Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал






Скачать 190.77 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Дата публикации30.09.2013
Размер190.77 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Экономика > Программа





Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономики

Программа дисциплины

Макроэкономика



для направления 030900.62 Юриспруденция подготовки бакалавра


Автор программы:

Е. Л. Бакунина, lbakunina@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры математической экономики «16» января 2012 г.

Зав. кафедрой А.М.Силаев
Рекомендована секцией УМС «Экономика» «___»____________ 2012 г.

Председатель Е.Е. Кузьмичева
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г.

Председатель _____________Н. С. Петрухин

Нижний Новгород, 2012

^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900.62 «Юриспруденция», изучающих дисциплину Макроэкономика.

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ

Образовательной программой подготовки бакалавра по направлению 030900.62 «Юриспруденция», подготовки специалиста по специальности 030501.65 «Юрис-пруденция»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», специальности 030501.65 «Юриспруденция», утвержденным в 2011 г.
^

2 Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины Макроэкономика являются

    • Формирование у студентов основ экономического мышления;

    • Обеспечение знания базовых макроэкономических понятий и моделей;

    • Формирование представления об основных макроэкономических законах, взаимосвязях и макроэкономической политике государств.


^

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дис-циплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    1. 1. Знать:

  • Закономерности функционирования современной экономики на макро-уровне;

  • Основные понятия экономической теории;

  • Особенности взаимодействия экономик различных государств;

  • Направления государственной политики в сфере регулирования экономики на макро-уровне.

    1. 2. Уметь:

  • Анализировать экономические явления на макро-уровне;

  • Применять необходимые методы макроэкономического анализа для объяснения конкретных ситуаций

  • Самостоятельно осваивать прикладные экономические аспекты, связанные с работой в конкретных сферах юридической практики.

    1. 3. Владеть:

  • методологией экономического исследования;

  • навыками самостоятельной работы с учебной, методической и научной литературой;

  • навыками постановки целей и эффективных средств их достижения на основе экономико-правового анализа.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции




Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач



ОНК-3




Студент демонстрирует знакомство с основными экономическими законами и способность их применения к решению задач социальной и профессиональной деятельности






Развитие навыков теоретического анализа с привлечением математического и графического аппарата в ходе изложения теоретического материала и решения задач на семинарских занятиях






Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы






ОНК-4






Студент владеет экономическими терминами, их английскими эквивалентами и применяет их в процессе профессиональной коммуникации






Обсуждение основных теоретических вопросов в ходе лекций и решение задач на семинарских занятиях






Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения






СЛК-1






Студент владеет навыками самостоятельной работы с рекомендованными источниками информации, демонстрирует способность критического анализа и обобщения информации






Систематическая самостоятельная работа студентов с конспектами и электронными версиями лекций, учебными и другими рекомендованными источниками информации






Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь






СЛК-2






Студент демонстрирует способность ясно излагать содержание основных теоретических вопросов макроэкономики, логически верно строить рассуждение при решении задач и обосновывать полученные результаты






Обсуждение основных теоретических вопросов и решение задач на семинарских занятиях, написание и последующий разбор контрольных работ





^

4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра.

Дисциплина изучается на 1 курсе бакалавриата. Таким образом, студенты должны обладать знаниями и умениями в рамках программы общеобразовательной школы по обществознанию (экономическая сфера)

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Институциональная экономика

  • Налоговое право

  • Бухгалтерский учет, аудит, судебная бухгалтерия
^

5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение в макроэкономику. Основные методы макроэкономического анализа. Основное макроэкономическое тождество

8

2

2




4

2

СНС, номинальный и реальный ВВП, индексы цен.

18

4

4




10

3

Равновесие товарного рынка

49

6

5




38

4

Денежный рынок

24

3

4




16

5

Модель IS-LM. Совокупный спрос

19

3

4




12

6

Кейнсианская и классическая модели экономического равновесия. AD-AS

27

2

1




24




Всего часов

144

20

20




104


^



6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий


Контрольная работа










6

Письменная работа 80 минут (тест и задачи)

Итоговый

Экзамен










*

Письменная работа 80 минут (тест и задачи)
    1. ^

      Критерии оценки знаний, навыков


Оценка за контрольную работу выставляются в соответствии с приведенной ниже шкалой интервальных баллов1.




Первичный балл

(макс.100)



Оценка по 10-ти балльной шкале


>95

10

85-94




9

75-84

8

65-74

7

55-64

6

45-54

5

35-44

4

25-34

3

15-24

2

< 15

1


1 Данная шкала является ориентировочной и может изменяться в зависимости от степени сложности конкретной контрольной работы и общего уровня подготовленности студентов.

^

7 Содержание дисциплины



Тема 1. Введение в макроэкономику. Основные методы макроэкономического

анализа. Основное макроэкономическое тождество

Предмет макроэкономики и ее основные проблемы: экономический цикл, экономический рост, темпы инфляции, безработица, валютный курс и платежный баланс, дефицит гос.бюджета, процентная ставка. Развитие макроэкономической теории: школы и направления. Экзогенные и эндогенные переменные в моделях. Переменные потока и запаса. Анализ ex post и ex ante. Принцип агрегирования. Макроэкономические агенты и рынки. Модель кругооборота продукта, дохода и расходов. Основное макроэкономическое тождество.
Литература

Базовый учебник:

Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие

для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005.

Основная литература: [1,2]

Дополнительная литература: [3-7]
Тема 2. СНС, номинальный и реальный ВВП, индексы цен.

Система национальных счетов. Основные измерители совокупного выпуска и совокупного дохода. Понятие Валового Внутреннего Продукта. Методы подсчета ВВП. Добавленная стоимость. Конечные и промежуточные товары. Другие показатели системы национальных счетов. Статистика занятости. Показатели стоимости жизни и принципы их расчета. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен: индекс Ласпейреса, индекс Пааше. Инфляция, расчет темпов инфляции. Экономический рост.

Литература

Базовый учебник:

Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие

для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005.

Основная литература: [1,2]

Дополнительная литература: [3-7, 9, 13]

Тема 3. Равновесие товарного рынка

Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде. Проблема определения выпуска в краткосрочном периоде. Компоненты совокупного спроса. Кейнсианская теория и её предпосылки. Кейнсианская функция потребления. Предельные склонности к потреблению и сбережению, средние склонности к потреблению и сбережению. Загадка «Кузнеца». Дисконтирование. Кейнсианская теория инвестиций. Чистая приведенная стоимость (NPV) проекта. Неоклассическая теория инвестиций. Совокупный спрос в двухсекторной модели. Кейнсианский крест. Мультипликатор автономных расходов в двухсекторной модели. Государственные доходы и расходы. Виды налогов. Государственный бюджет, источники финансирования дефицита гос. бюджета. Фискальная политика государства. Мультипликаторы гос. расходов, автономных налогов и трансфертов. Вывод кривой равновесия товарного рынка (IS).
Литература

Базовый учебник:

Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие

для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005.

Основная литература: [1,2]

Дополнительная литература: [3-9]

Тема 4. Денежный рынок

Природа и функции денег. Виды денежных средств. Уравнение обмена, скорость обращения денег. Мотивы спроса на деньги. Транзакционный спрос. Спекулятивный спрос. Совокупный спрос на деньги. Теория предпочтения ликвидности. Предложение денег. Денежные агрегаты. Функции ЦБ и коммерческих банков. Равновесие на денежном рынке. Процесс расширения депозитов в банковской системе. Банковский мультипликатор. Денежный мультипликатор. Денежная база и денежная масса. Равновесие на денежном рынке. Вывод кривой равновесия на денежном рынке (LM). Монетарная политика. Сдвиги кривой LM как отражение кредитно-денежной политики.
Литература

Базовый учебник:

Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие

для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005.

Основная литература: [1,2]

Дополнительная литература: [3-8, 15, 16]

Тема 5. Модель IS-LM. Совокупный спрос

Единство товарного и денежного рынков. Равновесие товарного рынка. Кривая IS. Равновесие денежного рынка. Кривая LM. Совместное равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS/LM как модель совокупного спроса. Аналитический вывод уравнения AD и его графическое представление.

Литература

Базовый учебник:

Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие

для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005.

Основная литература: [1,2]

Дополнительная литература: [3-8]

Тема 6. Кейнсианская и классическая модели экономического равновесия. AD-AS

Рынок труда: спрос и предложение. Равновесие на рынке труда. Потенциальный ВВП и классическая кривая предложение труда AS (долгосрочный период). Кейнсианская модель равновесия: краткосрочная кривая AS. Шоки спроса и предложения. Краткосрочное и долгосрочное макроэкономическое равновесие.
Литература

Базовый учебник:

Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие

для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005.

Основная литература: [1,2]

Дополнительная литература: [3-9]

^

8 Образовательные технологии


Курс подразумевает применение понятийного аппарата с широким использованием графического и аналитического представления экономических моделей, что способствует формированию более полного представления о макроэкономических взаимосвязях и закономерностях.

Для работы на семинарских занятиях студенты обеспечиваются раздаточными материалами с условиями задач. В ходе занятий осуществляется подробный разбор решений типичных задач текущей тематики, частичный разбор задач, входящих в домашние задания.

На лекционных и, по необходимости, на практических занятиях проводится соответствие между экономическими терминами и обозначениями экономических переменных, принятыми в России, и их англоязычными аналогами. Это способствует более глубокому пониманию изучаемой дисциплины, облегчает работу с зарубежными источниками, а также расширяет возможности для пользования иностранным языком в части профессиональной терминологии.

В целях формирования представления о прикладных аспектах макроэкономики изложение материала сопровождается реальными примерами, в ходе курса анализируются практические ситуации и обсуждаются возможности практического применения экономических моделей.

  1. ^

    Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля (работа на семинарах, домашние задания)


  1. Ответить на вопрос:

Какие из указанных ниже видов доходов или расходов учитываются при подсчете ВВП данного года?

  1. Клиент оплачивает блюдо в ресторане.

  2. Компания покупает старое здание.

  3. Поставщик продает интегральные схемы фирме, производящей персональные компьютеры.

  4. Стоимость загрязнения окружающей среды.

  5. Заработная плата прислуги.

  6. Ежемесячные денежные переводы, получаемые студентом из дома.

  7. Арендная плата за сдачу квартиры с двумя спальнями.




  1. Решить задачу:

Фермер произвел 10 кг зерна (стоимость семян = 0). Из них 8 кг продал мельнику по 1 руб./кг, а 2 кг оставил на запасы, чтобы посеять в следующем году. Мельник произвел 8 кг муки, из которых 7 кг продал пекарю по 2 руб./кг, а 1 кг оставил себе на запас. Пекарь произвел 7 кг хлеба и продал его по 3 руб./кг. Подсчитайте ВВП методом добавленной стоимости.


  1. ^ Решить задачу:

Пусть в экономике имеется два проекта: А и В


Проект

Инвестиции

(I0)

Прибыль 1 года (π1)

Прибыль 2 года (π2)

Прибыль 4 года(π4)

А


40

15

35

0

В

30

0

20

20




  1. рассчитайте предельную эффективность капитала этих проектов;

  2. какой проект экономически эффективен, если ставка процента равна 13%?

  3. графически изобразите инвестиционную функцию в экономике;


^

9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Макроэкономика как наука. Предмет и методы макроэкономического анализа.

  2. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт.

  3. Методы расчета ВВП.

  4. Модель кругооборота продукта, дохода и расходов.

  5. Система показателей национальных счетов

  6. Номинальный и реальный ВВП.

  7. Индексы цен. ИПЦ, дефлятор ВВП.

  8. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса

  9. Совокупное предложение. Особенности кривой совокупного предложения. Факторы совокупного предложения.

  10. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели совокупного спроса – совокупного предложения.

  11. Потенциальный и фактический ВВП. Разрыв ВВП.

  12. Классическая макроэкономическая модель: основные положения.

  13. Кейнсианская макроэкономическая модель: исходные посылки. Равновесие в кейнсианской модели.

  14. Потребление и сбережения в кейнсианской модели.

  15. Инвестиции в кейнсианской модели.

  16. Эффект мультипликатора (мультипликатор автономных расходов).

  17. Инфляционный и рецессионный разрывы.

  18. Фискальная политика: понятие, виды и воздействие на экономику.

  19. Виды налогов и их роль в экономике.

  20. Государственный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг.

  21. Природа и функции денег.

  22. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Количественная теория денег.

  23. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги.

  24. Денежный и депозитный мультипликаторы.

  25. Монетарная политика: ее виды, цели и воздействие на экономику.

  26. Инструменты кредитно-денежной (монетарной) политики.

  27. Равновесие на товарном рынке. Кривая IS.

  28. Равновесие на денежном рынке. Кривая LM.

  29. Равновесие в модели IS- LM.

  30. Предложение денег. Денежные агрегаты.



    1. ^

      Примеры заданий итогового контроля


Примеры тестов:


  1. Если планируемые расходы превышают фактический объём выпуска, то можно заключить, что:

  1. Произойдёт незапланированное сокращение товарно-материальных запасов и объём выпуска будет увеличен;

  2. Произойдёт незапланированное сокращение товарно-материальных запасов и объём выпуска будет уменьшен;

  3. Произойдёт незапланированное увеличение товарно-материальных запасов и объём выпуска будет увеличен;

  4. Произойдёт незапланированное увеличение товарно-материальных запасов и объём выпуска будет уменьшен;

е) все перечисленное неверно.

2. Увеличение автономного импорта ведет к:

    1. увеличению наклона кривой совокупных расходов

    2. сдвигу вверх кривой планируемых расходов;

    3. сдвигу вниз кривой планируемых расходов;

    4. изменению величины мультипликатора автономных расходов;

    5. нет правильного ответа.

3. Если налоговая ставка не зависит от уровня дохода, то налог:

  1. прогрессивный;

  2. пропорциональный;

  3. аккордный;

  4. регрессивный.

  5. акцизный.

Пример задачи:

1. Автономное потребление 50, предельная склонность к потреблению 0, 8, ставка подоходного налога 0, 15, чистые автономные налоги =0, , инвестиционная функция: I = 60 – 16r. Государственные расходы G = 30. Экспорт Ex = 40. Импорт Im = 20. Номинальное предложение денег M = 720. Уровень цен P = 1,2. Спрос на деньги . . Ожидаемая инфляция равна нулю. Найдите:


    1. уравнения кривых IS и LM,

    2. равновесный выпуск и ставку процента;

    3. выведите уравнение кривой

    4. предположим, государственные расходы возрастают на 32

    1. Какова новая равновесная ставка процента и уровень дохода?

    2. Подсчитать величину эффекта вытеснения.

    3. На сколько должен изменить предложение денег Центральный банк, чтобы нейтрализовать эффект вытеснения?

    4. Запишите уравнение кривой AD при новом уровне гос. расходов и предложении денег

    1. постройте графики, иллюстрирующие решение задачи. (IS – LM, кривая AD)


^

10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в процессе проведения занятий, правильность решения задач на занятиях, правильность выполнения и качество представления результатов домашних заданий.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = 0,3*Ок/р + 0,2*Оаудиторная

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Орезультат = 0,5·Оэкзамен + 0,5·Онакопленная

При получении неудовлетворительной оценки по результатам итогового контроля студент направляется на пересдачу. На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если студент пропустил текущую или итоговую форму контроля (контрольную работу или экзамен) по уважительной причине (в случае предоставления соответствующих документов).
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
^ 11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

Матвеева Т.Ю, Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие для ВУЗов. -2 изд., испр. - М: Дрофа, 2005.
^ 11.2 Основная литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.:Издательство «Дело и Сервис», 2007.

  1. 2. Blanchard O. (2003). Macroeconomics, University Prentice Hall, 3rd ed.



^ 11.3 Дополнительная литература

  1. 3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика – МГУ: ИНФРА-М, 2001.

  1. 4.Сакс Дж., Лоррен Ф. Макроэкономика: глобальный подход –М: «Дело», 1996.

  2. 5. Мэнкью Н. Грегори Макроэкономика. М.: Москва, 2006.

  3. 6. Gordon R. (1990). Macroeconomics, Scott Foresman, London, 5th ed.

    1. 7. Бурда М., Виплош Ч., Макроэкономика. Европейский текст,

    2. СПб «Судостроение», 1998.

      1. 8. Шагас Н.Л., Туманова Е.А., Краткосрочный аспект: Учебное пособие,

      2. М: Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 1997.

  4. 9. Шагас Н.Л., Туманова Е.А., Долгосрочный аспект: Учебное пособие,

  5. М: Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 1997.

10. Гимпельсон В.Е. Вопросы количественной оценки показателей ненаблюдаемой экономики в России. М.:ТЕИС, 2003.

  1. 11. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.

        1. 12. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика,

        2. М.: Финстатинформ, 1995.

13. http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

14. http:/www.rus.nm.ru - Счетная палата РФ

15. http:/www.minfin.ru - Министерство финансов Российской федерации

16. http:/www.cbr.ru - Центральный Банк Российской Федерации
^ 11.4 Дистанционная поддержка дисциплины

Студенты обеспечиваются раздаточным материалом в электронном виде, необходимым для семинарских занятий и решения задач. Также посредством электронной почты студенты оперативно оповещаются о результатах всех видов контроля.
12 Материально-техническое обеспечение дисциплины

В учебном процессе на лекционных занятиях используется проектор, экран и ноутбук для демонстрации информации на слайдах, что позволяет сосредоточиться на содержании курса, анализе моделей, примерах.

Автор программы Е. Л. Бакунина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 080100. 62...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «менеджмент»...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления, изучающих дисциплину...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»,...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 08100....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск