Учебно-методический комплекс психология и педагогика






НазваниеУчебно-методический комплекс психология и педагогика
страница1/19
Дата публикации25.10.2013
Размер2.44 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Уровень основной образовательной программы Бакалавриат
Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция, 080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент
Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная
Срок освоения ООП 4 года (очная форма обучения)
Кафедра Общих гуманитарных, математических и социально-экономических дисциплин
Заведующий кафедрой (Дедяев Ю.М.)

МОСКВА , 2013


При разработке учебно-методического комплекса в основу положены:
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 4 мая 2010 г.. N 464. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. N 17337 .
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 747. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. N 16500
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544. Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2010 г. N 17837 .
- Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) «Юриспруденция» «Экономика» «Менеджмент» одобренные Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от «17» мая 2012 г. Протокол № 8
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры «Общих гуманитарных, математических и социально–экономических дисциплин» МНЮИ «18» января 2013 г. протокол № 5
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года
Заведующий кафедрой Ю.М.Дедяев

Разработчики:

Калуцкая Е.К., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общих гуманитарных дисциплин

Рецензент: Суставов В.П., доктор философских наук, профессор

Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ.
© МНЮИ
Оглавление

1. Общие положения.
1.1. Цели и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины «Психология и педагогика» – формирование у студентов современных научных представлений о механизмах и закономерностях психологических и педагогических явлений.

Задачи изучения дисциплины «Психология и педагогика».

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  1. Знать основные достижения, современные проблемы и тенденции развития психологии и педагогики

  2. Уметь применять полученные знания в решении профессиональных задач при работе с персоналом и социальными группами

  3. Формировать цели и задачи личностного и профессионального роста.

4. Иметь навыки решения социально-психологических проблем, возникающих в различных социумах (группах, коллективах, семьях и т.п.). Это проблемы психологической совместимости и конфликтов, взаимодействия и коммуникаций, лидерства и конформности; в изучении глубоких психофизиологических механизмов различных функциональных состояний, особенно стресса, напряженности, дискомфорта и т.д.
^ 1.2. Учебная дисциплина в структуре основных образовательных программ.
1.2.1.Место учебной дисциплины в структуре основных образовательных программ.
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» относится к вариативной (профильной) части гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент».

«Психология и педагогика» изучает закономерности, механизмы и факты обучения, образования, воспитания и развития человека. Как учебная дисциплина она выполняет интелектуально-познавательную, мировоззренческую, воспитательную и практическую функции. Преподавание курса основывается на достижениях современной психологической и педагогической науки, законах и закономерностях общественного развития, тесной связи с жизнью.

Лекции по дисциплине должны носить аналитический характер и включать: раскрытие актуальности и цели темы; постановку проблем; основные теоретические положения и опыт решения практических вопросов, выводы и задания к семинарам. Изложение материала должно быть доступным к восприятию, научным и объективным.

Семинары предназначены для углубления и закрепления знаний студентов, выработки у них навыков ведение дискуссий, умений отстаивать свою точку зрения. Семинар проводится методом заслушивания небольших сообщений (5 минут), которые готовят слушатели самостоятельно по одному из вопросов плана семинара в письменном виде.

При изучении курса большое внимание уделяется использованию активных форм и методов обучения, таких как «круглые столы», деловые игры, «мозговые штурмы» и др. Формой итогового контроля является зачет.

Курс «Психология и педагогика» рассчитан на подготовку бакалавров в системе многоступенчатого образования и носит комплексный характер. В нем можно выделить три основных блока: психология как наука; теоретические и методологические основы педагогики; образование как система и процесс.

^ 1.2.2 Объём и виды учебной работы по дисциплине.


ООП

Код дис-ны

по

УП

Трудоемкость

Аудиторные часы

Самост.

работа

(часы)

Экзамен

(часы)

ЗЕТ

часы

всего

из них:

лекц.*

ПЗ*

курс. раб.

зачет

очная форма обучения – 2 семестр «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент»

Юриспруденция

Б.1.В.4

3

108

54

16

14/20

-

4

54

-

Экономика

Б.1.В.3

3

108

54

16

14/20

-

4

54

-

Менеджмент

Б.1.В.4

3

108

54

16

14/20

-

4

54

-

очно-заочная форма обучения – 2 семестр «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент»

Юриспруденция

Б.1.В.4

3

108

20

6

6/4

-

4

88

-

Экономика

Б.1.В.3

3

108

20

6

6/4

-

4

88

-

Менеджмент

Б.1.В.4

3

108

20

6

6/4

-

4

88

-

заочная форма обучения – 2-3 сессия «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент»

Юриспруденция

Б.1.В.4

3

108

20

6

6/4

-

4

88

-

Экономика

Б.1.В.3

3

108

20

6

6/4

-

4

88

-

Менеджмент

Б.1.В.4

3

108

20

6

6/4

-

4

88

-

Примечание: 1. «*» в числителе указываются часы традиционных занятий, в знаменателе – интерактивных занятий.

2. На зачет по всем формам обучения выделяется 4 часа аудиторного времени.

^ 1.2.3. Дидактические единицы дисциплины.
Содержание образовательной программы подготовки бакалавров по курсу «Психология и педагогика» предполагает освоение следующих дидактических единиц:

Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы дисциплины «Психология и педагогика».

- Предмет, объект и методы психологии;

- Место психологии в системе наук;

- История развития психологического знания и основные направления в психологии;

- Индивид, личность, субъект, индивидуальность;

-Психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза;

-Психология личности;

- Структура психики; соотношение сознания и бессознательного;

- Основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; эмоции;

- Психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; межличностные отношения;

- Психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия.

- Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность;

- Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс;

- Образовательная система России;

- Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования;

- Педагогический процесс;

- Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения;

- Воспитание в педагогическом процессе;

- Общие формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация;

- Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом;

- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности;

- Управление образовательными системами.
^ 1.2.4. Междисциплинарные связи.
Формирование компетенций по дисциплине «Психология и педагогика» базируется на основе знаний, полученных ранее при изучении дисциплин гуманитарного цикла в средней общеобразовательной школе или колледже и при изучении курса философии, социологии в вузе.

С философией «Педагогику и психологию» объединяют такие базовые категории как «Сознание», «Деятельность», «Личность». С социологией данную дисциплину связывает общее научное представление о сущности законов, определяющих групповые процессы и явления.

В целом курс «Психология и педагогика» во взаимодействии с различными гуманитарными, социально-экономическими и профессиональными дисциплинами, изучаемыми в институте, призван обеспечить подготовку будущих юристов, экономистов и менеджеров, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.
^ 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины и формированию компетенций.
1.3.1 Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины «Психология и педагогика» в плане реализации компетентностного подхода, заложенного в ФГОС ВПО, студент должен:

Знать:

  • объект, предмет и методы психологии и педагогики;

  • основные категории психологии и педагогики;

  • сущность и психологическую структуру деятельности;

  • природу, сущность и структуру психики;

  • сущность и структуру сознания;

  • основные функции психики;

  • основные психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые);

  • сущность личности и ее психологическую структуру;

  • психические свойства личности (направленность, характер, темперамент, способности);

  • сущность и структуру психологии группы, динамические процессы в межличностных отношениях, механизм межгрупповых взаимодействий;

  • сущность и структуру общения, приемы аттракции;

  • цели и содержание образования, структурные элементы образовательной системы РФ;

  • современные концепции и технологии обучения;

  • цели и содержание воспитательного процесса;

  • закономерности, принципы, методы, формы обучения и воспитания.


Уметь:

  • составлять психологическую характеристику личности, давать интерпретацию собственного психического состояния;

  • управлять своей психикой и поведением;

  • анализировать социально-психологические процессы в группе и управлять ими;

  • использовать методы психологии для изучения людей;

  • составлять психологический портрет группы (коллектива);

  • оценивать конкретные учебно-воспитательные ситуации, определять и решать педагогические задачи;

  • использовать в педагогическом процессе основные методы и инновационные технологии обучения и воспитания;

  • уметь применять полученные знания в решении профессиональных задач при роботе с персоналом и социальными группами;

  • строить межличностные отношения с людьми различных психотипов, уровней интеллектуального развития и конфессиональных направлений;

- формировать цели и задачи личностного и профессионального роста.
Владеть:

1.Навыками, связанными с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, способностью реализовывать педагогическую деятельность и работать в команде

2.Навыками межличностных коммуникаций, приемами профессионального, в том числе и педагогического общения

3. Профессиональным мастерством и широким кругозором

4. Навыками критической рефлексии и самооценки
^ 1.3.2. Требования к формированию компетенций.

Реализация требований ФГОС ВПО к освоению соответствующих компонентов общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров по направлениям соответственно: ОК-3, ОК-5, ОК -7, ПК -18, ПК -19 - Юриспруденция, ОК-1, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ПК-14 и ПК-15 – Экономика, ОК-5, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-19, ПК-37 - Менеджмент, и на этой основе формирование у них теоретических знаний, практических навыков и умений по дисциплине «Психология и педагогика».

В результате освоения дисциплины «Психология и педагогика» студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

Код

Компетенции

(ФГОС)

В результате освоения дисциплины «Психология и педагогика» студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями

Направления подготовки

бакалавров




Содержание компетенций




ОК-5

ОК -7


ОК - 3

ПК-18


ОК-1


ОК-7


ОК-9

ОК-10

ОК-11


ПК -14

ПК-15


ОК-5

ОК-10

ОК-11
ОК -12


ОК -19

ПК-37

Способен к самоконтролю и саморегуляции в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Знает пути и способы профессионального и личностного саморазвития
Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знает психологические основы организации межличностных взаимоотношений
Знает способы развития и саморазвития профессиональных знаний, умений и навыков личности; основы теории мотивации самосовершенствования человека
Знает общенаучную, специальную психологическую и педагогическую методологию, основные теории и концепции обучения
Способен анализировать стоящие задачи и выбирать приоритетные для каждой конкретной ситуации
Готов выстраивать стратегию и тактику межличностного общения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
Готов к саморазвитию и самосовершенствованию с использованием современных достижений психологии и педагогики
Способен обосновывать социальную значимость своей профессиональной (экономической) деятельности
Обладает навыками использования педагогических приемов
Знает методики подготовки учебных пособий, УММ и комплексов по экономическим дисциплинам
Знает психологические особенности процесса целеполагания и выбора приоритетных путей достижения целей

Готов к профессиональному и личностному саморазвитию
Способен к самоконтролю и саморегуляции в различных ситуациях профессиональной деятельности
Готов выстраивать стратегию и тактику межличностного и внутригруппового общения
Обладает навыком психологического влияния на людей и основами управления

030900

Юриспруденция

080100

Экономика

080200

Менеджмент
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс психология и педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы...

Учебно-методический комплекс психология и педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление: 050700. 62 «Педагогика»
Направление: 050700. 62 «Педагогика», профили «Управление дошкольным образованием», «Детская практическая психология», «Социальная...

Учебно-методический комплекс психология и педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика...
Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу

Учебно-методический комплекс психология и педагогика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору...
«Педагогика и психология высшей школы» является формирование у магистров целостного представления о психологии и педагогики как важнейшей...

Учебно-методический комплекс психология и педагогика iconУчебно методический комплекс для студентов педагогических вузов Мурманск
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» педагогического...

Учебно-методический комплекс психология и педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины педагогика и психология профилизации...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

Учебно-методический комплекс психология и педагогика iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65- психология Калининград
Психологическое консультирование: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Крылова Н. В., Калининград, 2010

Учебно-методический комплекс психология и педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050700. 62 «Педагогика»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История образования и педагогической мысли» с другими дисциплинами направления...

Учебно-методический комплекс психология и педагогика iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Учебно-методический комплекс психология и педагогика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Б2
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск