Примерный план анализа стихотворения






Скачать 41.08 Kb.
НазваниеПримерный план анализа стихотворения
Дата публикации11.03.2014
Размер41.08 Kb.
ТипАнализ
top-bal.ru > Философия > Анализ
Примерный план анализа стихотворения

  1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий, история создания). Насколько тема стихотворения характерна для этого автора.

  2. Анализ и интерпретация стихотворения.

  1. Тематика, основные мотивы.

  2. Жанровые особенности стихотворения.

  3. Образ лирического героя. Какими средствами художественной выразительности изображено состояние лирического героя (интонация, ритм, ключевые слова и образы).

  4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.

  5. Образный ряд стихотворения

  6. Своеобразие поэтического языка: лексический строй; особенности поэтического синтаксиса (обращения, воскли­цания, риторические вопросы, инверсии и др.); изобразительные средства, их роль; приемы звукописи.

  7. Размер стихотворения, (двусложные и трехсложные размеры, дольник, тоничес­кий стих). Музыкальность стиха.

  8. Смысл названия стихотворения (если есть)

  1. Передайте чувства, вызванные у вас стихотворением. В чем общечеловеческая значимость выраженных в стихотворении чувств и мыслей? Что вам особенно дорого и интересно в этом стихотворении?


^ План анализа стихотворения для урока литературы

Один из вариантов анализа стихотворного текста:
План примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма.

Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…
1.Восприятие:
Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме?

Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?

Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
2.Истолкование:
-Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать").

К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
-Жанр стихотворения.

элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
-Композиция.

Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
-Средства художественной выразительности

(тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
-Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).
-Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла.

Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
-Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.
3.Оценка:
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении?

Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)?

Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире?

Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерный план анализа стихотворения iconПлан анализа стихотворения
Впечатления от стихотворения и все, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея стихотворения, образы; настроение, картины,...

Примерный план анализа стихотворения iconПлан анализа стихотворения Брюсова «Я»
Сборником «Третья стража» Брюсов вступил в новый – зрелый период творчества. Как внешняя форма стихотворения поддерживает впечатление...

Примерный план анализа стихотворения iconПлан-конспект урока анализа стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме»
План-конспект урока анализа стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» в 11 классе

Примерный план анализа стихотворения iconПлан анализа стихотворения
Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть) и передача его переживаний

Примерный план анализа стихотворения iconПлан анализа стихотворения
Текст переведено с украинского, поэтому 100% точность орфографии моего русского языка не гарантирую; *

Примерный план анализа стихотворения iconПлан анализа стихотворения для урока литературы Один из вариантов анализа стихотворного текста
Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш...

Примерный план анализа стихотворения iconКаков характер стихотворения?
Вопросы для анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» на основе деятельностного подхода к обучению

Примерный план анализа стихотворения iconСудьба одного стихотворения
Целью данной работы является исследование истории появления стихотворения М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», причинах, вызвавших...

Примерный план анализа стихотворения iconСергей Александрович Есенин. Анализ стихотворения «Пороша»
Формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения; акцентировать внимание на работе с изобразительно-выразительными средствами...

Примерный план анализа стихотворения iconКонтрольная работа (по вариантам). Охарактеризовать творчество поэтов-символистов...
Охарактеризовать творчество поэтов-символистов (акмеистов, футуристов, имажинистов) в целом и сделать анализ стихотворения по плану...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск