Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику






НазваниеМетодические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику
страница1/5
Дата публикации01.10.2013
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические рекомендации
top-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5

Методические рекомендации к самостоятельной работе

Тема 1. Введение в экономику.


Изучение любой науки начинается знакомством с ее предметом и методами исследования, с основными категориями. Предмет – то, на что направлено какое-либо действие. Предмет экономической теории – взаимоотношение людей по созданию и распределению жизненных благ в обществе в целях удовлетворения своих потребностей, экономические законы, управляющие этими процессами. Экономические законы – внутренние причинные связи и взаимозависимости в явлениях, выражающие сущность экономических отношений.

Основные функции экономической теории:

1 – познавательная, позволяющая изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества;

2 – практическая, служащая практическим целям преобразования общества, помогающую формировать экономическую политику;

3 – мировоззренческая, формирующая определенное политическое и экономическое сознание людей;

4 – методологическая, дающую теоретический фундамент для комплекса отраслевых, функциональных и пограничных экономических наук.

Различают позитивную и нормативную экономику. Позитивная экономика изучает то, что есть и не дает субъективных оценок происходящему. Нормативная экономика выражает субъективные представления отдельных людей о том, что должно быть в экономке, что хорошо и что плохо, что желательно и нежелательно.


Различают разные уровни исследования: микроэкономика изучает явления хозяйственной жизни конкретных экономических единиц; макроэкономика – исследует экономику в целом. Для изучения экономики применяются разнообразные методы, одни из которых являются общенаучными и используются при исследовании многих сфер жизни общества, другие – характерны только для экономики. Важным является сочетание исторического и логического методов исследования экономических процессов.

Человеческое общество существует благодаря непрерывному удовлетворению разнообразных потребностей, возможность чего достигается путем постоянного развития производства.

Потребность – это надобность в чем-либо необходимом, требующая удовлетворения для поддержания жизнедеятельности человека, группы людей, предприятия, общества в целом. Потребности образуют определенную пирамиду, в основе которой лежат элементарные физиологические или первичные потребности, связанные с выживанием человека как биологического существа, и которые не могут быть отсрочены или заменены другими. На этой базе формируются потребности высшего порядка или вторичные, которые хотя и могут быть заменены другими, а их удовлетворение – отсрочено, определяют жизнь человека как существа общественного, одухотворенного.

Выделяют различные классификации потребностей:

    • по сферам деятельности: в труде, общении, познании;

    • по функциональной роли: доминирующие и второстепенные; центральные и периферийные, устойчивые и ситуативные;

    • по объекту: материальные, духовные, эстетические и т.д.;

    • по субъекту: индивидуальные, семейные, коллективные, государственные, общественные и т.д.

Наиболее часто встречается классификация потребностей по роли, которую они играют в воспроизводстве способностей человека: материальные, духовные, социальные.

Связь между потребностями и производством осуществляется посредством осознания экономических интересов и реализуется в условиях ограниченности ресурсов и связанной с ней проблемы выбора.

Осознанные обществом, социальными группами и отдельными людьми потребности становятся их интересами. Интересы являются реальной причиной действий индивидов, групп и общества в целом. Попытки объяснить развитие общества движением интересов делали в XVIII веке французский материалисты Гельвеций, Гольбах, Дидро, позднее – немецкие философы Кант и Гегель. Классики марксизма считали, что через интересы проявляются экономические отношения каждого общества. Экономические интересы выступают как форма отношений между людьми, которая направляет их деятельность в производстве в соотношении с движением потребностей. Таким образом, материальной основой экономических интересов являются потребности, социальной – место данного человека или социальной группы в системе общественного производства, следовательно, экономические интересы носят исторический характер.

Именно эти процессы и явления, выраженные с помощью определенных экономических категорий изучает экономическая наука, с основами которой знакомит данная тема.

Человечество никогда не сможет жить без удовлетворения потребностей, а это невозможно осуществить без непрерывного производства необходимых благ, т.е. без воспроизводства. Конечной, естественной целью любого производства является потребление, которое определяет объем, структуру, качество производимых товаров. Однако непосредственной целью производства и движущим мотивом хозяйственной деятельности являются экономические интересы собственников средств производства, которые могут отличаться от естественной цели.

Процесс производства включает две стороны. ^ Технико-экономическая сторона производства показывает степень освоения человеком природы и дает общую характеристику уровня развития производительных сил. Социально-экономическая сторона отражает отношение между людьми по поводу создания благ и определяется не только уровнем развития производства, но и отношением собственности.

Процесс производства можно осуществить только с помощью вещественных и личных факторов. К существенным факторам производства относятся все элементы материального обеспечения процесса создания товаров и услуг. К ним относятся предметы труда – то, из чего что-либо производится. Они бывают данными самой природы или уже подвергшимися воздействию человека(сырье). Средства труда – то, при помощи чего человек воздействует на предмет труда, преобразуя последний. Наибольшее значение имеет активная часть средств труда – орудия труда, или механические средства труда. Совокупность средств труда и предметов труда образует средства производства.

^ Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей. Рабочая сила – это совокупность физических и умственных возможностей человека, проявляющаяся в способности к труду. Но понятие человеческой личности значительно шире, чем рабочая сила. Экономическая природа человека базируется на естественной, биологической основе, однако воспроизводится благодаря удовлетворению не только естественных, но и общественных (социальных) потребностей. Поэтому для процесса производства крайне важны не только способности человека, но и его отношение к производству, желание работатьФакторы, которые используются для производства благ, называются ресурсами и могут быть, соответственно, либо свободными, либо экономическими. Основными экономическими ресурсами являются: земля, труд, капитал, предпринимательская способность.

Неограниченность потребностей при ограниченности ресурсов, необходимых для их удовлетворения, заставляет субъектов экономических отношений постоянно делать выбор: что, как сколько, для кого производить. Выбор сделать просто, сложно сделать правильный с точки зрения экономики, т.е. рациональный выбор. Следует помнить, что рациональный выбор предполагает получение максимально возможного количества благ из имеющихся ограниченных ресурсов. Чтобы сделать такой выбор, надо сопоставить различные варианты решения проблемы. Для этого применяют категорию альтернативной стоимости (издержек). Альтернативная стоимость – это то благо, от которого мы отказываемся в результате выбора, т.е. это фактически цена выбора. Например, за 5 рублей куплено мороженное, ценой которого - альтернативной стоимостью – является не купленная буханка хлеба. Графически возможности подобного выбора можно изобразить с помощью кривой производственных возможностей. Она в упрощенном варианте – при условии существования всего двух альтернативных благ – показывает варианты соотношения их производства

Соотношение результатов производства и затрат характеризует эффективность производства. Технико-экономическая эффективность показывает соотношение конечных результатов и затрат отдельных факторов производства: производительность труда и трудоемкость - рабочей силы или живого труда, материальемкость – предметов труда; фондоемкость – средств труда; капиталоемкость – использование капиталовложений и т.д. Однако для людей более важна социально-экономическая эффективность, показывающая как ведение общественного производства удовлетворяет потребности всех членов общества. Критериями такой эффективности могут быть такие показатели, как уровень, образ и качество жизни и др.

Отношения собственности позволяют ответить на коренные социально-экономические вопросы: кто хозяин производства, ради каких целей и какими методами оно ведется, кому в конечном счете достаются результаты?

^ Отношения собственности – это отношения между людьми по поводу владения, распоряжения (управления) и пользования (потребления) различными благами. При этом другие люди не препятствуют собственнику потреблять объекты собственности любым способом, но сами могут пользоваться объектам чужой собственности только с разрешения собственника.

История знает два типа собственности: общественную и частную, которые возникли в указанной последовательности.

При общественной собственности субъектом отношений является все общество в целом и только оно может распоряжаться объектами собственности. При этом в обществе нет отдельных людей или групп лиц, которые могли бы не допустить кого-либо к потреблению или использованию объектов собственности.

^ Частная собственность предполагает в качестве субъекта отдельного человека. Частная собственность дает собственнику ряд прав: владение, пользование, управление, получение дохода, суверена, на безопасность, наследство, бессрочность, остаточный характер собственности. Одновременно собственник несет ответственность в виде возможности взыскания блага в уплату долга и должен выполнить запрет на использование своей собственности способом, наносящим вред окружающей среде.

^ Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность и составляющих структуру общества.

Обычно выделяют 4 типа экономических систем:

  • традиционная – основана на общественной собственности и натуральном хозяйстве, хозяйственные решения принимаются в соответствии с традициями и обычаями;

  • рыночная – основана на частной собственности, товарном хозяйстве, свободном ценообразовании в условиях конкуренции, экономической независимости хозяйствующих субъектов при ограниченной роли правительства;

  • административно-командная – базируется на общественной (государственной) собственности, централизованном руководстве экономикой с помощью планирования, государственном распределении ресурсов и доходов, коллективном принятии экономических решений;

  • смешанная система – включает элементы двух предыдущих систем и характерна сейчас для большинства современных государств.

^ Изучаемые понятия и категории :

Потребности. Интересы. Свободные и экономические блага. Производство. Воспроизводство. Ресурсы. Ограниченность. Редкость. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Рациональный выбор. Эффективность. Экономические отношения. Собственность. Экономические системы. Экономика. Народное хозяйство. Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика. Позитивная экономика. Нормативная экономика. Метод. Метафизика и диалектика. Исторический и логический методы. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Абстракция. Сравнение. Аналогия. Математические методы.
^ Тема 2. Механизм функционирования рынка.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена. Во-вторых – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, обмена, распределения и потребления, т. е. всю систему производственных отношений.

Такое понимание рынка находит выражение в его основных чертах. Следует разобраться в таких чертах рынка, как

- полная юридическая независимость всех экономических субъектов;

- сводная организация производства и полная экономическая ответственность за предпринимательскую деятельность;

- возможность для продавцов и покупателей свободного выбора партнеров, т. е. наличие конкуренции

- равноправие партнеров;

- возможность и эквивалентность в обмене. Товары обмениваются в соответствии со стоимостью, т. е. с количеством труда, затраченного на их производство. Обмениваемые товары равноценны также с точки зрения их полезности;

- возможность получения достоверной информации о рынке и его субъектах.

Рынок формируется в процессе становления товарного хозяйства и является его необходимым и важнейшим элементом.Наиболее полно сущность рынка проявляется в его функциях:

саморегулирование товарного производства. Эта функция проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы производства и повышают цены.

стимулирующую функцию. При понижении цены производители сокращают производство, одновременно изыскивая возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

функцию установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако, эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор), отсутствия монопольного положения в производстве и наличия конкуренции между производителями;

регулирующую функцию. С помощью рынка устанавливаются основные микро и макро пропорции в экономике, в производстве и обмене;

Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который четко сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно». (Анталогия экономической классики. В. Петти, А Смит, Д. Рикардо – М., 1993, с. 91).

Объемом спроса на товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

На спрос воздействуют ряд факторов, в первую очередь цены на товары. Если прочие факторы, влияющие на спрос, принять за неизменные величины, то функция спроса будет отражать математическую независимость между спросом (С) и ценой (Ц). С= F (Ц). Чем выше цена, тем меньше спрос на товар со стороны покупателя. Эту зависимость называют законом спроса.

Неценовые факторы спроса: уровень доходов человека; потребительские вкусы и предпочтения; уровень цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; ожидания покупателей; количество покупателей, от которых зависит емкость рынка и структура потребления; изменение в окружающей среде или сезонность..

Объем предложения – это максимальное количество какого-либо товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Если все факторы, влияющие на объем предложения, принять за неизменные, то функция предложения или закон предложения будет отражать зависимость количества предложения (П) от цены (Ц) П= F(Ц).Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение со стороны продавцов.

Неценовые факторы предложения: цены на исходные ресурсы; технологические возможности производителя; цены на другие товары; налоги и дотации; число продавцов на рынке; ожидания производителей..

Эластичность используют в предпринимательской практике для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие 1 % изменения цены за единицу товара. Расчет осуществляется следующим образом



где Эр – ценовая эластичность спроса.

Существуют 3 категории эластичности спроса по ценам, которые зависят от изменения величины спроса, при изменении цены товара только на 1 %.

1. Эластичный спрос предполагает, что изменение цены товара на 1 % приводит к изменению величины спроса больше чем на 1 %. В этом случае эластичность спроса больше 1.

2. При унитарном спросе изменение цены на 1 % вызывает точно такое же изменение величины спроса.

3. Неэластичный спрос существует тогда, когда изменение цены на 1 % приводит к изменению спроса меньше, чем на 1 %.

Факторы, определяющие эластичность спроса по ценам:

  1. Наличие товаров-заменителей (субститутов);

  2. Удельный вес расходов на данный товар в общем бюджете потребителя;

  3. Степень потребности покупателя в товаре;

  4. Время, необходимое для адаптации покупателя к новой цене.

Если коэффициент эластичности спроса по доходам больше 0, товар считается нормальным. Увеличение дохода ведет, как правило, к росту спроса на такие товары, т. е. доход и спрос изменяются в одном и том же направлении.

Товар является низкокачественным, если коэффициент спроса по доходу меньше 0, т. е. по мере увеличения доходов, спрос на подобные товары уменьшается. В этом случае доход и спрос изменяются в противоположных направлениях.

Эластичности предложения определяется аналогично эластичности спроса. Она показывает, как изменяется количество товаров, поставляемых производителями на рынок, в зависимости от ценовых колебаний.

Мерой изменения предложения в ответ на изменение цены служит коэффициент эластичности предложения:


^ Изучаемые понятия и категории: рынок, стоимость, общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей, спрос, закон спроса, кривая спроса, предложение, закон предложения, кривая предложения, эластичность, эластичность спроса по цене, эластич6ность спроса по доходу, коэффициент эластичности спроса по цене, эластичность предложения, коэффициент эластичности предложения.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику iconМетодические рекомендации по планированию и организации самостоятельной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...

Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику iconМетодические рекомендации по ведению самостоятельной работы студентов...
В то же время к самостоятельной работе относится и подготовка к итоговому контролю знаний по данной дисциплине – экзамену

Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф история культур и цивилизаций

Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 10. История религий

Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику iconВведение в экономику
Совместный бакалавриат вшэ-рэш, 2013-14 учебный год, 1-й курс введение в экономику

Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины б б. 5 История зарубежной журналистики

Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и подготовки к зачету...
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студента

Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...

Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...

Методические рекомендации к самостоятельной работе Тема Введение в экономику iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск