Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов)






Скачать 124.27 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов)
Дата публикации22.10.2013
Размер124.27 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Физика > Программа
Программа элективного курса

«Механика. Силы в природе»

(16 часов)

Пояснительная записка

В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники, производства. Элективный курс разработан для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся 10 класса к физике.

Элективный курс «Механика. Силы в природе» дополняет и развивает школьный курс физики, а также является информационной поддержкой образования учащихся. Курс рассчитан на 16 часов для учащихся 10 класса (1 час в неделю).

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики средней школы. Кроме того, при составлении программы учитывалось содержание материала по механике, представленное в различных учебно-методических комплексах, рекомендованных к использованию учащимися, изучающими физику на профильном уровне. Она ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных уч-ся знаний и умений. Курс включает разделы: «Виды механического движения», «Законы динамики», «Силы в природе». Каждый раздел содержит теоретический, прикладной материал, лабораторные работы. Хотя формально некоторые дидактические единицы, включенные в программу элективного курса, совпадают с дидактическими единицами в программах базового курсов физики для основной и старшей школы, содержание материала и логика его изложения существенно отличаются от базовых курсов.
^ Цель курса - создание условий для формирования и развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области механических явлений,

  • умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по механике,

  • творческих способностей,

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


Задачи:

Приобретение учащимися знаний:

  • о видах механического движения, об основных законах механики, о силах в природе,

  • об истории развития физики в механике,

  • о применении законов механики в технике и народном хозяйстве.

Приобретение уч-ся предметных умений:

  • работать со средствами информации (учебной, справочной, научно-популярной, Интернетом),

  • .готовить сообщения, оформлять, представлять их,

  • планировать и выполнять эксперимент,

  • применять математические методы к решению теоретических задач,

  • участвовать в дискуссии.

Воспитание учащихся:

  • формирование научного мировоззрения,

  • развитие творческих способностей, памяти, воли и т.п.

  • нравственное воспитание.

  • Политехническое образование:




  • формирование представлений о применении законов механики, видов механического движения, сил в природе в технике, в народном хозяйстве.


Методы обучения.

При проведении занятий целесообразно использовать различные формы организации учебной деятельности. Теоретический материал излагают на лекциях, на семинарских занятиях обсуждаются теоретические проблемы, заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся. На практических занятиях учащиеся решают задачи и выполняют экспериментальные исследования. Существенная роль отводится самостоятельной работе учащихся при изучении материала, решении задач т. п., а также при подготовке сообщений, написании рефератов.

Основными методами обучения является частично поисковый и исследовательский. В то же время при изучении теоретического материала используются информационно-иллюстративный метод и проблемное изложение. Предполагается использование активных методов изучения материала: выполнение лабораторных работ, решение задач, поиск необходимой информации в литературе, Интернет и др.
Средства обучения

  • Физические приборы.

  • Компьютерные обучающие программы «Открытая физика» и «Физика в картинках», «Живая физика».

  • Графические иллюстрации.

  • Дидактические материалы.

  • Учебники для старших классов средней школы.

  • Учебные пособия по физике.

  • Ресурсы Интернета.


Требования к подготовке учащихся.
Основные умения, формируемые при изучении тем:

  • учащиеся должны научиться применять основные законы и принципы механики для описания типичных механических движений, для решения практических, качественных и расчетных задач, определять механическое движение и описывать его в системе отсчета.

  • выделять физические явления (объекты, их движения) и характеризовать их физическими величинами (масса, сила и др.)

  • планировать и проводить простейшие экспериментальные исследования (зависимость : силы трения от…, силы упругости от…, дальности полета от…), представлять ( в виде графиков, таблиц, расчетов) и интерпретировать их результаты.

  • отличать методы научного познания ( наблюдение, измерение, моделирование, гипотеза) и применять их при описании механических явлений.,

  • применять полученные знания для объяснения окружающих явлений природы и технике, оценивать границы применимости знаний.

Учащиеся должны знать:

Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), вес, невесомость.

Законы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука., зависимость силы трения скольжения от силы давления.

^ Практическое применение названных понятий и законов в механизмах, конструкциях, устройствах.

Учащиеся должны уметь:

  • Демонстрировать опыты,

  • Выполнять исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей.

  • Работать со средствами информации.

  • Готовить сообщения.

  • Выступать с сообщениями.

  • Участвовать в дискуссии.

  • Подбирать к сообщениям иллюстративный материал.

  • Оформлять сообщения в письменном или электронном виде.



Межпредметные связи

При выполнении лабораторных работ и решении количественных задач учитывается, что уч-ся умеют выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде, производить приближенные вычисления ( математика).

Знания о законе сохранения и превращения энергии углубляются при изучении основ общей химии.

При изучении темы « Электромагнитные колебания и волны» используются сведения о механических колебаниях и волнах (физика), свойства функций, правила взятия производной этих функций (математика), о топливно-энергетическом комплексе.

При изучении элементов теории относительности получают дальнейшее развитие приобретенные на уроках физики знания об относительности механического движения, о понятии массы и энергии.

Особое внимание следует уделить задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческое и методологическое обобщение: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач. Составление и решение задач, используя материал по биологии, географии, истории, литературы.

Экология: элементы механики и явления природы, законы динамики в окружающей среде.
Аттестация учащихся

Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений уч-ся. В качестве основной формы оценки уч-ся предполагается использовать результаты выступлений на уроках, выполненных лабораторных работ и исследований. Важной в методическом плане является оценка результатов работы уч-ся. Полезно ввести накопительную систему оценки их достижений. Умение решать качественные, графические, вычислительные задачи с применением изученных вопросов. Умение составлять задачи и решать их. Умение объяснять решение задач. Умение выполнять экспериментальные задачи с использованием физических приборов, делать отчет и выводы по работе, умение работать с компьютерными моделями, используя Интернет ресурсы.

Работу уч-ся оценивают с учетом их активности на уроках, качества подготовки к урокам.

В период работы учащиеся выполняют две итоговые проверочные работы.

Оценивается качество выполнения домашних заданий.

Итоговый зачет выставляется учащимся по всему элективному курсу.


Содержание курса «Механика. Силы в природе»
^ Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению). Закон сложения скоростей. (2 ч)

Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.

Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения скоростей.

Элементы кинематики и явления природы.

^ Одномерное равнопеременное движение (2 ч)

Ускорение. Равноускоренное движение, Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

^ Двумерное равнопеременное движение (3 ч)

Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета. Максимальная высота подъема тела при движении под углом к горизонту. Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.

^ Движение материальной точки по окружности (2 ч)

Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение.

^ Законы Ньютона. Применение законов динамики ( 7 ч)

Первый закон Ньютона. Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Законы Ньютона в окружающей среде.

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Движение искусственных спутников.

Сила упругости. Закон Гука. Движение под действием силы упругости.

Сила трения. Трение покоя. Движение под действием силы трения. Вес тела. Невесомость.

Применение законов динамики к прямолинейному движению тела (материальной точки). Применение законов динамики к движению тела (материальной точки) по окружности.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Зависимость траектории тела от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил. Третий закон Ньютона.

Силы трения. Зависимость силы трения от силы давления.

Примерные лабораторные работы:

  1. Измерение ускорение тела при равноускоренном движении.

  2. Измерение жесткости пружины.

  3. Измерение коэффициента скольжения.


Примерные лабораторные работы, используя Интернет ресурсы:

  1. График неравномерного движения.

  2. Графики x(t), v(t), a(t) – неравномерного движения.

  3. Относительность движения

  4. Скорость, ускорение.

  5. Законы сохранения и импульса.

  6. Полет тела, брошенного горизонтально.

  7. Полет тела, брошенного под углом к горизонту.

  8. Математический маятник. Виды трения.

Литература для учащихся


  1. Перышкин А.В.,ГутникЕ. М. Физика.9 класс. М. Дрофа. 2004.

  2. Кабардина С.И., Шеффер Н.И. Измерения физических величин. М. Бином.2005.

  3. Кабардин О.Ф.,Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. М. Вербум.2001.

  4. Дик Ю.И., Кабардин О.Ф. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики.10-11 кл. М. Просвещение. 2002.

  5. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М. «Просвещение»,1983.

  6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады. М. Наука. 1985.

  7. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М. Дрофа. 2002.

  8. Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А. Физика. 10-11 класс. Сборник задач с ответами и решениями. М. Мнемозина. 2004.

  9. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? М. Наука. 1992.

  10. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10-11 кл. М. Просвещение. 2002.

  11. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. М. Высшая школа. 1975.

  12. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс. М. Просвещение. 2002.

  13. Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач». Москва. «Вако». 2007.

  14. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями. Москва. «Просвещение».2006.

  15. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Сотский Н.Н. «Физика 10 класс» М. Просвещение. 2004.

  16. Рыженкова А.П. «Физика. Человек. Окружающая среда» М. Просвешение.2001.

Литература для учителя.



  1. Перышкин А.В. Физика.7 класс. М. Дрофа.2003.

  2. Перышкин А.В. Физика 8 класс. М. Дрофа. 2003.

  3. Перышкин А.В.,ГутникЕ. М. Физика.9 класс. М. Дрофа. 2003.

  4. Мякишев Г.Я.. Буховцев Б.Б. Физика.10 класс. М. Просвещение.2004

  5. Кабардина С.И., Шеффер Н.И. Измерения физических величин. М. Бином.2005.

  6. Кабардин О.Ф.,Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. М. Вербум.2001.

  7. Дик Ю.И., Кабардин О.Ф. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики.10-11 кл. М. Просвещение. 2002.

  8. Бутырский Г.А.,Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике:10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: Книга для учителя. М. Просвещение.1998.

  9. Козел С.М., Слободянина В.П. Всероссийские олимпиады по физике. М. Вербум-М.2002.

  10. Кабардина С.И. Измерения физических величин Книга для учителя. М. Бином.2005.

  11. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике 10-11 класс». М. Просвещение. 1992.

  12. Кимбар Б.А. и др. «Сборник самостоятельных и контрольных работ по физике».Мн. Народная асвета. 1985.

  13. Лебедянцев С.В. и др. «Сборник задач по физике с решениями: кинематика, динамика, статика».М. «Творческая педагогика» 1993.

  14. Козел С.М. и др. «Сборник задач по физике», М. Наука. 1980.

  15. Мясников С.П. «Пособие по физике по решению задач». М. Высшая школа. 1988.

  16. Шасколская «Сборник избранных задач по физике». М. Наука.1986.

  17. Меледин Г.В. «Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями». М. Наука. 1989.

  18. Болсун А,Галякевич Б. «Физика в экзаменационных вопросах и ответах». «Айрис» 2001.

  19. Тренин А, Никеров В. «Готовимся к экзамену пофизике». «Айрис»2003.

  20. Беклемишев Н.Н. «Задачи по физике для поступающих в вуз». М. Просвещение.2001.

  21. Гефгат И М. и др. «1001 задача по физике». «Илекса».М. 1997.

  22. Орлов В.А. и др. «Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы». Физика. М. Просвещение. 2004.

  23. Орлов В.А. и др. ЕГЭ : Методические рекомендации. Физика. М. Просвещение. 2004.

  24. Орлов В.А. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. М. Интеллект-Центр.2004.

  25. Зорин Н.И. «Элективный курс. Методы решения физических задач». М. «Вако» 2007.

  26. Лабковский В.Б. «220 задач по физике с решениями». М. Просвещение. 2006.

Тематическое планирование курса «Механика. Силы в природе»




Тема занятия

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

1

Равномерное прямолинейное движение. Графическое представление движения. Средняя скорость (по пути и перемещению).







2

Относительность механического движения. Сложение перемещений, скоростей.

Элементы кинематики и явления природы.

Ком.раб.

Относительность движения.




3

Одномерное равнопеременное движение.

Лаб.раб.

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.




4

Свободное падение. Движение тела брошенного вертикально вверх.







5

Двумерное равнопеременное движение.

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.


Комп.лаб.

Полет тела, брошенного под углом к горизонту.




6

Двумерное равнопеременное движение.

Движение тела, брошенного горизонтально.

Комп.лаб.

Полет тела, брошенного горизонтально.




7

Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Решение задач.







8

Движение материальной точки по окружности.







9

Повторительно-обобщающий урок: Виды механического движения.




Самостоятельная работа

10

Масса. Сила. Законы Ньютона.

Законы динамики в окружающей среде.







11

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.







12

Движение искусственных спутников.







13

Сила упругости. Закон Гука. Движение тела под действием силы упругости.

Лаб. раб.

Измерение жесткости пружины.




14

Сила трения. Движение тела под действием силы трения.







15

Применение законов динамики к прямолинейному движению тела (материальной точки).








16

Применение законов динамики к движению тела (материальной точки) по окружности.





Итоговый зачет по курсу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов) iconПрограмма Элективного курса по алгебре и началам анализа в 10-11классах...
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов универсального профиля и рассчитана на 70 часов

Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов) iconАвторская учебная программа элективного курса «готовимся к егэ по физике»
Изучение программы элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности...

Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов) iconПрограмма элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии»
...

Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов) iconРабочая программа элективного курса по литературному чтению «Волшебный мир сказки»
Рабочая программа элективного курса по литературе для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:...

Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов) iconУрок по теме «Силы в природе» Тип урока: урок повторения
Цели: более глубокое усвоение знаний, по изученной теме «Силы». Обобщить знания, полученные на уроках, систематизировать такие понятия,...

Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов) iconПрограмма элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания»
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу экзамена в формате егэ, и рассчитана...

Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов) iconРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта...

Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов) iconПрограмма элективного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена неблагоприятной экологической обстановкой в стране в целом и в нашем регионе...

Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов) iconРабочая программа элективного курса по физике практикум по физике....
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 июля 2005г. №03-1263 о примерных программах по учебным предметам Федерального базисного...

Программа элективного курса «Механика. Силы в природе» (16 часов) iconЭлективный курс предпрофильной подготовки Пояснительная записка Программа...
Программа элективного курса «Текстовые задачи» предназначена для учащихся 9 класса



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск