Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5»






НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б5»
страница1/11
Дата публикации12.02.2015
Размер1.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики
Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Б1.Б5» «Экономика образования»

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки 050100.62 Дошкольное образование, Начальное образование


Составитель:

к.пед.н., доц. Спирина О.Н.


Армавир, 2013

Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика образования» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль подготовки 050100.62 Дошкольное образование, Начальное образование.

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики «___» от «_____» ___________ 2013 г., протокол № __.
Автор (составитель): к.пед.н., доц. Спирина О.Н.

Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики

«____»_________________ 2013 г. протокол № ____
Заведующий кафедрой ______________/ Н.К. Андриенко

(подпись) Ф.И.О.
-----------------------------------------------------------------------------------------

Содержание




Стр.

I. Пояснительная записка ……………………………………………………………….……..




II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины ……….…….………..




III. Список рекомендуемой литературы ……………………………………………….……..




IV. Рабочая учебная программа дисциплины «Экономика образования» (Дошкольное образование, заочная форма обучения, 3 курс)……………….……………….




Цели освоения учебной дисциплины ………………....………………....………………




Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО ………………....………………...




Место дисциплины в структуре ООП ………………....………………....………………




Требования к результатам освоения содержания дисциплины …………..……....……




Структура и содержание учебной дисциплины ………………....………………....……




Образовательные технологии …....……………....……………....…………….....………




Виды занятий и их содержание …....……………....……………....………….…....…….




Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов …....……..……..




Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины …....……………....…………….,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,




Технологическая карта дисциплины …....……………....……………....……………...




V. Рабочая учебная программа дисциплины «Экономика образования» (Дошкольное образование, заочная форма обучения, 4 курс)……………….……………….




Цели освоения учебной дисциплины ………………....………………....………………




Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО ………………....………………...




Место дисциплины в структуре ООП ………………....………………....………………




Требования к результатам освоения содержания дисциплины …………..……....……




Структура и содержание учебной дисциплины ………………....………………....……




Образовательные технологии …....……………....……………....…………….....………




Виды занятий и их содержание …....……………....……………....………….…....…….




Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов …....……..……..




Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины …....……………....…………….,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,




Технологическая карта дисциплины …....……………....……………....……………...




VI. Рабочая учебная программа дисциплины «Экономика образования» (Начальное образование, заочная форма обучения, 3 курс)………………………….……..




Цели освоения учебной дисциплины ………………....………………....………………




Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО ………………....………………...




Место дисциплины в структуре ООП ………………....………………....………………




Требования к результатам освоения содержания дисциплины …………..……....……




Структура и содержание учебной дисциплины ………………....………………....……




Образовательные технологии …....……………....……………....…………….....………




Виды занятий и их содержание …....……………....……………....………….…....…….




Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов …....……..……..,,,,,,




Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины …....……………....……………....……....…




Технологическая карта дисциплины …....……………....……………....……………..




VII. Рабочая учебная программа дисциплины «Экономика образования» (Начальное образование, заочная форма обучения, 4 курс)………………………….……..




Цели освоения учебной дисциплины ………………....………………....………………




Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО ………………....………………...




Место дисциплины в структуре ООП ………………....………………....………………




Требования к результатам освоения содержания дисциплины …………..……....……




Структура и содержание учебной дисциплины ………………....………………....……




Образовательные технологии …....……………....……………....…………….....………




Виды занятий и их содержание …....……………....……………....………….…....…….




Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов …....……..……..,,,,,,




Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины …....……………....……………....……....…




Технологическая карта дисциплины …....……………....……………....……………...




VII. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно - воспитательном процессе





IX. Глоссарий ……….……………………………………………………………………..…





^ Пояснительная записка:

Основные направления совершенствования системы образования, проводимые в настоящее время, связаны с разработкой конкретных решений по модернизации действующей в отрасли модели хозяйствования. Формирование профессиональной компетентности бакалавра педагогического вуза невозможно без изучения базовых понятий экономики и на этой основе - направлений реформирования экономики системы образования, особенностей управления образовательным учреждением.

Дисциплина «Экономика образования» включается в базовый цикл основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра в соответствии с профилем подготовки. Ее изучение предполагает установление и развитие междисциплинарных связей с такими дисциплинами, как философия, психология, социология, правоведение.
^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Экономика образования» являются: формирование и развитие современного экономического мышления педагогов, позволяющего верно оценивать экономические процессы в системе образования; разбираться в основах экономической и хозяйственной политики специальных образовательных учреждений и организаций; при необходимости выполнять работу руководителя и(или) квалифицированного исполнителя предпринимательской идеи в образовании.
Задачи дисциплины:

  • Стимулировать развитие общекультурных компетенций на основе изучения положений теоретической экономики, необходимых для осмысления процессов, происходящих в социально-экономической сфере общества;

  • Содействовать формированию общепрофессиональных компетенций, связанных со способностью научно анализировать проблемы и процессы профессиональной области, умением использовать на практике базовые знания и методы экономики образования; нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

  • Способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра,
    направленных на решение профессиональных задач, связанных с проведением анализа,
    описания и истолкования социально-экономических процессов в образовательной
    системе; направленных на взаимодействие с коллегами, социальными партнерами,
    заинтересованными в обеспечении качества образовательного процесса.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Экономика образования» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «История», «Философия».

Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла: «Педагогика», а также для последующего прохождения педагогической практики.

^ 4.4. Дидактический минимум содержания дисциплины

Дисциплина «Экономика образования» ориентирована на формирование представлений о современных моделях финансирования образовательных учреждений, новых подходах к оплате труда педагогов с учетом всех видов выполняемых работ, вопросах стимулирования качества и результативности педагогического труда, а также особенностях экономического функционирования автономных и бюджетных образовательный учреждений, об условиях, преимуществах и рисках перехода школы из бюджетного учреждения в автономное и др.
^ Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины

«Экономика образования»

Распределение часов в тематическом плане по реализуемым формам обучения производится в соответствии с учебным планом.

Форма

обучения

Семестр, курс изучения

Объем часов

Часы аудиторных

занятий:

Часы самост.

Работы

Форма

текущего контроля

Форма итогового контроля

Всего

Из них:

Лекций

Практических

Лаб. Занятий

ОЗО (дош)

3 курс

72

8

6

2

-

64

Письменный и устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, терминологический диктант, проверка тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятий

зачет

ОЗО (дош)

4 курс

72

6

4

2

-

66

Письменный и устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, терминологический диктант, проверка тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятий

зачет

ОЗО (нач)

3 курс

72

10

8

2

-

62

Письменный и устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, терминологический диктант, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятий

зачёт

ОЗО (нач)

4 курс

72

6

6

-

-

66

Письменный и устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, терминологический диктант, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятий

зачет


В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся.
^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Коды компетенций

Наименование компетенции


ОК-7



готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе

ОК-13

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОПК-1

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает

мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ОПК-2

способен использовать систематизированные теоретические и практические

знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и

профессиональных задач

ОПК-4

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной

деятельности


Студент должен знать:

  • о сути экономических явлений и их взаимосвязи;

  • о роли образования в экономике страны;

  • об особенностях современного этапа развития образования;

  • основных принципах соотношения государственных и рыночных регуляторов в системе
    образования;

  • различных формах финансирования образовательных учреждений;

  • о менеджменте и маркетинге в системе образования;

Студент должен уметь:

  • выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам;

  • разрабатывать варианты управленческих решений с учетом рисков и возможных социально экономических последствий;

Студент должен владеть:

  • способами анализа, истолкования и описания экономических процессов;

  • принятия ответственных экономических решений;

  • обработки массивов статистических данных в соответствии с поставленной задачей;

  • интерпретации полученных результатов.


Учебно – методическое информационное обеспечение дисциплины

«Экономика образования»
а) основная литература:

  1. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  2. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. - М: Народное образование, 2003.

  3. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России М.: Наука, 1998.

  4. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие/Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526с.

  5. Об образовании. Закон РФ.

  6. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы, М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

  7. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие М., МПУ. 1998.

б) дополнительная литература:

  1. Абанкина И. Новые модели финансирования образования.//Народное образование. -2008. - № 1.- С.32-40.

  2. Бердашкевич А. Бюджетная поддержка системы образования.//Народное образование.- 2007. - № 10.- С.95-103.

  3. Бердашкевич А. Комментарий к ФЗ «О внесении изменений в закон РФ“Об образовании”». // Народное образование. – 2007. - № 7.- С.253-259.

  4. Бердашкевич А. О статусе автономных образовательных учреждений в системе образования. //Народное образование. – 2008. - № 1.- С.47-54.

  5. Блинов В. Экономика и образование: сближение необходимо. //Народное образование. – 2007. - № 10.

  6. Булаев Н. Автономное учреждение как субъект деятельности в Российской системе образования. //Народное образование. – 2007. - № 4.-С.11-15.

  7. Вифлеемский А. Новые проблемы экономики образования. //Народное образование. – 2007. - № 4.- С.30-35.

  8. Вифлеемский А. Новые системы оплаты труда педагогов: федеральные правила.//Народное образование.-2008.-№1.- С.55-60.

  9. Гузеев В. Как улучшить педагогическое образование, систему повышения квалификации и аттестации педагогов. //Народное образование.-2008.-№4.- С.229-233.

  10. Гусаров В. Взаимодействие общества государства в управлении школой. //Народное образование.-2007.-№8.- С.126-138.

  11. Давыдова Е. Проблема доступности общего образования в России.//Народное образование. – 2007. - №10.- С.18-25.

  12. Жирков Е.А. О нормативном показателе. // Учительская газета. — 1999. апрель.

  13. Климанов В., Бабко Н. Нормативное подушевое финансирование в образовании в контексте бюджетной реформы.//Народное образование. -2007. - № 10.- С.133-140.

  14. Кодекс законов о труде РФ. – М.: «Проспект» 2000.-96с.

  15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.- М.2002.

  16. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990.

  17. Ловецкий Н. Вхождение в Болонский процесс: экономический аспект.//Народное образование. - 2007. - № 10.- С.54-61.

  18. Меркулова С. О вопросах изменения правового статуса бюджетных учреждений. //Народное образование. – 2008. - № 2.- С.88-90.

  19. Меркулова С. Условия и оплата труда в сфере образования. //Народное образование.-2008.-№4.- С.35-41.

  20. Мониторинг как средство повышения профессиональной компетентности педагогов.//Народное образование.-2007.-№7.- С.121-126.

  21. Осовецкая Н. Школа как автономное учреждение: за и против. //Народное образование. – 2008. - № 6.- С.18-26.

  22. О внебюджетных средствах образовательных учреждений. // Вестник образования. — 1999, апрель.

  23. Об образовательных услугах. // Вестник образования. — 1999, апрель.

  24. Певцова Е. Правовые аспекты отношений в образовательном процессе.//Народное образование.-2008.-№6.- С.124-131.

  25. Система образования во Франции. //Народное образование. – 2007. - № 7.-С.193-196.

  26. Тарасова И. Экономическое стимулирование инновационного развития муниципальной системы образования. //Народное образование.-2007.-№10.- С.146-150.

  27. Швецова Г. Приоритетный национальный проект «Образование».//Народное образование.- 2007. - № 2.- С.24-27.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://www.refrom.ru/library.php?rub=1&page=17 - Общие вопросы образования.

  2. http://www.rdainfo.ru/print.php?sid=242 - Применение упрощенной системы налогообложения образовательными учреждениями

  3. http://www.openorg.ru/Law/5.htm - Экономика системы образования.\

  4. http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13134 - Финансирование образовательных учреждений

  5.  http://www.gnesin.ru/normativy/concept_oplata_project.html - концепция отраслевой системы оплаты труда работников образования.

  6. http://severinform.ru/ - Экономика образования: место образования в общественном развитии.

  7. http://sputnik.mto.ru/Seans/Normative.doc/www.lexed.ru/monitoring/june2005.html - Обзоры законодательства об образовании

  8. http://www.eed.ru/index.html - Журнал «Экономика образования сегодня».

  9. http://srcc.msu.ru/nivc/serv/univer_press3/ItemsT001.htm -  Международная деятельность современного университета: вызовы нового столетия (Статьи).


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГ Б ОУ ВПО АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики

Утверждено на заседании кафедры

теории, истории педагогики и

образовательной практики

протокол №__ от _________ 2013 г.

зав. кафедрой ___________Н.К. Андриенко
^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины

«Экономика образования»

(Б1.Б5)
Направление подготовки - 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки - 050100.62 Дошкольное образование

Квалификация «бакалавр»

Заочная форма обучения
Составитель:

к.пед.н., доц. Спирина О.Н.




Армавир, 2013
Лист согласования
Составитель: Спирина О.Н., доцент, к.пед.н.
Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики «__»_________ 2013 г. протокол № __
Заведующий кафедрой __________________/ _____Адриенко Н.К._____

(подпись) Ф.И.О.

Целями освоения дисциплины «Экономика образования» являются: формирование и развитие современного экономического мышления педагогов, позволяющего верно оценивать экономические процессы в системе образования; разбираться в основах экономической и хозяйственной политики специальных образовательных учреждений и организаций; при необходимости выполнять работу руководителя и(или) квалифицированного исполнителя предпринимательской идеи в образовании.
Задачи дисциплины:

  • Стимулировать развитие общекультурных компетенций на основе изучения положений теоретической экономики, необходимых для осмысления процессов, происходящих в социально-экономической сфере общества;

  • Содействовать формированию общепрофессиональных компетенций, связанных со способностью научно анализировать проблемы и процессы профессиональной области, умением использовать на практике базовые знания и методы экономики образования; нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

  • Способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра,
    направленных на решение профессиональных задач, связанных с проведением анализа,
    описания и истолкования социально-экономических процессов в образовательной
    системе; направленных на взаимодействие с коллегами, социальными партнерами,
    заинтересованными в обеспечении качества образовательного процесса.


^ Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Экономика образования» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «История», «Философия».

Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла: «Педагогика», а также для последующего прохождения педагогической практики.

^ Дидактический минимум содержания дисциплины

Дисциплина «Экономика образования» ориентирована на формирование представлений о современных моделях финансирования образовательных учреждений, новых подходах к оплате труда педагогов с учетом всех видов выполняемых работ, вопросах стимулирования качества и результативности педагогического труда, а также особенностях экономического функционирования автономных и бюджетных образовательный учреждений, об условиях, преимуществах и рисках перехода школы из бюджетного учреждения в автономное и др.
^ Место дисциплины в структуре рабочего учебного плана ООП

Выписка из учебного плана

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час.

Практич.

занятия, час.

Лаб. раб., час.

СРС,

час

Форма

аттестации

зач. ед.

час

5

2

72

6

2

-

64

зачет



^ Структура и содержание учебной дисциплины

«Экономика образования»

№ раздела

Наименование раздела

Форма рубежного контроля

1.

Общая характеристика сферы образования России.

Экономика образования: наука и учебная дисциплина.

реферат, эссе

2.

Образование, экономический рост и доходы населения

проблемное задание, устный опрос,

реферат, эссе

3.

Управление образованием. Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг

проблемное задание, устный опрос, реферат, эссе

4.

Хозяйственный механизм сферы образования.

Финансирование образования.

Внебюджетное финансирование образования

проблемное задание, реферат, эссе

тест

5.

Налогообложение в сфере образования

реферат, эссе, письменный опрос,

упражнения (статистические расчеты)

6.

Основные виды деятельности образовательного учреждения

проблемное задание, устный опрос,

реферат, эссе

7.

Отношения собственности в системе образования.

Материально-техническая база образовательных учреждений

реферат, эссе, устный опрос, письменная контрольная работа

8.

Труд и оплата труда работников образования.

Научно-педагогические кадры и их воспроизводство


проблемное задание, реферат, эссе, упражнения (статистические расчеты)


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» iconУчебно-методический комплекс курс по выбору по дисциплине « дв4»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"

Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б2»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная графика
Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании Учебно-методической комиссии роат. Протокол №4 от 01. 07....

Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная графика
...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв12»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"

Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв32»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"

Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине по выбору Б3
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логическое программирование» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « В. 3»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Профессиональные компьютерные программы» разработан в соответствии с требованиями...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск