Физика, 10 класс Март 2013






Скачать 197.7 Kb.
НазваниеФизика, 10 класс Март 2013
Дата публикации23.10.2013
Размер197.7 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Физика > Документы

Физика, 10 класс

Март 2013


Диагностика по физике проводилась в марте 2013 года в 10 классах с целью определения уровня усвоения учащимися предметного содержания курса физики по программе старшей школы, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, и диагностики сформированности общеучебных умений.

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

Характеристика инструментария

Проверочные материалы включали основные элементы содержания курса физики основной школы и изученный к моменту проверки материал старшей школы. Количество заданий в тесте по разным разделам приблизительно пропорционально содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе 10 класса на момент проверки: 9-10 заданий по механике, 4 задания по молекулярной физике и термодинамике и 0-1 задание по электродинамике. Диагностическая работа ориентирована на проверку сформированности:

  • знания и понимания смысла основных физических понятий и величин (относительность движения, путь и перемещение, скорость и ускорение, свободное падение, сила, импульс тела, модели строения веществ, тепловое движение молекул, взаимодействие частиц вещества, давление газа, работа в термодинамике);

  • знания и понимания смысла основных физических законов (I, II и III законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии, первый закон термодинамики);

  • умения описывать и объяснять физические явления (равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания, диффузия, броуновское движение, изменение агрегатных состояний вещества, изопроцессы);

  • умения применять полученные знания для решения физических задач на одну или две формулы из одного раздела физики.


На предметном содержании школьного курса физики оценивались также такие метапредметные результаты и универсальные учебные действия, как знания методологии науки и умения работать с информацией.

В контрольные измерительные материалы были включены задания, проверяющие сформированность следующих методологических знаний и экспериментальных умений:

  • формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;

  • конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;

  • проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.


От 30 до 40% заданий в тесте содержали графики, таблицы, схематические рисунки, что позволило оценить сформированность умения работать и преобразовывать информацию, представленную в различной форме.

Ряд заданий, построенных на практико-ориентированном контексте, проверяли способность применять учебные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В тесте были представлены задания базового и повышенного уровней сложности (10 и 4 заданий соответственно). Задания повышенного уровня сложности проверяли понимание физических законов, умение решать расчетные задачи и анализировать физические процессы.

Все комплекты тестов состояли из 4-х вариантов. Каждый вариант диагностической работы - из 16 заданий: 13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 3-х заданий с кратким ответом. Время выполнения теста – 45 минут.

Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 16 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале.

Шкала выставления оценок за тест в соответствии с диапазоном тестовых баллов:

Оценка по пятибалльной шкале


«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный тестовый балл

Меньше 7

7-10

11-13

14-16
^

Результаты выполнения диагностической работы


Диагностическую работу по физике выполняли 7494 обучающихся 10-х классов (417 классов) из 381 общеобразовательного учреждения Москвы. В компьютерной форме работу выполняли 289 десятиклассников.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1


Максимум в распределении приходится на 9-12 баллов (43% тестировавшихся выполнили от 9 до 12 заданий). Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 7 заданий), составляет 17%. При этом 6% десятиклассников получили не более 4-х баллов («абсолютное незнание»). 13% учащихся продемонстрировали отличный уровень подготовки по физике (набрали от 14 до 16 баллов), из них 130 десятиклассников (1,7% от числа тестировавшихся) выполнили правильно все 16 заданий.

В таблице 1 и диаграмме 2 показано распределение оценок, полученных за выполнение диагностической работы по физике учащимися 10-х классов в марте 2013 года и школьных оценок за последнюю промежуточную аттестацию.


Таблица 1

Оценка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Распределение оценок за выполнение теста

17%

41 %

29%

13%

Доля учащихся, имеющих школьную оценку (по результатам промежуточной аттестации)




37%

46%

17%


Диаграмма 2



Как видно из таблицы 1 и диаграммы 2, 63% десятиклассников по результатам школьной аттестации имеют оценки «4» и «5». Подтвердили школьные оценки 42% учащихся. Расхождение между школьной оценкой и результатами теста в 2 балла составляет 11% (учащиеся, успевающие в школе на «4» и «5», получили за выполнение теста «2» и «3»), что свидетельствует о завышении учителями оценок по физике.

По дополнительно проведённым исследованиям установлено, что 12% классов, участвовавших в тестировании, показали низкие результаты («2» получили более 40% учащихся), и 24% классов – высокие результаты (процент выполнения выше среднего на 10%).

^

Результаты выполнения диагностической работы


На диаграмме 3 показана структура знаний десятиклассников по физике, а в приведенной ниже таблице 3 представлены средние результаты выполнения заданий по проверяемым элементам содержания.

Диаграмма 3



Таблица 3

Код

Контролируемые элементы содержания

Средний процент выполнения

01.01.01

Механическое движение и его виды

81%

01.01.02

Относительность механического движения

68%

01.01.04

Ускорение

71%

01.01.06

Прямолинейное равноускоренное движение

68%

01.01.07

Свободное падение (ускорение свободного падения)

67%

01.02.01

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

71%

01.02.07

Второй закон Ньютона

29%

01.02.08

Третий закон Ньютона

64%

01.02.09

Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли

49%

01.02.12

Сила упругости. Закон Гука

67%

01.04.01

Импульс тела

42%

01.04.03

Закон сохранения импульса

36%

01.04.09

Закон сохранения механической энергии

28%

01.05.03

Период колебаний

57%

01.05.05

Свободные колебания (математический и пружинный маятники)

50%

02.01.01

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

69%

02.01.02

Тепловое движение атомов и молекул вещества

45%

02.01.03

Броуновское движение

76%

02.01.04

Диффузия

74%

02.01.05

Взаимодействие частиц вещества

71%

02.01.07

Связь между давлением и средней кинетической энергией теплового движения молекул идеального газа

58%

02.01.09

Связь температуры газа со средней кинетической энергией его частиц

81%

02.01.11

Давление газа. Уравнение Клапейрона-Менделеева

41%

02.01.12

Изопроцессы: изотермический, изохорный, изобарный, адиабатный

70%

02.01.16

Изменение агрегатных состояний вещества: плавление и кристаллизация

70%

02.02.05

Работа в термодинамике

73%

02.02.07

Первый закон термодинамики

66%

06.01.02

Физический эксперимент

77%

06.01.31

Измерение физических величин. Международная система единиц

85%

06.02.01

Физические явления в природе и технике

77%

Среднее:

61%


В среднем выполнение теста составило 61%.

Учащиеся 10 классов продемонстрировали уверенное владение следующими знаниями и умениями (выполнение заданий базового уровня сложности не менее 65%, повышенного 50%):

  • описание механического движения, относительности механического движения;

  • чтение и понимание графиков зависимости скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении;

  • описание свободного падения тела;

  • знание и понимание первого закона Ньютона и закона Гука;

  • знание моделей строения газов, жидкостей и твердых тел, взаимодействия частиц вещества, понимание процессов диффузии, броуновского движения, изменения агрегатных состояний вещества;

  • понимание связи между абсолютной температурой и средней кинетической энергией поступательного движения молекул;

  • знание изопроцессов в газах;

  • работа газа в термодинамике, первый закон термодинамики;

  • методологические знания (измерение физических величин, выбор оборудования исходя из целей эксперимента, анализ опытов и экспериментальных исследований).



Сравнение результатов диагностического тестирования десятиклассников с результатами тестирования учащихся 11-х классов в сентябре-октябре прошлого учебного года показывает в основном стабильный уровень выполнения одних и тех же заданий (различие не более 5%) по следующим темам:

- равноускоренное движение - 64% (65%);

- взаимодействия частиц вещества - 58% (60%);

- понимание процессов диффузии - 76% (79%);

- связи между абсолютной температурой и средней кинетической энергией поступательного движения молекул – 85% (80%).

Существенно улучшились результаты только по одной теме, изучаемой в 10 классе: давление газа, уравнение Клапейрона-Менделеева – 67% (54%).

Значительно (на 17%) выросли результаты выполнения методологических заданий на выбор оборудования для проведения эксперимента на примере математических или пружинных маятников по сравнению с результатами десятиклассников в сентябре-октябре 2011 года.

Анализ проблемных заданий
Рассмотрим некоторые из заданий, которые вызвали затруднения у школьников.

Надо отметить, что учащиеся достаточно успешно работают с информацией, заданной в виде графиков или схематических рисунков, переводя информацию из одной знаковой системы в другую. В частности, задания на чтение графиков зависимости скорости от времени выполнены большинством тестировавшихся (более 70%). Однако с заданиями на анализ и интерпретации данных графика зависимости силы от времени справляются только десятиклассники, имеющие высокий уровень подготовки по физике (пример 1), что свидетельствует о недостаточно отработанном понимании второго закона Ньютона.

Пример 1.

На рисунке представлен график зависимости проекции единственной силы, действующей в инерциальной системе отсчета на прямолинейно движущееся тело, от времени. В какие промежутки времени скорость тела возрастала, если начальная скорость тела равна нулю?


1)

только в интервале 0 – 2 с – (67%)

2)

в интервале 0 – 5 с - (22% - правильный ответ)

3)

только в интервале 4 – 5 с – (4%)

4)

только в интервале 2 – 4 с – (7%)


Традиционно школьники испытывают затруднения, связанные с математическим анализом формул, независимо от того, какой элемент содержания проверяется. Так, примерно одинаково низкий (50%) процент выполнения имели задания и на анализ формулы закона всемирного тяготения (пример 2), и на анализ формулы закона Клапейрона-Менделеева (пример 3), и на анализ формулы периода колебаний математического маятника.

Пример 2.

Два маленьких шарика массой m каждый находятся на расстоянии r друг от друга и притягиваются с силой F. Какова сила гравитационного притяжения двух других шариков, если масса одного 3m, масса другого , а расстояние между их центрами 3r?


1)

- (14%)

2)

(50%- правильный ответ)

3)

3 F (18%)

4)

9 F (18%)



Пример 3.
Как изменится давление идеального газа при увеличении абсолютной температуры в 2 раза и уменьшении объема в 2 раза? (Масса газа не изменяется.)


1)

увеличится в 4 раза – (50% - правильный ответ)

2)

уменьшится в 4 раза – (10%)

3)

не изменится – (29%)

4)

увеличится в 2 раза – (11%)


Одним из важнейших примеров равномерного движения тела по окружности, рассматриваемого традиционно во всех учебниках физики, является движение по круговым орбитам искусственных спутников Земли. В диагностическое тестирование были включены задания на установление связи между модулем скорости спутника и радиусом круговой орбиты (пример 4). Несмотря на традиционность рассматриваемой ситуации и на огромное количество компьютерных анимаций по данной задаче, процент выполнения задания составил всего 46%.

Пример 4.

Два спутника движутся по круговым орбитам радиусами и со скоростями и , причем . Какое соотношение справедливо в этом случае для радиусов орбит?


1)

- (23%)

2)

- (4% - правильный ответ)

3)

- (6%)

4)

нельзя сказать, так как оно зависит от масс спутников – (25%)


В последние годы в диагностические тестирования вводятся задания с кратким ответом на анализ физических процессов. Контекст задания, как правило, имеет практическую ориентацию и часто связан с примерами из повседневной жизни или с описанием известных природных явлений. Уровень выполнения этих заданий остается крайне низким, что свидетельствует о том, что у школьников отсутствует умение интегрировать знания по физике в реальную жизнь.

Так, например, учащиеся успешно справились с анализом абстрактных графиков изопроцессов (пример 5), но анализ реальной ситуации, когда воздушный шарик выносят из теплого помещения на холод (пример 6), или когда из шарика выпускают часть воздуха, вызвал затруднения у большей части школьников.
Пример 5.

На каком рисунке изображён график изохорного процесса?

Масса газа не изменяется.


1)



2)



3)



4)




Правильный ответ 4 выбрали 67% учащихся.

Пример 6.

В прохладную погоду завязанный надутый резиновый шарик вывешивают из теплого помещения через открытое окно на улицу. Как при этом будут изменяться объем шарика и давление воздуха внутри шарика?

Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения:


1)

увеличивается

2)

уменьшается

3)

не изменяется


Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.


Объем

Давление








Правильный ответ: 23 – указали только 13% тестировавшихся учащихся.

Из анализа ответов, данных учащимися на это задание, следует, что 65% понимают, что при понижении температуры объем газа уменьшается, 13% считают, что объем увеличивается, а 19% - уменьшается. Понимают, что давление газа внутри шарика и внешнее давление в комнате и на улице должно быть одинаковым только 20% десятиклассников, 45% считают, что на улице давление ниже, а 29% - выше.

Трудности испытывают десятиклассники и при решении качественных задач на закон сохранения импульса (пример 7).

Пример 7.

С лодки, движущейся равномерно и прямолинейно по реке, бросают камень противоположно направлению движения лодки. Скорость лодки при этом


1)

не изменяется – (25%)

2)

увеличивается – (52% - правильный ответ)

3)

уменьшается – (15%)

4)

может увеличиться или уменьшиться в зависимости от скорости течения реки – (8%)


Из года в год в диагностическое тестирование включаются задачи на применение закона сохранения механической энергии. Изучение закона сохранения энергии красной нитью проходит через весь школьный курс физики. Пример на превращение и сохранение механической энергии при гармонических колебаниях маятника рассматривается во всех учебниках и задачниках по физике. Тем не менее, только треть учащихся справились с этой задачей (пример 8).

Пример 8.

В некоторый момент времени кинетическая энергия математического маятника равна 10 Дж, потенциальная энергия равна 15 Дж. Масса груза, подвешенного на нити, равна 2 кг. С какой скоростью груз проходит положение равновесия? Примите .

Правильный ответ: 5 м/с указали 33% учащихся, 35% не дали никакого ответа..

Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные отметки на тестировании


Категории участников тестирования

Описание уровня подготовки по русскому языку категорий участников тестирования

Отметка «5».

(14-16 баллов)

Учащихся этой категории – 13%.

Средний процент выполнения заданий – 91 %.

Учащиеся продемонстрировали владение всеми контролируемыми элементами содержания на достаточно высоком уровне (выполнение заданий от 78 до 98%), за исключением задания 15 на анализ физического процесса (процент выполнения 55%).

Для этой категории учащихся важно усилить работу по формированию умения приводить примеры практического использования физических знаний, использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Отметка «4»

(11-13 баллов).

Учащихся этой категории – 29 %.

Средний процент выполнения заданий – более 74 %.

Учащиеся продемонстрировали хороший уровень владения контролируемыми элементами содержания (процент выполнения выше 65%), за исключением заданий, контролирующих:

  • умение анализировать формулы закона всемирного тяготения и равномерного движения по окружности;

  • понимание второго закона Ньютона и графика зависимости силы от времени;

  • применение закона сохранения импульса;

  • умение решать расчетные задачи на закон сохранения механической энергии;

анализировать примеры на применение физических знаний для процессов из практической деятельности.

Отметка «3»

(7-10 баллов).

Учащихся этой категории – 41%.

Средний процент выполнения заданий –54 %.

Учащиеся показали удовлетворительный уровень подготовки (процент выполнения выше 65%) при выполнении некоторых заданий на следующие элементы содержания и виды деятельности:

  • понимание видов механического движения и относительности механического движения, знание таких физических величин, как путь, перемещение, скорость и ускорение;

  • чтение графиков зависимости скорости от времени;

  • знание процессов диффузии и броуновского движения, понимание связи между температурой и средней кинетической энергией поступательного движения молекул;

  • основы методологических знаний и экспериментальных умений (умение проанализировать простейшие экспериментальные наблюдения, подобрать оборудование, исходя из целей эксперимента)

Отметка «2»

( меньше 7 баллов).

Процент учащихся этой категории –17%.

Средний процент выполнения заданий – 30 %.

У учащихся, получивших за тест неудовлетворительную оценку, полностью отсутствуют усвоенные контролируемые элементы содержания (не выявлены задания базового уровня, для которых процент выполнения оказался выше 65%.)



Выводы

1. Результаты выполнения диагностической работы показывают, что основные компоненты содержания образования по физике на базовом уровне освоены большинством учащихся (83% тестировавшихся овладели необходимыми знаниями и умениями). В среднем выполнение теста составило 61%. Доля учащихся, получивших за тест «неудовлетворительно», составляет 17%.

2. По сравнению с результатами диагностических тестирований прошлых лет наблюдается рост процента выполнения заданий, проверяющих сформированность основ методологических знаний и экспериментальных умений. Изменения по сравнению с другими годами в результативности большинства заданий на освоение основных элементов содержания незначительные.

3. На основании результатов тестирования выявлены задания, вызывающие затруднения у большинства учащихся:

  • затруднения, связанные с математическим анализом формул, независимо от того, какой элемент содержания проверяется;

  • затруднения при анализе и интерпретации данных графика зависимости силы от времени;

  • выполнение заданий на установление связи между модулем скорости спутника и радиусом круговой орбиты;

  • выполнение заданий, имеющих практическую ориентацию и связанных с примерами из повседневной жизни (в том числе, на применение закона сохранения импульса);

  • решение расчетных задач на закон сохранения механической энергии.

4. Учащиеся, получившие по результатам тестирования отметку «отлично», продемонстрировали владение всеми контролируемыми элементами содержания на достаточно высоком уровне (средний процент выполнения заданий составляет более 90%). У учащихся, получивших за тест неудовлетворительную оценку, полностью отсутствуют усвоенные контролируемые элементы содержания.

Рекомендации

1. Необходимо усилить внимание на формирование более глубокого понимания основополагающих законов сохранения, изучаемых в школьном курсе физики, – закона сохранения импульса и закона сохранения механической энергии.

2. В последние годы в диагностических тестированиях наблюдается расширение спектра заданий, направленных на проверку сформированности методологических знаний и экспериментальных умений. Это нацеливает учителя физики на то, чтобы в ходе обучения физике как можно более широко использовались лабораторные работы, практические задания и ученические опыты. Необходимо использовать методику, при которой демонстрационный и фронтальный эксперимент выполняют не иллюстративную функцию к изучаемому материалу, а являются полноправной частью содержания образования и требуют применения исследовательских методов в обучении.

3. При изучении школьного курса физики необходимо системно использовать задания, базирующиеся на контексте реальных жизненных ситуаций, чтобы сформировать у учащихся опыт переноса и применения предметных знаний и умений в практическую деятельность и повседневную жизнь.

4. В ходе обучения физике необходимо как можно более широко использовать задания, способствующих формированию умения представлять, применять и преобразовывать информацию в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Физика, 10 класс Март 2013 iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...

Физика, 10 класс Март 2013 iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...

Физика, 10 класс Март 2013 iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...

Физика, 10 класс Март 2013 iconМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "
Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина

Физика, 10 класс Март 2013 icon«Мама и дочка» Конкурсная программа для учащихся 1 – 4 классов на 8 марта. 2013г. Ведущая
Ведущая. Добрый день, дорогие друзья! Вот и пришла весна, вот и наступил март а март — это песня! а март — это сказка! а март — это...

Физика, 10 класс Март 2013 iconМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10 и...

Физика, 10 класс Март 2013 iconКомплекты (умк) по физике Касьянова В. А. для профильного и базового...
«Физика. 10 класс (профильный уровень)», «Физика. 11 класс (профильный уровень)» написаны в соответствии с авторской программой среднего...

Физика, 10 класс Март 2013 iconУчебники (автор, изд., год) методические пособия (автор, изд., год)...
Е. В. Рыбаков «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» 2012, Просвещение

Физика, 10 класс Март 2013 iconИгряшова И. В., методист кафедры естественнонаучных дисциплин Учебно-методический...
«Физика. 10 класс (базовый уровень)», «Физика. 11 класс (базовый уровень)» написаны в соответствии с авторской программой среднего...

Физика, 10 класс Март 2013 iconОбществознание, 10 класс Март 2013
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск