Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации»






Скачать 273.56 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации»
страница1/3
Дата публикации30.09.2013
Размер273.56 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3




ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «экономической теории и финансов»

ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания кафедры Декан экономического факультета

№ от « » октября 2007 г. ________________В. Б. Акулов

Зав. каф. В. Б. Акулов « » 2007 г.

В. Б. Акулов
МАКРОЭКОНОМИКА
Учебно-методический комплекс

(для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации», «бухгалтерский учет, анализ и аудит», «государственное и муниципальное управление»

«финансы и кредит»)

Петрозаводск

2007

Содержание

^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 3

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 5

Цель дисциплины, задачи дисциплины, место дисциплины в профессиональной подготовке 5

Программа курса 6

1. Народнохозяйственная система (национальная экономика) как объект макроэкономики 6

2. Система национальных счетов (СНС) и кругооборот валового внутреннего продукта (ВВП). 7

3. Совокупный спрос и равновесный ВВП 8

4. Роль государства в макроэкономике. 8

5. Рынок денег в макроэкономике. 9

6. Рынок труда в макроэкономике и равновесный ВВП. 10

7. Типы макроэкономического неравновесия. 10

8. Макроэкономика открытой системы. 10

9. Макроэкономическая динамика 10

10. Модели, описывающие макроэкономическую систему как совокупность рынков. 10

11. Макроэкономическое регулирование. 11

12. Способы макроэкономического регулирования. Регулирование совокупного спроса. 11

13. Способы макроэкономического регулирования. Регулирование совокупного предложения. 11

14. Типы макроэкономической политики. Антиинфляционная политика. 12

15. Типы макроэкономической политики. Антикризисная политика 12

16. Теория и практика политико-делового цикла 12

17. Кейнсианская и классическая традиции в макроэкономике 12

Календарный план курса 12

Рабочая учебная программа дисциплины «Макроэкономика» 13

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 16

Список тем для самостоятельной контрольной работы студентов 16

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 16

Вопросы к экзамену 16

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 17

Основная литература 17

Рекомендуемая литература 18


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^ Петрозаводский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и финансов

УТВЕРЖДАЮ

Декан экономического факультета

___________________В. Б. Акулов

"___" _______________ 200__г.

^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «МАКРОЭКОНОМИКА»

для специальностей: «финансы и кредит», «менеджмент организации», «государственное и муниципальное управление», «бухгалтерский учет, анализ и аудит»

ГОС ВПО направления (специальности) финансы и кредит, менеджмент организации, государственное и муниципальное управление, бухгалтерский учет, анализ и аудит от 17.03.2000 (№№ 080507, 080109, 080105)

(подчеркнуть нужное, реквизиты и дата утверждения)

курс 4

семестр 2

лекции 32 (час.)

Зачет во 1-м семестре

Курсовой работы (проект) по дисциплине нет

Практическая работа по проблемам российской макроэкономики -1

Всего часов 32

Самостоятельная работа 32 (час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) 64 (час.)

2007 г.
(оборотная сторона титульного листа рабочей программы)
Рабочая учебная программа составлена д.э.н., профессором В. Б. Акуловым на основании государственного образовательного стандарта
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

Экономической теории и финансов
"__" _____________200__ г.
Заведующий кафедрой В. Б. Акулов


^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель дисциплины, задачи дисциплины, место дисциплины в профессиональной подготовке

Данный курс развивает основные положения, высказанные в Экономической теории. Предметом анализа является народнохозяйственная система в целом. Основными субъектами представляются непосредственные микроэкономические субъекты (фирмы, предприятия, корпорации, потребители) и субъекты регулирования - государственные институты, Центральный банк и мирохозяйственные институты.

Народнохозяйственная система обладает всеми признаками большой системы, в которой, наряду с силами, стремящимися к восстановлению равновесия, необходимыми представляются и попытки упорядочивания ее субъектами регулирования институтами. Они не являются непосредственными производителями, целью своего существования имеют как раз такое воздействие на систему, в результате которого преодолевается неравновесное состояние.

Регулирование народнохозяйственной системы достигается за счет изменения основных параметров Среды обитания хозяйствующих субъектов (ставки налогов, норма процента Центрального банка, предложение денег и др.). Специально следует отметить, что сами по себе импульсы, изменяющие параметры Среды обитания хозяйствующих субъектов, только побуждают реальных экономических субъектов к действию в предсказуемом направлении. Только конкретная деятельность последних изменяет положение в народнохозяйственной системе.

Макроэкономика рассматривает инструментарий (способы) макроэкономического регулирования. При этом глубоко анализируется связь между основными рынками: товарным, денежным и рабочей силы (труда). В содержательном плане рассматриваются такие макроэкономические явления и процессы, как: инфляция, безработица, дефицит государственного бюджета, государственный долг и др.

Важная роль при изучении данного курса отводится методологическому подходу к решению основным макроэкономических проблем. Мировая наука фактически исходит из существования двух макроэкономических традиций: классической и кейнсианской. Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, какие силы в конкретной народнохозяйственной системе преобладают: саморегулирования или необходимости воздействия на систему извне (регулирования). Это практически и предопределяет существование двух отмеченных выше подходов к макроэкономическому регулированию.

Курс макроэкономики имеет и важный прикладной аспект. Изучение поведения макроэкономических параметров и их предвосхищение - важнейшая деятельность по исследованию внешней Среды организации. Специфика российской макроэкономики предопределяет и специфику внешней Среды функционирования организации (фирмы) в условиях трансформируемой экономики России. Овладение инструментарием макроэкономического анализа - важный момент в подготовке экономиста высшей квалификации, особенно менеджера.

Программа курса

1. Народнохозяйственная система (национальная экономика) как объект макроэкономики

1.1. Макроэкономика как наука.

Наука и построение модели окружающего мира, рамки и ограничения при построении модели, устойчивые причинно-следственные связи, предмет и метод макроэкономики как науки.
1.2. Макроэкономические субъекты.

Критерии отнесения субъектов к экономическим, особенности (определение, характеристика) экономических субъектов. Два типа макроэкономических субъектов (функциональные и субъекты регулирования). Сопоставимость результата и затрат у производителя, потребителя и субъектов регулирования.
^ 1.3. Макроэкономическая система и ее развитие.

Определение экономической системы. Макроэкономическая система как совокупность рынков: товаров, денег, труда (закрытая), а также иностранной валюты (открытая). Макроэкономическая среда и ее роль в функционировании экономических субъектов. Изменение параметров среды — способ повышения эффективности функционирования экономических субъектов и системы в целом. Реакция на изменения. Объективное и субъективное в макроэкономической системе.
^ 1.4. Исторический генезис макроэкономической системы.

Натуральное хозяйство. Переход к товарному производству. Логика развития макроэкономической системы. Экономическая система, соответствующая периоду превращения рабочей силы в товар Экономическая система, соответствующая господству монополий. Экономическая система, соответствующая превращению государства в субъект регулирования макроэкономических процессов. Экономическая система, соответствующая регулированию национального хозяйства со стороны международных экономических институтов (открытая система). Усложнение системы как способ разрешения накопившихся в ней противоречий.
^ 1.5. Макроэкономическая система как информационная.

Основной информационный алгоритм функционирования экономических субъектов. Способы упорядочивания экономической системы (управление и регулирование). Проблема эффективности функционирования отдельного экономического субъекта в управляемой и регулируемой системе. Советская экономика как управляемая. Западная макроэкономическая система — пример регулируемой экономической системы. Сравнение эффективности функционирования управляемой и регулируемой систем в целом.
^ 1.6. Институты и макроэкономическая система.

Экономические институты (определение). Формальные и неформальные институты. Уровень развития институтов и эффективность макроэкономической системы. Основные рыночные институты: защиты прав частной собственности, защиты конкуренции, прав кредиторов и должников. Трансакционные издержки, риск и неопределенность.
^ 1.7. Равновесие и неравновесие в макроэкономической системе. Общий подход к равновесию и неравновесию в макроэкономической системе. Понятие и экономический смысл равновесного валового внутреннего продукта (ВВП). Тип и мера неравновесия, восстановление равновесия. Способность экономической системы к саморегулированию, рамки, в которых система способна к саморегулированию. Воздействие на экономическую систему извне для восстановления в ней равновесия. Переход от одного типа неравновесия к другому как характеристика макроэкономической динамики.
^ 1.8. Макроэкономические цели.

Пирамида целей. Непротиворечивость поставленных макроэкономических целей. Соотношение целей и средств их достижения. Роль асимметрии информации при принятии решений по упорядочиванию экономической системы. Рейганомика и «горбономика» (концепция перестройки и ускорения) как примеры постановки и реализации макроэкономических целей.
^ 1.9. Поведение экономических субъектов и состояние макроэкономической системы.

Ожидания экономических субъектов и их роль в макроэкономике. Адекватность восприятия макроэкономических импульсов субъектами и формирование их ожиданий. Способы определения ожиданий экономических субъектов. Материализация ожиданий и изменения в макроэкономической системе.
^ 1.10. Роль времени в макроэкономике.

Время как результат, наряду с благами и деньгами, хозяйственной деятельности. Возможности «сжатия» времени в экономике. Мгновенный, краткосрочный и долгосрочный временные интервалы в макроэкономике.

^ 2. Система национальных счетов (СНС) и кругооборот валового внутреннего продукта (ВВП).

2.1. Принципы построения СНС.

Макроэкономические показатели как результат агрегирования показателей уровня микро-. Исключение повторного счета при определении макроэкономических показателей. Равенство потока доходов и потока товаров. Производительность всех видов труда, приносящих законный доход. Объектом СНС являются блага и услуги, принимающие форму товара. Национальные системы бухгалтерского учета и СНС.
^ 2.2. Основные показатели системы национальных счетов.

Добавленная стоимость — основа СНС. Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП). Располагаемый доход. Международные сопоставления ВВП / ВНП. Паритет покупательной способности (ППС) валют.
^ 2.3. Система национальных счетов и марксистская система совокупного общественного продукта и национального дохода.

Понятие совокупного общественного продукта и национального дохода (чистого материального продукта). Неприменимость марксистского подхода к анализу состояния макроэкономической системы рыночного типа.
^ 2.4. Система национальных счетов и особенности ее реализации в современной России.

Бухгалтерский учет в России и наследие советского периода развития национальной экономики. Противоречия сложившейся системы бухгалтерского учета и определения показателей уровня макро-.

^ 3. Совокупный спрос и равновесный ВВП

3.1. Совокупный спрос и его агрегаты.

Определение совокупного спроса. Потребительский спрос, инвестиционный спрос, государственные расходы, чистый экспорт. Их определение на основе системы национальных счетов. Возможность регулирования совокупного спроса. Совокупный спрос как регулятор основных макроэкономических пропорций.
^ 3.2. Потребление и сбережение в макроэкономике.

Доход потребителя, потребление и сбережение. Предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению. Функция потребления, функция сбережения (экономический смысл). Основной психологический закон Дж. Кейнса. Превращение сбережений в инвестиции как основа эффективного функционирования макроэкономической системы. Роль доверия между экономическими субъектами и их ответственности в данном процессе.
^ 3.3. Мультипликатор инвестиций.

Причинно-следственные связи в макроэкономике и их количественное описание. Мультипликаторы. Мультипликатор инвестиций: экономический смысл, количественные оценки. Механизм мультиплицирования совокупного спроса и его пределы.
^ 3.4. Условия равновесия ВВП.

Равновесный ВВП соответствует максимально возможной эффективности макроэкономической системы. Все сбережения принимают форму инвестиций, равенство совокупного спроса совокупному предложению.

^ 4. Роль государства в макроэкономике.

4.1. Государство как регулирующий макроэкономический субъект.

Государство как экономический институт и субъект регулирования. Рынок как субъект народнохозяйственной координации (саморегулирование). Эффективность рынка, обезличенность рынка, провалы рынка. Эффективность государства как формы координации, экономические интересы государства, провалы государства. Теоретическое решение проблемы определения меры рыночного и меры государственного вмешательства в макроэкономическое(народнохозяйственное) регулирование (упорядочивание действий экономических субъектов).
^ 4.2. Макроэкономические функции государства.

Функции, которые государства может выполнять в экономике. Решение проблемы эффективности и справедливости. Взгляды А. Смита, Ф. Хайека, М. Фридмена, большинства современных исследователей на выполнение государством макроэкономических функций. Определение «правил игры». Защита конкуренции. Перераспределение ВВП через государственный бюджет. Производство общественных благ. Преодоление внешних эффектов. Необходимость макроэкономического регулирования.
^ 4.3. Совокупный спрос и государство (общий подход).

Влияние государства на величину совокупного спроса. Государственный бюджет, государственные расходы, трансферты, дефицит государственного бюджета и способы его покрытия (основные понятия и их макроэкономический смысл). Налоги как двухсторонняя взаимоответственная сделка между государством и экономическими субъектами. Роль несимметричной информации во взаимоотношениях экономических субъектов и государства. Регулирующая функция государственных расходов и налогов, мультипликатор с учетом деятельности государства.
^ 4.4. Долговое финансирование государства в макроэкономике.

Долговое финансирование как основа эффективного управления финансами производителей и потребителей. Принцип «сегодняшней оплаты вчерашних долгов и отнесения сегодняшних долгов на завтра» и возможность использования дефицита государственного бюджета и государственного долга для эффективного макроэкономического регулирования. Количественные пределы использования долгового финансирования государством. Эмпирические данные по развитым странам и России в области государственных финансов и государственного долга.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине
Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине
Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине
Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине в1 «экономическая информатика»...
Фгос впо (региональный компонент, блок опд) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и...

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации» iconЛитература история литературы теория и история литературы учебно-методический...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации» iconЖизнедеятельности
Учебно-методический комплекс предназначен студентов Кировского филиала спбивэсэп, обучающихся по всем направлениям и специальностям....

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория вероятностей и...
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»,...

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс...

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: «менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине уфа 2007 удк 330
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся в Башкирской академии государственной службы и управления при...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск