Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова






НазваниеГиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова
Дата публикации26.10.2014
Размер81 Kb.
ТипСочинение
top-bal.ru > Философия > Сочинение
ГИА С2. Сочинение о выразительных средствах языка

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.И.Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

Средства языковой выразительности

Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают художественно-изобразительные средства:  эпитеты,  метафоры,  олицетворения,  гиперболы и т. д.

Однако значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии  языка, в его грамматическом строе и фонетических особенностях.

Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и синтаксиса, словообразования.

Стилистическая функция: 

языковые средства придают тексту определённую стилистическую окраску:

• книжную;

• разговорную;

• служат средством создания комического эффекта.

Экспрессивная функция:

- эмоциональность (отражение  личностного взгляда человека,  выражение его чувств, оценок);

- наглядность в отражении картин  внешнего мира и внутреннего  мира человека;

- своеобразие отражения  действительности, новизна в  подходе изображения предметов  и явлений;

-  красота речи, её  привлекательность.

Смысловая функция:

языковые средства  несут  дополнительную  смысловую  нагрузку, т.е.  происходит  приращение  смысла.

Текстообразующая функция:

языковые средства  выразительности  создают ткань  текста, участвуют в  его построении.

(1) Петя решил наскоро выкупаться. (2)Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл все на свете. (3)Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. (4)Он взошел на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна.

(5)На первый взгляд могло показаться, что дно необитаемо. (6)Но стоило только хорошенько присмотреться, как в морщинах песка обнаруживалась жизнь. (7) Там передвигались, то появляясь, то зарываясь в песок, крошечные кувшинчики рака-отшельника.

(8)Петя достал со дна один такой кувшинчик и ловко выдернул из него ракообразное - даже были крошечные клешни! - тельце моллюска. (9)Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. (10)Медуза висела прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупалец. (11)Казалось, что она висит неподвижно. (12)Но это только казалось. (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта. (14)Щупальца шевелились. (15) Она косо уходила вглубь, как бы чувствуя приближающуюся опасность. (16)Но Петя настиг ее. (17)Осторожно - чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме, обжигающей, как крапива, - мальчик обеими руками схватил медузу за купол и вытащил увесистое, но непрочное ее тело из воды, с силой зашвырнул животное на берег. (18)Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на мокрый песок. (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой. (20)Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом - стал нырять с открытыми глазами. (21) Какое это было упоение!

(22) На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. (23)Сквозь толщу воды, увеличенные, как в лупу, были явственно видны разноцветные камешки гравия. (24)Они покрывали дно, как булыжная мостовая. (25)Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца, бледного, как месяц. (26) Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб. (27)Он нес на своих паучьих ногах дутую коробочку спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков.(28)Петя ничуть его не испугался. (29)Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (30)Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. (31)Тогда краб никак не сможет ущипнуть. (32)Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. (33)Пусть себе ползет, не велика редкость. (34)Гораздо интереснее казались морские коньки. (35)Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей. (36) С точеными мордочками и грудками - ни дать ни взять шахматный конь, но только с хвостиком, закрученным вперед, - они плыли стоймя, прямо на Петю, сверкая перепончатыми плавниками крошечных подводных драконов. (37)Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника. (38)Сердце мальчика забилось от радости. (39)У него в коллекции был всего один морской конек, и то какой-то сморщенный, трухлявый. (40)А эти были крупные, красивые, один в одного. (41)Было бы безумием пропустить такой исключительный случай. (42)Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. (43)Но вдруг он увидел на обрыве отца. (44)Отец размахивал соломенной шляпой и что-то кричал.(45)Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело и стал взбираться наверх. (По В.Катаеву)

Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении и отличающееся от простого определения художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются— прилагательными: ядовитая кайма (предл.17); дивный мир (предл.22); страшные клешни (предл.26), точёные мордочки и грудки (предл.36) и т.д.— существительными, дающими образную характеристику предмета: вопль восторга (предл.20)— наречиями, выступающими в роли обстоятельств: изумлённо раскрытые глаза (предл.22);— деепричастиями: плыли стоймя…. сверкая перепончатыми плавниками (предл.36);— причастиями и причастными оборотами: обжигающая кайма (предл.17)пронизанный лучами солнца (предл.25)

Сравнения могут быть выражены:

— формой творительного падежа существительных: (10)Медуза висела прозрачным абажуром…М (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой… (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой. (26) …Рогами расставив страшные клешни…

— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.: обжигающей, как крапива; увеличенные, как в лупу; бледного, как месяц;

— при помощи слов подобный, похожий: (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта.

^ Роль сравнений в тексте

Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью

• усиления его изобразительности и образности,

• создания более ярких, выразительных образов,

• выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений,

• выражения авторских оценок и эмоций.

Метафора (в пер. с греч. — • чешуя песчаного дна (предл.4); перенос) — это слово или • морщины песка (предл. ); выражение, которое • крошечные кувшинчики рака- употребляется в переносном отшельника (предл.7); значении на основе сходства • дутая коробочка спины, покрытая двух предметов или явлений по известковыми бородавками какому-либо признаку. В моллюсков (предл.27); отличие от сравнения, в • шахматный конь (предл.36); котором приводится и то, что • распустив перепончатые плавники сравнивается, и то, с чем крошечных подводных драконов сравнивается, метафора (предл.36); содержит сравниваемое. • кисть таких же прозрачных В основу метафоры может быть щупалец (предл.10). положено сходство предметов• по форме,• цвету,• размеру,• назначению,• действию,• ощущениям и т. п.

  • 13. Вариант 1

  • 14. Несомненно, словесные образы создают особенныймир, в который мы погружаемся, читая художественнуюлитературу, помогают понять и запомнить прочитанное. Например, желая точно изобразить форму раков-отшельников, автор использует в предложении 7 метафору«крошечные кувшинчики», а вот цвет и движениеплывущей медузы ему удалось передать с помощьюсравнений: «Тонкие закраины …купола дышали иволновались синей желатиновой каймой, как краяпарашюта». Вот так эти два средства выразительности речипозволили и нам ярче представить обитателей моря,увиденных Петей.

  • 15. Вариант 2

  • 16. В самом деле, у человека со словом связанопредставление о предмете или явлении, поэтомуязыковые средства выразительности речи могутвызывать интерес к сказанному или написанному, ярчепредставить изображаемое. Так, внимание читателя невольно привлекает описаниестайки морских коньков в предложении 36. С помощьюэпитетов «точёные мордочки и грудки», «перепончатыеплавники» и метафоры «крошечные подводныедраконы» автору удалось создать точный образ этихморских обитателей, а читателю – их увидеть. Поэтому можно с уверенностью сказать, что яркая,образная речь увлекает читающего, производит на негосильное действие.

  • 17. Вариант 3

  • 18. Средства художественной выразительности в тексте и в устнойречи развивают образное мышление, фантазию читателя илислушателя, позволяют детально представить предметы илиявления. Например, в предложении 19 автор сравнением «солнцезажглось… серебряной звездой» помог читателю увидеть цвет иформу отражённого солнца. Это сравнение необычно и невольнопривлекает внимание. А в предложении 27 эпитет «паучьи ноги» и метафоры «дутаякоробочка спины, покрытая известковыми бородавкамимоллюсков» рисуют образ старого краба, помогая читателю зримопредставить его. Поэтому нельзя не согласиться с известным лингвистомА.И.Горшковым, утверждавшим, что «выразительность – этосвойство сказанного или написанного своей смысловой формойпривлекать особое внимание читателя, производить на негосильное впечатление».

  • 19. Вариант 4

  • 20. В самом деле, языковые средства выразительности помогают намс головой погрузиться в произведение, лучше понять его, пережитьразнообразные чувства, эмоции, ощущения. Например, понять, как неприятен ожог от прикосновения медузыпомогает сравнение «обжигающей, как крапива», но зато мы можемпозавидовать Пете, который увидел «дивный мир» подводногоцарства. Этот эпитет передаёт восхищение мальчика от красотыувиденного под водой, и мы вместе с ним невольно любуемсяоткрывшейся картиной. Следовательно, художественные средства выразительностипривлекают и удерживают внимание читателя, рождают в нёмжелание вновь и вновь перечитывать текст, испытывая при этомистинное наслаждение.

  • 21. Вариант 5

  • 22. Когда человек хочет выразить себя, свои мысли и чувства так,чтобы читатели или слушатели его поняли, вошли в его мир ипочувствовали красоту сказанного или написанного, он используетязыковые средства выразительности. В предложении 4 меня поразила метафора «чешуя песчаногодна». Если вы бывали на море, то ранним утром сквозь прозрачнуюводу наверняка видели намытые легкими движениями волн округлыепесчаные формы. Автор точно подметил их сходство с рыбьейчешуёй, удивив меня оригинальной метафорой. Ему удалось также заставить нас представить медузу, которая«висела…прозрачным абажуром». Всего лишь одно сравнение, нокакое оно точное и необычное! Всё-таки прав был лингвист А.И.Горшков, утверждавший, что«выразительность – это свойство сказанного или написанного своейсмысловой формой привлекать особое внимание читателя,производить на него сильное впечатление».

  • 23. «А Баба-Яга против…»Особое мнение

  • 24. Прочитайте и прокомментируйте сочинение Михаила Б. (текст сочинения передан без изменений). Я не согласен с высказыванием лингвиста А.И.Горшкова о том, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Привлекать особое внимание читателя должны не средства выразительности, а содержание текста и его информативность. Ведь текст может быть «красивым», но он будет «пустышкой». И наоборот, текст может быть без средств выразительности, но он будет информативным, содержательным и интересным. Примером этого могут служить статьи из научно-популярных журналов. Производить на читателя сильное впечатление выразительность вряд ли может, но это в полной мере могут сделать факты, которые излагаются в тексте. Например, научные труды многих известных учёных не блещут обилием средств выразительности, но они производят сильное впечатление, за что и получают престижные премии. Это влияние на читателя производят факты, открытия в этих трудах. Следуя из этого, я считаю, что лингвист А.И.Горшков был неправ насчёт выразительности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова iconНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского...
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В. А. Солоухина: «Эпитеты одежда слов». Аргументируя...

Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова iconСочинения на лингвистическую тему
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть…...

Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова iconСочинение Свое сочинение-рассуждение на тему: «Мой лучший друг»
Свое сочинение-рассуждение на тему: «Мой лучший друг» хочу начать со стихотворения Муталиба Митарова «Дружба»

Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова iconВ каком словосочетании есть профессионализм?
Напишите небольшое сочинение – рассуждение на тему: «Зачем нужны синонимы в нашей речи?» Используйте текст стихотворения

Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова iconУрока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте»
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о роли простого предложения в русском языке, будем учиться писать сочинение – рассуждение....

Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова iconПлан урока развития речи по русскому языку в 8 классе на тему «Сочинение-рассуждение...
«Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»

Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова iconСочинение-описание по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» тема II
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред проф. Л. А. Ходяковой. — М.:...

Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова iconНазвание факультатива
Факультатив по русскому языку «Сочинение- рассуждение как вид и жанр повышенной сложности на егэ»

Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова iconСочинение-рассуждение на тему «Мой верный друг! Мой враг коварный!...
Сочинение-рассуждение на тему «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык». В. Б. Брюсов (Родной язык)

Гиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова iconСочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С)
Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск