Лечебная педагогика






НазваниеЛечебная педагогика
страница1/12
Дата публикации03.12.2014
Размер2.17 Mb.
ТипМонография
top-bal.ru > Экономика > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Л.А. Саркисян, Т.Х. Латышева, Э.К. Белозеров,

Н.А. Государев, Н.А. Корягин,

Е.Е. Олесов, В.В. Чураков
ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Научный руководитель и редактор доктор физико-математических наук, профессор Л.А. Саркисян

Монография представляет обобщение научно-методических и практических результатов по лечебной педагогике, предложенной и реализованной в Московском институте-интернате с целью поддерж­ки учебного процесса в специализированном высшем учебном заве­дении для инвалидов-опорников с дополнительными психосоматиче­скими заболеваниями.

Эта поддержка осуществляется медицинской, оздоровительной, психологической и логопедической помощью.

Для специалистов, работающих в учебных заведениях различного типа и уровня, в которых обучаются лица с психосоматическими за­болеваниями, и, в первую очередь, в специализированных средних и высших учебных заведениях для лиц с ограниченными возможностя­ми здоровья.

ISBN 5-87819-056-7

Л.А. Саркисян, Т.Х. Латышева, Э.К. Белозеров, Н.А. Государев, Н.А. Корягин, Е.Е. Олесов, В.В. Чураков, 2000

Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, 2000
Введение

В историю отечественного высшего образования инвалидов не­сомненно войдет 1988 г., когда Л.А. Саркисян выдвинул и обосновал предложение о создании специализированного очного высшего учеб­ного заведения интернатного типа для инвалидов-опорников - вуза интерната в связи с отсутствием в стране «безбарьерной среды». Речь шла об учебном заведении инвалидов как с врожденной, так и приобретенной инвалидностью (спинальниках, ампутантах, с детским церебральным параличом, с заболеваниями костной и мышечной систем). Это предложение было поддержано созданным в мае 1988 г. Московским городским обществом инвалидов, в состав правления которого на общественных началах был избран Л.А. Саркисян, а так­же созданным в июле Всероссийским обществом инвалидов, в кото­ром он возглавил комиссию ЦП ВОИ по народному образованию.

Обращение обществ инвалидов в Правительство страны о созда­нии вуза-интерната не сразу было принято. Освещение этой пробле­мы на телевидении и по радио, публикации в прессе, тысячи писем поддержки свидетельствовали об актуальности проблемы. Прошло несколько лет «борьбы» и лишь 11 октября 1990 г. вышло постанов­ление Совмина СССР о создании в Москве института-интерната для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (МИИ). Это был первый прорыв в стране в области высшего специального обра­зования инвалидов. Создание МИИ являлось одним из реальных и значимых дел Всероссийского общества инвалидов в период его ста­новления. Позднее были созданы для инвалидов с различной патоло­гией специализированные институты в Москве, Новосибирске и Волоколамске, а также открыты факультеты, отделения, центры и группы в традиционных вузах (Красноярск, Челябинск, Санкт-Петербург, Владимир, Нижний Новгород и др.). Обсуждается вопрос о создании институтов-интернатов в Махачкале и Ижевске.

Уже в 1991 г. стало ясно, что наряду с «безбарьерной средой», ин­валиды-опорники нуждаются в комплексной медицинской, оздорови­тельной и психологической помощи. Этот вывод подкрепился в 1992/93 учебном году при создании и в период работы подготовительного от­деления МИИ, многие слушатели которого были подвержены, наряду с основной патологией, дополнительным психосоматическим заболева­ниям. Начиная с 1993 г., институт пошел по пути пятилетнего срока обучения (ежегодный прием 50 студентов на конкурсной основе) при поддержке учебного процесса «лечебной педагогикой» (медицинской,

оздоровительной, психологической и логопедической помощи), на ко­торую в расписании занятий выделены дополнительные академиче­ские часы. Благодаря лечебной педагогике сохраняются здоровье и работоспособность студентов, низок отсев по психосоматическим за­болеваниям. Обучение на пяти факультетах (юридическом, экономиче­ском, лингвистики и межкультурной коммуникации, редакционно-издательском и прикладной математики) осуществляется на основе государственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования без адаптации программ.

За семь лет в институт было принято 362 студента из различных регионов России, а также СНГ. Распределение студентов по группам инвалидности: 25% - первая, 50% - вторая и 25% - третья. 70% сту­дентов имеют диагноз - детский церебральный паралич. Обычно ин­валиды первой группы обучались на дому, а не в школах-интернатах. В МИИ они обучаются очно, что стало возможно благодаря лечебной педагогике.

Семилетний опыт практической работы института свидетельству­ет, что создано новое научное направление в педагогике очного выс­шего специального образования инвалидов-опорников. Начиная с 1998 г. осуществлен выпуск специалистов трех наборов в количестве 116 человек, многие из которых трудоустроились. Это свидетельству­ет о реальной интеграции инвалидов в общество благодаря высшему профессиональному образованию.

Настоящая монография представляет обобщение научных и практи­ческих результатов, полученных МИИ. Введение, главы I-IV и заключе­ние написаны ректором института, доктором физико-математических наук, профессором Л.А. Саркисяном, глава V - проректором по учебной работе, кандидатом технических наук, профессором Э.К. Белозеровым, глава VI - заведующим студенческим реабилитационным отделением Городской поликлиники № 41 В.В. Чураковым, глава VII - заведующим кафедрой лечебно-оздоровительной физкультуры, кандидатом педаго­гических наук, профессором Н.А. Корягиным, глава VIII - заведующим проблемной лабораторией, кандидатом медицинских наук Н.А. Госуда­ревым, глава IX - старшим научным сотрудником проблемной лаборато­рии, кандидатом педагогических наук, доцентом Е.Е. Олесовым, глава X - проректором по научной работе, кандидатом экономических наук, до­центом Т.Х. Латышевой. Общее научное руководство осуществлял про­фессор Л.А. Саркисян.

Авторы монографии надеются, что разработанные методики и достигнутые результаты по лечебной педагогике окажутся полезными для специалистов, работающих в учебных заведениях различного типа и уровня, где обучаются лица с психосоматическими заболева­ниями и, в первую очередь, в специализированных средних и высших учебных заведениях лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Глава I Специальное образование

Возникновение и развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и с проблемами в поведе­нии в различных странах осуществлялось в соответствии с уровнем политико-экономического развития, национальными интересами, со­стоянием духовности, культуры и гуманностью общества. Повсемест­но основной целью специализированного образования является ин­дивидуальный подход с целью воспитания и развития обучаемого, получения им профессии для последующей интеграции в общество.

Первое специализированное учебное заведение было создано в Нидерландах в 1790 г. для глухих. Через 20 лет открылась аналогич­ная школа для слепых. Россия стала второй страной, открывшей спе­циализированные школы для глухих (1806 г.) и слепых (1807 г.). Ши­рокое развитие специализированные школы для лиц с ограниченны­ми возможностями здоровья и «проблемных» детей получили в нача­ле двадцатого века, особенно после второй мировой войны.

По данным ООН в мире насчитывается примерно 10% инвалидов, т.е. около 600 млн. человек. В промышленно развитых странах этот коэффициент еще выше. Так, в Швеции при населении 8,5 млн. насчи­тывается около 1,8 млн. инвалидов (около 21%). Численность инвали­дов в США составляет 46 млн. человек (примерно 18% населения).

В России, по данным Минтруда РФ, число инвалидов примерно рав­но 11 млн. (около 7% населения). Ежегодно, начиная с 1995 г., впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек и половина из них лица трудоспособного возраста. Восстанавливают способность к труду 2,2% инвалидов. В России трудоустроено только 15% инвалидов.

Наряду с врожденной инвалидностью (родовые травмы, воздей­ствие неблагополучной экологии и др.), люди приобретают анатоми­ческие дефекты в результате несчастных случаев (в армии, на произ­водстве, в быту, на транспорте, из-за стихийных бедствий). Многие из пострадавших имеют законченное среднее и незаконченное высшее образование и зачастую не в состоянии учиться дальше из-за отсут­ствия «безбарьерной среды».

За последние годы положение инвалидов в России резко ухудши­лось, что обусловлено развалом экономики, растущей инфляцией, ростом цен и низкими пенсиями. Далеки от цивилизованного уровня решения проблем жилья и трудоустройства, низок уровень медицин­ского и транспортного обслуживания, неудовлетворительно качество и количество инвалидной техники, несовершенна система образова­ния инвалидов и не решена проблема высшего профессионального образования.

В современных условиях наличие профессии имеет решающее значение при трудоустройстве любого физического лица и особенно инвалида. Полноценная интеграция инвалидов в общество малове­роятна, если они не имеют профессионального образования, особен­но высшего. Для получения образования и последующего трудоуст­ройства инвалидам должны быть созданы соответствующие условия [1, 2]. Принятие законов в отношении образования и трудоустройства инвалидов и реальное претворение их в жизнь будут свидетельство­вать о готовности каждой страны к интеграции инвалидов в общество. Таким образом, встает основной вопрос, готова ли каждая страна к интеграции инвалидов в общество.

Законы «О специальном образовании» (об образовании лиц с ог­раниченными возможностями здоровья и с проблемами в поведении), согласно которым государство берет на себя расходы по функциони­рованию специального образования, были приняты в Нидерландах (1901 г.), Италии (1923 г.), Дании (1933 г.). Китае (1951 г.), Швеции (1955 г.), Бельгии и Восточной Германии (1970 г.), Западной Германии (1973 г.), США (1975 г.), Финляндии (1977 г.), Японии (1978 г.), Вели­кобритании и Греции (1981 г.), Франции (1989 г.).

Несмотря на функционирование в России разветвленной сети специализированных учебных заведений, до сих пор отсутствует за­кон «О специальном образовании», обсуждение которого в Феде­ральном собрании РФ началось в 1995 г. Дважды этот закон, приня­тый Федеральным Собранием РФ, не утверждался Президентом РФ - в 1997 и 1999 г.г. Новое рассмотрение закона начнется в 2000 г.

Система специализированного образования имеет как вертикаль­ную, так и горизонтальную структуру. Первая основывается на возрас­тных особенностях обучаемых и уровнях образовательных программ, вторая - учитывает психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушений.

В России вертикальная структура специального образования со­стоит из 5 уровней:

- период раннего младенчества (от 0 до 3 лет);

- дошкольный период (от 3 до 7 лет);

- период обязательного обучения (от 7 до 16 лет);

- период среднего образования и профессиональной подготов­ки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года для слепых, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата);

- период обучения взрослых-инвалидов.

Дети с отклонениями в развитии получают образование на основе:

- специальной (коррекционной) школы (дневная или вечерняя);

- специальной (коррекционной) школы-интерната;

- реабилитационного центра;

- коррекционного класса при общеобразовательном учрежде­нии;

- индивидуального обучения в общеобразовательном учрежде­нии;

- обучения на дому;

- экстерната;

- обучения в условиях стационарного лечебного заведения;

- школы-профилактория.

Лица с отклонениями в развитии получают среднее и профессио­нальное образование в учреждениях:

- специальных средних школах;

- специальных производственных мастерских;

- центрах социально-трудовой реабилитации;

- специальных профессиональных училищах.

Для взрослых лиц с отклонениями в развитии функционируют:

- вечерние школы;

- специальные техникумы;

- специальные группы в техникумах и вузах;

- реабилитационные центры;

- учебные и производственные мастерские от общества слепых, глухих и инвалидов;

-специализированные вузы с 1990 г. (Минобразования, Мин-

культуры, Всероссийского общества слепых). Горизонтальная структура специального образования осуществ­ляется 8 видами специальных (коррекционных) учреждений для детей с отклонениями в развитии:

I - для глухих (классы для умственно отсталых детей);

II - для слабослышащих (классы для умственно отсталых

детей);

III - для слепых (классы для умственно отсталых детей);

IV - для слабовидящих (классы для умственно отсталых де-

тей);

V - с тяжелыми нарушениями речи;

VI - с нарушениями опорно-двигательного аппарата (классы

для умственно отсталых детей);

VII - с задержкой психического развития;

VIII - для умственно отсталых детей (специальные классы для

глубоко умственно отсталых детей, классы для детей с комбинированными и сложными дефектами).

12

Изменение численности учащихся со специальными нуждами в России с 1990 по 1995 г. г. представлено в таблице 1 [3].

Таблица 1

Динамика соотношения численности учащихся со специальными нуждами в России


Категории учащихся

Количество учащихся



1900/1991 уч. год

1992/93 уч. год

199*95 уч. год



тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

Всего учащихся, в том числе:

365,1




397,1




423,1




- с нарушением интеллекта

258,7

70,8

228,6

57,6

214,5

50,7

- с задержкой психического развития

52,9

14,5

112,3

28,5

154,0

36,4

- с нарушением слуха

23,7

6,6

22,7

6,2

22,6

5,8

- с нарушением зрения

11,5

3,2

10,7

3,1

10,9

2,7

- с тяжелым нарушением речи

10,8

3,1

11,0

3,0

11,5

2,9

- с нарушениями двигательной сферы

6,5

1,8

6,0

1,6

6,1

1,6

В настоящее время 1,8 млн. детей (4,5 процента), проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

На 1999 г. в системе Минобразования России из 352 тысяч детей дошкольного возраста 127,8 тысяч посещают 1629 дошкольных обра­зовательных учреждения компенсирующего вида и 224,2 тыс. - ком­пенсирующие группы при 6841 дошкольных образовательных учреж­дениях. Число школьников - 480,7 тыс. человек, из них 277,7 тыс. обучаются в 1889 специальных образовательных учреждениях 8 ви­дов и 203 тысячи посещают специальные классы общеобразователь­ных учреждений [4].

Подростки и молодежь, имеющие отклонения в развитии, имеют возможность (пока ограниченную) для продолжения обучения в учреж­дениях профессионального образования или в их структурных подраз­делениях- в специальных, или в форме интегрированного обучения:

• начального профессионального образования - 48;

• среднего профессионального образования - 9;

• высшего профессионального образования - 20.

К сожалению, система специального образования детей-инвалидов охватывает лишь 50 процентов нуждающихся, что приво­дит к необходимости интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Это требует создания нормативно-правовой и материальной базы.

Необходимы учебники нового поколения, новые учебные планы и программы, учебно-методические пособия, технические средства обуче­ния. Большую помощь окажет ранняя диагностика состояния здоровья, если перенести начало коррекционной работы на дошкольный возраст. Требуется увеличение числа профессиональных учебных заведений (начального, среднего и высшего уровня образования).

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии работают около 90 тысяч педа­гогов. Только 10 процентов из них имеют специальное (дефектологи­ческое) образование. Подготовка учителей-дефектологов ведется по пяти специальностям (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофре­нопедагогика, логопедия и специальная педагогика) на специальных факультетах и отделениях 27 педагогических вузов страны. Суммар­ный выпуск дипломированных специалистов составляет ежегодно около 3 тысяч человек.

На 1999 г. в системе Минтруда России инвалиды получают про­фессиональное обучение в 42 специальных техникумах и ПТУ на ос­нове интернатов, входящих в систему социальной защиты населения, в которых обучаются около 7 тысяч инвалидов и где готовят специа­листов по 12 специальностям среднего профессионального образо­вания и 29 профессиям начального профессионального образования.

Из 13 техникумов в 5-ти готовят бухгалтеров и экономистов, в 2-х обучают изготовлению изделий из кожи, в 2-х изучают швейное про­изводство, в 1-м готовят мастеров по ремонту радиоэлектронной тех­ники, в 2-х готовят организаторов социальной работы, в 1-м - музы­кальных работников.

В 29 профтехучилищах готовят мастеров для бытового обслужи­вания: по ремонту часов (4 заведения), бытовой техники (10 заведе­ний), телевизоров и радиоприемников (6 заведений), одежды и обуви (7 заведений), портных и швейников (30 заведений). Поскольку быто­вое обслуживание во всех регионах сворачивается из-за убыточно­сти, шансов устроиться на работу у выпускников техникумов и ПТУ крайне мало, что свидетельствует о необходимости переориентации профессий.

До 30 тысяч инвалидов ежегодно нуждаются в обучении и пере­обучении. Однако эта потребность не удовлетворяется, ибо она свя­зана со строительством новых профессионально-реабилитационных учреждений и поиском новых современных организационных форм и решений.

Отметим, что в связи с войнами и индустриализацией отмечается значительный рост лиц с приобретенной инвалидностью - ампутантов и спинальников, имеющих законченное среднее или незаконченное выс­шее образование. Так, если ежегодный выпуск по всей России школ-интернатов с ДЦП составляет 150 человек и столько же выпускников техникумов-интернатов всех видов инвалидности, то число лиц, полу­чивших увечья на транспорте, за один год составляет 180 тысяч человек и число раненых в Чеченской Республике военнослужащих за последний год составило около 6,8 тысяч человек (на 1 июня 2000 г.). Сюда не включены инвалиды из числа коренных жителей республики.

Знакомство с системой образования инвалидов в развитых стра­нах Европы, Азии и США показало, что среднее образование инвали­ды получают как в государственных, так и в частных специализиро­ванных школах и спецклассах обычных школ, интегрирование - в обычных школах, а также на дому. Получили распространение в 15 странах малые (частные) Кемпхилльские школы.

Число детей в различных типах специальных учреждений в Дании приведено в таблице 2 [5].

Таблица 2

Число детей в различных типах специальных учебных

заведений Дании и их процентное соотношение к общему числу

населения (по статистическим данным на 1992 г.)

Формы специального образования

Число

%

Связанное с массовой школой:







- в классе

- в клинике/группе

- индивидуальное

Не связанные с массовой школой: - спец. класс при массовой школе

- спец. школа муниципальная

- спец. школа районная

- индивидуальное

Школы наблюдения

Итого

Другие типы спец. образования

12451

45977

10387

6033

1258

2378

418

527

79429

4083

1,97

7,28

1,64

0,96

0,20

0,38

0,07

0,08

12,57

0,65

Состояние со специальным образованием в Западной и Восточ­ной Германии до их объединения представлено в таблицах 3-6.

В 1986 г. специальным образованием в Западной Германии было охвачено 261464 учащихся. Численность таких учащихся по разным оценкам составляют 7% от общего числа учащихся. Выделяются сле­дующие категории учащихся с отклонениями в развитии (таблица 3) [6]:

Таблица 3

Распределение учащихся (процентное) с отклонениями в развитии

Виды категорий учащихся с отклонениями в развитии

Численность

- с трудностями в обучении

- с нарушениями речи

- с нарушениями поведения

- умственно отсталые

- с двигательными нарушениями

- слабослышащие

- слабовидящие

- глухие

- слепые

2,5

2,0

1,0

0,6

0,3

0,3

0,3

0,05

0,012

Итого:

7,062

Эта численность детей с отклонениями в развитии сохраняется таковой примерно и сегодня. По данным статистики в Западной Гер­мании среди всех детей и подростков (от новорожденных до 19 лет) в настоящее время насчитывается 940 000 детей и подростков, нуж­дающихся в специальной педагогической помощи. Среди учащихся 10-летней обязательной школы их число составляет 490 000! Понят­но, что для такого большого числа детей нет экономических условий и бессмысленно создавать специальные учреждения для их обучения.

Таблицы 4 и 5 иллюстрируют состояние со специальным образо­ванием в Восточной Германии в 1989 г.

Таблица А

Динамика развития специального обучения в Восточной Германии


Годы

Количество

Количество

Количество учащихся




специальных

специальных

в специальном




школ

классов

образовании

1970

22

415

4,967

1975

26

447

4,848

1980

30

464

4,932

1985

27

561

5,241

1966

29

575

5,226

1967

30

589

5,326 •

1988

32

621

5,709

1989

33

638

6,140


Таблица 5

Количество специальных школ в Восточной Германии

по видам отклонений в развитии

(по состоянию на 1989 г.)



Виды специальных школ

Количество

Количество

Количество




специальных

специальных

учащихся




школ

классов




Вспомогательные школы

19

356

3 731

Школы для детей с нарушением речи

6

88

1023

Школа для глухих

1

20

144

Школа для слабослышащих

1

26

218

Школа для слепых и слабовидящих

1

17

169

Школа с классами выравнивания

1

37

303

Школа для детей с двигательными

1

34

310

нарушениями










Школа в системе здравоохранения

3

60

242

Вспомогательные профессиональные

2

75

758

школы










Профессиональные классы для глухих

-

5

34

Отметим, что в Западной Германии до объединения функцио­нировало 50 специализированных политехникумов типа Фольмар-штайна (таблица 6).

Таблица 6 Специализированный политехникум в Западной Германии

Специальность

Численность студентов

Торговля

Металлообработка

Электротехника

Графика

Ремесла

100

78

45

30

47

Подготовка к профессиональной деятельности




Выбор профессии

Курсы по выбору профессии

42

24

Итого

366

Политехникум располагает целым комплексом зданий с помеще­ниями для обучения, спорта, досуга, питания и медицинского обслу­живания. Имеются два корпуса под общежития. Обучение длится до 3,5 лет и заканчивается выпускными экзаменами.

В 1992 г. было принято решение о создании 18 политехникумов в восточной части Германии.

В Германии инвалиды могут продолжить учебу в вузах. Выбор учебного заведения и специальности осуществляется в консультаци­онном бюро вуза. Учитываются проблемы инвалидов (слепых, глухих, опорников, с хроническими заболеваниями) в период проживания в общежитии, питания в столовой, пользования библиотекой, в процес­се обучения, экзаменов, включая финансирование образования, пре­дусмотрев уменьшение налога.

Особой формой обучения является заочное, когда по разным причинам получить образование в очных учебных заведениях нет возможности. Место обучения, время и скорость обучения определя­ются самими студентами. Учебные материалы доставляются по поч­те. Индивидуальное обслуживание осуществляется, как правило, в учебных центрах или по телефону, в особых случаях - при домашнем посещении наставников. В настоящее время можно пройти курс заоч­ного обучения и получить диплом только в заочном университете го­рода Хагена.

В Австрии издано распоряжение Минтруда относительно особых требований к строительству и обеспечению учебных заведений, что­бы инвалиды могли получать медицинскую, социальную, педагогиче­скую и психологическую помощь.

В Италии число учащихся в 6627 спецклассах составило в 1968 г. 60670 человек (1,23% от общего числа школьников). Чтобы снизить затраты на спецобучение, осуществлен переход к интегрированному обучению. В этом случае школа обязана иметь одного учителя под­держки на двух учащихся с проблемами развития в случае их тяже­лой патологии и одного учителя - на четырех детей со слабыми и средними отклонениями. Учитель поддержки работает в учреждении дошкольного образования 30 часов в неделю, в начальной школе - 24 часа и в средней школе - 18 часов в неделю [8].

18

В Нидерландах число детей в спецшколах в 1993 г. составило 113 тысяч (таблица 7). В настоящее время в 29 спецшколах обучают­ся 3500 детей-опорников [9]:

Таблица 7

Число учащихся в специальном образовании в Нидерландах с 1928 по 1993 годы

Годы

Число учащихся

1928

8000

1938

14000

1948

24000

1958

50000

1968

70000

1978

87000

1988

103000

1991

110000

1993

113000

В Бельгии специальным образованием охвачены дети в возрасте от 3 до 21 года. Специальное образование организовано для учени­ков с физической, сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. Детям, которые могут посещать занятия в обычной школе, обеспече­на дополнительная помощь специалистов (логопед, физиотерапевт, педиатр и др.) [10],

В Швеции число спецклассов составляет 15% от числа обычных классов. Численность учащихся с нарушением разных функций (сле­пые, глухие, слепо-глухие, опорники) в классах общеобразовательной школы в 1993/1994 гг. составила 5300 человек, из них 530 обучались в спецклассах этих школ и 800 - в спецшколах [11].

В Великобритании 20% детей нуждаются в специальном образова­нии и только 2% детей местные органы обеспечивают образование. В 1990 г. в Англии и Уэльсе насчитывалось 1439 спецшкол, в которых обучались 1,3% учащихся со специальными нуждами [12].

В США количество детей и подростков в возрасте от 3 до 21 года, получающих специальное обучение, составляет примерно 4,6 млн (6,7%). В связи с тем, что многие дети до школы не диагностируются как дети со специальными нуждами, их число в возрасте от 6 до 17 лет гораздо больше и равно 9,6% (таблица 8). При этом число ано­мальных детей школьного возраста в различных штатах различно.

19

Таблица 8

Дети в возрасте 6-17 лет с отклонениями в развитии (процентное), по данным Департамента образования США (1992)

Типы отклонений в развитии

Количество детей с

Распределение детей с




отклонениями в общем

отклонениями по типам




населении

аномалий

Трудности в обучении

3,89

49,1

Нарушения речи

2,37

22,7

Умственная отсталость

1,15

12,7

Серьезные нарушения эмоциональной

.0,89

9,0

сферы

W




Комплексные нарушения

0,21

2,2

Нарушения слуха

0.13

1,4

Двигательные нарушения

0,11

1,1

Другие нарушения здоровья

0,13

1,3

Нарушения зрения

0,05

0,5

Слепоглухонемые

менее 0,01

менее 0,01

По официальным данным за 1998 г. в США только 12% от общего числа детей с нарушениями было охвачено специальным образова­нием. В большинстве штатов до 70-х годов дети, даже с небольшими отклонениями в развитии, были практически исключены из образова­тельного процесса [13, 14].

В Китае, по выборочной переписи, в 1987 г. насчитывалось 51 млн. 640 тысяч человек с различными отклонениями, количество де­тей школьного возраста составило 6 млн. человек. Однако уровень охвата таких детей специальным образованием ниже, чем в России, США, Японии и других странах [15].

В Японии расходы на одного учащегося специальной школы в 10 раз выше, чем в массовой школе (начальной) и в 8,3 раза выше, чем в массовой средней школе. Стандартное число детей с нуждами, в спецклассах массовой школы - 10 человек, в классе специальной школы - 7 и 3 - в классе детей с двумя и более видами нарушений.

Ежегодно около 400 инвалидов поступают в университеты и около 100 - в двухгодичные колледжи.

В Японии в специальном образовании один учитель приходится на 2,3 ученика и на 1,7 ученика приходится 2 человека из обслужи­вающего персонала, включая сестер-хозяек.

Ежегодно 23 государственных и частных университета Японии оканчивают 3800 специалистов для работы в спецшколах [16].

20

Начиная с конца семидесятых годов экономически развитые стра­ны начали создавать инфраструктуру для беспрепятственной жизни инвалидов.

Практически во всех странах инвалиды получают высшее про­фессиональное образование вместе со здоровыми. В то же время в США инвалиды, наряду с обучением в колледжах и университетах (до 1% от общего числа студентов), получают высшее образование в специализированных институтах для глухих (Рочестер) и слепых (Ва­шингтон). Отметим, что американской общественности стоило боль­ших усилий сохранение этих специализированных учебных заведений для инвалидов.

Проведенный обзор показывает, что финансовые затраты на спе­циальное образование в связи с увеличением числа лиц с ограничен­ными возможностями здоровья возрастают с каждым годом и они становятся обременительными для стран с высоким уровнем инва­лидности даже экономически благополучных. Это обстоятельство явилось одним из основных (правда, не афишированным) доводов перехода преимущественно к интегрированному обучению в ряде развитых стран (Швеция, США, Дания, Великобритания, Франция, Италия). Основные, широко известные доводы сторонников интегри­рованного обучения основаны на реализации равных прав инвалидов со здоровыми во всех областях с целью социальной адаптации и ин­теграции инвалидов в общество. Вместе с тем зарубежные специали­сты отмечают следующие положительные и отрицательные стороны интеграции [11]:

Положительные стороны:

1. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества.

2. Ребенок не отделен от нормальных детей, которые могли бы спо­собствовать его социальному равенству.

3. Если ребенок посещает местную школу, нет необходимости отры­вать его от родителей.

Отрицательные стороны:

1. Ребенок со специальными нуждами, обучаясь в обычном классе, не всегда получает необходимую помощь.

2. Ребенок со специальными нуждами требует много внимания со стороны учителя, что негативно сказывается на других учениках.

3. Специалисты разных областей специального образования не все­гда доступны всем школам страны.

4. Проблемы с финансированием школ могут привести к тому, что незначительные средства, выделяемые для детей со специаль­ными нуждами, будут рассеяны по многим школам и классам.

21

5. Ребенок с трудностями в обучении может чувствовать себя «ту­пым» по сравнению с одноклассниками. Ему трудно найти друзей. Также есть риск дискриминации со стороны других учеников.

Все это свидетельствует о нецелесообразности сплошной инте­грации образования.

Отметим, что обследования, проведенные в разных странах, по­казали - не более 2-х процентов (от общего количества) детей с на­рушениями не способны к обучению.

Интеграция обучения детей со специальными нуждами может быть достигнута разными путями:

- совместное обучение в классе обычной школы одного или несколь­ких проблемных детей;

- раздельное обучение в специализированном классе обычной школы;

- обучение по разным программам в рамках одной школы;

- организация в специализированной школе классов для здоровых детей;

- совместное обучение в специализированной школе.*

Следует подчеркнуть, что специальное образование - это дина­мичная, постоянно изменяющаяся и спорная область. Изменения и мо­дификации происходят в отношении общества к инвалидам, в законо­дательстве о специальном образовании, в предоставлении специаль­ной помощи и в психологических теориях, лежащих в основе воспита­ния и обучения учащихся с отклонениями в развитии [13].

Интеграция - это не цель, а инструмент для развития и нормали­зации детей со специальными нуждами. Однако ни в одной стране не идет речь о сплошной интеграции образования.

На наш взгляд открытым остается главный вопрос - качество ин­тегрированного образования в школе. О нем нет данных по странам, использующим интегрированное обучение. Не прослеживается даль­нейшее обучение инвалидов в высшей школе. Какой смысл интегри­рованного обучения в школе при падении качества образования, т.е. примат формы над содержанием.

В последнее время дискуссируется вопрос о снятии ярлыка с де­тей-инвалидов, связанного с типом посещаемой школы по медицин­ской диагностике, так как дети-инвалиды с явными физическими недос­татками воспринимаются окружающими особым образом. Иначе об­стоит дело в отношении детей с менее очевидными и более трудно

В ряде регионов России в силу экономических трудностей получила развитие такая форма обучения.

22

поддающимися выявлению недостатками. В связи с этим появились предложения за разделение типов специального образования не на основе дифференциации по дефектам ребенка, а на основе индивиду­альных потребностей в подходе к обучению [9] или приобретаемому направлению обучения (образования), специальности. Считаем, что такой переход в названии учебных заведений является гуманным.

В заключение сошлемся на мнения отечественных ученых отно­сительно интегрированного обучения лиц с проблемами развития в России.

Шведско-американская модель интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов со здоровыми не может быть полностью перенесена к нынешним условиям России, в которой за многие десятилетия сложилась отечественная система спе­циализированного образования. Перевод таких детей в массовую шко­лу и классы равносилен практически приостановлению их образования из-за отсутствия экономических условий, безбарьерной среды, педаго­гических кадров, технических средств обучения и т.д. [3].

Поспешное широкое внедрение идей интеграции в образование в современных российских условиях, попытка подмены системы специ­ального образования тотальной интеграцией могут привести не к ис­комому равенству прав, а к потере такими лицами возможности полу­чить образование, обеспечивающее продвижение в их развитии. При­знавая интеграцию важной стратегической задачей развития системы специального образования инвалидов на данном этапе, следует рас­сматривать ее как один из возможных и необходимых подходов к ре­шению вопроса образования детей [17].

'
23



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лечебная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление: 050700. 62 «Педагогика»
Направление: 050700. 62 «Педагогика», профили «Управление дошкольным образованием», «Детская практическая психология», «Социальная...

Лечебная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050700. 62 «Педагогика»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История образования и педагогической мысли» с другими дисциплинами направления...

Лечебная педагогика iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Лечебная педагогика iconСтарший воспитатель Харина Н. В. Музейная педагогика как средство...
Музейная педагогика – область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта в условиях музейной среды на основе междисциплинарного...

Лечебная педагогика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»

Лечебная педагогика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Лечебная педагогика iconАртаманова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб пособие
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Лечебная педагогика iconПервый московский государственный медицинский
Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия

Лечебная педагогика iconШпаргалка по педагогике (для педагогов) Понятие педагогики и этапы...
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов...

Лечебная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050700. 62...
...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск