Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения»






Скачать 80.25 Kb.
НазваниеУрок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения»
Дата публикации25.02.2014
Размер80.25 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Физика > Урок



Урок физики по теме
«Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения»»

Полевщикова Валентина Васильевна
Учитель физики

высшей категории

г.Йошкар-Олы


^ ЦЕЛИ УРОКА.

  1. Повторить и обобщить знания учащихся о гравитационных силах – силе тяжести, силе всемирного тяготения;

  2. Подготовить учащихся к контрольной работе по данной теме

  3. Показать внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и её научным описанием.


^ ЗАДАЧИ УРОКА


  1. Развивать умения правильного оформления и решения физических задач, математических вычислений.

  2. Научить в ходе наблюдения за природными явлениями видеть прекрасное, воспитать бережное отношение к природе.

  3. Способствовать развитию у учащихся интереса к физике, расширения кругозора.

  4. Развивать умения логично и образно выражать свои мысли.



ДЕМОНСТРАЦИИ.

1. Эпиграф «…Не знаю, а гипотез измышлять не умею…»

(Исаак Ньютон)

2. Плакат:

«Одна заря сменить другую

спешит, дав ночи полчаса».

(А.С.Пушкин)

3. Чёрный ящик, линейка, карточки с формулами, постоянными величинами.

Ход урока

  1. Организационный этап – 2 мин. На партах у учащихся чистые листки бумаги.

Вступительное слово учителя. Мы закончили теоретическое изучение темы «Закон всемирного тяготения». Сегодня мы повторим этот материал, будем применять теоретические знания к решению задач, чтобы вы смогли подготовиться к контрольной работе. Кроме этого, мы попытаемся увидеть физику вокруг себя, попытаемся объяснить грамотно с физической точки зрения увиденное (Эпиграф)


  1. Этап повторения теоретического материала – 5мин.

Фронтальная работа. Ответы на вопросы по визуальным карточкам:

    • Какие вы знаете гравитационные силы?

    • Какая сила называется силой тяжести?

    • Какая сила называется силой всемирного тяготения?

    • Как читается закон всемирного тяготения?

    • Как был открыт этот закон, кем?

    • Как называется коэффициент пропорциональности в этом законе?

    • Чему равен этот коэффициент, каков его физический смысл?

    • Изменяется ли сила всемирного тяготения при удалении тела от поверхности Земли? Как?

    • От чего зависит ускорение свободного падения?

    • Чему равно его значение у поверхности Земли?

    • Всегда ли выполняется закон Всемирного тяготения?




  1. Этап решения задач, подготовки к контрольной работы 28мин.

а). Этап решения расчётных задач

Учитель: А начнём мы решение задач с разгадки секрета чёрного ящика. Внимание, что в чёрном ящике?

«В чёрном ящике находится тело, при помощи которого Ньютон тоже мог бы открыть закон Всемирного тяготения, но использовать его для этого нежелательно. Это твёрдое тело, правильной геометрической формы, имеет плохую теплопроводность. Без этого тела вы бы не имели, наверное, самого главного в жизни. Поэтому спрос на это тело на рынке сейчас очень велик и стоимость его растёт. Во времена Ньютона тоже были такие тела, но они не имели такого спроса как в наше время. И, если бы это тело упало бы на голову Ньютона, то закон Всемирного тяготения вряд ли был им открыт. Что это за тело?» (Подсказка при случае – рядом со школой находится предприятие, на котором это тело изготавливают). (Ответ - кирпич).

Учитель обращается к учащимся с вопросом: «А почему, как вы думаете, кирпич у нас на уроке? Может, мы с его помощью будем учиться решать задачи? Тогда как?» Учащиеся высказывают свои версии, В итоге формулируется задача: определите силу, с которой Земля притягивает к себе кирпич. Как это можно сделать? Есть разные способы.

А). Учащиеся говорят, что нужно найти массу тела по его плотности и объёму, а затем по второму закону Ньютона найти силу тяжести. Учащиеся решают задачу. К доске для решения задачи вызываются учащиеся, имеющие несильные знания по физике. Для тех учащихся, которые считают, что данный уровень знаний ими уже освоен, предлагается (по желанию) решение задачи более высокого уровня сложности из сборника задач на тех листках, которые были на партах в начале урока.

Решение задачи на доске:

Дано: СИ Решение

а = 6 см 0,06м V = a∙b∙c V = 0,06м∙0,24м∙0,12м = 1728∙10-6м3

b = 24 см 0,24м m = ρ∙V m = 1600кг/м3∙1728∙10-6м3 ≈ 2,76кг

с = 12 см 0,12м F = m∙g F = 2,76кг∙ 9,8м/с2 ≈ 27,6 Н

ρ =1600 кг/м3

g = 9,8 м/с2 Ответ: F = 27,6 Н
F-?

Б). А можно найти силу, с которой Земля притягивает кирпич, другим способом?

Ответ: по закону Всемирного тяготения.

Дано: СИ Решение

m = 2,76кг

М = 6∙1024кг G = 6,67∙10-11H∙м2/кг2

R = 6400 км 64∙105м F =27H

F - ? Ответ: F 27H

Далее учитель спрашиваете: «А каким способом легче найти силу тяготения? Почему ответы немного отличаются друг от друга?»

В). А какой будет сила тяготения, если кирпич поднять на высоту 600км?

Ответ: надо учесть зависимость силы тяготения от высоты тела над Землёй.

Дано: СИ Решение

m = 2,76кг

М = 6∙1024кг G = 6,67∙10-11H∙м2/кг2

R = 6400 км 64∙105м F =12,4Н

h = 600 км 6∙ 105м
F - ? Ответ: F=12,4 Н

Г). А на какой высоте сила притяжения кирпича к Земле будет в 4 раза меньше? (Если кто-то из учащихся чувствует, что данный уровень сложности вызывает у него трудности, он решает задачу на закрепления того уровня сложности, который им уже понят. Номера задач из сборника задач записаны на доске).

Дано: Решение

F1=4F2

R = 6400км



h - ?

Из обеих частей уравнения извлечём квадратный корень. Получим

или Тогда h = R = 6400км

Ответ: h = 6400км.

б). Решение аналитических задач.

Учитель: А теперь немного отдохнём от решения количественных задач.

Один российский космонавт Георгий Гречко в одном из интервью сказал, что он не сомневается в том, что в космосе есть разумные существа – инопланетяне как мы их называем. И, наверное, все космонавты, собираясь в космическую экспедицию, надеются на встречу с ними. И поэтому берут с собою какие-то сувениры. И вот одна из экспедиций взяла с собой в качестве талисмана-сувенира,… что бы вы думали?... этот кирпич! А почему бы и нет? А вдруг на других планетах глины, из которой делают кирпич, нет?! И, о чудо?! Произошла долгожданная встреча на околоземной орбите. Космические корабли (наш и инопланетный) только им известными знаками поприветствовали друг друга, сообщая друг другу о добрых намерениях. И земляне, как гостеприимные хозяева, пригласили пришельцев в гости на свой корабль. Те с удивлением рассматривали убранство нашего корабля и увидели…кирпич. «Что это?»- спросили они. И услышали в ответ, что земной строительный материал, из него на Земле строят жильё. Взяв кирпич, пришельцы ощутили его тяжесть и подумали: «Какой тяжёлый? Зачем он здесь нужен? Только лишний расход горючего». И выбросили его через мусороотводник в космос. А потом вместе с землянами долго наблюдали через иллюминатор как он свободно падает на Землю. Внимание, найдите физическую ошибку в моём рассказе? Найди ошибку

Идёт работа в группах, которым раздаётся текст этого рассказа.
Через 2мин. обсуждаем физические ошибки, допущенные в рассказе. После обсуждения ошибок говорит учитель.
Учитель. А теперь, представим, что перестали действовать там в космосе физические законы. Тогда сколько бы времени кирпич летел бы до Земли в свободном падении с высоты 600км?

Дано: Решение

h = 600 км

g ≈10м/с2 ≈ 346с ≈ 5,8мин.
t - ? Ответ: t ≈ 5,8мин.


  1. Этап подведения итогов – 3 мин.

Мы учились сегодня решать задачи на применение закона Всемирного тяготения. И видели, что сила тяготения между телами убывает по мере их удаления друг от друга. И, как вы видели, сложности при нахождении этих сил есть – это правильно выполнить математические действия. Кто-то решал задачи вместе с теми учащимися, которые были у доски, а кто-то, выбирая себе посильные задания, решал их отдельно на листках. А теперь, если кто-то хочет, чтобы отметки за выполненные вами задания на листках были выставлены в журнал, кладём листки на правый край стола. Если кто-то сомневается в правильности своего решения, кладёт листок на левый край стола. Но сначала поставьте себе оценку за урок, оцените свою работу по получению знаний и умений по решению задач по данной теме.

^ Домашнее задание. Упр.16 (1,2); (4)′; (6)″. По желанию творческое задание – написать сочинение «Закон всемирного тяготения» по плану: (Сочинение)

1. Биография великого учёного.

2. История открытия закона всемирного тяготения.

3. Закон всемирного тяготения.

а). Роль масс притягивающихся тел.

б). Зависимость силы всемирного тяготения от расстояния между телами.

в). Гравитационная постоянная, её физический смысл.

г). Границы применимости закона.

4. Значение закона всемирного тяготения для развития науки и техники.

5. Составить задачу для контрольной работы и решить её.


  1. Информация к размышлению – 2мин. (Эпиграф)

Посмотрите на эпиграф нашего урока – «…Не знаю, а гипотез измышлять не умею…». На какой вопрос так мог ответить Ньютон?

А теперь посмотрите на эти стройные ряды формул. Вряд ли кому придёт в голову сравнить их с такими строками:

«Одна заря сменить другую

спешит, дав ночи полчаса».

(А.С.Пушкин)
А ведь этот отрывок из поэмы А. С. Пушкина и закон всемирного тяготения по сути дела говорят об одном и том же… Великий поэт в двух строчках показал и красоту белых ночей, и то, что Земля, подчиняясь закону Всемирного тяготения, вращается вокруг Солнца и на какое-то время поворачивается Северным полушарием к Солнцу, и в Петербурге наступают белые ночи…

Если бы человек создал бы интеллектуальную машину, подобно себе и дал ей задание – создать формулу Вселенной, которая объединяла бы все науки, всю Вселенную и человека в ней в том числе, то машина начала бы выдавать стихи Байрона, Пушкина, Гёте. Ведь гениальная поэзия – это и есть то познание Вселенной и Человека, к которому всегда стремилась и будет стремиться наука. А в самой науке есть поэзия? Да!!! Это – поэзия открытия. Ведь недаром Л. Н. Толстой сказал: «А не то дорого знать, что Земля круглая, а то дорого знать, как дошли до этого».

Открытий путь – нелёгкий путь,

Но человеку не свернуть!

«Что?», «Почему?» за ним глядят,

Чтоб шёл вперёд, а не назад.

Вот почему за годом год

Наука движется вперёд!

И я желаю вам идти смело по дороге знаний к её истокам и удачи вам на этом пути. До свидания. Спасибо за урок!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения» icon“Закон Всемирного тяготения”
...

Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения» iconУрока в 5 классе по теме: «Решение примеров и задач. Урок №16»
Цель: решение примеров и задач по данной теме, решение примеров на все действия, обобщение понятия движения по реке

Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения» iconУрока: Сегодня у нас урок по теме «Решение задач на проценты»
Сегодня у нас урок по теме «Решение задач на проценты». Мы будем решать такие задачи, которые позволяют нам больше узнать о нашем...

Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения» iconУрок по теме «Силы в природе» Тип урока: урок повторения
Цели: более глубокое усвоение знаний, по изученной теме «Силы». Обобщить знания, полученные на уроках, систематизировать такие понятия,...

Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения» iconУрок физики в 7 классе решение задач по теме «механическое движение....
Цель урока: повторить и обобщить основные понятия и формулы данной темы, продолжить формирование навыков решения задач

Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения» iconМетодическая разработка урока геометрии в 7 классе по теме: «Решение...
Урок по теме «Сумма углов треугольника»проводился в традиционной школе. Это урок закрепления ранее изученного материала содержание...

Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения» iconСтатья под названием «На что реагируют крутильные весы?»
Данное предположение можно отнести и к теории небесной механики И. Ньютона, включающая Закон Всемирного Тяготения

Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения» iconРешение уравнений, решение задач с помощью уравнения. Цель: Создание...
Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация «Василиса Прекрасная»

Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения» iconПлан-конспект урока закон всемирного тяготения. Ускорение свободного...
Пёрышкин А. В, Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. М.: Дрофа

Урок физики по теме «Решение задач по теме «Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения» iconУрок по теме: «Применение производной»
Учебные: Повторить теоретические сведения по теме, необходимые для решения рассматриваемых задач



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск