Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень






Скачать 237.02 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Экономическая теория: вводный уровень
Дата публикации12.10.2013
Размер237.02 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
top-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет экономики


Программа дисциплины
Экономическая теория: вводный уровень

(Часть 1 – микроэкономика,

Часть 2 – макроэкономика)
для направления 080100.62 - Экономика

подготовки бакалавра и

специальности 080105.65 – Финансы и кредит

подготовки специалиста

Авторы: Савицкая Елена Владиславовна

Матвеева Татьяна Юрьевна

^

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


экономической теории макроэкономического анализа

Председатель проф.Ананьин О.И. зав. кафедрой: проф.Л.Л.Любимов

____________________________ __________________________

«20» июня 2008 г. «27» декабря 2006г.

Утверждена УС факультета ^ Одобрена на заседании кафедры

экономики экономической теории

Ученый секретарь к.э.н.Протасевич Т.А. зав.кафедрой проф.Е.В Савицкая _____________________________ ___________________________

«24» июня 2008 г. «30» августа 2006 г.

Москва

Часть 1 – Микроэкономика
Автор программы: профессор Савицкая Е.В.
Аннотация.

Программа факультатива предназначена для студентов 1-го курса бакалавриата факультета экономики и учитывает, что на данный факультет абитуриенты зачисляются не только по результатам вступительных экзаменов, но и по результатам ЕГЭ. Таким образом, одна часть студентов 1-го курса знает экономическую теорию в рамках программы вступительного экзамена по обществознанию, а другая часть – не знакома даже с азами этой дисциплины. Такая дифференциация знаний негативно сказывается на последующем изучении студентами курсов «Микроэкономика» и «Макроэкономика», которые являются центральными курсами на факультете экономики и преподаются на продвинутом уровне, требующем от учащихся базы экономических знаний вводного уровня.

Поэтому основной целью факультатива «Экономическая теория» является подготовка студентов, поступивших в ГУ-ВШЭ по результатам ЕГЭ, к дальнейшему изучению одного из самых сложных курсов на факультете экономики – к продвинутому курсу «Микроэкономика». Одновременно с этим факультатив будет проводиться так, чтобы оказаться полезным и интересным и для студентов, уже изучавших начала экономики. Таким образом, не существует ограничений для студентов, желающих посещать данный факультатив.

Факультатив построен как вводный курс по экономической теории. Поэтому он рассчитан на минимальное использование математического аппарата. Акцент будет сделан не на формальных моделях, а на содержательной стороне микроэкономических концепций и их применении для сравнительного анализа экономической политики государства с использованием графического аппарата.

Курс «Экономическая теория (Микроэкономика)» охватывает главные проблемы микроэкономического анализа: основы теории потребительского выбора и спрос, основы теории производства и предложение фирмы, совершенная конкуренция и монополия на рынках готовой продукции, рынок труда, недостатки рыночной системы и экономическая роль государства. По курсу читаются лекции и проводятся семинары в течение 1-го и 2-го модулей. Всего 30 часов лекций и 30 часов семинаров.

На лекциях будут представлены основные теоретические модели, проиллюстрированные соответствующими примерами из отечественной и зарубежной практики. Семинарские занятия включают в себя обсуждение теоретических проблем, их применимости к реальным практическим ситуациям, решение задач. Завершается курс написанием письменной зачетной работы.

Учебная задача дисциплины.

В результате изучения курса студенты должны понимать принципы рационального поведения потребителя и производителя; как формируются спрос потребителя и рыночный спрос, предложение фирмы и рыночное предложение; как максимизирует прибыль монополист; как формируются спрос и предложение на рынке труда; каковы цели государственного вмешательства в рыночную экономику. Студенты также должны уметь применять данные теоретические знания для решения конкретных задач и анализа экономической политики государства.
Тематический план учебной дисциплины. Часть 1.




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа




Лекции

Семинары

1.

Рациональное поведение потребителя.

16

4

4

8

2.

Индивидуальный и рыночный спрос.

14

4

4

6

3.

Производство и издержки.

14

4

4

6

4.

Рынок совершенной конкуренции.

18

5

5

8

5.

Монополия.

14

4

4

6

6.

Рынок труда.

18

5

5

8

7.

Внешние эффекты и общественные блага.

14

4

4

6




Итого:

108

30

30

48


Базовый учебник: Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000.

Формы контроля:

Освоение материала и получение положительной оценки предусматривает посещение лекций, работу на семинарах и самостоятельную работу студентов.

Проверка знаний студентов происходит следующим образом:

  • преподаватель проводит опрос студентов на семинарских занятиях и выставляет им оценки за работу на семинаре (текущий контроль);

  • в конце 1-го модуля студенты пишут контрольную работу (промежуточный контроль);

  • в конце 2-го модуля студенты пишут итоговую зачетную работу (итоговый контроль).

Оценки при всех формах контроля выставляются по 10-балльной системе:

^ 1-3 балла - «неудовлетворительно»

(1 – весьма неудовлетворительно, 2 – очень плохо, 3 – плохо);

4-5 баллов - «удовлетворительно»

(4 – удовлетворительно, 5 – весьма удовлетворительно);

^ 6-7 баллов - «хорошо»

(6 – хорошо, 7 – очень хорошо);

8-10 баллов - «отлично»

(8 – почти отлично, 9 – отлично, 10 – блестяще).
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

1. Работа на практических занятиях (решение задач, обсуждение теоретических проблем и практических ситуаций)

2. Письменная аудиторная контрольная работа (60 мин.)

3. Письменный зачет (120 мин.)
Если за итоговую зачетную работу студент получил отметку от 4-х баллов и выше, тогда итоговая оценка выставляется по совокупности баллов, полученных за 2 модуля, но с учетом коэффициентов значимости того или иного вида выполненных работ:

  • оценка за контрольную работу (Ок/р) взвешивается с коэффициентом 0,3;

  • оценка за работу на семинарах в течение 2-х модулей (Ос) - с коэффициентом 0,2;

  • оценка за зачетную работу (Озач) - с коэффициентом 0,5.

Средневзвешенная оценка рассчитывается по формуле:

Осредняя = 0,3хОк/р + 0,2хОс + 0,5хОзач,

где: О – оценки, полученные студентом за соответствующий вид работы.

Любой положительный результат расчета средневзвешенной оценки округляется до ближайшего целого числа. Если, например, средняя оценка студента составляет от 6.01 до 6.50, то он получает 6 баллов; если средняя оценка составляет от 6.51 до 6.99, то студент получает 7 баллов.

Однако средневзвешенная оценка ниже 4 баллов не округляется до 4-х. Например, если она составляет 3,99 балла, то это означает, что студент не перешел рубеж, необходимый для получения удовлетворительной оценки, и ему выставляется неудовлетворительная отметка «3» по десятибалльной шкале.

Если за итоговую зачетную работу студент получил меньше 4-х баллов, тогда этот результат является блокирующим для вычисления средневзвешенной оценки, т. е. все предыдущие результаты не учитываются, и студент получает неудовлетворительную оценку.

Затем оценка по пятибалльной и десятибалльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Рациональное поведение потребителя.

Товарный набор. Предположения о предпочтениях потребителя. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения и предельная полезность. Особые виды благ: абсолютно взаимозаменяемые и абсолютно взаимодополняющие блага; нейтральные блага и антиблага.

Бюджетное ограничение потребителя. Экономический смысл бюджетной линии. Факторы, обусловливающие сдвиги бюджетной линии. Ломаные бюджетные линии.

Максимизация полезности при заданном бюджетном ограничении. Угловое решение и его экономический смысл. Оптимальный выбор в случае особых видов благ. Влияние экономической политики государства на оптимальный выбор потребителя.
Базовый уче6ник:

Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000, гл. 3, стр. 59-91.

Основная литература:

Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. М: Финансы и статистика, 1992, т.1, гл.3, стр. 58-92.
Тема 2. Индивидуальный и рыночный спрос.

Изменение спроса потребителя в результате изменения цены блага. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса.

Построение кривой рыночного спроса. Изменение объема спроса в результате изменения цены. Неценовые детерминанты спроса. Сдвиги кривой спроса при изменении неценовых детерминант.

Эластичность спроса на товар по цене этого товара. Примеры: эластичность в случае линейной функции спроса; спрос с постоянной ценовой эластичностью. Эластичный и неэластичный спрос и выручка продавцов. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.
Базовый учебник:

Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000, гл. 4, стр. 103-124, гл. 5, стр. 129-157.

Основная литература:

Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. М: Финансы и статистика, 1992, т.1, гл.4, стр. 98-138, гл.5, стр. 139-158.

Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Новости», 1991, гл. 2, стр. 37- 72.
Тема 3. Производство и издержки.

Постоянные и переменные факторы производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства. Производственный процесс в краткосрочном периоде. Средний и предельный продукты переменного фактора производства. Убывающая предельная производительность. Кривые выпуска, среднего, предельного продуктов и связь между ними.

Выручка фирмы: общая, средняя и предельная. Экономический подход к определению издержек и прибыли. Роль альтернативных издержек в принятии решений.

Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние и предельные издержки. Взаимосвязь между предельными издержками и предельным продуктом переменного фактора производства; средними переменными издержками и средним продуктом. Кривые краткосрочных общих, средних и предельных издержек и связь между ними. Экономия на масштабе.
Базовый учебник:

Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000, гл. 9, стр. 253-279, гл. 10, стр.280-321.

Основная литература:

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. М: Финансы и статистика, 1992, т.1, гл.6, стр. 199-216, гл.7, стр. 244-260.

Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Новости», 1991, гл. 3, стр. 73- 100, гл. 11, стр. 311- 356.

Тема 4. Рынок совершенной конкуренции.

Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Влияние налогов и субсидий различного типа на предложение фирмы.

Построение кривой рыночного предложения в краткосрочном периоде. Детерминанты предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Пример: линейная функция предложения.

Частичное равновесие на совершенно конкурентном рынке в краткосрочном периоде. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество. Выигрыш потребителей, выигрыш производителей и общественное благосостояние.

Потери в общественном благосостоянии при государственном регулировании рынка: ценовой «потолок», ценовой «пол», количественные налоги и субсидии, налог на стоимость, импортные тарифы. Сравнительный анализ методов государственного регулирования рынков.
Базовый учебник:

Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000, гл.11, стр.325-368.

Основная литература:

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. М: Финансы и статистика, 1992, т.1, гл.9, стр. 278-326.

Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Новости», 1991, гл. 4, стр. 101-134, гл. 5, стр.135-168.
Тема 5. Монополия.

Основные признаки рынка чистой монополии. Барьеры для входа в отрасль. Понятие естественной монополии. Кривая спроса на продукцию монополии. Предельная выручка монополиста. Максимизация прибыли монополистом: выбор оптимального объема выпуска. Монополистическое ценообразование.

Потери в общественном благосостоянии при существовании монополии. Государственная политика в отношении монополий: реструктуризация и регулирование. Налогообложение монополиста: сравнение с конкурентным рынком.
Базовый учебник:

Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000, гл.12, стр.372-420.

Основная литература:

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. М: Финансы и статистика, 1992, т.2, гл.10, стр. 2-32.

Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Новости», 1991, гл.8, стр. 227-250, гл.9, стр. 251- 280.


Тема 6. Рынок труда.

Совершенная конкуренция на рынке труда. Предложение труда с точки зрения фирмы, приобретающей этот фактор на конкурентном рынке. Кривая спроса на услуги труда совершенно конкурентной фирмы и фирмы, имеющей монопольную власть на рынке готовой продукции. Причины изменения спроса фирмы на труд. Построение кривой рыночного спроса на труд.

Предложение труда в отрасли. Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда. Экономическая рента. Государственное регулирование рынка труда: минимальная заработная плата, субсидирование работодателей.

Несовершенная конкуренция на рынке труда. Монопольная власть на рынке труда: профсоюзы. Монопсония. Определение оптимального количества труда, нанимаемого монопсонистом. Потери общественного благосостояния от монопсонической власти.
Базовый учебник:

Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000, гл.15, стр.483-526.

Основная литература:

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. М: Финансы и статистика, 1992, т.2, гл.13, 14, стр. 125-201.

Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Новости», 1991, гл.12, стр. 357-396.
Тема 7. Внешние эффекты (экстерналии) и общественные блага.

Отрицательные внешние эффекты. Пример: издержки для общества от загрязнения окружающей среды. Экстерналии и потери в общественном благосостоянии. Положительные внешние эффекты. Пример: выгоды для общества от образования. Роль государства в интернализации внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. Неинтервенционные решения проблемы экстерналий: торговля правами на загрязнение, объединение предприятий.

Чистое общественное благо. Свойства общественных благ: неконкурентность и неисключаемость в потреблении. Проблема «безбилетника». Кривая спроса на общественное благо. Роль государства в предоставлении общественных благ. «Достойные» блага (merit goods).
Базовый учебник:

Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000, гл.19-20, стр.620-669.

Основная литература:

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. М: Финансы и статистика, 1992, т.2, гл.17, стр. 267-296, гл.18. стр.299-323.

Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Новости», 1991, гл.13, стр.397-438.
Тематика заданий
Примерные задания для работы на семинарах, контрольной работы и письменного зачета.

Задание 1. Пятилетний Вовочка терпеть не может овсяную кашу, которую родители заставляют его есть каждый день. Но наш герой не прост. И он соглашается съесть одну тарелку овсянки только в том случае, если родители выдадут ему за это плитку шоколада, который Вовочка любит.

а) Нарисуйте карту кривых безразличия, соответствующую предпочтениям Вовочки, откладывая на оси абсцисс количество плиток шоколада, а на оси ординат – количество порций овсяной каши. Заметим, что Вовочка может съесть и полтарелки каши, получив в виде компенсации половину шоколадки.

б) Какое свойство кривых безразличия, соответствующих стандартным предпосылкам теории потребительского выбора, не выполняется в данном случае? Объясните, почему оно не выполняется.

Задание 2. Родители Вовочки имеют необычные предпочтения в отношении пива и кока-колы. Папа абсолютно равнодушен к кока-коле, но зато всегда готов выпить бутылочку – другую пива в обмен на море кока-колы. Мама наоборот: обожает кока-колу и совершенно не желает замещать ее в потреблении пивом.

а) Нарисуйте кривые безразличия, отражающие вкусы родителей Вовочки, откладывая на оси абсцисс количество пива, а на оси ординат количество кока-колы, измеряемые в литрах.

б) Чему равна предельная норма замещения (MRS) кока-колы пивом для мамы и для папы?
Задание 3. Предположим, что пенсия среднего пенсионера составляет I рублей в месяц, а бюджетная линия для этого пенсионера представлена на графике в соответствующих координатах отрезком IN.

а) Предположим, что мэрия Москвы выдает московским пенсионерам дополнительную денежную субсидию в размере F рублей в месяц, где F < I. Учитывая данное обстоятельство, нарисуйте новую бюджетную линию для среднего московского пенсионера.



Расходы на прочие товары

(рублей в месяц)
I




N Количество продуктов

питания за месяц
б) Теперь предположим, что вместо денежной субсидии мэрия Москвы выдает московским пенсионерам продовольственные талоны на бесплатное приобретение продуктов питания на сумму F рублей в месяц, где F < I. Как в этом случае будет выглядеть бюджетная линия для среднего московского пенсионера?

в) Используя построенные вами графики, проанализируйте, какая из экономических программ Московской мэрии была бы более предпочтительна для пенсионеров. Возможна ли ситуация, когда пенсионеру будет безразлично, та или иная программа реализуется в данный момент?

Задание 4. Предположим, что предпочтение потребителей между авиа перелетами и расходами на все другие блага представлены кривыми безразличия стандартного вида.

а) Покажите на графике бюджетную линию для полетов самолетом (км перелетов за год) и расходов на другие блага для человека, доход которого составляет I рублей. Нарисуйте эту бюджетную линию при предположении, что после того, как потребитель налетает 200 тыс. км в течение года, он получает право на 50 тыс. км бесплатных перелетов. Дальнейшие перелеты (после 250 тыс. км) в течение этого года могут быть совершены по первоначальной цене.

б) Обязательно ли такая ценовая политика авиакомпании будет стимулировать пассажиров увеличивать пользование услугами данной авиакомпании? Покажите на графике отсутствие реакции на премию у некоторого потребителя.

в) Какие из потребителей увеличат количество приобретаемых полетов? Покажите на графике реакцию на премию этих потребителей.
Задание 5. Спрос на вермишель, которая является инфериорным благом, задается линейной функцией в координатах: количество (кг) вермишели, цена 1 кг вермишели. Рыночная цена 1 кг вермишели составляет 100 руб. В результате увеличения доходов потребителей кривая спроса сдвигается параллельно себе самой. При этом цена 1 кг вермишели не изменяется. После сдвига кривой спроса при цене, равной 100 руб., спрос на вермишель стал более или менее эластичным? Свой ответ аргументируйте.
Задание 6. Год тому назад мистер Х стал владельцем небольшой фирмы по производству керамических изделий. Он нанял одного помощника за 12 тыс. долларов в год и 20 тыс. долларов в год ушло на покупку сырья и материалов. В начале года мистер Х закупил оборудование на сумму 40 тыс. долларов, срок службы которого составляет 8 лет. Для того чтобы финансировать покупку оборудования мистер Х взял в банке кредит на восемь лет под 10% годовых. Мистер Х использует собственное помещение в качестве мастерской. Это помещение он мог бы сдать в аренду и получать за него в виде арендной платы 10 тыс. долларов в год. Конкурент мистера Х предлагает ему рабочее место гончара с оплатой 15 тыс. долларов в год. Суммарный годовой доход от продажи мистером Х керамических изделий составляет 72 тыс. долларов. Определите:

а) величину годовых амортизационных отчислений мистера Х;

б) величину бухгалтерских и экономических издержек мистера Х;

в) величину бухгалтерской и экономической прибыли мистера Х за год.
Задание 7. Продемонстрируйте на графике, как изменится положение кривых общих, постоянных, переменных, предельных, средних постоянных, средних переменных и средних издержек при введении государством:

а) паушального налога;

б) количественного налога;

в) паушальной субсидии;

г) количественной субсидии.
Задание 8. На рынке товара Х спрос и предложение описываются следующими функциями: Qd = 8 - P; Qs = 2P - 4.

а) Определите значения ценовой эластичности спроса и ценовой эластичности предложения в точке рыночного равновесия.

б) Предположим, что спрос на товар Х уменьшился, и кривая спроса сместилась параллельно влево. В новой точке рыночного равновесия спрос и предложение станут более или менее эластичными по цене по сравнению с первоначальной ситуацией? Ответ аргументируйте.
Задание 9. Рыночный спрос на спички представлен функцией Qd = 7 – р, а рыночное предложение спичек – функцией Qs = -5 + 2р, где Qd объем спроса (млн. шт. в год), Qs – объем предложения (млн. шт. в год), р – цена одного коробка спичек (руб.).

а) Предположим, государство установило фиксированную цену на спички на уровне 3 руб. за коробок. Охарактеризуйте в качественном и количественном выражении последствия данной государственной политики.

б) Покажите на графике и оцените в количественном выражении потери общественного благосостояния в результате данной экономической политики государства.
Задание 10. Спрос и предложение на рынке некоторого товара описываются следующими уравнениями. Спрос: P = 10 – Q, предложение: P = Q – 4, где Р – цена (в долл. за единицу товара), Q – количество (в тыс. единиц).

а) Предположим, что правительство установило налог в размере 1 долл. на единицу товара на потребителей данного товара. Покажите данную ситуацию на графике. Каков теперь равновесный объем продаж? Чему равна цена, которую платит покупатель за единицу товара? Сколько получает продавец с каждой проданной единицы? Какова величина налогового бремени?

б) Предположим, что правительство изменило свое мнение о важности этого товара. Налог отменен, а производителям предоставлена субсидия в размере 1 долл. на единицу товара. Покажите данную ситуацию на графике. Каков теперь равновесный объем продаж? Чему равна цена, которую платит покупатель за единицу товара? Сколько получает продавец с каждой проданной единицы (с учетом субсидии)? Каковы затраты правительства на такую программу?

в) Сравните результативность альтернативных политик из п. (а) и п. (б) с точки зрения выигрыша потребителей, выигрыша производителей, выигрыша государства и потерь общественного благосостояния.
Задание 11. Производители сельскохозяйственной продукции обратились к правительству с просьбой поддержать их бизнес. Правительство обдумывает две альтернативные политики: 1) предложить фермерам количественную субсидию; 2) установить эффективный минимальный уровень цены и принять обязательство купить весь излишек товара по минимальной цене. Учитывая, что при реализации и той, и другой политики будет произведено одно и то же количество товара, ответьте на следующие вопросы:

а) Предположим, что спрос на сельскохозяйственную продукцию эластичен по цене. Какую из предложенных альтернатив предпочтут производители, потребители и государство (если оно не сможет перепродать выкупленный излишек товара за границу)?

б) Как изменится ваш ответ на пункт (а), если известно, что спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен по цене?
Задание 12. Фирма-монополист, максимизирующая прибыль, сталкивается с функцией рыночного спроса: Q (р) = 100 – р, где р – цена единицы продукции. Постоянные издержки монополиста равны 10, а функция его переменных издержек: VС (Q) =Q2.

а) Какой объем продукции следует производить монополисту? Какую цену на свою продукцию он должен установить? Продемонстрируйте решение на графике. Какова при этом будет величина прибыли монополиста?

б) Предположим, что государство облагает монополиста паушальным налогом в размере 40 руб. Определите параметры равновесия и прибыль монополиста после введения паушального налога.

в) Предположим, что государство вместо паушального налога вводит количественный налог на монополиста в размере 20 руб. единицу продукции. Определите параметры равновесия и прибыль монополиста после введения количественного налога. Продемонстрируйте решение на графике.
Задание 13. Предположим, что фирма-монополист производит продукцию при постоянных средних и предельных издержках: АС = МС = 10. Функция рыночного спроса, с которой сталкивается монополист: у (р) =110 – р, где р цена единицы продукции, у объем продаж.

а) Каковы будут объем выпуска и цена, максимизирующие прибыль монополиста. Проиллюстрируйте на графике параметры монопольного равновесия.

б) Если бы данный рынок не был монопольным, а являлся бы рынком совершенной конкуренции, и кривая предельных издержек была бы кривой предложения отрасли, то какими в этом случае были бы равновесные цена и объем продаж? Покажите данную ситуацию на вашем графике. Сравните параметры равновесия на рынке монополии и на совершенно конкурентном рынке.

в) Определите величину выигрыша потребителей на конкурентном рынке и на рынке монополии.

г) Определите потери общественного благосостояния на монопольном рынке. Покажите эту величину на графике.
Задание 14. Ферма, выращивающая помидоры, изменяет только затраты труда. Все остальные факторы производства неизменны. Предельный продукт труда (МРL) зависит от количества рабочих (L) следующим образом: МРL = 300 – 3L. Рассматриваемый период – 1 месяц. Помидоры продаются на совершенно конкурентном рынке, и цена 1 кг составляет 100 руб. Владелец фермы нанимает рабочих на совершенно конкурентном рынке труда.

а) Если ставка заработной платы каждого рабочего составляет 9000 руб. в месяц, сколько рабочих следует нанять владельцу фермы, чтобы максимизировать прибыль?

б) Покажите на графике кривую спроса фермы на труд и кривую предложения труда, а также оптимальное количество работников.

в) Пусть спрос на помидоры уменьшился, и равновесная цена 1 кг помидоров снизилась до 60 руб. Все другие условия остались неизменными. Как это повлияет на численность работников, нанимаемых владельцем фермы? Покажите данную ситуацию на графике.
Задание 15. Для повышения доходов работников правительство может использовать как политику законодательного установления минимальной заработной платы, так и политику предоставления субсидий работодателям, позволяющим им профинансировать более высокую заработную плату.

а) Рыночное предложение труда представлено функцией SL = 10w, а рыночный спрос на труд – функцией DL = 60 – 10w. Чему равны ставка заработной платы и объем занятости до вмешательства государства в работу конкурентного рынка?

б) Каким будет уровень занятости, если правительство установит минимум заработной платы на уровне 4 долл.?

в) Теперь вместо установления минимума заработной платы правительство выплачивает субсидию работодателям на каждого работника в размере 1 долл. Каким теперь будет уровень занятости на данном рынке? Какую заработную плату будут получать работники?

г) Проиллюстрируйте решение п.п. (а), (б) и (в) на графиках. Сравните результаты от проведения той и другой политики государства.
Задание 16. На рынке труда господствует монопсония, которая продает продукцию на совершенно конкурентном рынке. Предельная доходность труда определяется уравнением: MRPL = 12 – L, а предложение труда описывается уравнением: w = 2 + 2L.

а) Какое количество рабочих будет нанимать монопсонист? Какую ставку заработной платы он установит?

б) Продемонстрируйте выбор монопсониста на графике.

в) Покажите на графике изменение в выигрыше производителя, изменение экономической ренты и «омертвленные» потери по сравнению с конкурентным рынком труда.
Задание 17. Садовод, выращивающий яблоки, фактически снабжает нектаром пчел своего соседа – пчеловода. Пчелы, собирая этот нектар, в свою очередь, помогают опылять яблоки. Почему такая ситуация может привести к недопроизводству и яблок, и меда? Как можно решить эту проблему? Свой ответ проиллюстрируйте на графиках. Для простоты предположите, что предельная частная выгода и предельная внешняя выгода являются постоянными величинами.
Задание 18. На окраине города в темном переулке проживают две семьи. Спрос первой семьи на освещение переулка Q1 = 10 – Р, а спрос второй семьи – соответственно Q2 = 10 – 2Р, где Q – часы освещения в сутки. Предельные издержки на производство электроэнергии равны 5 руб. в час.

а) Каково общественно эффективное количество часов освещения в сутки? Покажите данную ситуацию на графике.

б) Сколько часов освещения обеспечивал бы конкурентный частный рынок? Продемонстрируйте Ваш ответ на графике.

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


  1. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.

  2. Бюджетное ограничение потребителя.

  3. Максимизация полезности при заданном бюджетном ограничении.

  4. Экономическая политика государства и оптимальный выбор потребителя.

  5. Кривая «цена-потребление» и кривая индивидуального спроса.

  6. Рыночный спрос и его детерминанты.

  7. Ценовая эластичность спроса.

  8. Выпуск в краткосрочном периоде. Средний и предельный продукты переменного фактора.

  9. Бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек и прибыли.

  10. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.

  11. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

  12. Рыночное предложение: его детерминанты и эластичность.

  13. Частичное равновесие и эффективность совершенно конкурентного рынка.

  14. Потери в общественном благосостоянии при государственном регулировании рынка.

  15. Максимизация прибыли монополистом.

  16. Неэффективность монополии. Налогообложение монополиста.

  17. Спрос фирмы на услуги труда на совершенно конкурентном рынке труда.

  18. Спрос и предложение на рынке труда. Государственное регулирование конкурентного рынка труда.

  19. Монопсония на рынке труда.

  20. Внешние эффекты. Роль государства в интернализации внешних эффектов.

  21. Общественные и «заслуженные» блага. Проблема «безбилетника».



Методические рекомендации студентам:

Дорогие ребята, изучение данного курса потребует от вас большой самостоятельной работы. Предварительное знакомство с литературой, указанной в программе, облегчает и углубляет понимание лекций и обсуждаемых на семинарах проблем. Следующее за прослушанными лекциями и работой на семинарских занятиях обращение к соответствующим источникам помогает полнее разобраться в материале курса, выявить и ликвидировать пробелы, сформулировать вопросы к преподавателям, позволяет эффективно выполнять домашние задания и написать итоговую зачетную работу. Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса - залог вашей успешной работы и положительной оценки.

Требования к студентам.

Приступая к изучению экономической теории, студенты должны осознавать, что это одна из самых важных дисциплин для будущих экономистов (как теоретиков, так и практиков). Поэтому от студентов потребуется высокая степень ответственности при изучении данной дисциплины. Им придется уделить много времени самостоятельной работе с соответствующими учебниками и задачниками. От учащихся не требуется ни знакомства с аппаратом математического анализа, ни исходных знаний по экономической теории даже на уровне вступительного экзамена по обществознанию. Однако студенты должны уметь работать с простейшего вида графиками и научиться применять графический аппарат к решению базовых экономических задач.


Автор программы: /Е. В. Савицкая/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень iconПрограмма дисциплины Экономическая теория: вводный уровень (Часть...
Формой итогового контроля является письменная работа, включающая вопросы множественного выбора и открытые вопросы, по результатам...

Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Общая экономическая теория» (Политическая экономия, Микроэкономическая теория, Макроэкономическая теория, Институциональная и эволюционная...

Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень iconПрограмма дисциплины «Экономическая теория» по специальности 08. 00. 01 Экономическая теория
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 01 «Экономическая теория» – М.: Финансовый университет, 2011. – 58 с

Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень iconПрограмма дисциплины Экономическая теория
Курс «Экономическая теория» должен восполнить пробелы в экономическом образовании соответствующей группы студентов

Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень iconПрограмма дисциплины«Экономическая теория»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовкибакалавриата...

Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень iconПрограмма дисциплины «Экономическая теория»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавриата...

Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень iconРабочая программа по учебной дисциплине Экономическая теория
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Экономическая теория» студентам очной полной формы обучения специальности...

Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень iconПрограмма дисциплины «Экономическая теория (Макроэкономика-2)» для...
Секция «Экономическая теория» кафедры экономической теории Председатель проф. О. И. Ананьин Зав кафедрой проф. Р. М. Нуреев

Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень iconУроках по дисциплине «Экономическая теория»
...

Программа дисциплины Экономическая теория: вводный уровень iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 01 Экономическая теория
Новая политическая экономия (теория общественного выбора). Эволюционная экономическая теория. Монетаризм. Теории переходной экономики....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск