Комплексный анализ текста






Скачать 62.96 Kb.
НазваниеКомплексный анализ текста
Дата публикации17.12.2013
Размер62.96 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Философия > Урок
Комплексный анализ текста

«Поговорим о бабушках»

(урок развития речи в 8 классе)

Большакова Лариса Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Лесниковской ООШ

Цель: Продолжить формирование навыков коллективной работы с текстом.

Задачи:

Обучающие: Расширять и углублять знания учащихся по теме «Комплексный анализ текста». Формировать устойчивый познавательный интерес к приобретению знаний.

Развивающие: Развивать у школьников  умения оперировать ранее полученными знаниями, способность сравнивать и анализировать, обогащать и усложнять словарный запас

Воспитательные:  Продолжить формирование умений вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Способствовать воспитанию гуманности, доброты, вежливости, внимательного отношения к людям
Оборудование:

Текст «Поговорим о бабушках», схема анализа, выставка портретов пожилых людей (видеоряд).

Эпиграф:

Главный наш порок – непониманье

Душ ранимых наших стариков

^ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

^ Деятельность ученика

1

Мотивационный момент

Обращается к выставке и задает вопрос: «Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?»

Рассматривают фотографии и пытаются ответить на вопрос.

2

Сообщение темы и постановка учебно-познавательных задач урока

Сообщает тему и цель урока

Совместно с учителем определяют задачи урока


3

Работа с текстом

Задает вопросы:

1.Что такое КАТ?

2. С чего нужно начинать работу по КАТ?http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0d19f2f1-f220-41bd-a742-897b0ce6d096/?from=92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c&interface=pupil&class=48&subject=28

(на столах у детей схема анализа – Приложение 2)

Читает текст

(приложение 1)

Организует групповую работу. Задает вопросы:

1.Определите тему, идею, настроение, которым пронизан текст.

2. Определим композицию текста., озаглавим каждую часть. Записывает все это на доске.

3. Определим тип речи и стиль текста

4.Обратимся к орфографии и пунктуации

Отвечают на вопросы (рассмотреть текст со всех сторон, выделить тему, идею, определить тип текста, стиль речи, композицию и т.д.)

Отвечают на вопросы (тема: взаимоотношение старшего и подрастающего поколения и т.д.)

Работают с текстом. Записывают заключения в тетради.
(Рассуждение с элементами описания, публицистический стиль)

Работают в группах обозначенными орфограммами и пунктограммами.

4

Итоги урока

Задает вопросы:

1.Достиг ли автор своей цели?

2.Заставил ли вас задуматься над проблемой?

Дают ответы на вопросы

5

Домашнее задание

Проговаривает и записывает на доске домашнее задание.

Используя материалы сегодняшнего урока, систематизировать материал и дать КАТ текста «Поговорим о бабушках»

Записывают домашнее задание в дневник.

6

Рефлексия

Организует рефлексию. Читает стихотворение «Наши старики» (Приложение 3)

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы


Приложение 1

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках.

Ох, уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то столько прощает тебе! Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся.

( По И.Медведевой)

Приложение 2

Схема анализа и выражения, которые можно использовать при комплексном анализе текста.

  1. Мы записали (прочитали)… предложений, их можно назвать текстом, потому что… .

  2. Тема.

  • Текст посвящен описанию…

  • Автор рассказывает о..

  • Темой отрывка является..

  • В тексте рассказано о..

  1. Главная мысль.

  • Главная мысль текста выражена в словах..

  • Автор приходит к выводу, что…

  1. Настроение

  • Автор хочет передать грусть (радость), которая охватывает его..

  • С одной стороны, автор сожалеет…, а с другой – восхищен..

  • Автор приковывает внимание…

  1. Композиция

  • Текст можно разбить на… части.

  • В тексте отчетливо выделяются … части.

  • Текст состоит из..

  • Части можно озаглавить:

1)

2)

3) и т.д.

  • Озаглавить текст можно так…

  • Я думаю, текст можно назвать так..

  1. Тип речи.

По типу речи – это…, так как…(метод фотографии)

  1. Стиль речи

  • Этот текст… стиля речи, так как его цель…

  • Интересны здесь и языковые средства: фонетические, синтаксические, лексические…

  • Обращает на себя внимание лексический строй речи:

Автор использует эпитеты…, сравнения…, метафоры…

Лексическое значение слова… раскрывается через…

Говоря о выразительных средствах языка, нельзя не отметить…

  • ^ Привлекают внимание синтаксические средства языка:

Текст представлен…(сколько предложений, какие они по цели высказывания, интонации, двусоставные или односоставные, простые или сложные)

В синтаксическом плане текст интересен тем, что…

Автор использует …порядок слов, это дает возможность показать (акцентировать внимание)…

Способ связи между предложениями…

  • ^ Из фонетических средств можно отметить:

Интенсивна с точки зрения использования звуков….

Из звуковой гаммы текста выделяется звук…

Звуки … пронизывают весь текст, они помогают передать..

  1. Орфографический и пунктуационный разбор.

  • В тексте встречаются различного вида орфограммы:…

  • Из пунктограмм наиболее интересны знаки препинания в … предложении…



Приложение 3

Наши старики

(автор неизвестен)
Напевая песни довоенные,

Поправляя медленно очки,

Рядом ходят милые и вредные

Наша боль и радость – старики.

Кто сказал, что это наше прошлое?

Сердце – мышкой жалости в груди.

Дорогие, милые, хорошие!

Вы ведь то, что ждет нас впереди!

Также будем мы грустить о юности,

Отгремевшей, как весенний гром.

Предлагать свои уроки мудрости,

Что сейчас привычно не берем.

Жить в великой муке ожидания,

Вздрагивать с надеждой от звонков…

Главный наш порок – непониманье

Душ ранимых наших стариков.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексный анализ текста iconРазработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные...

Комплексный анализ текста iconГлавное управление образования курганской области
Выполните комплексный анализ текста прозаического или поэтического. Выбор типа текста право участника олимпиады

Комплексный анализ текста iconУрок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста...
Тема: «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное»

Комплексный анализ текста iconЭлективный курс «Комплексный анализ текста»
В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики, языка и речи, слова и текста, русского языка и литературы

Комплексный анализ текста iconУрок комплексного анализа текста. Оборудование: текст рассказа Михаила...
Тема: комплексный анализ текста при повторении темы «сложные предложения с разными видами связи»

Комплексный анализ текста iconМалюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс
Егэ начинается с комплексного анализа текста. Помимо этого, комплексная работа с текстом является в настоящее время одной из форм...

Комплексный анализ текста iconМалюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс

Комплексный анализ текста iconМалюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса
Программно-методическое обеспечение школьного образования на 2013-2014 учебный год

Комплексный анализ текста iconПроект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К. Г. Паустовским»
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению»

Комплексный анализ текста iconКонтрольная работа по дисциплине «комплексный экономический анализ...
Дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия» включена в учебный план обучения студентов по...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск