Скачать 0.69 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по _ физике________________ (предмет, курс) класс 7 а, 7 б, 7 в, 7 г ___ учитель _Боровская Е. М., I к (Ф.И.О., квалификационная категория учителя) учебный год 2013-2014________________ Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Физика 7-9 классы», авторами которой являются А.В. Перышкин и Е.М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика 7 класс» и «Физика 8 класс», автором которых является Перышкин А.В.; а учебник «Физика 9 класс» – авторы Перышкин А.В. и Гутник Е.М. Рабочая программа учитывает некоторые авторские изменения в сетке часов и последовательности изучения определённых тем и разработана на основе «Обязательного минимума содержания физического образования» в соответствии с базисным учебным планом ГБОУ лицея № 533 в 2013-2014 уч. году. Базовым документом при составлении планирования является «Примерные программы основного общего образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации издательства 2010 года. Данное поурочное планирование позволяет учителю реализовать образовательную программу обучения физики в 7-ом классе (автор учебника А.В. Перышкин), который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физического образования». Данный учебник одобрен Федеральным Экспертным советом и рекомендован Министерством образования, включен в Федеральный перечень учебников. При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практической, экспериментальной направленности преподавания физики. Данная рабочая программа рассчитана на изучение физики в 7-ых классах лицея в соответствии с Базисным учебным планом, который предполагает отводить на изучение физики в 7-ых классах по 2 учебных часа в неделю. В случае появления дополнительных возможностей целесообразно дополнительные образовательные часы использовать для отработки умений по решению задач по физике (качественных и расчётных) и на повторение изученных физических законов с целью успешного выполнения конкурсных испытаний при поступлении в 8-ые лицейские классы с учётом дальнейшего профильного обучения в ГБОУ лицее № 533. ^ Физика в 7-ых классах изучается на уровне знакомства с физическими явлениями и объектами, с некоторыми основными физическими законами и с применением этих законов в технике, в повседневной жизни и в природе. Приоритетами школьного курса физики для 7-ых классов при этом являются:
использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; формирование умений различать факты, причины, следствия, доказательства, законы, гипотезы и теории; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач (качественных и расчётных); попытки самостоятельного объяснения учащимися наблюдаемых или известных фактов и экспериментальная проверка предлагаемых объяснений.
владение монологической и диалогической речью, развитие способности восприятия точки зрения собеседника и его права на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; организацию учебной деятельности; т.е. постановку цели, планирование, определение 2 оптимального соотношения цели и средств. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся 7-ых классов в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих самостоятельной деятельности; при этом ознакомление с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех изучаемых разделов курса физики для 7-ого класса. Физика как составная часть общечеловеческого культурного наследия имеет глубокие социальное и гуманитарное значения, т.к. вооружает учащихся научными методами познания, позволяющими получать объективные знания об окружающем социуме, природе, космосе; при этом знание физических законов необходимо для изучения других естественнонаучных школьных предметов: химии, биологии, географии, ИКТ и других технологий, ОБЖ, физкультуры и т.д. Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
При изучении школьного курса физики необходима выработка компетенций: 1. общеобразовательных: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки задачи до получения и оценки результата); умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; 3 умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности; умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни. 2. предметно-ориентированных: понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы; развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации: учебники, задачники, справочные таблицы, дополнительные учебные пособия в печатном и в электронном видах, а также Internet; воспитывать убеждённость в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для изучения разнообразных физических явлений; применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни (качественных и расчётных), предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Данная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся 7-ых классов лицея навыков и умений, обеспечивающих овладение универсальными способами научной деятельности и ключевыми компетенциями с учётом перечисленных приоритетов. 4 ^ 1. Введение (11 ч) Что изучает физика. Физические тела и явления; физические величины, единицы их измерения, система СИ. Наблюдения и опыты. Физика и техника. Фронтальная лабораторная работа: 1. Определение назначения измерительного прибора, его цены деления и предела измерений ^ Атомы и молекулы. Диффузия. Движение микрочастиц. Связь температуры тела со скоростью движения его микрочастиц. Притяжение и отталкивание микрочастиц. Смачивание и несмачивание. Различные агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. ^ 2. Измерение размеров малых твёрдых физ. тел методом рядов. 3. Мех. движение и взаимодействие тел (27 ч) Скалярные и векторные физ. величины. Механическое движение, траектория, путь, перемещение тела. Скорость начальная, мгновенная, средняя. Равномерное и неравномерное прямолинейные движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Сила как мера взаимодействия тел, результат взаимодействия тел – изменение скорости и деформации. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения, упругости. Силы, возникающие при деформации – силы упругости и вес тела. Связь между силой тяжести и весом; силой тяжести и массой тела. Явление трения, виды трения – трение скольжения, качения, покоя; трение в природе, в технике, в повседневной жизни. Сложение сил, действующих по одной прямой. Фронтальные лабораторные работы: 3. Определение средней скорости подвижных физ. тел. 4. Измерение плотности твёрдых тел с помощью рычажных весов и мензурки. 5. Измерение разных физических сил динамометром. 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (14 ч) Давление. Давление твёрдых тел, способы изменения давления. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлические машины – гидравлический пресс, насос, тормозная система автомобиля. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Изменение атмосферного давления с высотой. Барометр-анероид. Манометры. Архимедова сила – выталкивающая сила из жидкостей и газов. Закон Архимеда. Условия плавания тел и судов. Воздухоплавание. ^ 6. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженные в разные жидкости разные твёрдые физ. тела. 5. Работа и мощность. Энергия (9 ч) Работа силы по перемещению тела, работа силы, перпендикулярной опоре, на которой находится тело. Мощность. Простые механизмы – рычаг, система блоков неподвижных и подвижных, наклонная плоскость. Условия равновесия рычага. Момент силы. Золотое правило механики. КПД механизма. Энергия, связь энергии и работы. Механическая энергия. Потенциальная энергия поднятого над нулевым уровнем физ. тела и кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. 5 ^
|
![]() | «Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика... | ![]() | «Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика... |
![]() | Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности.... | ![]() | Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11... |
![]() | Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика» для 7 – 11 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной... | ![]() | Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,... |
![]() | Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и... | ![]() | Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе авторской программы: Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский. Физика.... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы, авторской программы Гуревича А. Е. 2004 года издания и учебнику... | ![]() | Данная программа составлена на основе авторской педагогической разработки адаптационного типа (учебной программы) Н. М. Лоншаковой... |