Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»






Скачать 449.63 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
страница1/5
Дата публикации18.04.2014
Размер449.63 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»


Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин





Утверждаю

Декан факультета «Экономика и право»

Т.М.Ожерельева

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2011 г





Утверждаю

Декан факультета заочного обучения

И.М.Дребнева

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2011 г



^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»



Направление подготовки

080100 Экономика
Профиль подготовки

Финансы и кредит, Общий профиль
Квалификация выпускника бакалавр

Форма обучения

очная, заочная

Бузулук 2011
^

Рецензент

Кузяева Н.А., ст. преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин



Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»/ сост. С.И.Сергеева – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 29 с.






Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части (Б.1.2.3) гуманитарного, социального и экономического цикла студентам очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100 «Экономика» в 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "21" декабря 2009 г. № 747.



Составитель ____________________ С.И.Сергеева

31 августа 2011 г. (подпись)






 Сергеева С.И., 2011




 БГТИ (филиал) ОГУ, 2011


Содержание










1

Цели и задачи освоения дисциплины ………………………………....

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины………

5

4

Содержание и структура дисциплины …………………………………

6

4.1

Содержание разделов дисциплины……………………………………..

6

4.2

Структура дисциплины………………………………………………….

9

4.3

Практические занятия (семинары)……………………………………...

14

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….

15

5

Образовательные технологии…………………………………………..

17

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………...


17

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…………………………………………....


18

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………...

25

7.1

Основная литература………………………………………………...…

25

7.2

Дополнительная литература………………………………………...…

26

7.3

Периодические издания…………………………………………….......

26

7.4

Интернет-ресурсы…………............................................................…....

27

7.5

Методические указания к практическим занятиям ……………....…

27

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины .........................

27




Лист согласования рабочей программы дисциплины…………....……

28




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …....…

29

^ 1 Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является формирование современной языковой личности, развитие общей языковой и коммуникативно-речевой компетентности носителей русского языка, формирование их коммуникативной компетентности в различных сферах общения, особенно в сфере профессионального общения, на основе знаний о русском языке как знаковой системе, овладения навыками использования языковых единиц различных уровней (фонетического, лексического, грамматического, стилистического и текстового) в соответствии с конкретными коммуникативными целями и задачами.

Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями правильного и уместного использования языковых средств в процессе речевого общения в различных сферах (в первую очередь, учебно-профессиональной, профессиональной, деловой).

Задачами курса являются изучение коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи; формирование представлений о речевой норме как о системе правил произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических языковых средств, принятых в общественно-языковой практике образованных людей и закреплённых на данном этапе развития русского литературного языка; выработка научного представления о функционально-стилистической дифференциации русской речи; обучение навыкам создания текстов различных типов и разновидностей; обучение умению написания студенческой научной работы.
^ 2 Место дисциплины в структуре ООП ВП

Дисциплина «Русский язык и культура речи» представляет собой дисциплину вариативной (Б 1.2.3) части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и относится к направлению 080100 «Экономика».

Дисциплина основывается на школьном курсе русского языка.

Является основой для изучения таких дисциплин ГСЭ цикла как «Деловое общение» и «Риторика».

Общая трудоёмкость освоения учебной дисциплины составляет 3 зачётных единицы, количество часов – 108 , в т.ч. аудиторных – 54; внеаудиторных – 54 часов (очная форма обучения). Общая трудоёмкость освоения учебной дисциплины составляет 3 зачётных единицы, количество часов – 108 , в т.ч. аудиторных – 8; внеаудиторных – 100 часов (заочная форма обучения). Форма отчётности – зачёт.



3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
^ Студент должен знать:

- состояние современного русского языка, основные законы и особенности его функционирования, закономерности его развития, актуальные проблемы языковой культуры общества в процессе речевой деятельности;

- содержание основных понятий: «язык» и «речь», «национальный язык», «литературный язык», «речевая деятельность», «функциональные стили», «лексическое значение», «стилистическое значение», «языковая норма»; виды речевого общения, обусловленность выбора языковых единиц видами речевого общения в процессе речевой деятельности; виды речевой деятельности ;

- особенности вербальной и невербальной коммуникации, техники речи; основные функции языка, особенности его многоуровневой системы; основные литературные нормы и их особенности, закономерности их формирования и изменения;

- функциональные стили и их особенности, многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях;

- основные признаки текста; общие требования, предъявляемые к текстам различных стилей и жанров;

- лингвистические и психолингвистические основы публичного выступления;

- особенности устной и письменной научно-технической коммуникации;

- основные типы словарей, особенности их структуры, а также структуры словарных статей, роль помет при выборе лексической единицы в соответствии с коммуникативными целями, задачами и намерениями;

- этико-речевые нормы и правила речевого этикета.
^ Студент должен уметь:

- выбирать языковые средства, уместные для конкретной коммуникативной ситуации;

- строить высказывания с учетом литературных норм и коммуникативной ситуации;

- фиксировать нарушения литературных норм в различных высказываниях и корректировать их;

- составлять устные и письменные тексты научного стиля (конспекты, аннотации, рефераты, доклады) с использованием различных приемов переработки текста (компрессии, трансформирования и т.д.) ;

- составлять тексты официально-делового стиля (заявления, доверенности, резюме; деловые письма и т.д.);

- готовить устные публичные высказывания (сообщение, доклад) и анализировать прослушанные публичные выступления;

- пользоваться словарями и правильно интерпретировать полученную из них информацию о языковых единицах;

- соблюдать правила речевого этикета.
^ Студент должен владеть:

- нормами современного русского литературного языка, навыками организации речи с учетом языковых, коммуникативно-речевых и этико-речевых норм;

- навыками употребления функционально дифференцированных языковых средств в соответствии с конкретными коммуникативными целями, задачами и условиями;

- навыками подготовки устных и письменных высказываний / текстов разных стилей (в первую очередь, научного и официально-делового) и жанров.

Приобрести опыт деятельности:

- в подготовке и анализе публичного выступления;

- в работе с научной и справочной литературой по русскому языку и культуре речи.
^ 4 Содержание и структура дисциплин
4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Язык как средство мышления и коммуникации

Понятие о взаимосвязи языка и мышления, языка и речи. Речевая коммуникация и ее составляющие. Русский язык: устройство и функциональное назначение.Формы существования. Понятие русского языка как государственного. Понятие русской речи и её особенностей. Речь в межличностном общении и социальном взаимодействии. Основные единицы речевой коммуникации. Формы и способы восприятия, анализа, обобщения и передачи информации. Языковые знания как средство развития коммуникативной компетенции и становления профессиональной компетенции.

ДЗ, Э

2

Культура устной и письменной речи.

Понятие культуры языка и культуры речи. Основные компоненты (составляющие) культуры речи. Специфика речи в зависимости от форм реализации (устная и письменная речь). Основные жанры устной и письменной речи. Нормативный аспект культуры устной и письменной речи. Понятие о норме русского литературного языка и ее видах. Коммуникативный и этический аспекты устной и письменной речи. Коммуникативные качества речи. Логичность как одно из коммуникативных качеств речи. Основные логические законы. Логические ошибки. Основные формы и способы построения логически непротиворечивого высказывания.

ДЗ, К, РК

3

Публичная речь и ее особенности.

Основы ораторского искусства. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Дискуссия как управляемый публичный спор. Задачи дискуссии, их типы. Роль ведущего. Дискуссионные (аргументальные) выступления, их особенности. Эффективность речевой коммуникации. Принципы речевой коммуникации. Причины коммуникативных неудач. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы. Дискуссия и полемика. Основные виды аргументов. Общие принципы подготовки публичного выступления: выбор темы, цель речи, поиск материала, составление плана выступления. Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Приемы захвата и поддержания внимания аудитории. Композиция публичного выступления: вступление, основная часть, заключение. Способы изложения материала. Основные риторические средства (тропы и фигуры). Невербальные средства языка и их целесообразное использование в речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.


ДЗ, Т, К

4

Основы речевой профессиональной культуры.

Культура речи в профессиональной деятельности. Понятие «специальный язык». Социальная дифференциация речи. Функциональные разновидности СРЛЯ. Специфика использования элементов различных языковых уровней в текстах профессионального содержания. Профессиональная и научная терминология. Профессиональные варианты нормы. Служебно-деловое общение и его особенности. Культура делового письма и устной деловой речи. Требования к оформлению документов. Особенности русской и зарубежной школ делового письма. Речевой этикет в документе. Служебная этика и служебный этикет.


ДЗ, РК, Р


5

Основы составления и редактирования текстов профессионально и социально значимого содержания.

Композиционно-структурное оформление текстов профессиональной направленности: конспект, аннотация, доклад, реферат. Типология ошибок в соответствии с видами норм СРЛЯ и норм деловой и научной речи. Основные ортологические (нормативные) словари. Литературное редактирование текстов с различными речевыми и грамматическими ошибками и структурными недостатками.


ДЗ, Т

^ 4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов) очное отделение

Вид работы

Трудоемкость, часов

1семестр

103-104-105

Всего

^ Общая трудоемкость

108

108

Аудиторная работа:

54

54

Лекции (Л)

18

18

^ Практические занятия (ПЗ)

36

36

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

^ Самостоятельная работа:

54

54

Реферат (Р)

4

4

Эссе (Э)

4

4

Самостоятельное изучение разделов

12

12

Контрольная работа (К)

10

10

Самоподготовка:

проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий,

подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам

24

8
16

24

8
16

^ Вид итогового контроля

зачёт

зачет

заочное отделение

Вид работы

Трудоемкость, часов

1семестр

1001, 1002

Всего

^ Общая трудоемкость

108

108

Аудиторная работа:

8

8

Лекции (Л)

2

2

^ Практические занятия (ПЗ)

6

6

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

^ Самостоятельная работа:

100

100

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самостоятельное изучение разделов

12

12

Контрольная работа (К)

45

45

Самоподготовка:

проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий,

подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам

43
20

23


43
20

23


^ Вид итогового контроля

зачёт

зачет
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
Курс «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» iconРабочая программа по дисциплине Русский язык и культура речи
Дисциплина «Русский язык и культура речи» на современном этапе направлена на совершенствование грамотности и формирование речевой...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык и культура речи...
Содержательная экспертиза: Тхорева В. И., учитель русского языка и литературы Средней общеобразовательной школы с. Раздольного

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обще гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной формы...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» iconПрограмма учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов первого курса бакалавриата...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи»
Рабочая программа дисциплины «Культура речи»/ сост. С. И. Сергеева – Бузулук: бгти (филиал) огу, 2011. 24 с



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск