Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки






Скачать 173.81 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки
Дата публикации30.09.2013
Размер173.81 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
top-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Макроэкономика

для направления бакалавра





  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра, изучающих дисциплину .

Программа разработана в соответствии с:

;

Образовательной программой.

Рабочим учебным планом университета , утвержденным в 2011г.
  1. ^

    Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины являются.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

    1. Основные вопросы, на которые отвечает макроэкономика;

    2. Понятийный аппарат макроэкономики;

    3. Базовые модели макроэкономического равновесия;

    4. Основные теоретические подходы к изучению монетарных и инфляционных процессов;

    5. Базовые концепции теории экономического роста;

    6. Базовые модели экономического цикла;

    7. Макроэкономические модели рынка труда и безработицы.

Уметь:

    1. Описывать реальные макроэкономические изменения на языке моделей;

    2. Обсуждать эффективность различных вариантов экономической политики государства;

    3. Проводить анализ чувствительности (анализ сравнительной статики) равновесий в макроэкономических моделях.

Иметь навыки (приобрести опыт):

    1. Построения моделей макроэкономических процессов;

    2. Исследования свойств состояний равновесия в моделях макроэкономики;

    3. Корректной интерпретации результатов математического моделирования макроэкономических процессов;

    4. Подготовки профессиональныхтекстовс использованием знаний по макроэкономике.



^ В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

рофессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности

ПК-1



Лекции, семинары

ПК-3



Лекции, семинары

ПК-4



Лекции, семинары

Профессиональные компетенции в области аналитической деятельности

ПК-8



Лекции, семинары

ПК-9



Лекции, семинары

ПК-10



Лекции, семинары



  1. ^

    Место дисциплины в структуре образовательной программы



Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Введение в экономическую теорию: микроэкономика;

Введение в экономическую теорию: макроэкономика;

Математический анализ.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Макроэкономика 3;

Эконометрика.

  1. ^

    Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1

Введение

31

4

2

25




Тема 1.1. Макроэкономическая наука

15

2

1

12




Тема 1.2. Макроэкономические показатели

16

2

1

13

2

Классическая теория: экономика в долгосрочном периоде

48

10

8

30




Тема 2.1. Национальный доход: производство, распределение и использование

12

2

2

8




Тема 2.2. Деньги и инфляция

13

3

2

8




Тема 2.3. Открытая экономика

12

3

2

7




Тема 2.4. Безработица

11

2

2

7

3

Теория роста: экономика в сверхдолгосрочном периоде

39

8

6

25




Тема 3.1. Накопление капитала и экономический рост

19

4

3

12




Тема 3.2. Технический прогресс, эмпирика и политика стимулирования роста

20

4

3

13

4

Теория делового цикла: экономика в краткосрочном периоде

53

12

11

30




Тема 4.1. Введение в теорию экономических циклов

9

2

2

5




Тема 4.2. Совокупный спрос и модель IS-LM

9

2

2

5




Тема 4.3.Объяснение экономических циклов с помощью модели IS-LM

9

2

2

5




Тема 4.4. Модель Манделла-Флеминга и колебания обменных курсов

10

3

2

5




Тема 4.5. Выбор между инфляцией безработицей. Кривая Филипса.

9

2

2

5




Тема 4.6. Теория реального делового цикла

7

1

1

5

5

Макроэкономическая политика

46

6

15

25




Тема 5.1. Стабилизационная политика

22

3

7

12




Тема 5.2. Государственный долг и бюджетный дефицит

24

3

8

13

6

Микроэкономические основания макроэкономики

52

9

13

30




Тема 6.1. Микрооснования в теории потребления

14

2

4

8




Тема 6.2. Микрооснования в теории инвестиций

13

2

3


8




Тема 6.3. Микрооснования в теории спроса на деньги

13

2

3

8




Тема 6.5. Микрооснования в теории роста

12

3

3

6




Итого:

270

50

55

165


  1. ^

    Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

^ Период проведения

Формат работы

Объем, длительность

Проверяемые компетенции

Текущий

Контрольная работа (4 шт)

Iмодуль – 1 к/р,

II модуль – 1 к/р,

IIIмодуль – 1 к/р,

IVмодуль – 1 к/р.

Письменная

80 мин




Промежуточный

Зачет

II модуль

Письменная

80 мин




Итоговый

Экзамен

IV модуль

Письменная

80 мин






  1. ^

    Содержание дисциплины


1.Раздел 1 Введение
Тема 1.1. Макроэкономическая наука.
Макроэкономика как наука, изучающая функционирование экономики в целом. Ключевые вопросы и проблемы макроэкономики. Макроэкономика и микроэкономика. Макроэкономика и экономическая политика.

Применение моделей в макроэкономике. Модель как «игрушечная экономика» (toyeconomy). Структура макроэкономических моделей: экзогенные и эндогенные переменные. Простейшие примеры моделей: модель круговых потоков, модель кривая производственных возможностей, модель спроса и предложенияпиццы.

Литература по разделу:

[1], гл. 1 – 2.
2.Раздел 2. Классическая теория: экономика в долгосрочном периоде.
Тема 2.1. Национальный доход: производство, распределение и использование.
Сторона предложения в классической модели макроэкономического равновесия. Факторы производства: труд и капитал. Макроэкономическая производственная функция. Постоянная отдача от масштаба и ее экономический смысл. Предельные продукты капитала и труда. Теорема Эйлера и распределение национального дохода. Равенство нулю прибыли в долгосрочном периоде при условии совершенной конкуренции на факторных рынках.

Сторона спроса в классической модели макроэкономического равновесия. Функция потребления. Функция инвестиций. Правительственные расходы.

Равновесие в классической модели. Определяющая роль процентной ставки. Эффект вытеснения частных инвестиций.

Литература:

[1], гл. 3.
Тема 2.2. Деньги и инфляция.
Что такое деньги? Функции денег. Виды денег: декретные деньги (fiatmoney), товарные деньги (commoditymoney). Золотой стандарт.Измерение количества денег в экономике. Показатели M1, M2, M3. Регулирование денежной массы. Денежно-кредитная политика и ее инструменты.Количественная теория денег: базовое уравнение. Скорость обращения денег. Простейшая функция спроса на деньги. Связь изменений предложения денег с инфляцией. Сеньораж и инфляционный налог.Инфляция и ставка процента. Реальная и номинальная процентные ставки. Уравнение Фишера. Ставка процента exanteи ставка процента expost. Зависимость спроса на деньги и уровня цен от инфляционных ожиданий. Адаптивные и рациональные ожидания. Модель Кейгана. Монетаристская и «новая классическая» модели инфляции.

Литература:

[1], гл. 6.
Тема 2.3. Открытая экономика.
Основное макроэкономическое тождество в открытой экономике. Счёт текущих операций и счёт движения капитала, платёжный баланс. Международные потоки товаров и капитала. Модель малой открытой экономики. Экономическая политика в открытой экономике. Реальный и номинальный обменный курс. Влияние обменных курсов на чистый экспорт. Влияние внутренней и внешнеторговой экономической политики на реальный обменный курс. Принцип паритета покупательной способности (PPP).Модель большой открытой экономики.

Литература:

[1], гл. 7.
Тема 2.4. Безработица.
Понятие и виды безработицы. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Процесс поиска и увольнений как модель естественного уровня безработицы. Издержки поиска работы и фрикционная безработица. Жёсткость реальных заработных плат и структурная безработица. Связь безработицы с инфляцией: кривая Филипса.

Литература:

[1], гл. 5.
3.Раздел 3. Теория роста: экономика в сверхдолгосрочном периоде.
Тема 3.1. Накопление капитала и экономический рост
Неоклассическая теория роста: предпосылки и методы. Модель экономического роста Солоу-Свэна.Еще раз о неоклассических производственных функциях. Производственная функция в интенсивной форме, ее свойства и интерпретация.Динамика факторов производства. Связь капитала с инвестициями. Уравнение динамики капитала. Уравнение динамики в терминах капитала на одного работника.Рост населения в модели Солоу. Альтернативные точки зрения на рост населения: подходы Мальтуса и Кремера. Стационарная траектория в модели Солоу-Свэна. Устойчивость стационарной траектории. Сравнительная статика стационарной траектории: анализ влияния изменений темпа роста населения, эффективности производства, нормы сбережения на долгосрочное равновесие. «Золотое правило» накопления Фелпса. Неоптимальность стратегии «перенакопления» по Парето.

Литература:

[1], гл. 4.
Тема 3.2. Технический прогресс, эмпирика и политика стимулирования роста
Экзогенный технический прогресс в модели Солоу-Свэна. Эмпирика экономического роста. Сбалансированный рост. Конвергенция. Учет источников роста (growthaccounting). Альтернативные точки зрения на источники роста: накопление факторов или рост производительности? Политика стимулирования роста. За пределами модели Солоу: теория эндогенного роста. АК модель как пример модели эндогенного роста.

Литература:

[1], гл. 4.
4.Раздел 4. Теория делового цикла: экономика в краткосрочном периоде
Тема 4.1. Введение в теорию экономических циклов
Некоторые факты об экономических циклах. Колебания отдельных компонент ВВП. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Стабилизационная политика.

Литература:

[1], гл. 8.
Тема 4.2. Совокупный спрос и модель IS-LM
Предпосылки моделиIS-LM. Множество возможных равновесий на рынке товаров и услуг: кривая IS. Множество возможных равновесий на рынке денег: кривая LM. Совместноеравновесиев модели IS-LM. Анализ последствий фискальной и денежной политики. Ликвидная ловушка, инвестиционная ловушка.

Литература:

[1], гл. 9.
Тема 4.3. Объяснение экономических циклов с помощью модели IS-LM
Жёсткость цен и краткосрочная кривая совокупного предложения. Естественный уровень выпуска и долгосрочная кривая совокупного предложения. Механизм возникновения циклической динамики ВВП в моделиIS-LM. Великая депрессия и альтернативные варианты ее объяснения.

Литература:

[1], гл. 10.
Тема 4.4. Модель Манделла-Флеминга и колебания обменных курсов
Модель IS-LM-BP (модель Манделла-Флеминга). Открытая экономика в условиях плавающего обменного курса. Открытая экономика в условиях фиксированного обменного курса. Дифференциалы процентных ставок. От краткосрочного периода к долгосрочному: модель Манделла-Флеминга с переменным уровнем цен.

^ Тема 4.5. Выбор между инфляцией безработицей. Кривая Филипса.
Краткосрочная кривая совокупного предложения и непрогнозируемая инфляция. Альтернативные объяснения кривой совокупного предложения: жёсткие цены и несовершенная информация. Инфляция, безработица и кривая Филипса.

^ Тема 4.6. Теория реального делового цикла
Гипотеза о реальной (немонетарной) природе делового цикла. Предпосылки моделей реального делового цикла. Роль предложения труда в моделях реального делового цикла. Пример: модель Кидланда-Прескотта.

Литература:

[1], гл. 14.
Раздел 5. Макроэкономическая политика
Тема 5.1. Стабилизационная политика
Дискуссии по поводу активности экономической политики. Классики против кейнсианцев. Критика Лукаса.

Проблема «правила против свободы выбора» (rulesversusdiscretion) в монетарной политике. Правило Тэйлора. Инфляционное таргетирование.Временная несогласованность экономической политики (timeinconsistency).

[1], гл. 12.
Тема 5.2. Государственный долг и бюджетный дефицит
Проблемы измерения бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит и инфляция.

Первичный и вторичный дефицит. Бюджетное ограничение правительства.

Традиционная точка зрения на государственный долг.

Государственный долг как перераспределение богатства между поколениями: принцип рикардианской эквивалентности.

[1], гл. 16.
5.Раздел 6. Микроэкономические основания макроэкономики.
Тема 6.1. Микрооснования в теории потребления
Теория межвременного выбора И.Фишера. Двухпериодная модель оптимального выбора между потреблением и сбережением. Неоклассическая функция потребления. Гипотеза жизненного цикла Андо-Модильяни. Гипотеза перманентного дохода М.Фридмана. Принцип рикардианской эквивалентности: модельное обоснование.

[1], гл. 15.
Тема 6.2. Микрооснования в теории инвестиций
Оптимальный уровень капитала и издержки приспособления. Неоклассическая модель инвестиций. Модель qТобина.

[1], гл. 16.
Тема 6.3. Микрооснования в теории спроса на деньги
Выбор между доходностью и ликвидностью: модель Баумоля-Тобина.

[1], гл. 16.
Тема 6.5. Микрооснования в теории роста
Неоклассическая теория роста: введение в модель Рамсея-Касса-Купманса.

Экономический рост и перераспределительные механизмы: модель перекрывающихся поколений.
  1. ^

    Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Примерные задания для :
(к теме 2.1): Проверьте, обладают ли следующие производственные функции свойствами убывающей производительности и постоянной отдачи от масштаба:


(к теме 2.1): Пусть экономика состоит из фирм, имеющих одинаковые технологии, описываемые производственной функцией , которая обладает свойствами убывающей производительности и постоянной отдачи от масштаба. Покажите, что производственная функция экономики в целом совпадает с производственной функцией отдельной фирмы:

  • В случае конкурентной экономики;

  • В случае централизованно планируемой экономики.


Примерные задания для :
Задание 1 (1 балл).
Пусть доли капитала и труда в ВВП равны 0.3 и 0.7, соответственно, а ВВП, капитал и труд растут, соответственно, с темпами прироста 0.1, 0.05 и 0.03.

Вычислить:

  • темп прироста ВВП на одного работника;

  • темп прироста капитала на одного работника;

  • остаток Солоу.


Задание 2 (2 балла).
Пусть доли капитала и труда в национальном доходе постоянны и равны, соответственно, 1/3 и 2/3. Единицы измерения выбраны так, что если K=1, L=1,то и Y=1. Норма сбережений равна 0.4. Норма износа и темп прироста населения равны 0.04 и 0.06, соответственно.

(а) Выпишите производственную функцию и производственную функцию в интенсивной форме.

(б) Найдите объем капитала на одного работника, доход на одного работника и потребление на одного работника на траектории сблансированного роста.

(в) Является ли найденная в пункте (б) сбалансированная траектория динамически неэффективной? Поясните свой ответ.
^ Задание 3 (3 балла).
Пусть производственная функция имеет вид . Население не растет, норма износа капитала равна 0.25.

(а) Найдите объем капитала на одного работника, соответствующий золотому правилу накопления.

(б) Найдите норму сбережений, соответствующую золотому правилу накопления.

(в) Найдите значение пороговых инвестиций (break-eveninvestment) на сбалансированной траектории, соответствующей золотому правилу накопления.
^ Задание 4 (4 балла).
Пусть в модели перекрывающихся поколений коэффициент дисконтирования равен 0.8.

(а) Пусть функция элементарной (мгновенной) полезности имеет вид . Запишите условие Эйлера и выясните с его помощью, во сколько раз потребление в молодости больше (или меньше) потребления в старости, если процентная ставка окажется равной 0.1.

(б) Как изменится ответ в пункте (а), если функция элементарной полезности имеет вид ?

(в) При каком значении процентной ставки потребление в молодости
равно потреблению в старости? Объясните подробно, почему ответ на этот вопрос не зависит от конкрентного вида функции элементарной полезности.

(г) Какое значение капитала соответствует процентной ставке, найденной в пункте (в), если имеет место стопроцентный износ капитала, а производственная функция имеет вид (Подсказка: вспомните, что в модели перекрывающихся поколений рынок капитала является совершенно конкурентным).

    1. ^

      Критерии выставления оценки за текущий контроль


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Совокупный спрос. Совокупное предложение.

Экзогенные и эндогенные переменные.

Модель круговых потоков.

Определение ВВП. Различие между ВВП и ВНП.

Основные компоненты ВВП.

Макроэкономическая производственная функция. Свойство постоянной отдачи от масштаба.

Макроэкономическая функция потребления. Макроэкономическая функция инвестиций.

Что такое деньги? Функции денег. Денежная база. Денежная масса. Денежные агрегаты.

Индексы цен. Темп инфляции. Инфляция и процентные ставки. Тождество Фишера.

Сеньораж. Инфляционный налог.

Адаптивные ожидания. Рациональные ожидания.

Понятие и виды безработицы. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.

Экзогенный и эндогенный экономический рост. Темпы роста и темпы прироста. Производственная функция в интенсивной форме. Траектории сбалансированного роста. Устойчивый рост. Ловушка бедности.

Фазы экономических циклов. Примеры.

Кривая IS. Кривая LM. Совместное равновесие.

Шоки спроса. Шоки предложения. Монетарные и немонетарные объяснения экономического цикла.

Неоклассическая функция потребления. Перманентный доход. Рикардианская эквивалентность.

Оптимальный уровень капитала. Издержки приспособления. qТобина.

Модель Рамсея. Оптимальный рост. Модифицированное золотое правило.

Модель перекрывающихся поколений.

    1. ^

      Критерии выставления оценки за промежуточный и итоговый контроль


Оценка за зачетную и экзаменационную работы выставляется по 10-балльной системе. За каждую задачу дается определенное количество баллов, указываемое в скобках в тексте зачетной (экзаменационной) работы. Если задача решена верно, за нее выставляется полный балл. Если задача не доведена до конца или решена неверно, но была найдена идея верного решения, то выставляется частичный балл (в зависимости от того, насколько значительной была ошибка). Оценка за зачетную (экзаменационную) работу получается путем суммирования баллов, полученных за каждую задачу. Затем полученный результат округляется по правилам, описанным в п. 9.
  1. ^

    Образовательные технологии


Формы проведения занятий:

  • Лекция;

  • Семинар.
  1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты работы студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущая 1 этапа = 0,5·Ок/р1 + 0,5·Ок/р2

Онакопленнаяя 1 этапа = 0,6Отекущий + 0,2·Оаудиторная + 0,2·Осамостоятельная

Опромежуточная 1 этапа = 0,4·Онакопленнаяя + 0,6·Опромежуточный зачет

Отекущая 2 этапа = 0,5 Ок/р3 +0,5 Ок/р4

Онакопленнаяя 2 этапа = 0,6Отекущий + 0,2·Оаудиторная + 0,2·Осамостоятельная

ОнакопленнаяИтоговая=промежуточная+Онакопленна 2 этапая):2

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:
Оитоговая = 0,6·Оэкзамен + 0,4·Онакопленная итоговая
,

Округление оценок производится до ближайшего целого числа баллов. В случае неоднозначности, округление производится в пользу студента.

  1. ^

    Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


.
    1. Основная литература


.

.

    1. Дополнительная литература


Ando, Albert, andFrancoModigliani (1963).The ‘life-cycle’ hypothesisofsaving: aggregateimplications and tests. American Economic Review, 53(1), pp. 55 – 84.

Barro, Robert. Are government bonds net wealth? Journal of Political Economy, 82(6), pp. 1095 – 1117.

Friedman M. (1957).A Theory of the Consumption Function.Princeton University Press.

Mankiw N.G., Romer, D. and D. N. Weil (1992).A Contribution to the Empirics of Economic Growth.The Quarterly Journal of Economics, Vol. 107, No. 2.(May, 1992), pp. 407-437.

Romer D. Advanced macroeconomics.

Solow Robert M. (1956) A Contribution to the Theory of Economic Growth.The Quarterly Journal of Economics, 70 (1), pp. 65 – 94.

Solow Robert M. (1957) Technical Change and the Aggregate Production Function. The Review of Economics and Statistics, 39 (3), pp. 312 – 320.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...

Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра,...

Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра,...

Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины Макроэкономика для направления 080100. 62 "Экономика"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 " Экономика...

Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины «Макроэкономика» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 080100. 62 «Экономика» подготовки...

Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент,...

Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...

Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины [Экономика (макроэкономика)] для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...

Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...

Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск