкономической балансово-эконометрической модели для оценки финансово-экономических последствий выполнения обязательств ОЭСР

404

2.2.2

Результаты оценки финансово-экономических последствий выполнения обязательств ОЭСР на основе макроэкономической балансово-эконометрической модели (на примере отдельных обязательств)

407




ТОМ 2




3

Расчет возможных финансовых затрат, связанных с членством России в ОЭСР в краткосрочной перспективе (с горизонтом планирования 2-3 года) на основе выбранной методики оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, а также выработка рекомендаций по организационному и бюджетному планированию сотрудничества России с ОЭСР

418

3.1

Оценка ожидаемой стоимости обязательного взноса в ОЭСР

421

3.2

Оценка ожидаемой стоимости участия в экспертно-аналитической работе ОЭСР (на примере отдельных секторов)

423

3.3

Оценка расходов, связанных с участие российских представителей в мероприятиях ОЭСР

489

3.4

Рекомендации по организационному и бюджетному планированию сотрудничества России с ОЭСР в части оплаты обязательных и добровольных взносов с бюджет ОЭСР

492

4

Оценка возможных последствий для чувствительных секторов с учетом региональных аспектов (в зависимости от возможностей анализа и избранных методик оценка может носить количественный и/ или качественный характер)

496

4.1

Методология оценки возможных последствий для чувствительных секторов с учетом региональных аспектов

496

4.2

Результаты оценки возможных последствий для чувствительных секторов с учетом региональных аспектов

502

5

Анализ воздействия возможных выявленных секторальных эффектов на общеэкономические параметры экономики России и социальную сферу

559

5.1

Методология анализа воздействия возможных выявленных секторальных эффектов на общеэкономические параметры экономики России и социальную сферу

559

5.2

Результаты анализа воздействия возможных выявленных секторальных эффектов на общеэкономические параметры экономики России и социальную сферу (по секторам)

563

6

Анализ региональных аспектов возможных секторальных эффектов с точки зрения их социально-экономических последствий на региональном уровне и возможного изменения роли соответствующих регионов в российской внешней торговле и международном движении капитала.

639

6.1

Методология анализа региональных аспектов возможных секторальных эффектов с точки зрения их социально-экономических последствий на региональном уровне и возможного изменения роли соответствующих регионов в российской внешней торговле и международном движении капитала

639

6.2

Результаты анализа региональных аспектов возможных секторальных эффектов с точки зрения их социально-экономических последствий на региональном уровне и возможного изменения роли соответствующих регионов в российской внешней торговле и международном движении капитала по секторам

642

7

Систематизация и обобщение выявленных преимуществ (выгоды) и рисков от присоединения России к ОЭСР и разработка рекомендаций по максимизации преимуществ (выгод) и минимизации рисков от будущего членства России в ОЭСР.

703

7.1

Преимущества (выгоды) от присоединения России к ОЭСР

703

7.2

Риски от присоединения России к ОЭСР

734

8

Общие выводы и рекомендации, в том числе рекомендации по максимизации преимуществ (выгод) и минимизации рисков от будущего членства России в ОЭСР

760




Заключение

Список литературы

785

789




ТОМ 3







Приложение А. Таблица идентификации «чувствительных» секторов с дополнениями

Приложение B. Внешняя торговая статистика по регионам России

Приложение С. Таблица - Туристские кластеры Российской Федерации, создание которых предусмотрено Перечнем мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»

818
1050
1062



^ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
AHELO – Оценка результатов обучения в высшем образовании

AIM – Альтернативный инвестиционный рынок

AIRMIC - Ассоциация риск-менеджмента и страхования

ARWU - Академический рейтинг университетов мира

Better life index - Индекс лучшей жизни

BIAC - Консультативный Комитет ОЭСР по вопросам бизнеса и производства

CELE - Центр эффективной образовательной среды

CERI - Центр исследований и инноваций в обучении

CI – Международная организация потребителей

CIRR – Ориентировочная коммерческая процентная ставка

ECEC - Система обучения и воспитания детей младшего возраста

EEC - Европейское экономическое сообщество

FAO - Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация

G-20 – «Группа двадцати»

G7 – Группа семи промышленно развитых стран

Global Financial Centers Index – Индекс глобальных финансовых центров

GLP - Система надлежащей лабораторной практики

IDI - Индекс развития ИКТ

IMD - Международный институт управленческого развития

IMHE - Программа по институциональному управлению в высшем образовании

INES - Статистические индикаторы образовательных систем

IPO – Первичное публичное предложение

IPPC - Комплексное предупреждение и контроль загрязнений окружающей среды

IRM - Институт риск-менеджмента

ITAC - Консультативный комитет по техническим вопросам Интернета

ITU - Международный союз электросвязи

K4D - Программа «Знания для развития»

MAD – Система взаимного признания данных

NEA - Агентство по ядерной энергетике

OECD – Organization for Economic Cooperation and Development

PIAAC - Программа международной оценки компетенций взрослых

PISA - Проект «Программа международной оценки образовательных достижений учащихся»

QS – Система качества

READ - Программа содействия образованию в целях развития

RFID - Радиочастотная идентификация

RIA - Система оценки регулирующего воздействия

SPO - Вторичное публичное размещение дополнительных акций

TALIS - Международное исследование преподавания и обучения

UNDP – United Nations Development Programme

UNIDO - Организация Объединённых Наций по промышленному развитию

WEF - Всемирный экономический форум

АзБР – Азиатский банк развития

АО – Автономный округ

АПК – Агропромышленный комплекс

АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

АЭС – Атомная электростанция

БАТМ - Большой автономный траулер

БРИК – Группа из четырех быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай

БРИКС - Группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика

ВВП – Валовой внутренний продукт

ВЕКЦА – Страны Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии

ВИП - важнейшие инвестиционные проекты

ВИЧ – Вирус иммунодефицита человек

ВИЭ - Возобновляемые источники энергии

ВКМЭ - Всемирная конференция по международной электросвязи

ВНД – Валовой национальный доход

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВОИС - Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности

ВПД – Взаимное признание данных

ВПП - Всемирная продовольственная программа

ВРП – Валовой региональный продукт

ВТО – Всемирная торговая организация

ВУЗ – Высшее учебное заведение

ВЭД – Внешне-экономическая деятельность

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

ГОСТ – Государственный стандарт

ГП – Государственная программа

ГУ ВШЭ – Государственный университет «Высшая школа экономики»

ЕВРАЗЭС – Евразийское экономическое сообщество

Евростат - Статистическая служба Европейского союза

ЕМИСС - Единая межведомственная информационно-статистическая система

ЕС – Европейский союз

ЕЭК – Европейская экономическая комиссия

ЕЭП – Единое экономическое пространство

ЕЭС - Европейское экономическое сообщество

ЗАО – Закрытое акционерное общество

ИКТ – Информационно-коммуникационные технологии

ИНН – Идентификационный номер налогоплательщика

ИСО - Международная организация по стандартизации

ИСПКЗ - Интегрированная система предотвращения и контроля за загрязнением окружающей среды

КНДР – Корейская Народно-Демократическая Республика

КПКЗ - Комплексное предупреждение и контроль загрязнений окружающей среды

КСР - Комитет содействия развитию

КУКЦБ - Комитет по управлению и контролю за ценными бумагами

КЧР - Карачаево-Черкесская республика

КЭД – Ключевые элементы деятельности

М2 - Объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств нефинансовых предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, населения на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием пластиковых карт) и срочных счетах, открытых в кредитных организациях в валюте Российской Федерации

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии

МВФ – Международный валютный фонд

МИД РФ - Министерство иностранных дел Российской Федерации

Минпромторг РФ - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Минрегион России – Министерство регионального развития РФ

Минфин - Министерство финансов РФ

ММВБ - Московская межбанковская валютная биржа

МО - Объем наличных денег в обращении (вне банков)

МОТ – Международная организация труда

МРПТХВ - Международный регистр потенциально токсичных их веществ

МСФО – Международные стандарты финансовой отчетности

МСЭ - Международный союз электросвязи

МФТ - Международная Федерация Транспортных рабочих

МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МЭР – Министерство экономического развития РФ

НАФИ - Национальное агентство финансовых исследований

НДФЛ - Налог на доходы физических лиц

НИОКР - Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

НИР – Научно-исследовательская работа

НИУ ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации

НКО – Некоммерческая организация

НЛП – Надлежащая лабораторная практика

НПО - Научно-производственное объединение

НПФ – Негосударственные пенсионные фонды

ОАО – Открытое акционерное общество

ОВОС - Оценка воздействия на окружающую среду

ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

ОКДП - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности

ОКП – Общероссийский классификатор продукции

ОМС – Обязательное медицинское страхование

ООН – Организация объединённых наций

ОПР – Официальная помощь развитию

ОРВ – Оценка регулирующего воздействия

ОЭЗ – Особые экономические зоны

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития

ПБУ – положения по бухгалтерскому учету

ПИИ - Прямые иностранные инвестиции

ПИФ – Паевые инвестиционные фонды

ПРООН – Программа развития ООН

РАО ЕЭС - Российское акционерное общество энергетики и электрификации

РМЭ - Регламент международной электросвязи

Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Росстат – Федеральная служба государственной статистики

РФ – Российская Федерация

РЦФ – Региональная целевая программа

СДР - специальные права заимствования

СИТЕС - Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения

СКФО - Северно-Кавказский федеральный округ

СМР – Содействие международному развитию

СНГ – Содружество Независимых Государств

СНС - Система национальных счетов

СПИД – Синдром приобретенного иммунного дефицита

СПУ - Система природоохранного управления

СРГ ПДООС – Специальная рабочая группа по реализации Программы действий по охране окружающей среды

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

США – Соединенные штаты Америки

ТК – Трудовой кодекс

ТН ВЭД - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

ТР – Технический регламент

ТРИПС - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

УАЗ - Ульяновский автомобильный завод

УНИДРУА - Международный институт унификации частного права

ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН

ФАС – Федеральная антимонопольная служба

ФАТФ - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

ФЗ – Федеральный закон

ФКЦБ России – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России

ФМС – Федеральная миграционная служба

ФНС России – Федеральная налоговая служба России

ФОИВ - Федеральные органы исполнительной власти

ФСФР – Федеральная служба по финансовым рынкам

ФЦНТП – Федеральная целевая научно-техническая программа

ФЦП – Федеральная целевая программа

ХИПК – Инициатива по облегчению бремени задолженности для бедных стран с высоким уровнем задолженности

ЦБ РФ - Центральный банк Российской Федерации

ЦРТ – Цели развития тысячелетия

ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана

ЮАР - Южно-Африканская Республика

ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде

ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНИДО - Организация Объединённых Наций по промышленному развитию

ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность НИР и краткое изложение существующих проблем. Присоединение России к ОЭСР является одним из приоритетов внешнеэкономической политики Правительства Российской Федерации. Сегодня наблюдается обоюдная заинтересованность России и ОЭСР в скорейшем присоединении нашей страны к Организации. Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил 2014 год в качестве вероятного срока завершения переговоров о присоединении к ОЭСР, подчеркнув, что интеграция в международные экономические процессы - это безусловный выбор России, от которого Россия не отказалась в период кризисных испытаний и который не будет меняться и в дальнейшем1.

14 февраля 2013 г. В.В. Путин провел переговоры с Генеральным секретарем ОЭСР А. Гурриа, в ходе которых они обменялись мнениями о ходе и перспективах переговорного процесса присоединения России к ОЭСР, а также обсудили возможности использования экспертно-аналитического потенциала ОЭСР при подготовке и проведении мероприятий российских председательств в «Группе двадцати» (2013 г.) и «Группе восьми» (2014 г.)2

О намерении завершить переговорный процесс в максимально сжатые сроки также было заявлено в ходе официального визита Генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гурриа в Москву 17-18 января 2013 года. В ходе встреч с руководством Российской Федерации, а также в ходе своего выступления на Гайдаровском форуме А. Гурриа еще раз подтвердил заинтересованность ОЭСР в присоединении России к Организации, выделив сильные и слабые стороны российской экономики, соответствующие приоритеты сотрудничества нашей страны с ОЭС на ближайшую перспективу, а также подчеркнув, что сотрудничество России и ОЭСР должно стать дополнительным стимулом для модернизации экономики3.

К сильным сторонам российской экономики А. Гурриа, в том числе, отнес:

  • низкий уровень госдолга;

  • относительно высокая занятость населения;

  • высокий уровень образованности и в целом качество человеческого капитала;

  • передовые позиции в отдельных областях науки (например, в области космических технологий);

Среди слабых сторон А. Гурриа, в том числе, выделил:

  • низкую продуктивность и подушевой ВВП;

  • низкую степень использования ИКТ и доступа к ним;

  • высокую дифференциацию в услугах здравоохранения и качестве окружающей среды;

  • падение темпов роста ВВП (ниже 4%) и его сильную зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков;

  • увеличение экспортной доли нефти и газа после наступления кризиса;

  • неблагоприятные демографические условия, которые создают дополнительное социальное напряжение.

По мнению А. Гурриа, основные модернизационные вызовы включают:

  • структурные вызовы;

  • экологические вызовы;

  • институциональные вызовы.

Среди институциональных вызовов ОЭСР особо выделяет такие проблемы России как: низкую эффективность госуправления, плохой деловой климат, высокие показатели коррупции, недостаточную вовлеченность граждан в политический процесс.

Для решения одной из ключевых проблем – улучшения делового климата – ОЭСР рекомендует России совершенствовать нормативно-правовую базу и правоприменительную практику для повышения качества и эффективности госуправления, включая уменьшение административных барьеров и бюрократических проволочек, борьбу с коррупцией, повышение независимости суда и т.д. Об этом же руководитель ОЭСР говорил на заседании Деловой Двадцатки в Москве, подчеркнув важность усилий по борьбе в коррупцией не только для экономики отдельно взятой страны – России, но и для коллективной повестки дня «Группы двадцати», в которой Россия в настоящее время выполняет функции страны-председателя 4. Рекомендации ОЭСР по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в отдельных областях в целом соответствуют направлениям реформирования социально-экономической политики, которые обозначены самой Российской Федерацией, в том числе в таких программных документах как: Основные направления работы Правительства Российской Федерации на период до 2018 года5, Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, представленный Минэкономразвития России в январе 2013 г., государственные программы6 и дорожные карты (планы мероприятий по совершенствованию политики в ряде секторов)7, а также в ходе экспертно-аналитической работы по подготовке Стратегии -20208.

Таким образом, основная задача 2-го этапа НИР – провести анализ того, как и в какой мере рекомендации ОЭСР по различным секторам могут способствовать (либо, наоборот, противодействовать) тем ключевым стратегическим задачам, которые Правительство Российской Федерации ставит на средне- и долгосрочную перспективу, и которые в целом можно обозначить как обеспечение «устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры пост-индустриального обществе»9. Также принципиально важным представляется рассмотреть возможности использования экспертно-аналитического потенциала ОЭСР в ходе реализации региональной политики России с учетом тех задач по повышению инвестиционной привлекательности регионов ОЭСР, о которых Президент РФ В.В. Путин говорил в том числе на прошедшем заседании Госсовета по вопросу инвестиционной привлекательности регионов 27 декабря 2012 г10.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   94

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconНациональный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет экономики
Учебный курс " Микроэкономический анализ банковской сферы: институциональный аспект"

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconГурвич Е. Т. (Экономическая экспертная группа)
Вакуленко Е. С. (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconПротокол
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconПротокол
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconПравительство Российской Федерации Национальный исследовательский...
Программа учебного курса по выбору для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки – «магистр»

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconЧлены Общего собрания аввэм
Кузьминов Ярослав Иванович, ректор Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconLex mercatoria на международном финансовом рынке
Работа выполнена на кафедре международного частного права факультета права фгаоу впо «Национальный исследовательский университет...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconПрограмма дисциплины «Экономическая социология-2» для направления 040200. 62 «Социология»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconСтатистические методы анализа экономики и общества
Тезисы докладов 3-й Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Статистические методы анализа экономики...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Оценивание эффективности общеэкономического и целевого воздействия государства на экономику (государственных целевых программ, отраслевых...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск