Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы






Скачать 89.47 Kb.
НазваниеРабота по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы
Дата публикации09.02.2015
Размер89.47 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Экономика > Документы




Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы

Улейкина Светлана Николаевна

Зам. директора по УВР

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - общеобразовательная школа-интернат № 117 городского округа Самара, Россия
Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, уметь принимать решения и нести за них ответственность. Следовательно, традиционной школе, ориентированной в основном на трансляцию знаний, необходимы качественные изменения.

Достижению этой цели подчинены те изменения в образовании, которые осуществляются в настоящее время, в частности, переход к профильному обучению, созданию системы специализированной подготовки (профессиональной ориентации) в старших классах общеобразовательной школы, направленной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Важнейшей задачей современного этапа развития системы образования является формирование новой системы профессиональной ориентации и занятости детей с нарушениями слуха, её обогащение на основе использования ряда факторов: социальных, экономических, политических и демографических.

Организация введения профильной подготовки – дело трудоёмкое и кропотливое. Перед педагогическим коллективом встаёт необходимость определения чётких обязанностей работников школы, привлекаемых к работе по данному направлению.

Профильная подготовка в школах для детей с нарушенным слухом осуществляется в соответствии с программно-методическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.

Формирование профессиональной ориентации слабослышащих школьников на этапе профильной подготовки предполагает создание следующих социально-педагогических условий:

  • обеспечения вариативного набора элективных курсов, оптимально отражающих потребности социума, запросы, интересы детей и их родителей;

  • создания ресурса дополнительного образования и его использование для организации профессиональных проб и реализации индивидуальных образовательных программ учащимися.

  • оптимизации целей профильной ориентации школьников с нарушением слуха с учётом основных направлений модернизации российского образования, потребностей социума, специфики школы, интересов и намерений учащихся педагогов и родителей;

Разработанный в ГБС(К)ОУ №117 курс «Мой путь» является составным компонентом профильной подготовки выпускников основной школы.

    Цель курса «Мой путь» – Реализация концепции профильного обучения на старшей ступени образования, направленной на обеспечение общедоступности и повышения качества образования на основе психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора учащихся с нарушенным слухом в соответствии с их индивидуальными особенностями, интересами и профессиональными склонностями, а также с учётом потребностей рынка труда в кадрах.

Задачи курса:

  • сформировать положительное отношение к самому себе через знакомство с собственными индивидуальными психологическими особенностями, интересами, целями, ценностями и самоопределение в собственной жизненной и профессиональной стратегии;

  • повысить уровень профессиональной компетентности в процессе планирования карьеры;

  • познакомить с особенностями регионального рынка труда и образовательных услуг;

  • познакомить со спецификой процессов самоорганизации и самопрезентации личности.

  • определить профиль дальнейшего обучения в связи с особенностями выбираемой профессии.

Этапы работы:

  • информационный;

  • организационный

  • деятельностный;

  • аналитический.

На каждом этапе введения профильной подготовки продумываются цели и мероприятия для всех участников образовательного процесса: школьной администрации, педагогов, учащихся, родителей.

Формы и методы работы:

  • лекция;

  • диагностические процедуры;

  • групповые консультации;

  • профориентационные и деловые игры;

  • групповые развивающие упражнения;

  • элективные курсы;

  • кружки, дополнительное образование;

Курс «Мой путь» предназначен для учащихся 9 - 12-х классов. Курс для учащихся 11 - 12-х классов рассчитан на 34 часа, для 9 - 10-х классов – на 12 часов. Курс представлен как теоретической, так и практической частью. Курс может вести либо педагог-психолог, либо же теоретическую часть курса преподает педагог, а практическую – педагог-психолог.

Модель курса состоит из трёх блоков: 1 блок - Психологическое сопровождение, 2 блок - Коррекционно-педагогический, 3 блок - Социально-педагогический.

Реализация программы курса «Мой путь» ведётся в следующих направлениях: разработана в следующих направлениях:

  • Организационно-управленческое обеспечение процессов  становления и развития системы профильной подготовки учащихся старшей школы с нарушениями слуха.

  • Нормативно-правовое обеспечение реализации программы профильной подготовки.

  • Информационное обеспечение реализации программы «Мой путь».

  • Психологическое сопровождение системы профильного обучения учащихся с нарушением слуха.

  • Материально-техническое обеспечение процессов становления и развития системы профильного обучения учащихся с нарушением слуха.

  • Организация взаимодействия ГСКОУ школы-интерната №117 с другими ОУ, социумом.

Для реализации профильной подготовки в школе для детей с нарушениями слуха были предприняты следующие шаги:

  • составлен общий учебный план школы, разработанный на основе базисного учебного плана для учреждений 2 вида;

  • разработаны модели учебных планов для педагогов и психолога, учитывающие текущие условия;

  • разработаны модели индивидуальных планов профильной подготовки для каждого учащегося 9 класса. Они учитывают потребности учащихся в ознакомлении с интересующим профилем.

Учебный план профориентационного обучения как часть Государственного стандарта устанавливает следующие основные нормативы:

  • структура содержания образования: сохраняет обязательные общеобразовательные предметы, профессионально-трудовое обучение, курсы по выбору.

  • продолжительность профильного обучения в часах в год – 68часов (2 за счёт факультатива).

  • виды учебных курсов и их примерное содержание,

  • минимальное и максимальное количество часов, отводимое на изучение отдельных учебных курсов: 17 часов.

На этапе диагностики предполагается выявление профессиональной направленности через изучение интересов, склонностей, эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности. С этой целью предлагаются следующие методики:

  • ДДО, разработанную Е.А. Климовым.

Данная методика даёт важные сведе­ния для предварительной ориентировки в интересах и склоннос­тях в рамках изложенной классификации профессий.

  • Методика «Карта интересов».

  • Тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности».

  • Опросник профессиональной готовности.

Как видно из приведённых данных исследования общее количество предпочтений по каждому виду профессиональной деятельности за три года эксперимента изменилось. Если в 2007 году предпочтение «человек-человек» выбрали 3 человека, в 2008г – 4 ученика, то в 2009 году- 8 человек. Это связано с большой коррекционно-развивающей и просветительской работой, направленной на формирование профильной ориентации учащихся. С учащимися постоянно проводились тренинги навыков общения, классные руководители организовывали экскурсии на производственные предприятия и профессиональные учебные заведения. Профессионально-трудовая подготовка осуществлялась на уроках труда (швейное дело, ковроткачество, столярное дело; слесарное дело)

В школе работали элективные курсы по тематике:

  • Дизайн одежды.

  • "Парикмахерское дело";

  • "Ручная вышивка";

  • “Основы компьютерного делопроизводства”;

  • Графика. Компас 3D.;

  • "Мультимедийные технологии»

Активно работала система дополнительного образования. Старшеклассники посещали предметные кружки в ЦДОД «Экология детства» и Доме детского творчества.

Классные руководители совместно с родителями проводили ознакомительные занятия с различными профессиями, перед учащимися выступали выпускники прошлых лет, успешно адаптированных в социальную среду благодаря правильному профессиональному выбору. Учащиеся 9 класса приняли участие в областном конкурсе исследовательских работ по психологии, педагогике и социологии. Ребята исследовали проблему готовности общения слабослышащих детей со слышащими сверстниками. Проведённая работа позволила улучшить речевое развитие учащихся, повысить значимость общения между людьми.

Опираясь на данные анкетирования можно сделать вывод: разнообразие предпочтений выбора профессий свидетельствует о том, что дети осознают, что, даже имея нарушение слуха, но хорошую базовую подготовку они могут выбрать занятие из всего многообразия профессий.

Вместе с тем, выпускник не всегда может реализовать свои профессиональные предпочтения, и предпочтения не всегда соответствуют психофизическим возможностям детей.

Предполагается, что результатом данного курса станет:

  • Повышение доступности и качества образования на старшей ступени обучения

  • изменение информационной ёмкости содержания (увеличение плотности, сжатие по времени);

  • ознакомление с алгоритмом выбора профессии;

  • осознание своей ответственности при выборе профессии и жизненном самоопределении;

  • построение развёрнутого плана профильной подготовки

  • выход на новые предметные области;

  • успешная адаптация и социализация выпускника школы.

Изучение ряда тем данной программы предусматривает использование знаний и навыков, ранее полученных при изучении других дисциплин. Это позволяет использовать опыт, накопленный нашими предками в построении уже своей жизни в современном обществе.

Курс «Мой путь» находится в тесной связи и с такими учебными предметами, как биология, география, литература и др.

Связь с экономическими дисциплинами прослеживается в том, что при изучении рынка труда и базы учебных заведений мы изучаем вопросы спроса и предложения рабочей силы, востребованность различных профессий. Анализируя базу учебных заведений города, мы узнаем условия поступления и обучения.

Связь с естественнонаучными дисциплинами состоит в том, что изучая свои индивидуально-личностные особенности, такие как показатели здоровья и нездоровья, особенности своей нервной системы, темперамент, т.е. профпригодность, мы прибегаем к данным, которыми располагает биология.

При изучении профессий, наиболее востребованных в разных регионах, мы прибегаем к знаниям географии.

Умение представить себя, грамотно составить резюме, описать свои способности, возможности, особенности, характеристики, свои цели и стремления  - всё это базируется на знаниях русского языка и литературы, а также помогает подростку практиковаться в общении речью.

Таким образом, мы видим, что формирование профессионала происходит не спонтанно, а планомерно через интеграцию и осмысление разных сфер жизни.

Целенаправленная работа по переходу на профильное обучение расширила методическую грамотность педагогического коллектива по вопросам введения предпрофильного обучения. Участники образовательного процесса получили исчерпывающую информацию о мероприятиях по модернизации образования России. Данная работа помогла определить уровень педагогической грамотности учителей, организовать методическую подготовку заинтересованных преподавателей. Родители и учащиеся получили возможность составить индивидуальный учебный план ученика с учётом своих образовательных запросов.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания личности, итогом которого является появление такого новообразования, как самоопределение, и, учитывая эти закономерности, и возникает необходимость проведения профориентационной работы на данном этапе развития личности.

Поскольку жизненная ситуация требует от учеников всё более раннего принятия решения и построения своего жизненного пути, то наша главная задача – помочь и поддержать их в этот момент жизни. Своевременная квалифицированная помощь в процессе профессионального и жизненного самоопределения снижает вероятность ошибки, влекущей за собой и разочарования человека, и ущерб для экономики страны.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы iconГосударственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательного...
Система работы по формированию навыков чтения у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы iconЕ. Н. Батухтина Муниципальное казенное специальное /коррекционное/...
Муниципальное казенное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы iconС ограниченными возможностями здоровья «Старозятцинской специальной...
Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы iconПромежуточный отчет по программе опытно-экспериментальной работы...
Гкс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная...

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы iconПлан работы на 2013-2014 учебный год
Областного государственного специального (коррекционного) образовательного казенного учреждения для обучающихс, воспитанников с ограниченными...

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы iconВечерние (сменные) общеобразовательные школы (открытая (сменная),...
Специальные (коррекционные) оу I-VIII видов (образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы icon«Центр детского творчества» Психолого-педагогический проект для детей...
Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но...

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы iconГосударственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников...
Цель: развитие коллективной деятельности, выявление творческих и организаторских способностей детей, расширение кругозора

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы iconГосударственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников...
Цель: Учить выполнять лаконичный выразительный декор (т е оформить изделие в соответствии с его назначением)

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы iconЗакон об образовании гарантирует реализацию права на образование...
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск