Скачать 38.6 Kb.
|
Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные Журавлёва Н.А. Аспирант Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, экономический факультет, Москва, Россия nadezhda.zhuravlyova@gmail.com Инвестиционные государственные расходы традиционно считаются одним из наиболее эффективных инструментов бюджетно-налоговой политики, нацеленной на стимулирование экономической активности. Есть немало эмпирических подтверждений, что бюджетные мультипликаторы расходов на государственных инвестиций оказывают выше мультипликаторов других видов расходов бюджета (см. Aizenman et al. (2007)). Именно поэтому планы по восстановлению экономик после мирового финансового кризиса 2008 года во многих странах (в первую очередь в США) предусматривали в той или иной форме финансирование инвестиционных проектах. В России также в последние несколько лет были заявлены и частично реализованы масштабные государственные инвестиционные программы. Однако конечная эффективность инвестиционных расходов государства с точки зрения их воздействия на основные макроэкономические параметры складывается из нескольких «положительных» и «отрицательных» каналов влияния. К «положительным» каналам относится в первую очередь способность государственных инвестиций увеличивать общую производительность факторов в экономики (см. Barro (1990)). Также государственные инвестиции способны компенсировать «провалы» частных инвестиций. К таким провалам относится стратегическое «недоинвестирование»1 в условиях олигополистического рынка (Wallace, 2003), отклонение от оптимального объёма инвестиций из-за несовершенного финансового рынка (Poncet et al. 2010), асимметрии информации (Mueller, Peev, 2007), наличия значительных рисков или вменённых издержек (Lee, Cin, 2010). С другой стороны, существует ряд «отрицательных» каналов, ведущих к снижению таких макроэкономических показателей, как совокупное потребление, частные инвестиции, а также темп роста экономики. Во-первых, государственные инвестиционные расходы могут создавать дополнительную проблему долга, бремя обслуживание которого может нивелировать положительный эффект от самих инвестиций (Leeper et al. 2010). Во-вторых, общепринятым фактом является неспособность государства эффективно осуществлять инвестиции. Набор причин для этого достаточно широк: от личностных характеристик чиновников (недостаток квалификации для отбора проектов и отсутствие стимулов для их эффективной реализации) до институциональных и макроэкономических проблем (риск роста коррупции, роста государственного долга). Для более подробного обсуждения см. Leblanc et al. (2000), Leeper et al. (2010). Отдельно стоит вопрос об эффективности использования государственных корпораций в качестве агента реализующего инвестиционные проекты. Прямые государственные дотации компаниям в виде вливаний в собственный капитал может создавать так называемые «мягкие бюджетные ограничения», которые могут снижать стимулы к эффективному использованию ресурсов (Li, Lui (2004)).2 В рамках своего исследования я предлагаю модель, позволяющие анализировать последствия использования государственных компаний как агентов инвестиционной деятельности государства. Анализ строится на основе динамической модели общего равновесия, включающей в себя два типа фирм (государственные и частные компании) а также два вида капитала (частный и общественный). В модели учтены мягкие бюджетные ограничения, создаваемые прямой государственной поддержкой государственных предприятий. На основе построенной модели можно сформулировать несколько гипотез, требующих верификации:
Данные выводы будут верифицированы на основе трёх независимых выборок:
Для моделирования процедуры предоставления государственных средств будет использована информация о характеристиках бюджетного законодательства стран, на основе которой будет сформирован единый индекс «жёсткости бюджетного законодательства». ^
1 Под «недоинвестированием» понимается ситуация, когда объём частных инвестиций оказывается ниже оптимального с точки зрения общественного благосостояния. 2 Под мягкими бюджетными ограничениями понимают ситуацию, когда фирма может продолжать своё функционирование даже при отрицательном финансовом результате и/или большей эффективности альтернативного использования её активов. |
![]() | Цель: описать основные эконометрические подходы к оценке влияния госрасходов на основные макропоказатели | ![]() | Макроэкономические модели. Макроэкономические агенты и рынки. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки. Основные макроэкономические... |
![]() | Основные понятия макроэкономики. Переменные запасов и потоков. Макроэкономические модели | ![]() | ... |
![]() | Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Потоки и запасы в экономике | ![]() | Го дохода, и изучение проблем занятости, безработицы и инфляции, изменений валютного курса и платежного баланса и, конечно, — анализ... |
![]() | Величина государственных закупок товаров и услуг является политической переменной и поэтому, как правило, экзогенной | ![]() | Рассмотрены основные особенности инвестиционных проектов в энергетике и реализация данных особенностей в текущих проектах энергокомпаний.... |
![]() | Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи, макроэкономические... | ![]() | Основные понятия алгебры логики логические переменные, функции, операции; приоритет вычисления логических операций |