Скачать 190.77 Kb.
|
![]() ![]() Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины Макроэкономикадля направления 030900.62 Юриспруденция подготовки бакалавра Автор программы: Е. Л. Бакунина, lbakunina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры математической экономики «16» января 2012 г. Зав. кафедрой А.М.Силаев Рекомендована секцией УМС «Экономика» «___»____________ 2012 г. Председатель Е.Е. Кузьмичева Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель _____________Н. С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 ^
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900.62 «Юриспруденция», изучающих дисциплину Макроэкономика. Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ Образовательной программой подготовки бакалавра по направлению 030900.62 «Юриспруденция», подготовки специалиста по специальности 030501.65 «Юрис-пруденция» Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», специальности 030501.65 «Юриспруденция», утвержденным в 2011 г. ^ Целями освоения дисциплины Макроэкономика являются
^ В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
^ Настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Дисциплина изучается на 1 курсе бакалавриата. Таким образом, студенты должны обладать знаниями и умениями в рамках программы общеобразовательной школы по обществознанию (экономическая сфера) Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
^
Оценка за контрольную работу выставляются в соответствии с приведенной ниже шкалой интервальных баллов1.
1 Данная шкала является ориентировочной и может изменяться в зависимости от степени сложности конкретной контрольной работы и общего уровня подготовленности студентов. ^ Тема 1. Введение в макроэкономику. Основные методы макроэкономического анализа. Основное макроэкономическое тождество Предмет макроэкономики и ее основные проблемы: экономический цикл, экономический рост, темпы инфляции, безработица, валютный курс и платежный баланс, дефицит гос.бюджета, процентная ставка. Развитие макроэкономической теории: школы и направления. Экзогенные и эндогенные переменные в моделях. Переменные потока и запаса. Анализ ex post и ex ante. Принцип агрегирования. Макроэкономические агенты и рынки. Модель кругооборота продукта, дохода и расходов. Основное макроэкономическое тождество. Литература Базовый учебник: Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005. Основная литература: [1,2] Дополнительная литература: [3-7] Тема 2. СНС, номинальный и реальный ВВП, индексы цен. Система национальных счетов. Основные измерители совокупного выпуска и совокупного дохода. Понятие Валового Внутреннего Продукта. Методы подсчета ВВП. Добавленная стоимость. Конечные и промежуточные товары. Другие показатели системы национальных счетов. Статистика занятости. Показатели стоимости жизни и принципы их расчета. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен: индекс Ласпейреса, индекс Пааше. Инфляция, расчет темпов инфляции. Экономический рост. Литература Базовый учебник: Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005. Основная литература: [1,2] Дополнительная литература: [3-7, 9, 13] Тема 3. Равновесие товарного рынка Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде. Проблема определения выпуска в краткосрочном периоде. Компоненты совокупного спроса. Кейнсианская теория и её предпосылки. Кейнсианская функция потребления. Предельные склонности к потреблению и сбережению, средние склонности к потреблению и сбережению. Загадка «Кузнеца». Дисконтирование. Кейнсианская теория инвестиций. Чистая приведенная стоимость (NPV) проекта. Неоклассическая теория инвестиций. Совокупный спрос в двухсекторной модели. Кейнсианский крест. Мультипликатор автономных расходов в двухсекторной модели. Государственные доходы и расходы. Виды налогов. Государственный бюджет, источники финансирования дефицита гос. бюджета. Фискальная политика государства. Мультипликаторы гос. расходов, автономных налогов и трансфертов. Вывод кривой равновесия товарного рынка (IS). Литература Базовый учебник: Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005. Основная литература: [1,2] Дополнительная литература: [3-9] Тема 4. Денежный рынок Природа и функции денег. Виды денежных средств. Уравнение обмена, скорость обращения денег. Мотивы спроса на деньги. Транзакционный спрос. Спекулятивный спрос. Совокупный спрос на деньги. Теория предпочтения ликвидности. Предложение денег. Денежные агрегаты. Функции ЦБ и коммерческих банков. Равновесие на денежном рынке. Процесс расширения депозитов в банковской системе. Банковский мультипликатор. Денежный мультипликатор. Денежная база и денежная масса. Равновесие на денежном рынке. Вывод кривой равновесия на денежном рынке (LM). Монетарная политика. Сдвиги кривой LM как отражение кредитно-денежной политики. Литература Базовый учебник: Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005. Основная литература: [1,2] Дополнительная литература: [3-8, 15, 16] Тема 5. Модель IS-LM. Совокупный спрос Единство товарного и денежного рынков. Равновесие товарного рынка. Кривая IS. Равновесие денежного рынка. Кривая LM. Совместное равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS/LM как модель совокупного спроса. Аналитический вывод уравнения AD и его графическое представление. Литература Базовый учебник: Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005. Основная литература: [1,2] Дополнительная литература: [3-8] Тема 6. Кейнсианская и классическая модели экономического равновесия. AD-AS Рынок труда: спрос и предложение. Равновесие на рынке труда. Потенциальный ВВП и классическая кривая предложение труда AS (долгосрочный период). Кейнсианская модель равновесия: краткосрочная кривая AS. Шоки спроса и предложения. Краткосрочное и долгосрочное макроэкономическое равновесие. Литература Базовый учебник: Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005. Основная литература: [1,2] Дополнительная литература: [3-9] ^ Курс подразумевает применение понятийного аппарата с широким использованием графического и аналитического представления экономических моделей, что способствует формированию более полного представления о макроэкономических взаимосвязях и закономерностях. Для работы на семинарских занятиях студенты обеспечиваются раздаточными материалами с условиями задач. В ходе занятий осуществляется подробный разбор решений типичных задач текущей тематики, частичный разбор задач, входящих в домашние задания. На лекционных и, по необходимости, на практических занятиях проводится соответствие между экономическими терминами и обозначениями экономических переменных, принятыми в России, и их англоязычными аналогами. Это способствует более глубокому пониманию изучаемой дисциплины, облегчает работу с зарубежными источниками, а также расширяет возможности для пользования иностранным языком в части профессиональной терминологии. В целях формирования представления о прикладных аспектах макроэкономики изложение материала сопровождается реальными примерами, в ходе курса анализируются практические ситуации и обсуждаются возможности практического применения экономических моделей.
9.1 Тематика заданий текущего контроля (работа на семинарах, домашние задания)
Какие из указанных ниже видов доходов или расходов учитываются при подсчете ВВП данного года?
Фермер произвел 10 кг зерна (стоимость семян = 0). Из них 8 кг продал мельнику по 1 руб./кг, а 2 кг оставил на запасы, чтобы посеять в следующем году. Мельник произвел 8 кг муки, из которых 7 кг продал пекарю по 2 руб./кг, а 1 кг оставил себе на запас. Пекарь произвел 7 кг хлеба и продал его по 3 руб./кг. Подсчитайте ВВП методом добавленной стоимости.
Пусть в экономике имеется два проекта: А и В
^
Примеры тестов:
е) все перечисленное неверно. 2. Увеличение автономного импорта ведет к:
3. Если налоговая ставка не зависит от уровня дохода, то налог:
Пример задачи: 1. Автономное потребление 50, предельная склонность к потреблению 0, 8, ставка подоходного налога 0, 15, чистые автономные налоги =0, , инвестиционная функция: I = 60 – 16r. Государственные расходы G = 30. Экспорт Ex = 40. Импорт Im = 20. Номинальное предложение денег M = 720. Уровень цен P = 1,2. Спрос на деньги . ![]()
^ Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в процессе проведения занятий, правильность решения задач на занятиях, правильность выполнения и качество представления результатов домашних заданий. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная = 0,3*Ок/р + 0,2*Оаудиторная Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Орезультат = 0,5·Оэкзамен + 0,5·Онакопленная При получении неудовлетворительной оценки по результатам итогового контроля студент направляется на пересдачу. На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если студент пропустил текущую или итоговую форму контроля (контрольную работу или экзамен) по уважительной причине (в случае предоставления соответствующих документов). В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. ^
Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005. ^ 1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.:Издательство «Дело и Сервис», 2007.
^
10. Гимпельсон В.Е. Вопросы количественной оценки показателей ненаблюдаемой экономики в России. М.:ТЕИС, 2003.
13. http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики (Росстат) 14. http:/www.rus.nm.ru - Счетная палата РФ 15. http:/www.minfin.ru - Министерство финансов Российской федерации 16. http:/www.cbr.ru - Центральный Банк Российской Федерации ^ Студенты обеспечиваются раздаточным материалом в электронном виде, необходимым для семинарских занятий и решения задач. Также посредством электронной почты студенты оперативно оповещаются о результатах всех видов контроля. 12 Материально-техническое обеспечение дисциплины В учебном процессе на лекционных занятиях используется проектор, экран и ноутбук для демонстрации информации на слайдах, что позволяет сосредоточиться на содержании курса, анализе моделей, примерах. Автор программы Е. Л. Бакунина |
![]() | Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ![]() | ... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 080100. 62... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «менеджмент»... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления, изучающих дисциплину... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»,... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 08100.... |