Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова






НазваниеУчебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова
страница1/9
Дата публикации03.06.2014
Размер1.13 Mb.
ТипУчебное пособие
top-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
В.В. Глотова, М.Б. Плохинова

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ


Учебное пособие


Воронеж 2010

ГОУВПО «Воронежский государственный

технический университет»

В.В. Глотова, М.Б. Плохинова


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия


Воронеж 2010
ББК 87.3
Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие / В.В. Глотова, М.Б. Плохинова. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010. 128 с.
В данном учебном пособии авторы изложили историко-философский материал, разбив его по разделам, что является весьма логичным и соответствующим государственным образовательным стандартам. Подразделы каждой темы были систематизированы так, чтобы лучше преподнести основные проблемы студентам. Кроме того, составлен философский словарь основных терминов, даны тесты по каждой теме, что позволяет глубже понять тему.

Издание соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования всех ООП направлений ВГТУ (специальностей). Предназначено студентам очной формы обучения.

Библиогр.: 80 назв.
Рецензенты: кафедра общегуманитарных дисциплин Московского гуманитарно-экономического института (зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. В.Н. Первушина);

канд. филос. наук, доц. О.В. Пастушкова
© Глотова В.В., Плохинова М.Б., 2010

© Оформление. ГОУВПО

«Воронежский государственный

технический университет», 2010


ВВЕДЕНИЕ
Не исключено, что Вы уже задавали себе вопрос, что такое философия. На этот вопрос мы и попытаемся ответить в нашем учебном пособии, а также рассмотрим, как в истории общества менялось отношение к философии, ее назначению, содержанию и функциям.

На протяжении всей своей истории, философия рассматривает такие вопросы, как правильно мыслить и, даже, как правильно жить. Некоторые вопросы, в процессе ознакомления с ними, покажутся вам сложными. Но усилия, затраченные вами, будут вознаграждены.

В данном учебном пособии будут рассмотрены философские учения о главных вопросах бытия, познания, человека и общества в контексте исторического их развития, но и свои мысли можно рассматривать в контексте философских проблем, обсуждаемых великими мыслителями разных эпох, поскольку так, и не найдены ответы на вечные вопросы бытия, хотя сказано немало. Человек философствует потому, что он человек, будучи сознательным существом, он не может поступать иначе, так как это самый универсальный способ осознания собственного существования и ориентации в окружающем мире. На протяжении всей разумной истории своего существования человек пытался понять свое место в нем. Поэтому назначение философии состоит в возвышении человека, в обеспечении условий его совершенствования, для обеспечения лучшего состояния человечества. Философия не представляет собой простое собрание истин, которые можно представить в форме легкой для запоминания, это динамичный мир понятий, различных идей и множества концепций, проблем. Разумеется, ориентироваться в этом мире достаточно сложно. Мы выражаем уверенность, что учебное пособие поможет облегчить понимание многих философских проблем, веками волнующих человека. Мир человека - это мир идей. За политикой, средствами массовой информации, за системой образования стоят целые философские системы, хотя не все подозревают об этом.

В данном учебном пособии излагается курс истории философии, затем Вам будет предложено в другой методической литературе ознакомиться с систематической философией. На наш взгляд, такая методика вполне оправдана и обладает многими достоинствами. Чтобы знать настоящее, современное, вначале следует, чтобы "не изобретать велосипед", изучить историю вопроса. Предпринятая нами попытка написать данное учебное пособие должна стимулировать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности, поэтому в пособии предлагается множество вопросов, тестов, литературы и других видов материала, способствующих для дальнейшего размышления. Есть надежда на то, что учебное пособие окажется полезным, поскольку в наш информативный век необходима осведомленность об идеях, стоящих за фасадом современных научных, культурных и социальных перемен.

В данном учебном пособии Вы будете изучать:

- предмет философии, место и роль философии в культуре;

- становление философии и ее структуры, а также основные школы и направления философии;

- научные философские, религиозные и мифологические картины мира;

- этапы исторического развития философии: древнеиндийскую, древнекитайскую, античную философию, философию средневековья и эпохи Возрождения, Нового времени, эпохи Просвещения, немецкую классическую философию, философию марксизма, русскую и современную западную философию;

- философские понятия и категории, идеи и концепции.

^ ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. Философия, как разновидность мировоззрения.

2. Основной вопрос философии и основные направления.

3. Методы философии.

4 Функции философии.

5. Специфика философского знания. Философия и наука.
Основные понятия: мировоззрение, мироощущение, миросозерцание, миропонимание, мировосприятие, мифология, религия, материализм, идеализм, метод, онтология, гносеология, диалектика, метафизика, гностицизм, агностицизм, скептицизм, материя, сознание, социальная философия, философская антропология, плюрализм, демагогия, абстракция, материальное, идеальное, иррационализм, вера, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, монизм, дуализм, пантеизм, деизм, аксиология, заблуждения, паранаука, креационизм, провиденциализм.
В первой теме мы ответим с вами на вопрос, что такое философия. Рассмотрим проблему социокультурной ценности философского знания. Посмотрим, как будет структурироваться курс философии. Познакомимся с целым рядом основных философских понятий: материальное, идеальное, онтология, гносеология и др. Раскроем функции философии и структуру философского знания. Знакомясь с темой "Философия, ее предмет и место в культуре человечества", мы будем иметь представление о том, что такое мировоззрение, вследствие чего сможем ориентироваться в огромном множестве мнений и ценностей. Мы убедимся, что методы философских и научных исследований пересекаются. Рассмотрим процесс становления и развития философии в исторической перспективе. А самое главное, мы войдем с вами в проблему содержания философского знания и познакомимся с терминологией курса.


      Темы докладов

1. Философия и религия: общее и особенное.

2. Роль философии в кризисные периоды развития общества.

3. Философия и искусство.
       Контрольные вопросы и контрольные задания

1. Выберите правильный ответ.

Философия переводится буквально как:

а) мудрость;

б) любовь к мудрости;

в) наука о познании;

г ) стремление к истине.
2. Как Вы думаете, в зависимости от того, какая субстанция - материальная или духовная - признается первоначалом бытия, философские учения разделяются на:

а) материализм метафизический и диалектический;

б) материализм и идеализм;

в) рационализм и эмпиризм;

г) объективный идеализм и субъективный идеализм.
3. В зависимости от количества субстанций, мыслимых как первоначала бытия, философские направления получили названия:
а) монизм, плюрализм, и дуализм;

б) агностицизм и скептицизм;

в) антропоцентризм и теоцентризм;

г) оптимизм и пессимизм.
4. Воззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

а) антропоцентризм;

б) теоцентризм.;

в) космоцентризм;

г) геоцентризм.
5. Какие из приведенных ниже положений имеют материалистический, а какие - идеалистический характер. Поясните, к каким "разновидностям" материализма и идеализма можно их отнести.

а) Все существующее - проявление безличного духовного активного начала - "абсолютной идеи".

б) Исторический процесс направляется Провидением.

в) Участвуя в процессе производства и вступая в определенные отношения, друг с другом, люди творят историю.

г) Потенциальная материя становится действительностью под воздействием разумного начала.

д) Общественное сознание определяется общественным бытием.

е) Мысль вырабатывается мозгом так же, как желчь печенью.

ж) Исходный принцип мира - бессознательное творческое начало, жизненный порыв.

з) Материальный мир никем не создавался, но существует вечно, меняя формы своего существования.

и) Реально лишь сознание человека, а все, что его окружает - иллюзорно и проблематично.

к) Первоосновой всего сущего является независимая от сознания вещественная, "телесная" реальность.

л) Химические процессы - универсальная основа объяснения духовной сферы.

м) Природные закономерности объективны и доступны человеческому познанию.

н) Сознание нельзя свести только к его материальному носителю - мозгу, поскольку оно является продуктом и условием функционирования и развития общества.
6. Определите, какие из перечисленных черт характерны для мировоззрения. Имейте в виду, что некоторые черты могут быть характерны для нескольких типов мировоззрения. При необходимости обоснуйте свой выбор.

а) мифологического;

б) религиозного;

в) философского;

г) научного?
1) Яркое, образное мышление.

2) Опора на разум.

3) Опора на веру.

4) Поиск универсальных объективных закономерностей.

5) Стремление установить связь человеческого существования с абсолютным и бесконечным.

6) Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов.

7) Наличие ценностного компонента.

8) Использование предельно обобщенных категорий.

9) Сохранение традиции в меняющихся условиях.

10) Сохранение традиции в меняющихся условиях
11) Единство мировоззрения, переживания и действия, основанное на вере в священное.

12) Логическая непротиворечивость знания и его согласованность с ранее накопленными знаниями.

13) Реализация бесконечной глубины всеобщего через многообразие школ, концепций, точек зрения.

14) Использование принципов творения и откровения.

15) Использование принципа порождения.
7. Как Вы думаете, какая особенность философского мировоззрения заключена в словах Роберта Зенда: " Я философ; это значит, что у меня есть вопрос на любой ответ".
8. "Мы называем философским умом такой, который не удовлетворяется хотя бы самою твердою, но безотчетною уверенностью в истине, а принимает лишь истину удостоверенную, ответившую на все запросы мышления" В.С. Соловьев. Прокомментируйте слова философа.
9. Философия и религия: общее и особенное.
10. В чем заключается философский метод?
11. Воззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

а) антропоцентризм;

б) космоцентризм;

в) теоцентризм;

г) геоцентризм
12. Чем отличаются идеалистическое и материалистическое понятие бытия?
13. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение? Всякое ли мировоззрение является философией?
14. Как Вы ответите на вопрос: " Что такое философия"?
15. "Наука без религии хрома: религия без науки слепа". А.Эйнштейн. Согласны ли Вы с ученым.
16. "Самым непонятным в нашем мире является то, что он все-таки понятен". А. Эйнштейн. Прокомментируйте слова ученого.
17. Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?
18. Разъясните предметные особенности и структуру философского знания?
19. В чем заключается специфика философских проблем и их отличие от проблем науки и религии?
20. В чем отличие мифогенной, гносеогенной и гносео-мифогенной причины возникновения философии?
21. Термин "философия" означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональная деятельность;

г) любовь к мудрости.
22. Кто впервые употребил термин "философия":

а) Демокрит;

б) Платон;

в) Пифагор;

г) Гераклит
23. Согласно Пифагору, смысл философии состоит:

а) в поиске истины;

б) в поиске философского камня;

в) в достижении счастья;

г) в стремлении быть самым умным.
24. Что является источником философского знания, согласно Сократу?

а) процесс познания мира;

б) жизнь человека в обществе;

в) знание о неизбежной смерти;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.
25.Философские решения не могут быть:

а) гипотетическими;

б) окончательными;

в) неоднозначными;

г) сложными.
26. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:

а) природных явлений;

б) объективного мира в целом;

в) социальной жизни;

г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека.
27. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной позиции, отношение к миру и другим людям, - это:

а) мировосприятие;

б) миропонимание;

в) мировоззрение;

г) мироощущение.
28. Философия - это наука:

а) о Вселенной;

б) о мире в целом;

в) о судьбах человечества;

г) о настоящей любви.
29. В философии миф - это:

а) особый вид мировоззрения;

б) специфическое образное синкретическое мировоззрение;

в) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем;

г) сказка, выдумка, заведомый обман.
30. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является:

а) вера в сверхъестественное;

б) культовая система;

в) единство единоверцев;

г) обряд крещения.
31. К "вечным" философским вопросам не относятся:

а) сколько звезд в нашей галактике?

б) из каких элементов состоит живая клетка?

в) кто есть человек?

г) какова родословная русских?

д) как произошел мир?
32. Основной вопрос философии формулируется так:

а) что первично: материальное благосостояние или  душевное спокойствие?

б) жить или жить не стоит?

в) что первично: идеальное или материальное, дух или материя?

г) кто создал этот мир или он никем не создан?
33. Философские направления, относящиеся к идеализму, отличаются тем, что признают следующие положения:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело - из мельчайших частиц мельчайших частиц;

б) мир является некоей духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания;

в) мир создан Богом и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

д) мир видимых вещей - это лишь отражение действительного мира идей, совершенных прообразов, существующих вечно и неизменно.
34. Философскими учениями о сущности и развитии
       человеческого общества не являются:

а) онтология;

б) социальная философия;

в) гносеология;

г) антропология;

д) аксиология.
Библиографический список

Основной

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Введение в философию: учеб. пособие для вузов. - М., 2003.

Дополнительный

1. Антология мировой философии: в 4 т. - М., 1969 - 1970.

2. Ильин В. История философии: учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003.

3. Каратини Р. Введение в философию / Р. Каратини. - М., 2003.


            

   
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова iconКраткий курс лекций по истории и философии науки
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...

Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова iconВысшего профессионального образования «воронежский государственный...
Человек и общество: история и современность : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9 / [науч ред. М. В. Шакурова]. – Воронеж:...

Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова iconСборник задач по микроэкономике. Учебное пособие для студентов всех...
Гоу уральский государственный технический университет – Уральский политехнический институт

Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова iconГрафика в поэтическом тексте: традиции и инновации (на материале русской поэзии ХХ века)
Работа выполнена на кафедре «Управление персоналом» гоу впо «Воронежский государственный технический университет»

Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова iconУниверситет упи
Уральский политехнический институт переименован в Уральский государственный технический университет. Приказом Министерства образования...

Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова iconВологодский государственный технический университет
Федеральное агентство по образованию вологодский государственный технический университет кафедра физики электромагнетизм индивидуальные...

Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова iconГоу впо «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» Грачев С. И
Терроризм и контртеррористическая деятельность: вопросы теории. (Учебное пособие)/Электронная версия./ Под общей редакцией академика...

Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова iconГоу впо «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» Грачев С. И
Терроризм и контртеррористическая деятельность: вопросы теории. (Учебное пособие)/Электронная версия./ Под общей редакцией академика...

Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова iconУчебное пособие министерство образования российской федерации гоу...
Учебное пособие предназначено для курса «История музыкального образования», который входит в федеральный компонент учебного плана...

Учебное пособие Воронеж 2010 гоувпо «Воронежский государственный технический университет» В. В. Глотова, М. Б. Плохинова iconУхтинский государственный технический университет ск угту 46-2010
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск