Скачать 0.55 Mb.
|
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е ТВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ Программа дисциплиныМакроэкономика для направления 080700.62 «Бизнес-информатика» (вторая ступень высшего профессионального образования) Утверждена Одобрена на заседании кафедры Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ экономической теории Председатель _____________Г.Е. Володина Зав. Кафедрой _________ Е.Л. Зуева «__» _____________________ 2009г. «__» _______________ 2009 г. Пермь 2009 г.
Экономика. Макроэкономика Общественное воспроизводство, система национального счетоводства, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: национальное богатство, валовой внутренний продукт (ВВП) – методы расчета, национальный доход, личный располагаемый доход, качество и уровень жизни, индекс человеческого развития, кривая Лоренца, коэффициент Джини, конечное потребление, модели потребления: кейнсианская, жизненного цикла (Модильяни), постоянного дохода (Фридмана), сбережения, инвестиции (валовые и чистые), q-теория инвестиций Тобина; отраслевая структура национальной экономики, реальный и финансовый секторы, межотраслевой баланс; теории экономического роста, модель Солоу, "золотое правило накопления"; макроэкономическое равновесие: основные модели совокупного спроса и совокупного предложения – модель AD-AS, модель IS-LM; основные макроэкономические проблемы: цикличность, безработица, социальная политика, инфляция; формулы Оукена, Лукаса и кривые Филлипса; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; теории денег, денежное обращение, равновесие денежного рынка, модель оптимального управления наличностью Баумоля-Тобина, рынок ценных бумаг и виды биржевых операций, монетарная политика; государственный бюджет, его дефицит и профицит, теорема эквивалентности Рикардо; налоговая система, фискальная политика, стабилизационная политика; закрытая и открытая экономика, номинальный и реальный валютный курсы, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.
1. Автор программы: старший преподаватель Ведерников В.В. 2. Требования к студентам:
3. Аннотация: Макроэкономика является составной частью курса ГСЭ.Ф.05 – Экономика для II уровня направления 080700.62 «Бизнес-информатика». Программа предусматривает проведение семинарских занятий, на которых решаются расчётные и качественные задачи, позволяющие отрабатывать теоретический материал, данный на лекциях; проводится обсуждение и анализ упрощенных практических ситуаций, отрабатываются навыки выступления и дискуссии во время докладов студентов. Данным курсом предусматривается написание реферата, выполнение домашних и аудиторных контрольных работ, проведение семинарских занятий. Все это позволит более эффективно освоить курс макроэкономики. Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режиме. Советы по самостоятельной работе с точки зрения использования литературы, времени, глубины проработки темы и др., а также контроль деятельности студента осуществляется во время индивидуальных консультаций. Целью преподавателя является стимулирование самостоятельного, углублённого изучения материала курса, хорошо структурированное, последовательное изложение теории на лекциях, отработка навыков решения задач и системного анализа ситуаций на семинарских занятиях, периодический контроль знаний студентов. Для формирования у студентов практических навыков использования методов макроэкономического анализа предлагается углубленное изучение следующих тем: «Фискальная политика государства»; «Денежный рынок»; «Монетарная политика государства». На самостоятельное изучение выносится следующие темы: «Кейнсинаские теории экономического роста», «Модель Р.Солоу: Золотое правило накопления». ^
^ Текущий контроль: проверка знаний студентов и их оценка осуществляется написанием аудиторных и домашней контрольных работ и реферата. Основными критериями работы в течение модуля являются посещение занятий, выполнение домашних заданий и активное участие в работе семинара. ^ экзамен проводятся в письменной форме. Студенты показывают знание теоретических вопросов и умение применять полученные знания для решения расчетных и аналитических задач. Экзамен включает в себя все вопросы, включенные в программу курса. Итоговая оценка формируется на основании положения о рейтинге ПФ ГУ-ВШЭ (дневная форма обучения)
1.1. Макроэкономика как наукаПредмет и важность изучения макроэкономики. Соотношение макроэкономического и микроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы: экономический рост, уровень безработицы, уровень инфляции, динамика ставки процента, состояние государственного бюджета и состояние торгового баланса. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическая политика. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические процессы ex post и ex ante. Понятие агрегирования. Макроэкономические агенты (домохозяйства, фирмы, государство как резидентные институциональные единицы; внешний мир как нерезидентные институциональные единицы). Макроэкономические рынки. Особенности макроэкономических показателей. Номинальные и реальные величины. Потоки и запасы. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Равновесие в макроэкономике и его виды. ^ Общественное воспроизводство: модель кругооборота расходов и доходов как отражение взаимосвязей между макроэкономическими агентами и макроэкономическими рынками. Полная схема кругооборота. Основные макроэкономические потоки. Макроэкономическое тождество и основные выводы из него. Равенство инъекций и изъятий. Условия равенства инвестиций и совокупных сбережений в двухсекторной, трехсекторной (закрытой) и четырехсекторной (открытой) экономике. Условия финансирования дефицита государственного бюджета и дефицита торгового баланса. ^ Система национального счетоводства, резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Макроэкономические показатели: национальное богатство, валовой внутренний продукт (ВВП) – методы расчета ВВП, соответствующие трем фазам экономического кругооборота (производство, распределение и потребление): по добавленной стоимости (производственный метод), по расходам (метод конечного использования), по доходам (распределительный метод). Принцип равенства доходов и расходов в экономике. Соотношение показателей в системе национальных счетов: показатели ВВП, валовой национальный доход (ВНД), национальный доход (НД), и личный располагаемый доход (ЛРД). Недостатки показателя ВВП для оценки благосостояния. Понятие чистого экономического благосостояния. Качество и уровень жизни, индекс человеческого развития, кривая Лоренца, коэффициент Джини. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен и измерение инфляции. Понятие дефлятора. Инфлирование и дефлирование. Индекс потребительских цен (индекс стоимости жизни, расчет по типу индекса Ласпейреса), дефлятор ВВП (по типу индекса Пааше), индекс Фишера и их соотношение. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики, реальный и финансовый секторы, межотраслевой баланс, теневая экономика. ^ 2.1. Кейнсианская модель потребления (простая модель товарного рынка ) Рынок товаров и услуг: его особенности и агенты. Предпосылки и методологические принципы кейнсианского анализа. Понятие совокупных расходов. Планируемые и фактические совокупные расходы. Конечное потребление. Модели потребления: кейнсианская, жизненного цикла (Модильяни), постоянного дохода (Фридмана). Сбережения. Парадокс бережливости. Инвестиции (валовые и чистые). Модели инвестиций: предельная эффективность капитала, базовая теория инвестиций, теория жесткого акселератора, q-теория инвестиций Тобина. Государственные расходы. Чистый экспорт. Модель равновесия на товарном рынке «Кейнсианский крест». Инфляционный и рецессионный разрывы. Роль товарно-материальных запасов в восстановлении равновесия на товарном рынке. Мультипликативный эффект. Виды мультипликаторов: мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор. 2.2. Фискальная политика Провалы (несостоятельность, недостатки) рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику (достоинства и недостатки государства в регулировании экономики). Необходимость государственного регулирования товарного рынка в кейнсианской модели. Сущность, цели и инструменты фискальной политики. Виды государственных расходов. Трансфертные платежи. Налоговая система. Налоги и их роль в экономике. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения. Кривая А. Лаффера. Госбюджет и его состояния. Дефицит и профицит государственного бюджета. Структурный и циклический дефицит. Источники финансирования дефицита государственного бюджета. Теорема эквивалентности Риккардо. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Фискальная политика, как вид стабилизационной политики. Виды фискальной политики: стимулирующая и ограничительная, дискреционная и автоматическая. Встроенные стабилизаторы. Государственный долг и его виды. Влияние фискальной политики на равновесие на товарном рынке. 2.3. Равновесие на товарном рынке и кривая IS Взаимное равновесие на товарном рынке и рынке капитала. Зависимость инвестиций от ставки процента. Графическое выведение кривой IS. Алгебраическое уравнение кривой IS. Обоснование наклона кривой IS. Причины сдвигов кривой IS. ^ 3.1. Денежный рынок Денежный рынок и денежное обращение. Деньги, их происхождение и функции. Ликвидность денег. Денежные агрегаты. Спрос на деньги и его виды. Количественная теория денег (М. Фридман) и трансакционный спрос на деньги. Кэмбриджское уравнение. Модель оптимального управления наличностью Баумоля-Тобина. Классическая дихотомия. Теория предпочтения ликвидности. Мотивы спроса на деньги в кейнсианской модели. 3.2. Равновесие денежного рынка и монетарная политика Предложение денег. Современная банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их операции и роль в экономике. Резервы банков. Банковский (депозитный) мультипликатор. Денежная база и денежная масса. Денежный мультипликатор. Сущность, цели и инструменты монетарной политики. Виды монетарной политики: стимулирующая и ограничительная, гибкая и жесткая, политика постоянного дохода. Норма резервирования. Учетная ставка процента. Операции на открытом рынке и их виды. Рынок ценных бумаг и виды биржевых операций. 3.3. Равновесие на денежном рынке и кривая LM Равновесие денежного рынка и его восстановление. Равновесная ставка процента. Построение кривой LM и ее алгебраическое уравнение. Обоснование наклона кривой LM. Причины сдвигов кривой LM. ^ 4.1. Модель IS-LM Основные предпосылки модели. Модель IS-LM как модель кейнсианского типа. Графическое построение и алгебраическое уравнения модели. Равновесные уровень национального дохода и ставки процента. Аналитические возможности модели IS-LM. Соотношение фискальной и монетарной политики и влияние их изменений на равновесие в модели IS-LM. Оценка эффективности монетарной и фискальной политики. Эффект вытеснения. Ликвидная ловушка. Инвестиционная ловушка. ^ 5.1. Совокупный спрос и совокупное предложение Совокупный спрос и его структура. Модели IS-LM как модель совокупного спроса. Алгебраическое уравнение кривой AD. Обоснование наклона кривой AD. Эффект Пигу (эффект реального богатства/реальных денежных запасов). Эффект Кейнса (эффект процентной ставки). Эффект Манделла-Флеминга (эффект импортных закупок/эффект чистого экспорта). Факторы влияющие на совокупный спрос. Причины сдвигов кривой AD. Стабилизационная политика государства как политика регулирования совокупного спроса. Совокупное предложение. Различные подходы к изучению совокупного предложения. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах. Факторы влияющие на совокупное предложение. Сдвиги кривой AS. 5.2. Модель AD-AS Модель AD-AS. Рынок труда и совокупное предложение. Определение спроса фирм на труд. Определение предложения на рынке труда. Анализ влияния изменения уровня реальной заработной платы на выбор домашних хозяйств. Равновесие на рынке труда. Совокупное предложение с точки зрения различных экономических школ. Уравнение Лукаса-Фридмена. Анализ макроэкономической политики в модели AD-AS. ^ 6.1. Циклические колебания в экономике и экономический рост Основные макроэкономические проблемы: цикличность, безработица, социальная политика, инфляция. Экономический цикл и его фазы. Теории экономического цикла. Причины циклических колебаний экономики. Экономический рост. Основные показатели экономического роста. Теории экономического роста. Модель экономического роста Р.Солоу. Золотое правило накопления. 6.2. Инфляция. Безработица. Взаимосвязь безработицы и инфляции Инфляция и безработица. Понятие безработицы. Измерение уровня безработицы. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Естественный уровень безработицы. Экономические последствия безработицы. Социальная политика государства – государственное регулирование безработицы. Закон Оукена. Причины и виды инфляции. Экономические издержки инфляции. Антиинфляционная политика. Кривая Филлипса. Инфляционные ожидания. Адаптивные и рациональные инфляционные ожидания. Гистерезис. Гипотеза естественного уровня безработицы. Выбор между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса, как кривая совокупного предложения. Проблемы высокой безработицы. Великая Депрессия и современные проблемы. Жесткость на рынке труда. Гистерезис и евросклерозис. Политика предложения и борьба с безработицей. Повышение эффективности рынков. Последствия государственного вмешательства. Проблемы высокой инфляции. Анализ развития инфляции. Гиперинфляция и дефицит государственного бюджета. Сеньораж и инфляционный налог. Модель гиперинфляции Кейгэна. ^ 7.1. Понятие открытой экономики Закрытая и открытая экономика. Четырехсекторная модель круговых потоков. Основные макроэкономические тождества. Макроэкономические показатели в открытой экономике. Платежный баланс страны и его структура. Счет текущих операций. Счет движения капитала. Валютные резервы. 7.2. Валютный курс Понятие валютного курса. Виды валютных курсов. Номинальный и реальный валютный курс. Паритет покупательной способности. Паритет процентных ставок. Фиксированный и плавающий валютный курс. Роль центрального банка в открытой экономике: золотовалютные резервы, валютные интервенции, стерилизация денежной массы. 7.3. Равновесие в открытой экономике Модель Манделла-Флеминга (для малой и большой открытой экономики). Эффективность фискальной, монетарной и внешнеторговой политики в условиях фиксированного и плавающего валютных курсов. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства в закрытой и открытой экономике.
1. Литература Базовая:
Основная:
Дополнительная:
^ Микроконтроль, проводимый на каждом семинарском занятии соответствует вопросам выносимым на обсуждения (См «Планы семинарских занятий по курсу «Макроэкономика», представленные в Приложении 2). Вопросы для оценки качества освоения курса «Макроэкономика» представлены в Приложении 1. ^ На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:
На контрольных работах проверяется:
Вопросы для самоконтроля приведены в приложении 1. Планы семинарских занятий приведены в приложении 2. ^ На каждом семинарском занятии студент получает домашнее задание. Выполнение его является обязательным. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки домашнего задания:
Рассмотрение практических ситуаций предполагает работу в группе из 4- 7 человек. Группа вырабатывает мнение по заданному вопросу, используя предоставленные данные. На семинарском занятии один или два выступающих в течение 10 минут защищают позицию группы. Другие группы задают вопросы и дискутируют. При подготовке доклада необходимо обсудить с преподавателем перечень используемой литературы, предоставить напечатанный доклад за день до семинарского занятия. Для формирования у студентов практических навыков применения инструментария макроэкономики предлагается углубленное изучение следующих тем: ^ По данной теме рекомендуется дать студентам доклады. Примерные темы: 1. Налоговая система Российской Федерации. 2. Государственные расходы и изменение их структуры в последнее время в России. Предлагаемая литература: 1. Бурда М, Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. – Спб., 1998. 2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997. 3. Мэнкью Г. Макроэкономика. – М., 1994. Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. – М: 1996. 4. Статьи в периодических изданиях: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал». 5. Сайты в Internet: www.eeg.ru - Минфин (экономическая Экспертная Группа) www.beafnd.org - Бюро экономического анализа www.forecast.ru - Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования www.decenter.ru - Центр развития www.iet.ru - Институт экономики переходного периода www.imemo.ru - Институт мировой экономики и международных отношений www.gks.ru - Государственный комитет РФ по статистике www.worldbank.ord - Мировой банк ^ По данной теме рекомендуется дать студентам доклады. Примерные темы: Показатели количества денег в экономиках разных стран. Предлагаемая литература: 1. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997. 2. Мэнкью Г. Макроэкономика. – М., 1994. 3. Нуреев Р.М., Деньги, банки и денежно-кредитная политика, М: 1995. 4. Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. – М: 1996. 5. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. – М., 1999. 5. Сайты в Internet: www.eeg.ru - Минфин (экономическая Экспертная Группа) www.beafnd.org - Бюро экономического анализа www.forecast.ru - Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования www.decenter.ru - Центр развития www.iet.ru - Институт экономики переходного периода www.imemo.ru - Институт мировой экономики и международных отношений www.gks.ru - Государственный комитет РФ по статистике www.worldbank.ord - Мировой банк ^ Примерные темы:
Предлагаемая литература: 1. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997. 2. Мэнкью Г. Макроэкономика. – М., 1994. 3. Нуреев Р.М., Деньги, банки и денежно-кредитная политика, М: 1995. 4. Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. – М: 1996. 5. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. – М., 1999. 6. Сайты в Internet: www.eeg.ru - Минфин (экономическая Экспертная Группа) www.beafnd.org - Бюро экономического анализа www.forecast.ru - Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования www.decenter.ru - Центр развития www.iet.ru - Институт экономики переходного периода www.imemo.ru - Институт мировой экономики и международных отношений www.gks.ru - Государственный комитет РФ по статистике www.worldbank.ord - Мировой банк Уровень освоения данных тем студентами может быть проверен написанием реферата. На самостоятельное изучение выносится следующая тема: «Золотое правило накопления». Смотри планы семинарских занятий (Приложение 2). Смотри домашнюю работу (Приложение 3). ^ На лекциях возможно использование мультимедийного проектора при наличии презентаций и др. наглядных материалов. Возможно использование программных продуктов для проведения тестирования. ^ Ст.преподаватель кафедры экономической теории В.В.Ведерников
|
![]() | Программа предназначена для обучающихся по направлению 080700. 62 Бизнес-информатика профиль специальных дисциплин «Программная инженерия»... | ![]() | Программа предназначена для обучающихся по направлению 080700. 62 Бизнес-информатика профиль специальных дисциплин «Программная инженерия»... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ![]() | Автор программы: доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Кулакова Татьяна Владимировна |
![]() | Автор программы: доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Кулакова Татьяна Владимировна | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 Бизнес-информатика,... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления |