Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии»






Скачать 395.91 Kb.
НазваниеМетодические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии»
страница1/4
Дата публикации02.02.2015
Размер395.91 Kb.
ТипМетодические указания
top-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4


Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Семеновский индустриально-художественный техникум"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для практических работ

по предмету
«Основы социологии и политологии»

Автор:

Преподаватель социально-политических дисциплин

Байдакова О.А.

2012

Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………..……....3
2. Основная часть. Методические указания…………………………..…….6

2.1.Практическая работа № 1 Статусный портрет человека и его изменение…………………………………………………………………...….6

2.2.Практическая работа № 2 Социализация в моей жизни.

Социальная автобиография…………………………………………..…8

2.3.Практическая работа № 3 Стратификация. Метод измерения классовой принадлежности……………………………………………….…11

2.4. Практическая работа № 4 Политические партии…….……………14

3.Заключение…………………………………………………….………..….18

4.Список используемой литературы………………………………….....….19

Приложение А (формулировка заданий)………………….…………......…20 Приложение Б (полный текст задания выдаваемого студенту)..…...........22
^ 1
Пояснительная записка

Настоящие методические указания предназначены для студентов очного отделения по специальностям 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт», 250403 «Технология деревообработки», 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

Они составлены на основе действующей рабочей программы по дисциплине «Основы социологии и политологии», разработанной в соответствии со стандартами второго поколения в 2003 году.

Выполнение практических работ позволяет логически завершать теоретический курс, закреплять и углублять знания, полученные на теоретических занятиях, приобрести опыт использования полученной информации.
Цель методических указаний - помочь студентам методологически грамотно анализировать различные социальные факты, социально-экономические и политические процессы, протекающие в современном мире, придать их мировоззрению практически-гумманистическую направленность.
Практическая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с индивидуальным заданием (приложение А).

Методика обучения студентов выполнению практических заданий требует соблюдения определённой последовательности: полного и чёткого выяснения условий; уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена поставленная задача; составления плана ответа.


^ Схема решения поставленной задачи может быть следующей:

  1. Что дано (сущность анализируемого действия, процесса, явления).

  2. Что известно и в какой степени известное может помочь решению поставленной задачи.

  3. Гипотезы решения (научно-обоснованные предположения).

  4. Методы решения.

  5. Выводы.


Структура методики проведения практических занятий в основном сводится к следующему:

- сообщение темы и цели работы;

- актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы над практическим заданием;

- разработка алгоритма проведения практической деятельности;

- непосредственное проведение практической работы;

- обобщение и систематизация полученных результатов ( в виде таблиц, графиков, например при выполнении практической работы №1 нужно проследить изменение статусного портрета на протяжении жизненного цикла индивида, построив график творческой карьеры).

-подведение итогов занятия.
Эффективность практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студенты о выполнении работы.

Важную роль на практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах изучения предмета большое значение имеет чёткая постановка познавательной задачи, а также инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов на самоконтроль.

Потребность в руководстве преподавателя многие студенты испытывают, когда приступают к выполнению задания. На этом этапе некоторым из них нужна помощь, корректировка действий, проверка промежуточных результатов.

Наблюдения за работой дают возможность направлять в нужное русло ход мыслей студента, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы.
По структуре практическая работа состоит из:

  • названия;

  • целей работы;

  • основной части, которая представлена двумя разделами:

1)методические указания

2)задания

  • приложения


2.

Основная часть.

Методические указания.

2.1

Практическая работа №1.

Тема: Статусный портрет человека и его изменение.

Цели:

1.Закрепление теоретических знаний по разделу «Социальная динамика».

2. Отработка умений решать задания по следующим темам:

-статусный портрет постороннего человека ( художника, учёного и др.),

-статусный портрет близкого или родного человека (члена своей семьи) и его динамику,

-описание содержания социального статуса (его права и обязанности).

^ Методические указания.

Социальный статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Каждый чело­век обладает множеством статусов, так как участвует во множестве социальных групп и ор­ганизаций. Отсюда следует, что существуют личные и социальные статусы, главный и при­писываемый, прирожденный и достигаемый, основные и неосновные, смешанный статусы.

Социальная роль - это модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее еще называют динамической стороной статуса, подчеркивая ее отношение к социальному взаи­модействию, т. е. ее поведенческий характер. Таким образом, социальная роль - поведение в соответствии со своим статусом. Социальная роль невозможна без наличия таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, социальные нормы, фиксирующие набор требований к выполнению этой роли.

При выполнении заданий студентам нужно описать совокупность всех статусов, принадлежащих выбранному индивиду (статусный портрет).

Например, господин Н является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, членом партии демократической ориентации, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.п.

Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он точно фиксирует положение человека в социальном пространстве. Или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.

Выделить главный статус, статус который наиболее характерен для данного индивида, статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п.

Указать, какие из статусов предписанные, а какие достигаемые. Графически выразить жизненную динамику (изменение статусного портрета).



^ А-устремлённая вверх кривая означает повышение общественной активности на старости лет.

Б- параллельная оси ОХ прямая символизирует, по крайней мере, неуменьшение активности, которая была присуща в расцвете сил.

В- парабола, уходящая вниз, свидетельствует о резком сужении круга общения у той части пожилых людей, которые остались без социальной опеки и помощи.

2.2.

Практическая работа №2.
Тема: Социализация в моей жизни.

Социальная автобиография.
Цели:

1.Закрепление теоретических знаний по теме «Личность и её социализация».

2.Пропустить общественные события, свидетелями которых являлись студенты на протяжении своей жизни через личные проблемы и стадии жизненного цикла для более полного, глубокого и всестороннего усвоения категории «социализация».

3.Развивать социологическое воображение.
^ Методические указания.

Социализация - это освоение человеком (личностью) культуры

(норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) конкретного данного общества.

Основные жизненные циклы подразделяются на: детство, юность, зрелость и старость. Этапы детства и юности относятся к начальной или ранней социализа­ции. Зрелость и старость включены в продолженную или зрелую социализацию. Об­ратите внимание на общее и особенное в содержании понятий «социализация»,«десоциализация», «ресоциализация».

Социальная автобиография – это попытка пропустить факты индивидуального жизненного пути через призму исторически значимых событий, которые определили судьбу данного поколения.

Подобная практическая работа помогает сформировать навыки социологического видения мира.

Задание предлагается учащимся после лекции по социологии личности и социализации.
Эта работа начинается как классный вариант исполнения типа классного сочинения ( 1 час), а заканчивается дома, с обязательным разбором в группе: как справились с вопросом, то ли они написали, что нужно, как надо было написать.

Перед написанием социальной автобиографии студентам необходимо уяснить два рода социологических переменных - заботы (затруднения) и проблемы.

Заботы- частные проблемы, составляющие содержание повседневной жизни отдельного человека, осознаваемые им и поддающиеся контролю. Таковы факты личной биографии.

Проблемы носят общественный характер и не подвластны индивидуальному контролю, но, так или иначе, влияют на повседневную жизнь данного человека. Они затрагивают социальную структуру и институты общества.

Это могут быть циклы деловой активности и экономические кризисы, смена правительства, войны, безработица и т.д.

Например, когда в городе с тридцатитысячным населением только один безработный, это его личное затруднение, связанное с потерей средств существования и психологическими переживаниями. Но если в стране, где 150 млн.жителей, 15 млн. безработных, то речь идёт о социальной проблеме, к обсуждению которой необходимо привлечь внимание общественности.

^ Другой пример, конфликт между супругами – это их личная забота, но когда уровень разводов в первые четыре года брака превышает 250 на 1 тысячу пар – это показатель структурных сдвигов в обществе.

Чтобы малое понимать в тесной связи с большим, надо развивать социологическое воображение. Оно позволяет увидеть, что социальная сцена общества заполнена живыми людьми с их каждодневными заботами и тревогами.

Любое событие можно анализировать с двух точек зрения – личной и общественной.

Каждому поколению выпадают свои исторически важные события, повлиявшие на личную судьбу.

^ Инструкции преподавателя студентам:

  • Вам надо вспомнить, что осталось в памяти вашего поколения, какие события вы отнесете к личным затруднениям, а какие — к общественно значимым проблемам.
    Составьте список тех и других, проанализируйте, какие факторы из второго списка повлияли лично на вас, ва­ших родителей или близких.

  • Вам надо определить, в чем выразилось такое влияние: ухудшилось (улучшилось) материальное положение семьи, судьба круто изменила свое русло, изменилось социальное положение родителей, повлияли на ваше
    мировоззрение и отношение к жизни, цель жизни и нрав­ственные идеалы.

  • Вам надо оценить, насколько глубоко вы пережили общественные потрясения и кризисы, как реагировали на них и каким образом преодолевали затруднения и проб­лемы.

  • Вам надо решить, совпадают ли ваши личные спо­собы преодоления с тем, как это делали знакомые вам люди. Иначе говоря, насколько типичным было ваше поведение.


Социологический анализ личной жизни позволяет молодым людям осознать тес­ное взаимодействие человека и общества. Они активно вовлекают в свой лексикон те социологические термины, которые они узнали на лекции. И это ещё одна функция социальной автобиографии.
2.3.

Практическая работа №3.

Тема: Стратификация. Метод измерения классовой принадлежности.
Цели:

1.Закрепление теоретических знаний по разделу «Социальная структура», и по всему курсу «Основы социологии» на примере социальной стратификации.

2. Провести творческий социологический анализ классовой стратификации на конкретных жизненных примерах и конкретных произведениях художественной литературы.

^ Методические пояснения.

Проблема социальной стратификации - одна из центральных тем современной социоло­гии, поскольку она объясняет социальное расслоение на бедных и богатых. Это особенно важно в контексте тех социальных процессов, которые осуществляются в россий­ском обществе. Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратифика­ция.

Изучение социальной стратификации объективно предполагает уяснение содержания четырех главных ее измерений - дохода, власти, образования и престижа.

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоёв по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти, престижу. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы.

Люди находятся в постоянном движении, а общество в развитии. Люди меняют свой статус, совершают социальные перемещения в обществе (социальная мобильность).
Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королём, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп.

На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» - инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других.

Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г., августовских событий 1991г., когда на смену партийной элите пришла бизнес-элита. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие из прежних хозяев опустились. Нашествие варваров нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые более мобильны, чем пожилые, а мужчины мобильнее женщин.

Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых – экономическая, для пожилых – политическая мобильность.
^ Ключевые мысли.

-Основных классов, как бы их не называли, только три: богатые, зажиточные и бедные.

-Неосновные классы возникают за счёт добавления страт или слоёв, лежащих внутри одного из основных классов.

-Средний класс выполняет уникальную роль стабилизатора общества.

При выполнении первого задания опирайтесь на следующие критерии: материальный доход, социальное положение (социальный статус), образование, власть (определяют по количеству людей, находящихся в подчинении). Обратите внимание, где делают покупки, на чём ездят, как и где отдыхают.

В качестве примера можно взять депутата Государственной Думы, банкира, мэра города, профессора, адвоката, учителя, милиционера, пенсионера, многодетную семью, разнорабочего, бомжа, беженца.
При выполнении второго задания вам нужно описать среду, в которой постоянно находятся герои (высший, средний и низший классы). Возможно рассмотрение и сравнение описания трёх классов у различных авторов.

Пример: Толстой Л.Н. «Война и мир» высший класс – салон мадам Шерер;

Тургенев И.С. «Отцы и дети» средний класс – семья Кирсановых;

Горький М. «На дне», Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» - описание жизни Раскольникова – низший класс, старуха-процентщица – средний класс.
При выполнении третьего задания покажите высшее сословие (например, король, королева, принцесса, офицеры, синьор Помидор) и низшее сословие (слуги, солдаты, ведьма, Чиполлино).

Перечислите все статусы, встретившиеся в сказке, например, достигаемый социальный статус – солдат, слуга, Балда, офицер; приписываемый – король, королева, золотая рыбка.

Покажите, если есть, примеры вертикальной социальной мобильности, например, солдат, становится королём, принцесса королевой, помещица столбовой дворянкой.

2.4.

Практическая работа №4.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии» iconМетодические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Техническая механика»
Методические указания предназначены для студентов очной формы специальностей

Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии» iconУчебно-методические указания по подготовке и проведению практических...
Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для...

Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии» iconУчебное пособие для факультетов менеджмента, политологии и социологии. Москва
Сборник задач по алгебре. Учебное пособие для факультетов менеджмента, политологии и социологии. – М.: Нцнмо, 2010. 47 с

Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии» iconУчебное пособие для факультетов менеджмента, политологии и социологии. Москва
Сборник задач по алгебре. Учебное пособие для факультетов менеджмента, политологии и социологии. – М.: Нцнмо, 2010. 50 с

Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии» iconУчебное пособие для факультетов менеджмента, политологии и социологии. Москва
Сборник задач по алгебре. Учебное пособие для факультетов менеджмента, политологии и социологии. – М.: Нцнмо, 2010. 32 с

Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономика»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности

Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии» iconМетодические указания по проведению практических занятий рпк «Политехник»
Земельное право: Методические указания по проведению практических занятий / Сост. Е. В. Жукова; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,...

Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии» iconМетодические указания составлены в соответствии с рабочей программой...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа

Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии» iconМетодические указания по выполнению практических работ Учебная
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Методические указания для практических работ по предмету «Основы социологии и политологии» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск