МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
(название университета, института) Направление подготовки: 080100 Экономика
Программа подготовки: Экономика предприятий. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятий
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
(название)
Цикл:
| Общенаучный (М1)
|
| ^
| базовая
|
| № дисциплины по учебному плану:
| ИПЭЭф; М1, 1
|
| ^
| 108
|
| Трудоемкость в зачетных единицах:
| 3
| ^
| Лекции
| 1час
|
| Практические занятия
| 2 час
|
| ^
| 0 час
|
| Расчетные задания, рефераты
| 0 час самостоят. работы
|
| ^
| 54 час
|
| Экзамены
| 1 семестр
|
| Курсовые проекты (работы)
| 1 з.е. (1 час по уч. плану)
|
|
Москва – 2011
^ Цель - дать студентам необходимые знания, умения и навыки, необходимые для выполнения различных видов учебных заданий в рамках экономического анализа институтов. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
самостоятельно работать, принимать решения в рамках своей профессиональной деятельности (ОК-7);
анализировать различного рода рассуждения, публично выступать, аргументировано вести дискуссию и полемику (ОК-12);
собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5).
Задачами дисциплины являются:
изучить понятие института, институциональной системы и институциональной структуры экономики;
получить прикладные знания в области оценки развития институтов и системы правил;
получить навыки реализации теоретических и прикладных знаний в практической деятельности по анализу институтов.
^
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла М.1 основной образовательной программы подготовки магистров по магистерской программе "Экономика предприятий. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятий" направления 080100 Экономика.
Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Социология».
Знания, полученные при освоении дисциплины, необходимы при изучении дисциплин «Экономика отраслевых рынков», а также программы магистерской подготовки «Экономика предприятий. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятий».
^
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
понятие «институт», классификации институтов;
понятие и подходы к оценке уровня развития системы правил;
классификацию соглашений;
теорию солидарности;
понятие фокальных точек в экономики;
трансакционный подход к экономике;
внешние положительные и отрицательные эффекты и способ их оценки;
институт домашнего хозяйства и семьи;
особенности оценки теневого сектора экономики с позиции институциональной экономики;
теорию государства и общественный выбор.
В результате обучения студенты должны овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно и творчески использовать теоретические знания и практические навыки в процессе последующего анализа институциональной структуры экономики и институтов.
^
4.1 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
№
п/п
| Раздел дисциплины.
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Всего часов на раздел
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по разделам)
| лк
| пр
| лаб
| сам.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| Понятие институт и институциональная структура
| 8
| 1
| 2
| 4
|
| 2
| Тест на знание терминологии
| 2
| Концепция институционального человека
| 8
| 1
| 2
| 4
|
| 2
| Письменный опрос по рассматриваемой концепции
| 3
| Правила, соглашения, контракты
| 8
| 1
| 2
| 4
|
| 2
| Контрольная работа
| 4
| Теория контрактов
| 8
| 1
| 2
| 4
|
| 2
| Тест: теория контрактов
| 5
| Трансакционная теория. Теорема Коуза
| 8
| 1
| 2
| 4
|
| 2
| Контрольная работа
| 6
| Фирма в институциональной экономике
| 8
| 1
| 2
| 4
|
| 2
| Подготовка круглого стола по рассматриваемой проблематике
| 7
| Институт семьи
| 8
| 1
| 2
| 4
|
| 2
| Подготовка реферата
| 8
| Теневая экономика
| 8
| 1
| 2
| 4
|
| 2
| Контрольная работа
| 9
| Государство в институциональной теории
| 8
| 1
| 2
| 4
|
| 2
| Подготовка устного сообщения
|
| Зачет
| 10
| 1
| --
| --
| --
| 10
| Презентация и защита реферата, решение задач по курсу
|
| Экзамен
| 26
| 1
| --
| --
| --
| 26
| устный
|
| Итого:
| 108
|
| 18
| 36
|
| 54
|
|
^
лекции;
семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
компьютерные занятия;
лабораторные работы;
письменные или устные домашние задания;
расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;
консультации преподавателей;
самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.
4.2.1. Лекции Теория социальных изменений, активно ориентированных на изменения социальных институтов; теория социального контроля и коллективного выбора или теория институтов; формирование и функционирование институтов как причины и следствие деятельности властных структур; теория экономического роста производства как принципиального социального процесса, посредством которого и оно само и другие институты экономики становятся значимыми; теория технологии как выявление и определение относительной редкости всех ресурсов, как принципиальная сила в эволюции экономической структуры; изучение процесса изменения ценностей в противоположность ортодоксальным экономистам, задающим ценности извне и не изучающим процессы их трансформации. ^
№ п/п
| Вопрос
| 1
| Институт. Подход к пониманию института.
|
| Функции и черты институтов.
|
| Дерево институционализма. Методология школ институциональной экономики. Предмет и метод, объект исследования институциональной экономики.
|
| Место институциональной экономики в системе экономических школ. Индустриальная и информационная экономика.
|
| Институциональная экономика. Основы институционализма.
|
| Институциональная структура экономики.
|
| Формальные и неформальные институты.
| 2
| Концепция институционального человека. Различие подходов к экономической системе.
|
| Фокальные точки. Солидарность. Теория неполной рациональности.
|
| Неоклассический подход. Его несостоятельность. Основы институционализма.
| 3
| Соглашения. Классификация. Рыночное, индустриальное, традиционное, гражданское.
|
| Соотношение соглашений: экспансия, касание, компромисс.
|
| Правила. Иерархия. Классификация.
|
| Цена соблюдения правил, издержки наказания.
|
| Контракт. Основные принципы контрактных обязательств: частная собственность, свобода контракта, ответственность.
|
| Специфический актив. Основные типы контрактов: договор купли- продажи, договор аренды, трудовой договор, договор займа.
|
| Оппортунистическое поведение. Классификация контрактов: полный- неполный, явный – неявный, разовый – регулярные, самовыполняющийся – обеспечиваемый третьей стороной.
|
| Классификация контрактов: классический, неоклассический, отношенческий.
| 4
| Теория контрактов. Теория отношенческих контрактов. Теория агентских отношений.
|
| Контрактный подход к фирме. Размер фирмы.Соотношения фирмы и рынка.
| 5
| Трансакция. Экономическая трансакция. Классификации: по Р.Коузу, по Дж.Коммонсу.
|
| Трансакционная концепция. Трансакционные издержки.
|
| Теорема Р. Коуза. Российская приватизация в свете теоремы Коуза.
|
| Трансакционные издержки. Классификации. Основные школы. Количественная оценка.
| 6
| Трансакционные издержки и контрактные отношения .
|
| Трансакционные и трансформационные издержки.
|
| Размер фирмы. Соотношение внешних и внутренних трансакций.
|
| Экстерналии. Общественные издержки фирмы.Налог Пигу.
| 7
| Институт семьи. Институт домашнего хозяйства. Домашнее хозяйство и его типы. Функции домашних хозяйств.
|
| Роль рутины в функционировании домашнего хозяйства. Домашнее хозяйство в переходной экономике.
| 8
| Теневая экономика. Классификация. Внелегальная экономика.
|
| Цена подчинения закону и цена внелегальности. Подходы к оценке.
| 9
| Теории государства: неоклассическая, общественного выбора, контрактная, политических рынков.
|
| Правила общественного выбора.
|
| Политические институты и их эволюция. Импорт институтов. Типология государств.
|
| Государство и институциональные изменения.
|
^
Понятие института. Рассмотрение примеров институтов и их изменений.
Рассмотрение концепции «Институционального человека». Решение задач с применением принципа неполной рациональности. Письменный опрос по теме "Институты".
Решение задач по теме " Соглашения". Контрольная работа по пройденному материалу.
Решение задач по теме " Правила". Опрос.
Решение задач по теме " Трансакционные издержки". Опрос.
Решение задач по теме " Теорема Коуза". Опрос.
Решение задач по теме " Институт домашнего хозяйства". Контрольная работа по пройденному материалу.
Решение задач по теме "Теория общественного выбора" Опрос.
Зачёт.
^
Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены». 4.4. Расчетные задания
Оценить эффективность корпоративной стратегии слияния по данным бухгалтерской отчётности. ^
Курсовой проект:
Институт лицензирования, как механизм контроля качества в российской экономике.
Институт стандартизации, как механизм контроля качества в российской экономике.
Мотивация. Влияние институтов на системы мотивации в РФ.
Организационные основы рынка капитала. Особенности в РФ. Правила и ограничения.
Правила функционирования банковской системы в РФ. Влияние на институциональную структуру.
Особенности хозяйственной этики в РФ. Институциональный анализ.
Некоммерческие партнёрства и их функции в институциональной системе РФ.
Фокальные точки. Примеры в экономике РФ. Их функции.
Интернет. Его влияние на институциональную структуру российской экономики.
Мода. Её влияние на институциональную структуру российской экономики.
Рынок электроэнергии. Институциональный анализ.
^
При изучении дисциплины используется методика обучения, ориентированная на активизацию процесса освоения студентами учебных знаний.
Методика строится на использовании традиционных технологий обучения с обязательным посещением лекционных занятий и ведением конспекта лекций и практическими работами. В рамках проведения лекций предусмотрено время для обсуждения наиболее сложных для понимания вопросов курса. На практических занятиях студенты решают задачи по курсу в соответствии с учебной программой. Применяются следующие технологии:
интерактивные лекции;
анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей;
разбор конкретных ситуаций;
деловые и ролевые игры;
круглые столы;
обсуждение подготовленных студентами эссе;
групповые дискуссии и проекты;
обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп;
участие в конференциях.
^
1.Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):
контрольные работы; письменные домашние задания; написание рефератов, в том числе по первоисточникам на иностранных языках; подготовка докладов, рефератов, расчетных заданий (типовых расчетов),
выступлений; подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов; промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины. 2. Промежуточный контроль знаний по дисциплине:
зачет: в комбинированной форме;
экзамен: в устной форме.
^
7.1. Литература:
а) основная литература:
Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов –н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2000. - В библиотеке МЭИ (ТУ) нет в наличие.
Институциональная экономика: учебное пособие для ВУЗов/ Б.В. Корнейчук. – М.: Гардарики, 2007. - В библиотеке МЭИ (ТУ) нет в наличие.
Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 416 с. – ( Высшее образование).- В библиотеке МЭИ (ТУ) есть в наличие (15).
б) дополнительная литература:
Норт Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З.Мильнераю – М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997.-180с. - В библиотеке МЭИ (ТУ) нет в наличие.
Олейник А.Н. Издержки и перспективы реформ в России: Институционный подход. – М.:ИНФРА-М, 1997. - В библиотеке МЭИ (ТУ) есть в наличие (3).
7.2. Электронные образовательные ресурсы:
а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Нет
б) другие:
Нет
^
Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки: 080100 «Экономика» и профилю «Экономика предприятий. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятий». ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:
к.э.н., доцент Шувалова Д.Г.
"СОГЛАСОВАНО":
Зав. кафедрой Экономики промышленности и организации предприятий
д.т.н. профессор Рогалёв Н.Д.
"СОГЛАСОВАНО":
Директор ИПЭЭф
д.т.н. профессор Клименко А.В.
"УТВЕРЖДАЮ":
Зав. кафедрой Экономики промышленности и организации предприятий
д.т.н. профессор Рогалёв Н.Д. |