Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные






НазваниеЭмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные
Дата публикации10.10.2013
Размер38.6 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Экономика > Документы
Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные

Журавлёва Н.А.

Аспирант

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, экономический факультет, Москва, Россия

nadezhda.zhuravlyova@gmail.com

Инвестиционные государственные расходы традиционно считаются одним из наиболее эффективных инструментов бюджетно-налоговой политики, нацеленной на стимулирование экономической активности. Есть немало эмпирических подтверждений, что бюджетные мультипликаторы расходов на государственных инвестиций оказывают выше мультипликаторов других видов расходов бюджета (см. Aizenman et al. (2007)). Именно поэтому планы по восстановлению экономик после мирового финансового кризиса 2008 года во многих странах (в первую очередь в США) предусматривали в той или иной форме финансирование инвестиционных проектах. В России также в последние несколько лет были заявлены и частично реализованы масштабные государственные инвестиционные программы.

Однако конечная эффективность инвестиционных расходов государства с точки зрения их воздействия на основные макроэкономические параметры складывается из нескольких «положительных» и «отрицательных» каналов влияния. К «положительным» каналам относится в первую очередь способность государственных инвестиций увеличивать общую производительность факторов в экономики (см. Barro (1990)). Также государственные инвестиции способны компенсировать «провалы» частных инвестиций. К таким провалам относится стратегическое «недоинвестирование»1 в условиях олигополистического рынка (Wallace, 2003), отклонение от оптимального объёма инвестиций из-за несовершенного финансового рынка (Poncet et al. 2010), асимметрии информации (Mueller, Peev, 2007), наличия значительных рисков или вменённых издержек (Lee, Cin, 2010).

С другой стороны, существует ряд «отрицательных» каналов, ведущих к снижению таких макроэкономических показателей, как совокупное потребление, частные инвестиции, а также темп роста экономики. Во-первых, государственные инвестиционные расходы могут создавать дополнительную проблему долга, бремя обслуживание которого может нивелировать положительный эффект от самих инвестиций (Leeper et al. 2010). Во-вторых, общепринятым фактом является неспособность государства эффективно осуществлять инвестиции. Набор причин для этого достаточно широк: от личностных характеристик чиновников (недостаток квалификации для отбора проектов и отсутствие стимулов для их эффективной реализации) до институциональных и макроэкономических проблем (риск роста коррупции, роста государственного долга). Для более подробного обсуждения см. Leblanc et al. (2000), Leeper et al. (2010).

Отдельно стоит вопрос об эффективности использования государственных корпораций в качестве агента реализующего инвестиционные проекты. Прямые государственные дотации компаниям в виде вливаний в собственный капитал может создавать так называемые «мягкие бюджетные ограничения», которые могут снижать стимулы к эффективному использованию ресурсов (Li, Lui (2004)).2

В рамках своего исследования я предлагаю модель, позволяющие анализировать последствия использования государственных компаний как агентов инвестиционной деятельности государства. Анализ строится на основе динамической модели общего равновесия, включающей в себя два типа фирм (государственные и частные компании) а также два вида капитала (частный и общественный). В модели учтены мягкие бюджетные ограничения, создаваемые прямой государственной поддержкой государственных предприятий.

На основе построенной модели можно сформулировать несколько гипотез, требующих верификации:

  1. Фирмы, получающие государственное финансирование, при прочих равных условиях менее эффективны (ниже предельные продукты труда и капитала, а также усилия менеджмента);

  2. Наличие фирм имеющих доступ к государственному финансированию приводит к эффекту вытеснения частных инвестиций государственными.

  3. Чем менее конкурентны процедуры предоставления государственных средств, тем менее эффективны инвестиционные расходы (ниже бюджетный мультипликатор).


Данные выводы будут верифицированы на основе трёх независимых выборок:

  • Данные по США за период с 1 кв. 1947 по 2 кв. 2010 гг. Источник данных - Bureau of Economic Analysis

  • Данные по странам ОЭСР за период с 2000 по 2011 гг. Источник данных – ОЭСР.

  • Данные по России за период с 2007 по 2012 гг. Источник данных – Росстат, Минфин.


Для моделирования процедуры предоставления государственных средств будет использована информация о характеристиках бюджетного законодательства стран, на основе которой будет сформирован единый индекс «жёсткости бюджетного законодательства».
^ Список литературы


  1. Aizenman J., Kletzer K., Pinto B. (2007) ‘Economic Growth with Constraints on Tax Revenues and Public Debt: Implication for Fiscal Policy and Cross-Country Differences’, NBER Working Paper, No. 12750.

  2. Barro R. J. (1990) Government spending in a simple endogenous growth model. Journal of Political Economy, 98(3), S103–S125

  3. Leblanc W., Snyder J.M. Jr., Tripathi M. (2000) ‘Majority-rule bargaining and the under provision of public investment gods’, Journal of Public Economics, No. 75, pp. 21-47

  4. Lee E.Y., Cin B.C. (2010) The effect of risk-sharing government subsidy on corporate R&D investment: Empirical evidence from Korea. Technological Forecasting & Social Change , No.77 pp. 881-890

  5. Leeper E.M., Walker T.B., Yang s.-C.S. (2010) ‘Government investment and fiscal stimulus’, Journal of Monetary Economics, No. 57, pp. 1000-1012Mueller D.C., Peev E. (2007) ‘Corporate governance and investment in Central and Eastern Europe’, Journal of Comparative Economics, No. 35, pp. 414-437

  6. Li D., Lui F. (2004) ‘Why Do Government Dumb State Enterprises? Evidence from China’, Governance, Regulation, and Privatization in the Asia-Pacific Region, NBER East Asia Seminar on Economics, Vol. 12, pp. 211-230

  7. Poncet S., Steingress W., Vandenbussche H. (2010) Financial constraints in China: Firm-level evidence. China Economic Review, No. 21, pp. 411-422

  8. Wallace R.B. (2003) ‘Environments that facilitate collusive non-investment: Theory and application to Japan’s period of rapid development’, Journal of the Japanese and International Economies, No.17, pp. 213-225




1 Под «недоинвестированием» понимается ситуация, когда объём частных инвестиций оказывается ниже оптимального с точки зрения общественного благосостояния.

2 Под мягкими бюджетными ограничениями понимают ситуацию, когда фирма может продолжать своё функционирование даже при отрицательном финансовом результате и/или большей эффективности альтернативного использования её активов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные iconВлияние изменения государственных расходов на макроэкономические...
Цель: описать основные эконометрические подходы к оценке влияния госрасходов на основные макропоказатели

Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные iconВопросы к экзамену по курсу «Экономическая теория» Часть II. Макроэкономика
Макроэкономические модели. Макроэкономические агенты и рынки. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки. Основные макроэкономические...

Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные icon«макроэкономика»
Основные понятия макроэкономики. Переменные запасов и потоков. Макроэкономические модели

Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные iconМакроэкономика вопросы к экзамену
...

Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «макроэкономика»
Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Потоки и запасы в экономике

Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные icon1. Макроэкономика: предмет исследования (основные проблемы), агрегирование,...
Го дохода, и изучение проблем занятости, безработицы и инфляции, изменений валютного курса и платежного баланса и, конечно, — анализ...

Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные iconКорепанова Практика Базовые макроэкономические понятия 2009 практика...
Величина государственных закупок товаров и услуг является политической переменной и поэтому, как правило, экзогенной

Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные iconОсобенности оценки инвестиционных проектов в энергетике
Рассмотрены основные особенности инвестиционных проектов в энергетике и реализация данных особенностей в текущих проектах энергокомпаний....

Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные iconВопрос №1 Особенности макроэкономического анализа
Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи, макроэкономические...

Эмпирическая оценка влияния государственных инвестиционных расходов на основные макроэкономические переменные iconУрок 1 Тема урока : Логика как наука. Основные понятия математической логики
Основные понятия алгебры логики логические переменные, функции, операции; приоритет вычисления логических операций



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск