6. Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу
«Философия и методология науки» Написание реферата является необходимым компонентом профессиональной подготовки аспиранта или соискателя в рамках освоения курса «Философия и методология науки». Основная его задача состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем современной философии и методологии познания развить навыки самостоятельной работы с оригинальными научными и философскими текстами, информационно-аналитической литературой, монографическими исследованиями и разработками. В тексте реферата его автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход к исследованию конкретной научной проблемы в контексте ее философского понимания и интерпретации.
Подготовка и написание реферата осуществляется в рамках контролируемой самостоятельной работы (КСР) аспиранта или соискателя и предшествует экзамену кандидатского минимума по философии и методологии науки.
На кафедре разработана обширная тематика рефератов с учетом особенностей философско-методологических проблем гуманитарных и естественнонаучных специальностей, а также отражающая наиболее актуальные вопросы базовых разделов программы курса «Философия и методология науки». Значительная часть предлагаемых тем посвящена анализу методологических идей и концепций крупнейших представителей современной философии науки.
Аспирант или соискатель имеет право свободного выбора темы реферата из предлагаемого списка тем с учетом профиля своей научной специальности (гуманитарные или естественнонаучные факультеты). Он может получить соответствующие консультации и разъяснения у преподавателей кафедры, читающих лекционный курс или обеспечивающих проведение практикумов и семинарских занятий. В исключительных случаях допускается самостоятельная формулировка темы реферата, которая связана с научными интересами аспиранта или соискателя и посвящена философско-методологическим аспектам осуществляемого им диссертационного исследования. В таких случаях предложенная тема в обязательном порядке утверждается заведующим кафедрой философии и методологии науки. В заявлении на имя заведующего кафедрой должно содержаться развернутое обоснование причин выбора индивидуальной темы реферата.
Главное требование при выборе темы реферата – наличие репрезентативной философско-методологической компоненты в структуре исследования, позволяющей оценить уровень философской подготовки аспиранта или соискателя, качество знаний, владение категориальным аппаратом философии и методологии науки, умение использовать его для анализа и решения конкретных научных проблем.
Реферат должен соответствовать следующим теоретико-методическим требованиям:
1. Объем реферата должен составлять 25-30 страниц печатного текста (формат А-4; поля зеркальные 2,5 см; шрифт – Times New Roman, 14 пт; междустрочный интервал одинарный; выравнивание по ширине; отступ 1,25 см). Работа выполняется на русском или белорусском языке.
2. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением №1.
3. Реферат должен включать план, введение, основную часть и заключение. Пример оформления плана (оглавления, содержания) работы приведен в приложении №2 в двух вариантах.
Во введении необходимо отразить актуальность, степень разработанности проблемы, ее место в системе философско-методологического знания, цель и задачи работы.
В основной части выделяются несколько (не менее двух) разделов, формулировка названий которых должна соответствовать пунктам плана. Проблематика, рассматриваемая в разделах реферата, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной, а ее рассмотрение должно способствовать содержательному освещению темы.
В заключении необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы.
4. Реферат завершается списком использованной литературы, включая оригинальные тексты, монографические исследования, статьи, учебные пособия и др.
5. Текст должен быть тщательно выверен и соответствовать нормам научного литературного языка.
В установленные сроки реферат представляется в отдел аспирантуры Белгосуниверситета, регистрируется там и передается для проверки на кафедру философии и методологии науки. Решением заведующего кафедрой из профессорско-преподавательского состава назначается преподаватель (доктор или кандидат философских наук), который осуществляет рецензирование представленного реферата.
В ходе рецензирования реферата проводится анализ его содержательных и формальных параметров, результаты которого фиксируются в баллах по следующей схеме:
№п/п
|
Основные параметры оценки реферата
|
Оценка в баллах
| 1
| Обоснование актуальности темы реферата, ее философско-методологического статуса и связи с научной специальностью аспиранта или соискателя. Четкая постановка цели и задач исследования.
|
16
| 2
| Обоснованность плана и структуры реферата, их соответствие поставленным целям и задачам.
|
12
| 3
| Теоретический уровень анализа заявленной проблемы.
Глубина ее философско-методологического осмысления и использования категориального аппарата современной философии.
|
24
| 4
| Наличие исследовательской компоненты в анализе рассматриваемой проблемы, самостоятельный и творческий характер работы.
|
20
| 5
| Качественные и количественные параметры литературных источников, использованных при написании реферата, их соответствие заявленной теме и современному уровню философско-методологических исследований.
|
16
| 6
| Оформление реферата в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми к научным работам и аттестационным текстам (язык изложения, стилистические особенности, правильность оформления аппарата ссылок и в целом текста реферата).
|
12
|
Рецензия оформляется в виде заполненной таблицы, в приложении к которой в обязательном порядке даются краткие содержательные комментарии, с фиксацией как положительных моментов работы, так и ее недостатков, повлиявших на итоговую оценку. Рецензент дает общую оценку реферата по формуле «зачтено» или «не зачтено», а в случае общей позитивной оценки дифференцирует ее с учетом количества баллов в таблице:
Количество баллов
| Оценка
| менее 35 баллов
| не зачтено
| 35-44
| 4
| 45-54
| 5
| 55-64
| 6
| 65-74
| 7
| 75-84
| 8
| 85-94
| 9
| 95-100
| 10
|
Выставленная оценка за подписью рецензента с указанием его фамилии, ученой степени и звания фиксируется как в тексте рецензии, так и на титульном листе реферата с указание даты его проверки. В случае выставления оценки «не зачтено» автор реферата не допускается к сдаче кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» и обязан в следующем учебном году представить на рецензию новый текст реферата.
Аспирант или соискатель знакомится с рецензией на его реферат до срока сдачи им кандидатского экзамена. Собеседование по теме реферата (его защита аспирантом или соискателем) включается в структуру кандидатского экзамена в качестве одного из экзаменационных вопросов.
7. Тематика рефератов по проблемам курса
«Философия и методология науки» для аспирантов
и соискателей естественнонаучных специальностей
Темы рефератов, соответствующие актуальным проблемам в содержании основных разделов программы курса
«Философия и методология науки»
Философия и мировоззренческие основания культуры.
Философия в духовном опыте современного общества.
Философия и национальное самосознание.
Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.
Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.
Философия и искусство.
Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.
Философия и идеология.
Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.
Философия как личностное знание.
Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.
Ф. Скарына как мыслитель и философ.
С.Будный в белорусской культуре и философии.
Философия и развитие белорусского национального самосознания.
Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации.
Аналитика человеческого существования в творчестве Ф.М. Достоевского.
Л.Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.
Философия русского космизма.
Бытие как проблема философии.
Категория небытия в культурной традиции Востока.
Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.
Пространство и время как категории философии и культуры.
Бытие человека и время.
Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.
Становление и развитие экологической этики в современной культуре.
Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.
Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
Диалектика как философская теория развития и метод мышления.
Диалектическая логика как философско-методологический проект.
Синергетика и становление нелинейной методологии познания.
Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.
Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.
Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.
Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.
Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.
Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Игра как феномен человеческого бытия.
Образ «человека массы» в современной философии и культуре.
Человек в системе социальных коммуникаций.
Сознание и языковые структуры.
Проблема «диалога» человека и компьютера.
Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе.
Концепция сознания в философии Э.Гуссерля.
Сознание и самосознание. Проблема «Я».
Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.
Проблема человека в философии неофрейдизма.
Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.
Проблема человека в философии марксизма.
Анализ процесса познания в когнитивной психологии.
Интернет как форма коммуникации и познания мира.
Знание и вера в структуре познавательного процесса.
Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.
Истина и релятивизм в современной философии науки.
Истина и ценность в современной науке.
Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.
Проблема социальной стратификации в современной философии.
Марксистская концепция социума.
Концепция этногенеза Л.Гумилева.
Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры.
Общество как суперсистема в социальной философии П.Сорокина.
Теория социального действия Т. Парсонса.
Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона.
Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.
Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.
Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.
Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.
Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.
Философия истории Гегеля.
Материалистическое понимание истории К.Маркса.
Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера.
Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.
Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.
Философская концепция истории Н.Бердяева.
Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.
Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы.
Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.
«Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.
Социально-философский смысл евразийства.
Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.
Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности.
Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.
Техника как объект социально-философского осмысления.
Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.
Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.
Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.
Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века.
Политическая власть и социальный интерес.
Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.
Культура как предмет осмысления в современной философии.
Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.
Ф.Ницше о дионисийском и аполлонистическом началах в европейской культуре.
Традиции и новации в динамике культуры.
Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм.
Современное искусство и философия: грани взаимодействия.
Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.
Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.
Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.
Наука и религия: возможности и границы диалога.
Наука как предмет философско-методологического исследования.
Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.
Философия науки: становление и основные этапы развития.
Наука и вненаучное знание в современной культуре.
Феномен антинауки и критика классического рационализма.
Методологические новации в современной философии науки.
Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.
Наука в постиндустриальном обществе.
Научная теория как предмет философско-методологического анализа.
Эмпирическое познание и факты науки.
Метатеоретические основания науки.
Научная картина мира и ее эволюция.
Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.
Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.
Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.
Многоуровневая концепция методологического знания.
Системный подход как общенаучная методологическая программа.
Научное исследование как предмет методологического анализа.
Методы исследования в современной науке.
Наука как социальный институт.
Научное сообщество и школы в науке.
Проблема коммуникации в современной науке.
Этика науки и нормы научного этоса.
Проблема аргументации в современной науке.
Наука и власть: возможность и границы диалога.
Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.
Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.
Философия и футурология.
Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.
Темы рефератов, ориентированные на исследование и анализ методологических идей и концепций крупнейших представителей современной философии и естествознания.
Анри Пуанкаре о ценности науки в современной культуре.
М.Вебер о призвании ученого и ценности науки.
В.Гейзенберг о роли традиций в развитии науки.
Концепция логического атомизма Б.Рассела.
Концепция теоретического знания в творчестве Р.Карнапа.
Философия нового научного духа Г.Башляра.
Концепция науки в «философии нестабильности» И.Пригожина.
Концепция роста знания в философии науки К.Поппера.
Образ развивающейся науки в работе Т.Куна «Структура научных революций».
Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И.Лакатоса.
Методология тематического анализа науки Дж.Холтона.
Концепция эпистемологического анархизма П.Фейерабенда.
В.И.Вернадский о науке и научных революциях.
Феномен единства научного знания в творчестве П.В.Копнина.
Системный подход как исследовательская программа в творчестве Э.Г.Юдина.
Проблема гуманизации науки в работах И.Т.Фролова.
Концепция современного рационализма в работах Н.Н. Моисеева.
Концепция метатеоретических оснований науки в творчестве В.С.Степина.
Концепция социального призвания науки А.Н.Уайтхеда.
Физика и философия в творчестве А.Эйнштейна.
Н.Бор о методологии дополнительности.
Луи де Бройль о революции в физике.
Биогеохимия В.И. Вернадского и ее роль в развитии современной экологии.
Проблемы методологии познания в творчестве Д.И. Менделеева.
Русский космизм и творчество К.Циолковского.
Философия биологии в творчестве В. Энгельгардта.
В.И. Ленин о революции в естествознании на рубеже XIX-XX веков.
III. Темы рефератов по философско-методологическим проблемам
естественных наук
Естествознание в современной культуре: эпистемологический и ценностный статус.
Проблема классификации наук: история и современность.
Философско-методологические аспекты программы «Великого объединения» в физике.
Проблема объективности описания в неклассической физике.
Эволюция Вселенной и философские проблемы современной космологии.
Антропный принцип как методологический регулятив в современном научном познании.
Философия природы и экологизация современного естествознания.
Копенгагенская интерпретация квантовой механики: научные предпосылки и философские основания.
Методология редукционизма в классической и современной науке.
Пространственно-временная организация Универсума и развитие релятивистской физики.
Эволюция физического знания и принцип соответствия.
Основные направления математизации современной науки.
Вычислительный эксперимент в современной науке: достижения и проблемы.
Роль математической гипотезы в развитии современной науки.
Диалог человека и компьютера в современном научном познании.
Социально-психологические проблемы компьютеризации познания и деятельности в современном обществе.
Философско-методологические проблемы обоснования математики.
Парадоксы теории множеств и их философская интерпретация.
Проблема бесконечности в философии и математике.
Место и роль биологии в структуре современного естествознания.
Синтетическая теория эволюции как предмет философско-методологического осмысления.
Этические проблемы современной биологии.
Биотехнологии и будущее цивилизации.
Мировоззренческие и социально-этические проблемы генетики человека.
Химия в современной научной картине мира.
Методологический потенциал системно-структурного подхода в современной химии.
Идея развития в химии. Проблема химической эволюции.
Химия и междисциплинарные методологии познания.
Современные химические технологии и охрана окружающей среды.
Философско-методологические проблемы развития современной урбоэкологии.
Место и роль географии в системе современного научного знания.
Формирование и развитие географической среды в современном обществе.
Географический детерминизм и геополитика.
Структура и основные направления развития современного географического знания.
Философско-методологические проблемы математизации современной географии.
Биологическая парадигма в современной экологии.
Экология человека в структуре социально-экологического знания.
Становление системной парадигмы в экологии. Экосистема как интегральный природный комплекс.
Предмет и структура социальной экологии.
Экологические приоритеты национальной стратегии устойчивого развития Беларуси.
|