Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы?






Скачать 219.72 Kb.
НазваниеКраткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы?
Дата публикации30.09.2013
Размер219.72 Kb.
ТипЛекция
top-bal.ru > Экономика > Лекция
ЛЕКЦИЯ 11

^ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.

До настоящего момента мы рассматривали макроэкономику (а также макроэкономическую политику) с точки зрения краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы:

  • Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы?

  • Что необходимо сделать для полного использования имеющихся в экономике ресурсов?

Долгосрочный анализ имеет целью выяснить:

  • Что мы понимаем под экономическим ростом?

  • Что необходимо для экономического роста?

  • Что представляет собой макроэкономическая политика экономического роста?

Теория экономического роста предполагает переход на новый уровень анализа: от сравнительной статики к изучению динамических процессов, то есть к долгосрочному анализу.

Модели экономического роста – это динамические модели, что математически выражается включением в их состав переменных с индексом t (время).

Теоретическая важность проблем экономического роста очевидна: без долгосрочного анализа представление об экономике в целом не будет полным. В этом проявляется значение теории экономического роста с точки зрения позитивного анализа. Но, как вам известно, в макроэкономике особое значение имеет нормативный анализ, который проявляется в тесной связи макроэкономики с макроэкономической политикой, одной из основных целей которой, наряду с обеспечением полной занятости, предотвращением инфляции и равновесием платежного баланса, выступает обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

  1. Понятие экономического роста и его измерение. Источники и факторы экономического роста.

  2. Кейнсианская интерпретация экономического роста: неокейнсианские модели экономического роста Е. Домара и Р. Харрода.

  3. Неоклассическая теория экономического роста. Модель экономического роста Р. Солоу.

  4. Макроэкономическая политика экономического роста.

1. Понятие экономического роста и его измерение. Источники и факторы экономического роста.

^ Понятие экономического роста и его измерение.

Строго говоря, экономический рост имеет место, когда растет уровень потенциального объема производства во времени. (Графически это может быть представлено как сдвиг кривой производственных возможностей вправо, или как сдвиг вправо кривой совокупного предложения в модели AD – AS.)

^ Однако обычно под экономическим ростом понимают рост реального объема производства во времени.

Экономический рост можно определить двумя способами:

  1. как увеличение во времени реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства);

  2. как увеличение во времени реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства) на душу населения. Этот показатель рассчитывается как отношение суммарного выпуска (дохода) к численности населения.

Оба способа применяются для характеристики экономического роста, однако, для различных целей.

  • Если хотят сравнить экономический и военно-политический потенциал различных стран, то используют первый способ.

  • Для сравнения жизненного уровня населения (в разных странах или в одной и той же стране, но в разные периоды времени) применяют второй способ.

Однако какой бы способ ни использовался, измеряется экономический рост годовыми (среднегодовыми) темпами роста (точнее, прироста), в%:
^ Темп экономического роста = р. ВВП отчетного года – р. ВВП предыдущего года *100%

р. ВВП предыдущего года

или

(на душу населения) (на душу населения)

^ Темп экономического роста = р. ВВП отчетного года – р. ВВП предыдущего года *100%

р. ВВП предыдущего года (на душу населения)

Достижение высокого и устойчивого темпа экономического роста выступает одной из основных целей макроэкономической политики. Значение экономического роста заключается в его вкладе в экономическое процветание общества. Чем выше темп экономического роста, тем (при прочих равных условиях) больше благосостояние населения. Однако «прочие равные условия» отнюдь не равны в разных странах.

В связи с этим в настоящее время все большее значение приобретает проблемы, связанные с экономическим развитием.

Экономическое развитие – это сложный и многомерный процесс, включающий наряду с экономическим ростом глубокие изменения в технической, экономической, социальной и политической сферах.

Прежде чем использовать показатель экономического роста для анализа динамики благосостояния необходимо помнить о следующих ограничениях в связи с тем, что ВВП (а также ВНП, ЧНП, НД) недостаточно адекватно отражает жизненный уровень населения, так как:

  • включает в свой состав лишь объем продукции, измеряемый деньгами, и не отражает, например, рост свободного времени;

  • включает в себя затраты на оборону и полицию, рост которых сокращает долю ВВП, идущую на потребление;

  • появление новых товаров и услуг затрудняет долгосрочные сравнения.

Не все экономисты и тем более общественные деятели согласны с тем, что экономический рост желателен. Критики экономического роста признают, конечно, что он дает возможность обществу потреблять больше товаров и услуг, а также увеличивает объем предоставляемых общественных благ (медицина, образование и т.д.), повышая реальный уровень жизни. В то же время они подчеркивают, что экономический рост приводит к исчерпанию невоспроизводимых природных ресурсов и обострению проблемы загрязнения окружающей среды.

Однако большинство экономистов стоит на позициях признания экономического роста не просто как явления желательного, а как явления, которое необходимо всемерно поощрять. Поэтому необходимо выяснить, каковы источники и факторы экономического роста.

^ Источники и факторы экономического роста.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, пять из которых связаны с физической способностью экономики к росту:

  1. рост количества и качества капитальных благ (основного капитала);

  2. рост количества и качества рабочей силы;

  3. рост количества и качества природных ресурсов;

  4. эффективное использование факторов производства с тем, чтобы, повышая их производительность, максимизировать их вклад в расширение выпуска продукции;

  5. разработка и внедрение технически прогрессивных методов производства и новых продуктов (технологическая прогрессивность).

Последние два фактора особенно важны, если на экономическое состояние страны влияет международная торговля, усиливая значение конкурентоспособности для стран с высокой долей экспорта и импорта.

Все перечисленные факторы относятся к факторам предложения, и именно они определяют потенциал экономического роста.

Вместе с тем следует различать способность к росту и фактический рост. На степень фактической реализации потенциала экономического роста влияет еще один фактор:

  1. уровень совокупного спроса. Уровень совокупного спроса должен быть достаточно высок, чтобы полностью использовать растущие производственные возможности экономики.

Факторы предложения и факторы спроса в действительности тесно взаимосвязаны. Так, безработица обычно замедляет темпы роста основного капитала и рост расходов на научно-технические исследования. Наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и инвестиций могут стать главной причиной безработицы.

Общее представление о взаимодействии всех факторов роста может дать кривая производственных возможностей, которая представляет разнообразные варианты максимального объема производства разнообразной продукции при данном количестве и качестве природных, трудовых и капитальных ресурсов на основе данной технологии.

Увеличение любого из факторов предложения смещает кривую производственных возможностей вправо из положения ABCD в положение A1B1C1D1 (рисунок 11.1).

Рис.11.1

Y

Средства A1

производства B1

A

B C1

C



0 D D1

Предметы потребления X

Однако, как отмечалось выше, возможности экономики полностью реализовать свой производственный потенциал ограничиваются факторами спроса. Поэтому рост производственных возможностей, сдвигая вправо кривую производственных возможностей, может не обеспечить действительного достижения возможного уровня производства. Иначе говоря, кривая фактической экономической деятельности может находиться внутри области производственных возможностей (пунктирная линия на рисунке 11.1). Таким образом, рост производственного потенциала реализуется только при условии, что он сопровождается увеличением совокупного спроса в степени, достаточной для поддержания полной занятости.

И все-таки, как бы ни было велико значение факторов спроса, основное внимание при анализе проблем экономического роста уделяется факторам предложения. Анализ именно этих факторов позволяет открыть источники экономического роста.

На рисунке 11.2 представлена схема влияния факторов предложения на экономический рост.

Увеличение реального продукта и дохода может быть осуществлено двумя основными способами:

  1. вовлечением большего количества ресурсов, что выражается в росте трудозатрат;

  2. более производительным использованием имеющихся ресурсов, что выражается в росте производительности труда.

В зависимости от того, каким способом осуществляется экономический рост, различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.

  • Если источником экономического роста является вовлечение в производство большего количества ресурсов, то имеет место экстенсивный тип экономического роста.

  • Если источником экономического роста выступает рост производительности труда, имеет место интенсивный тип экономического роста.

Рис.11.2


Схема влияния факторов совокупного предложения на экономический рост.
1.численность занятых трудозатраты

2.среднее количество отработанных часов (отработанные

человеко-часы)
1. технический прогресс реальный объем производства

2. объём инвестиций

3. образование и профессиональная производительность

подготовка труда (средняя

4. эффективная аллокация ресурсов часовая выработка)

5. прочие факторы
Однако эти два типа скорее выступают как идеальные модели. В реальной действительности экономический рост может быть определен как преимущественно экстенсивный, если преобладающую роль в увеличении продукта играют экстенсивные факторы. Если же преобладают интенсивные факторы, то экономический рост характеризуют как преимущественно интенсивный.

Для современной эпохи, эпохи научно-технической революции характерен преимущественно интенсивный тип экономического роста. Главным же источником роста производительности труда, а значит, и экономического роста в целом в настоящее время является совершенствование научно-технических знаний. Именно этот источник обеспечивает, по расчетам американских экономистов, около четверти всего роста выпуска продукции.

По данным ЦЭМИ РАН, с 1998 г. по 2003 г. доля средств, выделяемых в России на содержание и развитие науки в общем объеме ВВП, выросла на 75% и составила 1,28%. Однако, несмотря на это, Россия не достигает показателей ведущих стран мира. В странах ЕС этот показатель составляет в среднем 1,8%, в США – 2,8%, в Японии – 2,9%, в Израиле – более 4%. Для сравнения, в СССР на науку выделялось около 3,5% ВВП, однако к 1991 г. этот показатель сократился до 0,74%.

Расходы на НИОКР (R&D) в % к ВВП(2009):

  • Россия – 1,1%

  • США – 2,8%

  • Ю. Корея – 3,4%

  • Китай – 1,7%

  • Япония – 3,3

^ 2. Кейнсианская интерпретация экономического роста: неокейнсианские модели экономического роста Е. Домара и Р. Харрода.

Теории экономического роста изучают долгосрочные явления, связанные с воздействием сбережений и инвестиций на увеличение уровня потенциального ВВП и национального дохода:

  • На экономический рост влияет та часть инвестиций, которая сдвигает вправо кривую производственных возможностей. Это, во-первых, частные инвестиции, увеличивающие производственные мощности. Во-вторых, это государственные расходы, расширяющие сеть дорог и т.п., улучшающие услуги здравоохранения и образования, повышающие уровень фундаментальных исследований.

  • Что касается сбережений, то известно, что в краткосрочном плане рост частных сбережений приводит к сокращению совокупного спроса и, следовательно, к снижению равновесного уровня выпуска (доходов).

Однако в долгосрочном плане увеличение уровня частных сбережений может привести к росту уровня частных инвестиций.

Чтобы эта возможность превратилась в действительность, экономика должна иметь развитую и надежную сеть финансовых посредников (банки, рынки ценных бумаг и т.д.).

^ Общие национальные (внутренние) сбережения включают частные сбережения, а также бюджетный профицит (со знаком «плюс») или бюджетный дефицит (со знаком «минус»): чем больше бюджетный дефицит, тем при прочих равных условиях ниже уровень национальных сбережений, и наоборот.

Макроэкономическая теория Кейнса, как известно, ищет (и находит) ответ на вопрос, возможно ли достижение в экономике в целом полной занятости ресурсов, ставя во главу угла проблемы совокупного спроса.

Неокейнсианские модели экономического роста возникли как развитие и критическая переработка кейнсианской теории макроэкономического равновесия.

Рассмотрим основные предпосылки кейнсианских моделей.

    1. Все они основываются на кейнсианской теории совокупного спроса: при построении моделей их авторы исходят из того, что главным условием сбалансированного роста экономики является увеличение совокупного спроса, который определяется уровнем дохода.

    2. Критическое отношение к регулирующей способности рынка.

    3. Макроподход, который исходит из анализа экономики в целом.

    4. Главная цель анализа: определение оптимальных темпов роста экономики.

    5. Основным фактором экономического роста признаются инвестиции (эффект мультипликатора + эффект акселератора). Ключевая роль инвестиций обусловлена прежде всего тем, что от накопления капитала зависит уровень дохода (эффект мультипликатора), который определяет уровень совокупного спроса.

    6. Все остальные факторы роста не учитываются, т.е. являются const.:

  • предельный продукт капитала - , норма сбережений = MPS = APS = s,

  • капиталовооруженность – K/L.

    1. Технология производства описывается функцией Леонтьева

(отсутствие взаимозаменяемости факторов производства).

    1. P = const.

Последователи Кейнса (Е. Домар и Р. Харрод), основываясь на кейсианском анализе совокупного спроса, создали модели экономического роста.

Модель Домара (к. 40-х гг. XX в.)

исследует двойственную роль инвестиций, которые участвуют :

  1. В расширении совокупного спроса:

^ ПО КЕЙНСУ

I   AE   Y   C   AE …

AE = ∆Y = ∆I × = ∆I × (1)

  1. В увеличении производственных мощностей совокупного предложения (потенциального ВВП) - во времени.

Для долгосрочного анализа именно этот аспект имеет существенное значение, определяя экономический рост.

Увеличение совокупного предложения:

Y =  × I (2)

 - предельный продукт капитала.

В условиях равновесия (1) = (2)

I × =  × I

(3)

Он поставил вопрос:

если инвестиции увеличивают производственные мощности, а также создают дополнительные доходы, то:

как должны расти инвестиции, чтобы темп прироста дохода равнялся темпу прироста производственных мощностей?

Домар пришел к выводу, что для поддержания полной занятости

годовой темп роста производственных мощностей должен быть равен годовому темпу экономического роста:

(2) Y =  × I, но

В условиях равновесия I = S,

S = s × Y

Y =  × s × Y
=  × s =

Его вывод для экономической политики:

только постоянный рост инвестиций обеспечивает динамическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Для этого государство должно влиять

      1. на норму накопления в национальном доходе (ее рост повлечет рост предельной склонности к сбережению),

      2. на темпы технического прогресса (определяют рост производительности капитала).

Модель Харрода (1939г.)

исследует траекторию роста экономики. Особое внимание в модели уделяется темпу, с которым должен расти национальный доход (Y), чтобы удовлетворить условию кейнсианской экономической теории:

сбережения (St) = инвестиции (It),

где t обозначает период времени.

В основе теории Харрода – теория акселератора, который представляет собой отношение прироста инвестиций (It) к приросту дохода (ΔYt = Yt -Yt-1), который и вызвал прирост инвестиций, или коэффициент приростной капиталоемкости национального дохода:

v =

Использование Харродом теории акселератора (разработана еще в начале ХХ века) объясняет отличие в подходе к анализу инвестиций:

Домар рассматривает автономные инвестиции,

Харрод – индуцированные: It = ΔYt × v

Значение акселератора v больше единицы, так как прирост спроса на инвестиции всегда больше прироста дохода. Поэтому акселератор v показывает,

во сколько раз возрастут новые инвестиции в ответ на рост объема производства (дохода и, следовательно, совокупного спроса).

Т.о., Харрод ввел в анализ обратную связь между инвестициями и доходом, которая совершенно отсутствовала у Кейнса.

Так как акселератор есть в то же время коэффициент приростной капиталоемкости национального дохода, то его значение зависит от типа технического прогресса:

  • при капиталоемком типе значение акселератора растет;

  • при капиталосберегающем – падает.

Введя понятие акселератора, Харрод составил уравнение, решение которого он назвал гарантированным темпом экономического роста (при условии сохранения равновесия):

,

где s – предельная склонность к сбережению и средняя склонность к сбережению,

v - акселератор,

ΔYt = Yt -Yt-1.

Очевидно, что главным параметром экономического роста, зависящим от воли людей, Харрод считал сбережения. Такое отношение к сбережениям существенно отличает взгляды Харрода от взглядов Кейнса.

Это и понятно, поскольку в отличие от краткосрочного анализа Кейнса, анализ экономического роста – долгосрочный анализ.

От гарантированного отличается естественный темп роста, который определяется в модели темпами роста рабочей силы и производительности труда и обеспечивает полную занятость.

Соотношения между значениями гарантированного и естественного темпов экономического роста определяет состояние экономики.

  • Если естественный темп роста превышает гарантированный, то доход растет быстрыми темпами, инвестиции растут, в экономике долговременный подъём.

  • Если естественный темп меньше гарантированного, то в экономике долговременная стагнация (ситуация, при которой экономика в течение длительного периода времени остается в фазе спада или депрессии).

  • Если фактический темп отклоняется от гарантированного, экономическая система отклоняется от состояния равновесия.

Идеальное развитие экономики обеспечивается равенством:

^ Фактический темп = гарантированный темп = естественный темп

Нарушение этого равенства приводит к тому, что динамическое равновесие неустойчиво.

Причина расхождений между гарантированным, естественным и фактическим темпами кроется, по мнению Харрода, в том, что в рыночной экономике не существует механизмов, которые автоматически обеспечивали бы требуемый уровень сбережений и инвестиций. Поэтому необходимо вмешательство государства.

Но главной заботой государства, по мнению авторов посткейнсианских моделей, является все-таки стимулирование совокупного спроса, чтобы обеспечить устойчивый равновесный рост экономики при полной занятости.

^ При этом особая роль отводится государственным расходам на развитие науки и техники, прежде всего в области фундаментальных исследований.

Заслуга модели Домара – Харрода (при всем ее несовершенстве):

показала связь между темпом роста экономики и темпом роста инвестиций.

Наличие такой связи подтверждено многочисленными эконометрическими проверками.

^ 3. Неоклассическая теория экономического роста. Модель экономического роста Р. Солоу.

Неоклассическая теория экономического роста.

Теоретической основой неоклассического подхода к анализу экономического роста послужили идеи экономистов-классиков, прежде всего А. Смита и Д. Рикардо.

Однако классики смогли дать лишь общую картину тех явлений, которые воздействуют на процесс экономического роста.

  • Они показали, что основой экономического роста служит реинвестирование части прибыли, то есть превращение части прибыли в капитал (в новый физический капитал), которое они назвали накоплением капитала.

  • Они доказывали (А. Смит), что экономический рост невозможен без технических сдвигов в форме углубляющегося разделения труда и изменений в методах производства.

  • Они установили (Д. Рикардо) тесную связь между проблемами экономического роста и проблемами распределения дохода, так как без дополнительного капитала невозможно участие дополнительного труда в производстве. Рикардо обосновал вывод о неизбежном понижении нормы прибыли, что ухудшает возможности накопления капитала, и, следовательно, затрудняет экономический рост. В то же время он отмечал, что развитие международной торговли действует в противоположном направлении, способствуя экономическому росту.

Основные методологические принципы неоклассической теории экономического роста заключаются в том, что она

  • имеет дело прежде всего с закономерностями роста потенциального ^ ВВП, отвлекаясь от отклонений от него фактического ВВП, поэтому она опирается на анализ среднегодовых темпов экономического роста за достаточно длительный период;

  • абстрагируется от природных факторов, считая их сравнительно постоянными, что делает эту теорию малопригодной для стран с крупным сельскохозяйственным производством и значительной добывающей промышленностью;

  • и, наконец, неоклассическая теория постулирует падающую предельную производительность капитала и труда и неизменную их совместную производительность.

Американский ученый Роберт Солоу в 1957 г. впервые произвел расчеты факторов роста для этой простой неоклассической модели, что привело к замене кейнсианской модели

неоклассической теорией роста.

Модель экономического роста Р.Солоу (50-е гг. ХХв.)

Рассмотрим предпосылки модели.

  • Рынки ресурсов совершенно конкурентны.

  • Использовал производственную функцию Кобба – Дугласа, в которой труд и капитал – субституты:

Y = F(K, L) или более конкретно

Y = × (1)

0<  < 1

 - доля капитала в доходе, (1 – ) - доля труда в доходе

  • Убывающая производительность капитала.

  • Постоянная отдача от масштаба

(сумма коэффициентов при факторах равна единице).

  • Неизменная норма выбытия (амортизации) δ.

  • Отсутствие инвестиционных лагов.


Рис.11.3
y

f(k)

MPk c
y sf(k)


k

k
i


  • Все параметры рассматриваются на единицу труда:

y = – производительность труда., k = – капиталовооруженность,

i = - инвестиции на единицу труда. Поэтому график производственной функции выглядит как на рисунке 11.3

  • закрытая экономика без государства.

Основное содержание модели

  1. В условиях равновесия (рисунок 11.4):

  • инвестиции равны сбережениям (i = s, s = sy) и пропорциональны доходу:

y = f(k) i = sf(k)

  • инвестиции равны выбытию капитала i = δk

  1. равновесие в модели устойчиво, следовательно,

Рис. 11.4
i, δk

δk


sf(k)


k

k*

если возникает несоответствие инвестиций выбытию, модель стремится к равновесному состоянию за счет колебания чистых инвестиций (стрелки на рисунке 11.4), и k* - устойчивый уровень капиталовооруженности, который соответствует долгосрочному равновесию экономики.

  1. Норма сбережений s(= норме накопления) в экономике определяет размер запаса капитала, следовательно, и объем производства.

^ ЧЕМ ВЫШЕ НОРМА СБЕРЕЖЕНИЙ, ТЕМ БОЛЬШЕ КАПИТАЛОВООРУЖЕННОСТЬ В УСТОЙЧИВОМ СОСТОЯНИИ И ВЫШЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

  1. Рост нормы сбережений вызывает период быстрого роста до достижения нового устойчивого состояния (рисунок 11.5).


^ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ РОСТ НОРМЫ СБЕРЕЖЕНИЙ НЕ ВЛИЯЕТ НА ТЕМП РОСТА

Рис. 11.5

i, δk δk
s2f(k)
s1f(k)

k

k*1 k*2
По мнению Р.Солоу:

  • В основе экономического роста – накопление капитала за счет роста инвестиций, что обусловливает рост капиталовооруженности труда

k = (так как при этом растет капиталоемкость продукции, предельная производительность капитала падает).

  • Рост капиталовооруженности труда ведет к росту производительности труда y = , но замедляющимся темпом (так как предельная производительность труда падает) – бордовая линия на рисунке 11.3

  • Основу роста инвестиций составляет рост нормы сбережений s = , что и обеспечивает экономический рост в краткосрочном периоде (рисунок 11.5)

I ↑ Y↑ или

s↑ ik↑
«Модель Солоу показывает, что норма сбережений является ключевой детерминантой величины устойчивой капиталовооруженности k*. Если норма сбережений выше, то экономика будет иметь при прочих равных условиях больший запас капитала и более высокий уровень производства». (Н.Г. Мэнкью. Макроэкономика. М.,1994, стр. 156)

Модель разработана на основе анализа громадного статистического материала о развитии экономики США за период с 1909г. по 1949г. Используя производственную функцию Кобба-Дугласа, которая позволяет использовать идею взаимозаменяемости факторов (К и L), Солоу показал, что только часть экономического роста может быть объяснена увеличением использования труда и капитала. Остаток экономического роста («остаток Солоу») он отнес на счет технического (технологического) прогресса, то есть

роста совместной производительности обоих факторов (TFP) вследствие их качественного совершенствования.

Включение технического прогресса можно представить как изменение уравнения производственной функции (1):

Y= A× × (2)

(коэффициент A характеризует совместную производительность факторов за счет технического прогресса).

Если представить эту функцию в темповой записи, то она примет вид:

= +  + (1 - )

Т.о. модель Солоу позволяет рассчитать долю участия каждого фактора в экономическом росте. Результат, к которому пришел Солоу (1957год), за что и получил Нобелевскую премию, теперь кажется тривиальным:

^ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ДОХОДА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ

(УРОВНЯ ЖИЗНИ) ЗАВИСИТ ОТ ТЕХНИЧЕСКОГО (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО) ПРОГРЕССА,

который проявляется в:

  1. расширении капитала (рост затрат капитала в соответствии с ростом затрат труда),

  2. углублении капитала (рост затрат капитала опережает рост затрат труда),

  3. технологической прогрессивности (разработка и внедрение новых продуктов и технологий).

Однако в самой модели Солоу технический прогресс выступает как экзогенный фактор.

Впоследствии ученые - неоклассики выделили два вида технического прогресса:

  • воплощённый (материализованный) – воплощается в физическом капитале (новой технике, новых материалах и т.д.);

  • невоплощённый - новые формы организации труда, достижения управленческой науки, маркетинга, накопление опыта и т.п.

Постепенно неоклассики начали понимать, что технический прогресс не является чем-то экзогенным (внешним) по отношению к экономике, а обусловлен внутренними силами самой экономики и ведет к росту предельной производительности факторов.

Дальнейшие исследования неоклассической школы связаны с детализацией различных факторов экономического роста, в том числе расходов на образование, научные исследования и разработки:

  • подчеркивают важность накопления человеческого капитала,

  • полагают, что технологический прогресс есть положительный внешний эффект накопления капитала.

Общим же недостатком всех неоклассических моделей является игнорирование проблем совокупного спроса, в частности, того факта, что инвестиции, являясь фактором совокупного предложения (за вычетом амортизации характеризуют прирост основного капитала), в то же время являются фактором совокупного спроса.

Что касается роли государства, то, по мнению Солоу, оно может, влияя на норму сбережений, увеличить темп экономического роста в краткосрочном периоде, но в долгосрочном он останется неизменным.

На основе модели Солоу Э.Фелпс сформулировал «золотое правило» экономического роста:

Так как равновесный (сбалансированный) экономический рост совместим с различными нормами сбережений, то необходимо найти оптимальное ее значение, при котором достигается максимальный уровень потребления.

^ 4. Макроэкономическая политика экономического роста.

В целях стимулирования экономического роста, государство использует методы бюджетно-налоговой (снижая налоги и увеличивая государственные расходы) и денежно-кредитной политики (увеличивая денежную массу и снижая процентные ставки), то есть осуществляет политику управления спросом.

Кроме того, государство осуществляет политику управления предложением, стимулируя рост производственного потенциала экономики. Эта политика включает:

  • меры по уменьшению налогообложения для увеличения доли работающих в общей численности населения;

  • финансовое стимулирование инвестиций в здания и оборудование, а также инвестиций в технологию, изобретение новых изделий и инновации;

  • меры по образованию и переподготовке кадров для увеличения числа работников требуемых квалификаций;

  • стимулирование конкуренции в финансовом секторе для повышения эффективности рынков капитала;

  • приватизацию и сокращение государственного контроля над промышленностью для поддержания эффективности промышленного производства;

  • содействие региональной политике, стимулируя мобильность рабочей силы;

  • снижение налоговых ставок и реформирование системы пособий по социальному обеспечению для создания стимулов к интенсивному труду;

  • обуздание власти профсоюзов для увеличения гибкости рынков труда.

Увеличению производственного потенциала экономики способствует также проводимая государством промышленная политика: государство берет на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Эта политика:

  • Во-первых, включает меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных в высокопроизводительные отрасли.

  • Во-вторых, государство берет на себя расходы на фундаментальные исследования, стимулируя научно-технический прогресс.

  • И, наконец, в-третьих, государство увеличивает расходы на образование, повышая качество рабочей силы и рост производительности труда.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы? iconВопросы ответы: Вопрос
Ответ: Месячная заработная плата работника полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности),...

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы? iconДля более четкого определения целей, стоящих перед нашим будущим...
Ответы на нижеследующие вопросы помогут создать точную картину общих задач и целей, а также позволят быстро и эффективно подготовиться...

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы? iconФормировать стремление активно
Расширять представление детей о книгах, воспитывать бережное отношение к ним. Учить использовать имеющиеся знания о героях сказок...

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы? iconА бдул-Баха Ответы на некоторые вопросы Перевод с английского
Для выражения интеллектуальных понятий приходится использовать cимволы и внешнюю форму 64

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы? icon2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Основная цель обучения по дисциплине «Экономика» – формирование экономического мышления и развития способности использовать знания,...

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы? iconКонкурс «Учебник из семейной библиотеки» Сочинение Тема : «Бабушкин учебник»
Мы кропотливо искали ответы на занимательные вопросы викторины. Заданий было двенадцать, две недели почти каждый вечер мы уделяли...

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы? iconУроках математики в начальной школе
На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и неважно, что только путем проб и ошибок. Тому, как вызвать интерес у ребенка к...

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы? icon1. Мировое хозяйство Понятие, субъекты и тенденции развития мирового хозяйства
Потенциал (ресурсы) мировой экономики это имеющиеся в распоряжении общества возможности для создания экономических благ и удовлетворения...

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы? iconРешение расчетных и качественных задач, закрепление умений использовать имеющиеся знания
Показать роль науки в познании мира, рассказать о вкладе российских ученых в “копилку научных достижений”

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы? iconИнтернет ресурсы для родителей
В данном разделе мы предлагаем перечень самых интересных и популярных сайтов для родителей и их детей, которые помогут вам найти...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск