Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности»






Скачать 71.55 Kb.
НазваниеТема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности»
Дата публикации25.10.2013
Размер71.55 Kb.
ТипДоклад
top-bal.ru > Философия > Доклад
Слайд 1 – тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности».

Слайд 2.

Общие тенденции мирового развития в 21 веке обусловили необходимость существенных изменений в системе образования. Цель школы – формирование ключевых компетенций, т.е. тех, которые являются универсальными и применяются в различных жизненных ситуациях.

Слайд 3 .

Именно начальная школа создаёт базу для формирования компетентного человека. Это период, когда формируются нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное отношение к себе и окружающему миру, развиваются желание и умение учиться.

Слайд 4.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека. ^ Коммуникативная компетенция – это умение вступать в контакт с собеседником; поддерживать контакт в общении; соблюдая нормы и правила общения, выражать свои мысли в формах монолога и диалога; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; изменять при необходимости своё речевое поведение, корректно завершать ситуацию общения. Каково значение коммуникативной компетентности в образовательном процессе?

Слайд 5.

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Слайд 6.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Слайд 7 .

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

- обращение начинается с имени;

- хочешь говорить – подними руку;

- любое мнение ценно;

- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

- ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

- дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

- критика должна быть тактичной.

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны. Но учащихся нужно учить общаться. Для этого я использую следующую концепцию развития школьной коммуникации. Работа идёт поэтапно.

Слайд 8.

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

Готовность учащихся участвовать в урочном общении.




Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.

Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.

Комментировать вопросы и ответы.

Делать сообщения.

Рассказывать логично и последовательно.

2 этап

Простота и чёткость речевого высказывания.




Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.

Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко.

Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание.

Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.

Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

3 этап

Умение вести беседу в паре, в группе.




Умение поддерживать беседу.

Умение вести конструктивный диалог.

Умение построить дискуссию и вести её.

Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Слайд 9.

Выделяются следующие этапы подготовки к уроку на основе технологии «обучение в сотрудничестве»:

  1. Выбор темы, цели и задачи урока.

  2. Определение объёма изучаемого материала, подлежащего изучению на уроке.

  3. Подготовка заданий для групповой работы, необходимого дидактического и раздаточного материала.

  4. Решение вопросов о численности и комплектовании групп, расстановке мебели.

  5. Планирование возможных внутригрупповых ролей.

  6. Выделение этапов урока, на которых планируется организация групповой работы.

  7. Определение продолжительности групповой работы.

  8. Разработка правил оценивания на уроке.

Группы могут получить либо разные, либо одинаковые задания. Задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы.

Слайд 10.

Например, на уроке технологии по теме «Лепка из пластилина» группам было дано задание изготовить композицию на тему «День гимназии. А нам – 35!» За основу была взята идея о том, что гимназия для всех нас – это место, где дети получают знания. В центре композиции было древо познания, на котором висели яблочки с изображением каждого ученика класса и всех учителей, работающих с данным классом, а также нашего директора и завучей. Вокруг этого древа была создана атмосфера живого сада, где можно было увидеть и жуков, и бабочек, и стрекоз, и птиц, в общем, была создана объемная картина. Раздаточный материал к этому заданию: лист плотного картона, на котором будет расположена композиция и коробки с пластилином. Число членов в группе – 5-7 человек. Роли членов группы:

  1. Ведущий (один) предлагает общую композицию (каких насекомых будут изображать, в каком положении, как расположить их на листе), а также распределяет изготовление изделий по исполнителям, следит за соотношением размеров изделий, соответствии общему замыслу, представляет готовую работу.

  2. Исполнители изготавливают отдельные элементы композиции.

  3. Декоратор (один) декорирует лист, укрепляет изготовленные фигурки на листе, сообразуясь с общим замыслом композиции.

Слайд 11.

При выполнении данного задания ученики связаны единым результатом, общими ресурсами, распределением ролей, общей оценкой.

Слайд 12.

Желательно, чтобы в группу входили школьники с разными учебными возможностями, мальчики и девочки. Обладая разными интересами, различной обучаемостью и работоспособностью, они будут дополнять друг друга.

Слайд 13.

Сильные ученики успевают выполнить свою часть задания и оказать помощь товарищам. Группа, состоящая только из слабых учеников неработоспособна. У них некому руководить познавательной деятельностью, они не могут помочь друг другу. Необходимо учитывать и психологическую совместимость детей. Следует обратить внимание на личностные качества детей, медлительность, вспыльчивость, обидчивость. Нежелательно включать в группу закадычных друзей, или, наоборот, недолюбливающих друг друга учеников.

На уроках литературного чтения помогают в формировании диалогового общения следующие упражнения:

  1. Ролевое чтение.

  2. Ролевые диалоги.

  3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения).

  4. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни).

Слайд 14.

А также хотела бы сказать о роли творческих коммуникативных игр. Они могут проводиться как с целью воспитания, так и с целью обучения учащихся.

^ Типы коммуникативных игр

Игры учебного характера

Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

«Авторская сказка»

«Цветик - семицветик»

«Угадай, кто я?»

«Испорченный телефон»

«Фраза по кругу»

«Магазин»

«От первого лица»

Предметная игра «Что? Где? Когда?»

«Цепочка»




Творческая игра даёт детям возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра - «это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль – действие, и мысль - образ». И в этом её воспитывающая сила.

Слайд 15.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно–ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

^ Тренинговые вопросы

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.

Конструктивные вопросы

Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

^ Альтернативные вопросы

Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

^ Наводящий вопрос

Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

Слайд 16, 17, 18, 19.

С первого класса я провожу с детьми некоторые уроки кубановедения, окружающего мира в музеях, на предприятиях, в обстановке, располагающей к общению и активному познанию мира. Дети учатся общаться не только друг с другом, но и с другими людьми. Они очень любят эти занятия.

Слайд 20

В 4 классе, например, мы побывали в музее имени Фелицына, на хлебозаводе №6, на Динской кондитерской фабрике. По следам этих экскурсий дети писали творческие работы, делясь впечатлениями от увиденного и услышанного.

Слайд 21.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности» iconЧерсковой Марины Викторовны Учителя иностранного языка моу нош №24 г. Михайловска
«Театральная деятельность как средство развития иноязычных умений и навыков младших школьников»

Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности» iconОбщественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская...

Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности» iconМузыкальный фольклор беларуси как средство развития творческих способностей...
I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников

Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности» iconТеатрализованная деятельность как средство коррекции коммуникативной...
Театрализованная деятельность как средство коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности» iconСоликамска Наталья Николаевна Кузьминых Творческие проекты как средство...
Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников

Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности» iconСамостоятельная работа на уроке русского языка как средство развития самостоятельности
Развитие навыков самостоятельной работы у младших школьников на уроке

Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности» iconНазвание проекта
Постановка театральных постановок на английском языке в начальной школе как средства развития коммуникативной компетентности

Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности» iconМетодическая разработка коллективная творческая деятельность как...
Муниципальное образовательное учреждение «Ново Девяткинская средняя общеобразовательная школа №1» Всеволожского района Ленинградской...

Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности» iconУпражнения по формированию коммуникативной деятельности младших школьников...
Упражнения по формированию коммуникативной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе

Тема доклада «Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности» iconЛитературное краеведение как средство подготовки бакалавров в формировании...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск