Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность»






НазваниеУрок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность»
Дата публикации24.07.2014
Размер39.4 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Философия > Урок

Модуль

Основы светской этики

Урок № 10

Свобода и ответственность

Руководитель

Моисеева А.Н., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


Цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность»;

Задачи:

- раскрыть сущность понятия «ответственность»;

- сформировать понимание связи между свободой и ответственностью;

- развитие чувства ответственности за собственные поступки;

- обучение навыкам сотрудничества.

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, экран, презентация, цветные карандаши или фломастеры, тетради.

Ход урока.

I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.

Устный опрос

- Что такое свобода?

- В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается ученик?

- Вспомните сказку «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. В какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка, как она поступила?
III. Работа по теме урока.

Сегодня я хочу рассказать вам притчу, которая называется «Притча о мудреце и бабочке».

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу – ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».

- Как вы думаете, какую важную мысль хотел донести до нас автор притчи?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Я считаю, что все в моих руках, потому что я отвечаю за жизнь бабочки.

- Я думаю, что бабочка – это живое существо, она маленькая и беззащитная, я не имею права лишить её жизни.

- Я считаю, что у каждого человека есть выбор – что делать и как поступить.

Итак, каждый из нас несёт ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом, за их здоровье, жизнь, благополучие.

Запишем одну мудрую мысль: «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». (П. Тиллих)

- Можно ли как-то соотнести это мудрое высказывание с текстом притчи?

Предполагаемые ответы:

- Если бы этот человек убил эту бабочку, это бы означало, что ему ничего стоило убить и другое животное, может даже и человека.

Сегодня мы будем учиться нести ответственность за себя и за тех, кто находится рядом с нами.
Работа с учебником

Найдите в тексте учебника что такое ответственность и запишите определение в тетрадь.

«Ответственность – это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор».

Каждый несет ответственность за что-то или кого-то. Ответьте, какую ответственность несет:

- мама,

- папа,

- дедушка и бабушка,

- врач,

- учитель,

- водитель автобуса,

- школьник,

- ты.
Может ли человек нести ответственность за то, что не совершал?

Предполагаемый ответ: нет.

Действительно, нет. Например, если человека толкнули и он, падая, нанёс кому-то вред, то он не может быть обвинен и не несёт за это ответственности. Отвечать за причиненный вред должен тот, кто толкнул, потому что он мог этого и не делать.

Итак, он толкнул нарочно, обдуманно, осознанно – значит преднамеренно.

Прежде чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведет мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?». Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека.

Человек должен отдавать себе отчет в последствиях совершаемых действий.
Работа в группах

Класс делится на три группы (по рядам). Задание: каждый учащийся должен написать один хороший и один плохой поступок с их точки зрения, желательно не повторяться, далее выбранный ими ученик представляет результат. Совместное с учителем обсуждение. Подчеркивание наиболее удавшихся ответов.

Мне очень приятно, что вы назвали больше хороших поступков, чем плохих. Надеюсь, что в вашей жизни вы будете совершать только добрые и ответственные поступки.
Беседа с учащимися по вопросам:

  1. О чем мы сегодня узнали на уроке?

  2. Как вы считаете, что значит быть ответственным человеком?

  3. За что может и должен отвечать человек?

  4. Нарисуйте в тетрадях символ ответственности.


Задание на дом: читать стр. 24-25, подобрать пример из литературы, в котором бы описывалось ответственное поведение человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность» iconУрок №4
Воронина Юлия Владимировна, к п н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность» iconУрок №25 Монастырь Авторы Логунова Л. А., учитель моау «сош№6 г. Новотроицка»
Воронина Юлия Владимировна, к п н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность» iconУрок №12
Железнова Л. Б. старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность» iconУрок №7
Железнова Лариса Борисовна, ст преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность» iconУрок №14
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность» iconУрок №7
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность» iconУрок №5 по теме «Добро и зло»
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность» iconРодина Авторы Андрианова Е. С., учитель сош №88; Ахметкалиева Б. Н., учитель Курмансайской оош
Воронина Юлия Владимировна, к п н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность» iconПродолжает разговор о
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Урок №10 Свобода и ответственность Руководитель Моисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу цель: Ознакомление с понятием «свобода и ответственность» iconДружба
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск